Рабочая программа по истории 2 курс СПО
рабочая программа по истории на тему

Савицкая Марианна Николаевна

Рабочая программа по дисциплине История, тематический план и содержание дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по истории 2 курс СПО56.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

Тверь

2014

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования

- социально-экономического профиля: 100116 «Парикмахерское искусство».

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Тверской промышленно-экономический колледж»

Разработчики:

М.Н. Савицкая, преподаватель первой квалификационной категории, ГБОУ СПО «ТПЭК»

Рассмотрена на заседании ЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол № __   от «__»_____2014г.

Председатель ЦК _______ В.А.Петелина

        »        20        г.

Утверждаю

зам. директора по УМР

«__»_________2014г                                                

________И.И. Жарова

        »        20        г.

                                       © ГБОУ СПО ТПЭК

                                       © Савицкая М.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности:  100116 «Парикмахерское искусство».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

работа над материалом учебника, составление конспектов

10

написание рефератов

10

выполнение индивидуальных заданий

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

1

Предмет и основное содержание дисциплины

Проблемы экономического, политического, общественного и культурного развития различных государств и регионов мира на рубеже XX – XXI веков. Распад СССР и международные последствия саморазрушения СССР. США – единственная сверхдержава мира. Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ. Экономический рост Китая. Расширение НАТО. Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии и конфликты в Таджикистане, Закавказье, Молдавии. Изменение международных позиций России

Раздел I

Россия и мир на рубеже XX-XXIвв

14

Тема 1.1

СССР в системе международных отношений. Окончание холодной войны. Распад социалистического лагеря. Распад СССР.

Содержание учебного материала

2

2

1

Советский Союз в последние десятилетия своего существования

Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и ее значение. Обострение советско-американских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Углубление кризиса в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Региональные конфликты»

«Афганская война»

«Отношения с соцстранами».

«»Распад СССР»

4

Практическое занятие № 1.

СССР в последние десятилетия своего существования.

2

Тема 1.2 Становление новой российской государственной системы. Политический кризис. Кризис осени 1993 г. Место России в международных отношениях

Содержание учебного материала

2

2

1

Начало кардинальных перемен

Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Политическое реформирование России: итоги и перспективы»

«Б.Н. Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи»

2

Практическое занятие № 2.

Начало кардинальных перемен.

2

Раздел II.

Евроатлантическая цивилизация на рубеже XX-XXI вв.

12

Тема 2.1. Страны Запада на рубеже XX-XXIвв. Интеграция в Европе и Северной Америке

Содержание учебного материала

2

1

1

Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков

ООН –  важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира.

НАТО, ОБСЕ, Североатлантическая ассамблея.

США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада.

Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе.

Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке.

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Основные этапы западноевропейской интеграции»

«ООН – история создания, структура, функции»

«НАТО –  военно-политическая организация Североатлантики»

2

Практическое занятие № 3.

Особенности развития стран Запада. Интеграционные процессы .

2

Тема 2.2. Страны Восточной Европы и государства СНГ

Содержание учебного материала

2

1

1

Страны Восточной Европы и государства СНГ

Восточная Европа во второй половине XX века. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ.

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Основные этапы западноевропейской интеграции»

«Революции в странах Восточной Европы»

«Государства СНГ в мировом сообществе»

2

Практическое занятие № 4. Особенности развития стран Восточной Европы. Государства СНГ в мировом сообществе.

2

Раздел III.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.

12

Тема 3.1 Китай и китайская модель развития. Япония и новые индустриальные страны

Содержание учебного материала

2

1

1

Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков

Внутренняя и внешняя политика КНР в 1970-х. «Большой скачок» и «культурная

революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика

современного Китая.

Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже

XX – XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань,

Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы.

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги»

«Внешняя политика современного Китая»

«Японское «экономическое чудо» и его истоки»

2

Практическое занятие № 5.

Особенности модернизации и выбор путей развития.

2

Тема3.2.

Развивающиеся страны Азии и Африки. Латинская Америка на рубеже XX-XXIвв

Содержание учебного материала

2

1

1

Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков

Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки

Освобождение от колониализма и выбор пути развития. Конфликты в странах Юга.

Итоги преобразований. Основные проблемы развивающихся стран Юга, их положение

 в современном мире.

Особенности экономического, политического и культурного развития Индии. Процесс модернизации. Особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм, его проявления в современном мире. Основные черты развития государств Центральной и Южной Африки.

Диктаторские режимы: опыт модернизации. Латиноамериканские страны на современном этапе развития. Интеграционные процессы в латинской Америке.

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Политическое развитие Индии во второй половине XX-XXI в.»

«Культурное развитие Индии во второй половине XX-XXI в.»

«Социально-экономическое развитие в Индии во второй половине XX-XXI в.»

«Исламская религия – доминирующий фактор общественной жизни»

2

Практическое занятие № 6.

Особенности развития и интеграционные процессы в странах Африки и Латинской Америки.

2

Раздел IV.

Россия и мир в начале XXI в.

12

Тема 4.1. Власть и гражданское общество. Экономика и социальная сфера.

Динамика культурной жизни

Содержание учебного материала

2

2

1

Россия в начале XXI в

Программа на будущее. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Особенности культурной жизни России начала XXI в. Обеспечение гражданского согласия и единства общества.

Практическое занятие № 7.

Россия в начале XXI в.

2

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«В.В. Путин: исторический портрет на фоне эпохи»

«Культура в начале XXI в.»

2

Тема 4.2. Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 21 веке

Содержание учебного материала

2

11

Россия в современном мире

Новая концепция внешней политики. Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Россия и страны ближнего зарубежья. Интеграционные процессы в политическом пространстве СНГ.

1

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Отношения России со странами СНГ»

«Отношения России с США»

2

Практическое занятие № 8.

Россия и мир на рубеже новой эры.

2

Раздел V. Ближневосточная проблема в международных отношениях.

7

Тема 5.1. Ближневосточный конфликт в международных отношениях

Содержание учебного материала

1

Ближневосточный конфликт: история и современность

Предыстория ближневосточного конфликта. Деятельность сионистских организаций.

Мандатная система и борьба арабских народов за суверенитет. Подмандатная Палестина и реализация «Декларации Бальфура».

Образование государства Израиль. Арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке. Арабо – израильские противоречия и палестинская проблема. Арабо – израильские войны в Ливане (1975 – 1989). Кэмп – Дэвидские соглашения и начало мирного процесса на Ближнем Востоке. Палестинская проблема на современном этапе.

2

1

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ о современном состоянии и перспективах урегулирования конфликта.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Россия и Государство Израиль: проблемы взаимоотношений в к. ХХ — н. XXI вв.»

«Россия и арабские страны на рубеже веков.»

«Арабо-израильский конфликт: история, динамика развития, современное состояние и перспективы урегулирования»

3

Практическое занятие № 9.

Ближневосточный конфликт: предпосылки, этапы и современное состояние.

2

Раздел VI. Мировая цивилизация: новые проблемы в н. XXIв

16

Тема 6.1. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления

Содержание учебного материала

1

Глобальные проблемы человечества

Политические глобальные проблемы человечества. Сущность и признаки глобальных проблем человечества. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн. Международный терроризм как глобальная проблема.

Социально-экономические и экологические глобальные проблемы. Проблема преодоления бедности и отсталости. Демографическая проблема. Социально-экономические аспекты продовольственной проблемы. Глобальные экологические проблемы.

2

2

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Экономические проблемы»

«Экологические проблемы»

«Геополитические проблемы»

«Социальные проблемы»

3

Практическое занятие № 10.

Кризис цивилизации.

2

Тема 6.2. Складывание новой системы международных отношений

Содержание учебного материала

1

Международное взаимодействие народов и государств в современном мире

Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий

Однополярный или многополюсный мир. Активизация сотрудничества  стран и регионализация как реакция на утверждение США в роли единственной сверхдержавы. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Новые субъекты международного общения. Перспективы становления нового миропорядка. Неравномерность развития стран Севера и Юга как причина возможных конфликтов. Проблема международного терроризма и пути борьбы с ним.

2

1

Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ о развитии международных отношениях 1945 - н. 2000-х гг.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Развитие международных отношений на современном этапе»

2

Практическое занятие № 11.

Особенности развития мирового сообщества в н. XXIв.

2

Тема 6.3.

Роль культуры и религии в сохране-нии и укреплении национальных и государственных традиций.

Религия и церковь.

Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

3

1

Дифференцированный зачет

2

Всего

77

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общественных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (25 обучающихся) ;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «История».

Технические средства обучения:

-компьютеры с лицензионным программным обеспечением;  

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Учебник в 2 ч. – 1-e изд. – М.: Академия, 2010.
  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. СПО. – 8-e изд., стер. – М.: Академия, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: учеб. пособие. – 1-e изд. – М.: Академия, 2010.
  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. СПО. – 13-e изд., стер. – М.: Академия, 2010.
  3. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010.
  4. Глебов И.Н. Международное право: учебник. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Загладин Н.В. Всеобщая история. – М.: Русское слово, 2010.
  6. Куда идет Россия / Сост.: С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков, С.Ю. Глазьев. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010.
  7. Маринченко А.В. Геополитика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  8. Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред. В.В.Полякова, Р.К.Щенина. – М.: КНОРУС, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.
  2. Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.
  3. Исторический портал: http://www.hrono.ru.
  4. Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
  5. Портал МИД России http://www.mid.ru.
  6. Портал Правительства России: http://government.ru
  7. Портал Президента России: http://kremlin.ru
  8. Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
  9. Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.  Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических работ, написании рефератов, сообщений.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной  аттестацией в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;

Оценка результатов практической работы.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальное домашнее задание).

Оценка результатов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Оценка устного и письменного опроса.

Оценка результатов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

рабочая программа по истории 10 класс-интегрированный курс

Программа рассчитана на 70  учебных часов.46 отводится на изучение истории России, 24 часа отводится на всеобщую историю. Определенной новизной предлагаемой програм­мы является интеграция кур...

рабочие программы по истории -11 классов (интегрированный курс для профильного обучения)

Интегрированный курс всеобщей истории и истории России дл учебников издательство Просвещение. Подготовлен с учетом требований институтов силовых структур для абитуриентов.  Авторы учебников А.А.У...

рабочие программы по истории для 10 класа (интегрированный курс для профильного обучения)

Интегрированный курс история  для 10-х классов профилиного обучения. Учебники издательства Просвещение....

Рабочая программа по истории 1-2 курс

Рабочая программа предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования...

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс базовый курс

Программа включает в себя вводный 10-часовой курс, содержит УМК и краткую характеристику курса....

Рабочая программа и КТП курса "История" 11 кл., база, 2 ч в неделю, учебники: "Новейшая история" Улунян,Сергеев,Коваль и "История России" Левандовский,Щетинин,Морозов

Рабочая программа и КТП курса "История" 11 класс, база, 2 ч в неделю, учебники: "Новейшая история" Улунян, Сергеев,Коваль и "История России" Левандовский,Щетинин,Морозов...