программа курса всеобщая история 10-11 класс
рабочая программа по истории на тему
данная программа ориентированна на старшую школу на базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 47.83 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_1.docx | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории;
Историческое образование в полной средней школе способствует углублению и систематизации знаний о прошлом человечества, полученных в 5—9 классах. Особенность курса истории, изучаемого в полной средней школе на базовом уровне, состоит в том, что его изучение является обязательным независимо от профильных задач образования и целей довузовской подготовки учащихся.
Рабочая программа «История» позволяет дать обучающимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у обучающихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование приобретает особую роль в процессе социализации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося общества. Обеспечивается возможность определения обучающимися собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, осознанного выбора собственных действий в тех или иных ситуациях.
Основной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир. Это позволит им в дальнейшем включиться в динамичное, инновационно-развивающееся общество не только в качестве потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От качества усвоенных знаний, умений и навыков, диктуемых современной действительностью, напрямую зависит не только конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, но и ее будущее. В соответствии с этим к числу концептуальных и методологических основ исторического образования в школе можно отнести:
-овладение учащимися знаниями о закономерностях развития человеческого общества в целом;
- развитие способностей учащихся осмысливать исторические процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
-формирование у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным, и уникальности каждой личности,
раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
-знакомство учащихся с различными концепциями исторического развития;
-противодействие попыткам исказить историческое прошлое в угоду политической конъюнктуре. В связи с вышеизложенным особое внимание следует уделить принципам отбора содержания учебного материала по истории.
В условиях информационной открытости, радикального обновления информации, доступности массовых источников для изучения исторического прошлого следует четко определить те критерии, по которым из этого массива данных будет вычленяться то, что должно составлять основу обучения и воспитания учащихся.
Такими принципами отбора могли быть следующие основные подходы:
- описание лишь тех событий и явлений, которые оказали наиболее важное воздействие на развитие мира и России;
-учет возрастных особенностей, знаний и умений, социального опыта учащихся;
-исключение из текстов учебников материалов, не являющихся точными с точки зрения фактов, носящих характер сенсации или прямого опровержения прежде известных фактов и событий.
В старшей школе в основу принципов отбора содержания должен быть положен проблемно-хронологический принцип. Определение ключевых процессов, явлений, фактов мировой истории должно быть сконцентрировано в контексте всемирно-исторического процесса в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание должно быть уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в мире, так и в России.
Поэтому особое внимание следует уделить не только политической, но и социальной истории, обращение к которой способно воспитать личность, сознающую объективную необходимость самоограничения и деятельного участия в общественной жизни во имя выживания и развития гражданской нации, к которой принадлежит.
Таким образом, изучение истории в полной средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, существующих в современном мире;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом развитии;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, опоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Программа базового уровня исторического образования в полной средней школе ориентирована на изучение истории Древнейших времен до середины XIX века.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования в полной средней школе реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и Всеобщей истории».
В 10 классе предполагается изучение истории с древнейшим времен до середины XIX в. Подобный выбор хронологических рамок курсов определяется принципом актуализации учебного материала, необходимостью более подробного изучения истории данного периода.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
• формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени среднего (полного) общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме 34 часов, по 1 часа в неделю; в 11 классе в общем объеме 34 часов, по 1 часа в неделю.
VI. Личностные, метапредметныеи предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
VI. Содержание учебного предмета «История»
10 КЛАСС
(34 часов)
Тема 1: История как наука (2 ч)
История в системе гуманитарных наук.
Основные концепции исторического развития человечества. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Тема 2: Древнейшая история человечества (4 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Родоплеменные отношения.
Тема 3: Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания.
Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Сословно-корпоративный строй в европейском обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений.
Образование централизованных государств.
Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо - буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Тема 4: Новое время: эпоха модернизации (10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации.
Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация.
Эпоха Возрождения и Реформации. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв.
Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и революционное рабочее движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.
Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени.
Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
11 класс
(34 часа)
Раздел 1: МИР НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.
(21 ч)
Тема 1: Мир в индустриальную эпоху (7 часов)
Основные направления научно-технического прогресса. Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в.
Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния».
Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества.
«Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Протестные формы общественных движений.
Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни.
Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.
Тоталитаризм и авторитаризм Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Основные этапы развития системы международных отношений до середины ХХ вв.
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.
Тема 2: МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1918-1945 гг. (14 часов)
Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Раздел 2. Человечество на этапе перехода к информационному обществу
(8 часов).
Тема 3: Человечество на рубеже новой эры.
(8 часов)
Информационная революция конца ХХ в Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития.. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз.
Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм.
Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хайте-ка. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
V. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу
Литература
Загладин Н.В. Всемирная история: ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных заведений.- 7-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005.
Загладин Н.В. Симония Н.А .Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса общеобразовательных заведений.- 2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.
Алексеев В.П. История первобытного общества /В.П. Алексеев, А.И. Першиц. — М., 2002.
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А. Барг. — М., 1987.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. — М., 1987.
Брандт М.Ю. Введение в историю / М.Ю. Брандт, Л.М. Ляшенко. — М., 1994.
Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. / Ф. Бродель. - М., 1991. — Т. 3.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов / В.П. Буданова. — М., 1990.
Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М., 1990.
Гачев Г. Ментальности народов мира / Г. Гачев. — М., 2003.
Греков И. Б. Золотая Орда и ее падение / И.Б. Греков, А.Ю. Якубовский. — М., 1998.
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» /А.Я. Гуревич. — М.. 1993.
Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков /Е.В. Гутнова. — М., 1985.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. — М., 1995.
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII–XX в.) / Р. Зидер. — М., 1997.
История Европы. — М., 1996.
История Европы с древнейших времен до наших дней. — М., 1990—2004. — Т. 1–8.
История крестьянства в Европе. — М., 1986–1987. — Т. 1–3.
История ментальностей, историческая антропология. — М., 1996.
Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. — М., 2001.
Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. — М., 1988.
Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации / Г.Н. Матюшин. — М., 1992.
Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1987. — Т. 1–2.
Преображенский А. А. История открывает тайны /А.А. Преображенский. — М., 1991.
Ранов В. А. Древнейшие страницы истории человечества / В.А. Ранов. — М., 1989.
Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций /А.И. Уткин. — М., 2000.
Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. — М., 2001.
Энциклопедия искусства XX века. — М., 2002.
Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997.
Яковец Ю.В. История цивилизаций / Ю.В Яковец. — М., 1995.
Оснащенность учебной деятельности
Пособия для учителя:
- Федеральный компонент государственного стандарта – 2004 г.
- Федеральный базисный учебный план.
- Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования: Методичекое пособие для учителя / И.М. Фокеева. – Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2003;
- Современный словарь по общественным наукам. / под общ. Редакцией О.Г. Данильяна, Н.И.Панова. – М.: изд. Эксмо, 2005.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Дополнительная литература:
- Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. – М.: Просвещение, 1990.
- Мифтахов Б.М. История и культура родного края. – Казань: Магариф, 1994.
- Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. – Казань: Магариф, 2005.
- Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.
- Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.
- Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.
- Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001
- Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.
- Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.
- Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.
- История России. 1861- 1917. M. 1996.
- История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.
- История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.
- История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.
- Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.
- Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997.
- Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6.
- Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.
- Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.
- Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.
- Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.
- Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.
- Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.
- Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 1993.
Настенные карты:
- Европа в XIV-XV вв.
- Европа в начале Нового времени.
- Важнейшие географические открытие и колониальные захваты в XV - середина XVII веков.
- Европа с 1799 - 1815 гг.
- Европа в XIV – XV веках.
- Война за независимость и образование США (1775 - 1783 гг.)
- Франция в период буржуазной революции ( 1789 – 1794). Европа в период директории.
Литература для учащихся.
- Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2003.
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.
- Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.
- Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
- История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.
- Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
- Россия. Энциклопедический справочник. M. 1998.
- Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.
- Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2003.
- Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.
Технические средства:
1. Проектор
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
4. Аудиоколонки колонки.
Предварительный просмотр:
Контроль
№ | Тема | Вид контроля | Дата |
1 | Древневосточные цивилизации | Тестирование | |
2 | Меняющийся облик мира. | Тестирование | |
3 | Буржуазная революция в Англии | Самостоятельная работа | |
4 | Наполеоновские войны | Тестирование | |
5 | Реакция и революции в Европе 1820- 1840-х гг. | Семинар | |
6 | Восток в XV -XVIII вв.: от экспансии - к зависимости. | Семинар | |
7 | Урок итогового повторения | Тест |
Тематическое планирование по Всеобщей истории 10 класс (34 часа)
№ п/п | Содержание ( раздел, тема) | Кол-во часов | Ожидаемые результаты | Возможные виды / направления/ деятельности | Способ проверки результатов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | История в системе гуманитарных наук | 2 | Знать: называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, называть хронологические их рамки. Уметь: объяснять особенности познания прошлого; характеризовать теории исторического развития, выявлять положительные и негативные стороны марксистской концепции истории, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития | Индивидуальная. | Составление конспекта, участие в беседе. | ||
2 | У истоков рода человеческого. Неолитическая революция | 2 | Знать: этапы развития человечества; показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества; давать определение понятию «неолитическая революция». Уметь: характеризовать гипотезы происхождения человечества, выявлять их сильные и слабые стороны; проследить переход от присваивающего хозяйства к производящему; рассмотреть изменения в хозяйственной деятельности человека, связанные с неолитической революцией. | Фронтальная. | Решение познавательных задач | ||
3 | Древневосточные цивилизации | 1 | Знать: на карте регионы возникновения первых государственных образований. Уметь: характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности, участвовать в разработке группового мини-проекта по теме | Индивидуальная, групповая | Участвовать в разработке группового мини-проекта по теме, составление конспекта, участие в беседе. | ||
4 | Города-государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем. | 2 | Знать: излагать ключевые события эпохи Античности. Уметь: выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции; характеризовать варианты развития древнегреческого полиса; выявлять сходства и различия римского и афинского полисов; высказывать оценочные суждения о характере завоеваний А. Македонского | Индивидуальная | Составление схемы « Образование и распад державы А. Македонского. Тестирование | ||
5 | Закат Античной цивилизации | 1 | Знать: излагать ключевые события эпохи Античности. Уметь: выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции; характеризовать варианты развития древнегреческого полиса; | Групповая. | Рассмотрение ключевых вопросов темы, составление политического портрета деятелей эпохи | ||
6 | Духовное наследие древних обществ | 1 | Уметь: характеризовать древнейшие системы правовых нор, характеризовать религии (зороастризм, буддизм, конфуцианство, иудаизм) | Индивидуальная. Фронтальная. | Составление таблицы «новый этап духовной жизни». Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов темы | ||
7 | Раннее Средневековье. Расцвет и кризис европейского средневекового общества | 2 | Знать: события эпохи Средневековья. Уметь: проследить процесс формирования системы крупного землевладения; характеризовать положение зависимого населения, повинности населения; определять роль Христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной властей. | Фронтальная. | Участие в обсуждении вопросов темы | ||
8 | Экспансия ислама | 2 | Знать: в хронологической последовательности события, связанные с возникновением ислама; показывать на карте территорию расселения арабских племен. Уметь: выявлять причины возникновения ислама; понимать отличие мусульманской веры от других мировых религий; определить особенности государственного устройства Арабского халифата, участие в подготовке мини-проекта по теме | Фронтальная. Групповая. | Участие в обсуждении вопросов темы. Подготовка мини-проектов по теме | ||
9 | Меняющийся облик мира. Повторение | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная. | Участвовать в беседе по ключевым вопросам темы, в тестировании | ||
10 | Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки | 2 | Знать: на карте регионы, открытые в эпоху Великих географических открытий. Уметь: выявлять причины, побудившие европейцев искать новые морские пути в Индию; характеризовать доколумбовые цивилизации Америки; определять характер политики испанских завоеваний в Америке; выявлять особенности колонизации Северной Америки, участвовать в дискуссии по вопросу «Какие последствия для стран Запада имело создание колониальных империй и открытие новых морских торговых путей?» | Групповая. | Рассмотрение ключевых вопросов семинара, решение познавательных задач. Участие в дискуссии | ||
11 | Абсолютизм в Западной Европе. | 2 | Знать: определение понятию «абсолютизм». Уметь: определить характерные черты абсолютизма, выявлять предпосылки усиления центральной власти в странах Западной Европы; выявлять особенности абсолютизма в Англии и Франции, сравнивать пути становления абсолютизма в России, Англии и Франции. | Фронтальная. | Участие в обсуждении вопросов темы | ||
12 | Буржуазная революция в Англии | 1 | Знать: излагать в хронологической последовательности события английской буржуазной революции. Уметь: выявлять причины кризиса абсолютистского режима в Англии; определить значение в революционных событиях религиозных разногласий. | Индивидуальная. | Составление таблицы «Развитие Английской буржуазной революции». Самостоятельная работа | ||
13 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | 2 | Знать: мыслителей эпохи Просвещения. Уметь: характеризовать теории «естественного права» и «общественного договора»; характеризовать взгляды Вольтера, Руссо, Дидро; объяснять, почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции, определять особенности немецкого Просвещения | Фронтальная. Индивидуальная. | Участие в обсуждении вопросов темы. Составление таблицы «Политика просвещенного абсолютизма» | ||
14 | Война за независимость в Северной Америке | 1 | Знать: причины массовой эмиграции в Америку и ее последствия для развития английских колоний; объяснить, почему в колониях быстро развивалось ремесленное и мануфактурное производство; сформулировать причины противоречий между Великобританией и колониями; охарактеризовать итоги войны за независимость | Индивидуальная. | Участвовать в беседе по ключевым вопросам темы | ||
15 | Великая французская революция | 2 | Уметь: характеризовать исторические условия во Франции к концу XVIII в.; определить, с какой целью король созвал Генеральные штаты; выделить основные этапы Великой французской революции, дать им характеристику; определить значение «Декларации прав человека и гражданина»; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Директории, давать оценку политике якобинской диктатуры. | Индивидуальная | Участвовать в беседе по ключевым вопросам темы, заполнить таблицу «Причины революции во Франции» | ||
16 | Наполеоновские войны | 2 | Знать: определение понятий «континентальная блокада». Уметь: характеризовать государственное устройство и управление Францией по конституции 1799 г.; проследить процесс укрепления власти Наполеона, дать оценку политике Бонапарта, проводимой на присоединенных и зависимых от Франции территориях, выделить положительные и отрицательные стороны этой политики; дать оценку решениям Венского конгресса, определить, интересы каких государств они выражали | Групповая. Индивидуальная. | Заполнение таблицы «Завоевательная политика Наполеона». Составление политического портрета Наполеона. Тестирование | ||
17 | Реакция и революции в Европе 1820- 1840-х гг. | 2 | Знать: цели Священного союза, объяснить, почему Англия заняла особую позицию по отношению к Священному союзу, выявить его сильные и слабые стороны; Уметь: выявить причины и последствия революции 1848 г. во Франции, определить, поддержка каких слоев французского общества способствовала приходу к власти Луи Бонапарта; называть страны Европы, где вспыхнули революции в 1848 г., определить, какими процессами они были вызваны, на примере революционных событий в Австрийской империи проанализировать требования восставших, определить, какие насущные проблемы общественного развития они выражали. | Групповая. | Рассмотрение ключевых вопросов семинара | ||
18 | Промышленный переворот в Англии и его последствия | 2 | Знать: определение понятий «промышленный переворот», называть признаки промышленного переворота. Уметь: указывать особенности промышленного развития отдельных регионов Европы; характеризовать социальные последствия второй промышленной революции; характеризовать положение рабочего класса промышленных стран, выявить особенности рабочего движения Англии, Франции, Германии | Индивидуальная | Решение познавательных задач. Составление конспекта, заполнение таблицы «технический переворот и его последствия» | ||
19 | Индустриальные общества Европы и Америки во второй половине XIX в. | 1 | Знать: обстоятельства, препятствующие объединению Италии и Германии; выделить и охарактеризовать этапы объединения Италии; объяснять, почему Пруссия стала лидером в объединительном процессе германских земель; выявлять последствия франко-прусской войны для Франции и Германии; указывать причины и последствия гражданской войны в США, выявить факторы, которые определили победу в войне Севера. Уметь: оценить деятельность А. Линкольна; участвовать в разработке мини-проектов по теме | Индивидуальная. Групповая. | Заполнение таблицы «Военный фактор в объединении Германии». Составление мини-проектов по теме | ||
20 | Восток в XV -XVIII вв.: от экспансии - к зависимости. Колониальный раздел мира в XIX в. и его последствия | 2 | Знать: выделить этапы британского завоевания Индии; указать особенности развития Китая, определить специфику государственного устройства и религиозных верований в Китае; определить направления модернизационной политики Японии; называть и показывать на карте страны - митрополии, страны-полуколонии, страны- колонии. Уметь: участвовать в разработке мини-проектов по теме | Групповая. | Рассмотрение ключевых вопросов семинара. Решение познавательных задач. | ||
21 | Урок итогового повторения | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная | Тест |
Контроль
№ | Тема | Вид контроля | Дата |
1 | Первая мировая война и развитие стран Европы в начале 20 века | Тестирование | |
2 | Внешняя политика и международные отношения в 1920-1941 гг. | Тест | |
3 | Итоги и последствия второй мировой войны | Тест | |
4 | Культура первой половины 20 века | Самостоятельная работа | |
5 | Страны Европы и США в 40-90-е гг. | Самостоятельная работа | |
6 | Страны Азии, Африки, Латинской Америки в 40-90-е гг. | Тест | |
7 | Проблемы современной цивилизации | Тест | |
8 | Итоговое повторение курса | Тест |
Тематическое планирование по Всеобщей истории 11 класс (34 часа)
№ п/п | Содержание ( раздел, тема) | Кол-во часов | Ожидаемые результаты | Возможные виды / направления/ деятельности | Способ проверки результатов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел I. МИР НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. | |||||||
1 | Новые явления в развития капитализма | 1 | Знать: определения понятий: империализм, колония, метрополия, модернизация, индустриальное общество, вторая промышленная революция, экспансия. Уметь: раскрывать сущность процесса модернизации, характеризовать проявления модернизации в различных сферах европейского общества начала XX в.; сравнивать опыт модернизации в странах Европы и США; по результатам сравнения составлять синхронистическую таблицу, классифицировать страны по эшелонам капиталистического развития. Выявлять и аргументированно доказывать свою позицию по экономическому и социально-политическому развитию стран Европы и США | Индивидуальная. | Составление конспекта, участие в беседе, выполнение разноуровневых индивидуальных заданий | ||
2 | Традиционализм или модернизация? | 1 | Знать: определения понятий: метрополия, колония, модернизация, традиционализм, эшелонная модель модернизации, экспансия. Уметь: характеризовать изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй; раскрывать на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах, участие в дискуссии «Модернизация или традиционализм: за и против?» | Индивидуальная. Групповая. | Участие в дискуссии. Анализ документов по А) самостоятельно выбранным критериям; Б) по параметрам, предложенным учителем | ||
3 | Первая мировая война. Мировое урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. | 2 | Знать: определение понятий: территориальный раздел мира, империалистическая война, позиционная война, пацифизм, система коллективной безопасности, Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций; излагать события Первой мировой войны в хронологической последовательности. Уметь: выявлять основные противоречия между мировыми державами; выявлять причины вооруженных конфликтов в начале XX в.; на основе анализа учебного материала выявлять причины войны, излагать ход военных действий, определять последствия Первой мировой войны | Индивидуальная. Групповая | Заполнение хронологической таблицы «Первая мировая война», подготовка сообщения по теме. | ||
4 | Теория и практика общественного развития | 1 | Знать: суть общественно-политических течений: марксизма, ревизионизма, социал-демократии. Уметь: объяснять, почему созданная К. Марксом теория получила широкое распространение в XX в.; различать понятия: «марксизм как теория» и «марксизм как идеология»; на основе анализа документов выявить различия между реформистским и радикальным направлениями в рабочем движении | Фронтальная. Индивидуальная. | Участие в обсуждении вопросов темы. Составление конспекта темы урока. Анализ документов | ||
5 | Повторение | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная | Тестирование | ||
МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1918-1945 гг. | |||||||
6 | Социально-политическое развитие стран Европы и Америки | 1 | Знать: определение понятий: кейнсианство, политика «Нового курса»; излагать суть политических концепций: либерализм, социал-демократия, консерватизм. Уметь: на основе анализа документов и дополнительного материала составление сравнительной таблицы «Политические режимы индустриальных стран в первые десятилетия XX в.»; раскрывать суть теории Д. Кейнса, высказывать оценочное суждение об актуальности данной теории для современной России | Индивидуальная. Групповая. | Участие в обсуждении вопросов темы, подготовка сообщений о Ф. Рузвельте, Д. Кейнсе. Составление таблицы «Политические режимы индустриальных странв первые десятилетия XXв.».Анализ документов по темепо самостоятельно разработанным критериям | ||
7 | Фашизм в Италии и Германии | 2 | Знать: определение понятий: тоталитаризм, фашизм. Уметь: разъяснять причины подъема фашистского движения в Италии и Германии в 1920-1930-е гг.; разъяснять суть идеологии фашизма; сравнивать пути прихода к власти Муссолини и Гитлера; определять, чем они различаются, объяснять, почему тоталитарная идеология не нашла распространения в наиболее развитых индустриальных странах; проводить социологический опрос по теме «Распространение фашистских идей в современном мире» | Индивидуальная. Групповая. | Рассмотрение ключевых вопросов семинара. Составление мини-проектов по теме. Анализ документов по теме | ||
8 | Внешняя политика и международные Отношения в 1920-1941 гг. | 1 | Знать: причины Второй мировой войны. Уметь: раскрывать причины Второй мировой войны, определять, отличались ли они от причин Первой мировой войны; характеризовать дипломатические шаги Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Японии, Италии, определять, почему они не привели к предотвращению войны. | Индивидуальная. Групповая. | Составление конспекта. Анализ документов по самостоятельно разработанным критериям | ||
9 | Повторение | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная | Тестирование | ||
10 | Вторая мировая война | 2 | Знать: события Второй мировой войны в хронологической последовательности. Уметь: характеризовать обстановку накануне войны, выделять цели воюющих сторон; анализировать по заданным критериям периодизацию войны; характеризовать взаимоотношения стран антигитлеровской коалиции и тройственного союза; разъяснять различные точки зрения на вклад стран антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом, участвовать в разработке и презентации проекта по теме | Групповая. | Разработка и презентация проектов по теме | ||
11 | Итоги и последствия второй мировой войны | 1 | Знать: характеризовать итоги и последствия Второй мировой войны; определять, каким образом решались спорные вопросы послевоенного устройства мира; разъяснять, в чем расходились интересы союзников по антигитлеровской коалиции; называть, с какой целью и на каких принципах была создана ООН, определять, в чем ее отличие от Лиги Наций | Групповая. | Анализ документов по самостоятельно разработанным критериям | ||
12 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. | 1 | Знать: основные достижения мировой культуры в первой половине XX в. Уметь: выявлять важнейшие изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX в.; определять, какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли, участвовать в разработке и презентации проекта по теме | Групповая. | Разработка и презентация проектов по теме | ||
13 | Повторение | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная | Тестирование | ||
Раздел II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. - НАЧАЛЕ XXI в. | |||||||
14 | Холодная война | 1 | Знать: определение понятий: «холодная война», гонка вооружения, милитаризация экономики; излагать основные события «холодной войны» в хронологической последовательности. Уметь: разъяснять, на каких условиях велась «холодная война»; определять причины международных кризисов периода «холодной войны»; характеризовать события «холодной войны» | Индивидуальная. Групповая. | Составление конспекта, хронологической таблицы «Основные международные кризисы 1945-1962».Анализ документов по самостоятельно разработанным критериям | ||
15 | Экономические и структурные кризисы НТР в 40-90-е гг. XX в. | 1 | Знать: определение понятий: экономический кризис, НТР, «общество всеобщего благоденствия». Уметь: выявлять причины, сущность, последствия экономических кризисов, разъяснять взаимосвязь экономических кризисов и модели социально-экономического и политического развития | Индивидуальная. | Участие в обсуждении вопросов урока | ||
16 | Страны Европы и США в 40-90-е гг. | 2 | Знать: новые черты политического развития стран Европы и Америки. Уметь: характеризовать социально-политическое развитие стран; выявлять и анализировать новые черты в политическом развитии, высказывать оценочные суждения о перспективах развития стран Европы и Америки | Групповая. | Обсуждение ключевых вопросов темы. Составление таблицы «Страны Европы и США в 40-90-е гг.» по самостоятельно разработанным линиям сравнения | ||
17 | Страны Восточной Европы в 40-90-е гг. | 1 | Знать: новые черты политического и социально-экономического развития стран Восточной Европы в 40-90-е гг. Уметь: характеризовать социально-политическое развитие стран; выявлять и анализировать новые черты в политическом развитии, высказывать оценочные суждения о перспективах развития стран Восточной Европы | Групповая. | Обсуждение ключевых вопросов темы. Составление таблицы «Страны Восточной Европы в 40- 90-е гг.» по самостоятельно разработанным линиям сравнения | ||
18 | Страны Азии, Африки, Латинской Америки в 40-90-е гг. | 1 | Знать: ключевые события истории стран Азии, Африки, Латинской Америки. Уметь: выявлять этапы освобождения стран Азии и Африки; характеризовать данный процесс; разъяснять сущность проблем модернизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки, дискутировать по проблеме выбора освободившимися странами путей и моделей развития | Групповая. | Разработка и презентация проектов по теме | ||
19 | Повторение | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная | Тестирование | ||
20 | Становление информационного общества. Проблемы и перспективы | 1 | Знать: определение понятий: «постиндустриальное общество», «информационное общество». Уметь: характеризовать основные черты информационного общества, высказывать оценочные суждения о перспективах развития информационного общества, о том, какие возможности открывает оно человеку | Индивидуальная. | Участие в обсуждении вопросов семинара | ||
21 | Наука и культура во второй половине XX в. | 1 | Знать: основные достижения мировой культуры второй половины XX в. Уметь: выявлять важнейшие изменения в духовной жизни, культуре стран мира второй половины XX в.;- определять, какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли, участвовать в разработке и презентации проекта по теме | Групповая. | Разработка и презентация проектов по теме | ||
22 | Проблемы современной цивилизации | 2 | Знать: определение понятий: глобализация, глобальные проблемы современности. Уметь: характеризовать основные проблемы современности, прогнозировать пути решения глобальных проблем | Индивидуальная. | Участие в обсуждении вопросов семинара. Тестирование | ||
23 | Итоговый урок по курсу | 1 | Систематизация и обобщение материала | Индивидуальная | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса.УМК Ф. А. Михайловского :ФГОС ООО,
Рабочая программма по Всеобщей истории для 5 кл. на 2018 - 2019 гг. ФГОС. УМК Ф. А Михайловского...
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...
• Рабочая программа курса «Всеобщей история. История Нового времени» на 2018-2019 гг. для 7 кл. к учебнику О. В. Дмитриевой
Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса к учебнику О. В. Дмитриевой составлена на соснове ФГОС...
Рабочая программа курса "Всеобщая история. История России" 5-9 класс
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования, следующих авторски...
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 5-9 класс...
Программа и тематическое планирование курса "Всеобщая история" (5-9 классы)
Программа и тематическое планирование курса "Всеобщая история" (5-9 классы)...
Итоговая контрольная работа по курсу Всеобщей истории за 11 класс
Контрольная работа по курсу Всеобщей истории за 11 класс...