Технологическая карта урока истории в 5 классе "Древняя Финикия"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: история
Класс: 5
Автор учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Тема: Древняя Финикия
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Ф.И.О. учителя: Вологдина Наталья Леонидовна
Цель урока: Учащиеся должны определить вклад финикийцев в мировую культуру
Задачи:
Предметные:
- Раскрыть влияние природно-географического условий на формировании основных занятий жителей древних государств;
- оценить достижения и вклад финикийцев в культуру древних цивилизаций.
Метапредметные:
Развивать умения:
- работать с текстом;
- анализировать исторический источник;
- устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, делать выводы;
- самостоятельно определять тему урока ставить цели урока
Личностные:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию древних цивилизаций
Этапы урока | Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | Деятельность учителя | Деятельность ученика (УУД) | |
Организационно мотивационный (15 минут) 1.Актуализация Знаний Работа над понятийным аппаратом Работа с датами 2. Определение темы урока Постановка целей урока Проблемное задание | - Покажите на карте и объясните расположение Древнего Двуречья. -Назовите еще два названия Двуречья? -Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье? -Расскажите о самом могущественном царе Древнего Двуречья? (годы правления, роль в истории). -Законам Хаммурапи уже более 4 тысяч лет, как ученые могли узнать все подробности законов? - Как вавилонские судьи решали, виновен обвиняемый, если не было свидетелей преступления? -Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба – чужеземца? Дайте определение понятиям: шумеры клинопись «отец школы» Сыновья школы Человек с палкой Государство признаки государства Закон Зиккураты Жрецы ростовщик - Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса Третьего в Египте? На сколько лет раньше | - Что такое держава? Каким образом государство может превратиться державу? -Какие территории входили в Вавилонское царство? - Какой исторический памятник древности напоминает вам столб с законами Хаммурапи? (что такое палетка, какой царь изображен на палетке) - Что в них общего? -Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? -Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»? - Какие государства сейчас расположены на территории Египта и Двуречья? - Сделайте вывод по теме «Древнее Двуречье» - Определите о какой древней стране может идти речь? «Около 1500 года эта страна была завоевана Тутмосом Третьим и стала частью Египетского государства. Во времена Хаммурапи вошла в состав Вавилонского царства? - Известными городами этой страны были Тир, Библ и Сидон? О какой стране идет речь? - Сформулируйте тему урока (Древняя Финикия) -Определите цели урока? -Определите вклад финикийцев в мировую культуру | 1.Создание системы заданий на актуализацию знаний по теме: «Законы Хаммурапи» 2.Использование ИКТ (задание по карте) 3.Корректировка ответов учащихся 4. Интеграция с предметами: обществознание, география, математика 5. Организовывает работу учащихся с исторической картой 1.Создание системы заданий для определения учащимися темы и целей урока. 2. Интеграция с предметом «русский язык». 3.Корректировка ответов учащихся. 4.Использование ИКТ 5. Сообщение плана работы по достижению цели Постановка проблемного задания на урок | Познавательные Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают Формируемые: Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания устной форме; Структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные Осуществляемые: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Формируемые: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка Регулятивные Осуществляемые: постановка темы, целей и задач урока Формируемые: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
| |
2.Этап решения задач. Формирование УУД (20 минут) Работа с документом Работа с текстом учебника | - Пользуясь исторической картой объясните где расположена Древняя Финикия? - С какими странами граничила Финикия? ( на юге – с Израильским царством, на востоке и севере – с Сирией) - - Прочитайте стр. 75-76 (Финикийские колонии) и ответьте на вопросы: -Что такое колонии? -Что такое колонизация? -Зачем финикийцы основывали колонии? Какой город основали финикийцы в Северной Африке? -Как далеко плавали финикийцы на своих кораблях? | -Чем отличался образ жизни финикийцев по сравнению с египтянами и вавилонянами? -Сделайте вывод, какие занятия были характерны для финикийцев? - Ознакомьтесь с документом (Приложение №1) и сделайте вывод какие занятия были развиты в Древней Финикии? - Предположите что могли продавать и покупать древние финикийцы? -Прочитайте документ на стр. 76. О чем свидетельствует этот документ? - Прочитайте отрывки из древних легенд (Приложение №2) и предположите о чем идет речь? - Ознакомьтесь с документами (Приложение №3) и объясните как финикийцы изготавливали стекло и пурпурную краску? Что изобрели финикийцы? -Как вы думаете у финикийцев была письменность? -Посмотрите на экран и ответьте на вопрос «Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Египта и Двуречья»? (каждый знак соответствовал отдельному звуку и обозначал букву) Как эту письменность можно назвать? (алфавит) - Прочитайте стр. 76 (Древнейший алфавит) и ответьте на вопросы: - Сколько было букв в финикийском алфавите ? (22) -Почему финикийский алфавит сложен для нашего понимания? -Какой народ впервые заимствовал у финикийцев алфавит, изменил его? - В чем значение финикийского алфавита для мировой культуры? | 1.Использование технологии проблемного обучения. 2. Использование ИКТ 3.Корректировка ответов учащихся 4.Уточнение географических особенностей Финикии: -Финикия располагалась на узкой полоске земли между Средиземным морем и Ливанскими горами, покрытые могучими ливанскими кедрами -На территории Древней Финикии сейчас расположено государство – Ливан, столица - Бейрут | Познавательные Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают. Формируемые: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей Коммуникативные Осуществляемые слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Формируемые: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные Осуществляемые: Оценивают вклад финикийцев в миров-ую культуру Формируемые нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | |
3. Этап рефлексии (10минут) Инструктаж по домашнему заданию Выставление оценок | - Определите вклад финикийцев в мировую культуру. - Достигли ли мы целей урока? параграф 15 ( пересказ), )учить определения, задания и вопросы на стр. 76 - 77 | 1.Корректировка ответов учащихся 2.Проведение инструктажа по домашнему заданию 3.Выставление оценок | Регулятивные Осуществляемые Оценивают и выделяют, что, что узнали, что было интересно и в чем возникли затруднения Формируемые оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
Приложение №1
Задание. Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы:
-Какие занятия были развиты в Древней Финикии?
-Предположите что могли продавать и покупать древние финикийцы?
Занятия финикийцев:
1.Очень много людей занимается строительством кораблей. Финикийцы были одними из первых мореплавателей. Наряду с торговым кораблем они создали тип военного корабля с тараном в носовой части для пробивания бортов вражеских кораблей. Впервые финикийцы стали применять гребцов на кораблях, создав новый тип корабля – галеру, главным двигателем, который был не парус, а весла. К сожалению, в качестве гребцов использовали рабов, которых финикийцы не стеснялись захватывать в море. Так что они были первыми пиратами.
2.Финикийцы научились сушить рыбу и продавать ее в таком виде в неприморские части страны.
3. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из плодов этих деревьев – оливок (другое название – маслины) они выдавливали душистое масло.
4. В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков из дерева и слоновой кости.
Приложение №2
Задание. Ознакомьтесь с документом и предположите о каких изобретениях финикийцев идет речь?
Изобретения финикийцев:
- «Однажды какой -то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем -то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет»
- «Команда какого-то корабля, утверждает легенда, высадилась на берег реки в Сирии. Желая приготовить себе обед на огне, они не нашли больших камней, чтобы поставить на них горшок, и использовали для этой цели крупные куски селитры (каменная сода) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с окружающим песком и потекла струей жидкого стекла!»
Приложение №3.
Задание. Ознакомьтесь с документом и объясните каким образом финикийцы изготавливали стекло и пурпурную краску?
1.На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Финикийцы смешивали его с каменной содой, ракушками ( известь) и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых зеркалах из бронзы. Из маленьких стеклянных бусинок делали красивые украшения. Изготовление стекла и зеркал приносило большой доход и иностранцы, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они из песка добывают сокровища!”
2.Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории Учитель: Воробьева Т. А. МБОУ «СОШ № 12» г. Новомосковск Класс 5 Тема урока: «Древняя Финикия».
Открытый урок в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...