Рабочая программа по истории 2 курс СПО
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа по дисциплине История, тематический план и содержание дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по истории 2 курс СПО | 56.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Тверь
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
- социально-экономического профиля: 100116 «Парикмахерское искусство».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тверской промышленно-экономический колледж»
Разработчики:
М.Н. Савицкая, преподаватель первой квалификационной категории, ГБОУ СПО «ТПЭК»
Рассмотрена на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин Протокол № __ от «__»_____2014г. Председатель ЦК _______ В.А.Петелина » 20 г. | Утверждаю зам. директора по УМР «__»_________2014г ________И.И. Жарова » 20 г. |
© ГБОУ СПО ТПЭК
© Савицкая М.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 17 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 77 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
работа над материалом учебника, составление конспектов | 10 |
написание рефератов | 10 |
выполнение индивидуальных заданий | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Предмет и основное содержание дисциплины Проблемы экономического, политического, общественного и культурного развития различных государств и регионов мира на рубеже XX – XXI веков. Распад СССР и международные последствия саморазрушения СССР. США – единственная сверхдержава мира. Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ. Экономический рост Китая. Расширение НАТО. Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии и конфликты в Таджикистане, Закавказье, Молдавии. Изменение международных позиций России | ||||||
Раздел I Россия и мир на рубеже XX-XXIвв | 14 | ||||||
Тема 1.1 СССР в системе международных отношений. Окончание холодной войны. Распад социалистического лагеря. Распад СССР. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Советский Союз в последние десятилетия своего существования Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и ее значение. Обострение советско-американских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Углубление кризиса в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Региональные конфликты» «Афганская война» «Отношения с соцстранами». «»Распад СССР» | 4 | ||||||
Практическое занятие № 1. СССР в последние десятилетия своего существования. | 2 | ||||||
Тема 1.2 Становление новой российской государственной системы. Политический кризис. Кризис осени 1993 г. Место России в международных отношениях | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Начало кардинальных перемен Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Политическое реформирование России: итоги и перспективы» «Б.Н. Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 2. Начало кардинальных перемен. | 2 | ||||||
Раздел II. Евроатлантическая цивилизация на рубеже XX-XXI вв. | 12 | ||||||
Тема 2.1. Страны Запада на рубеже XX-XXIвв. Интеграция в Европе и Северной Америке | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира. НАТО, ОБСЕ, Североатлантическая ассамблея. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада. Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Основные этапы западноевропейской интеграции» «ООН – история создания, структура, функции» «НАТО – военно-политическая организация Североатлантики» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 3. Особенности развития стран Запада. Интеграционные процессы . | 2 | ||||||
Тема 2.2. Страны Восточной Европы и государства СНГ | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Страны Восточной Европы и государства СНГ Восточная Европа во второй половине XX века. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Основные этапы западноевропейской интеграции» «Революции в странах Восточной Европы» «Государства СНГ в мировом сообществе» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 4. Особенности развития стран Восточной Европы. Государства СНГ в мировом сообществе. | 2 | ||||||
Раздел III. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации. | 12 | ||||||
Тема 3.1 Китай и китайская модель развития. Япония и новые индустриальные страны | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков Внутренняя и внешняя политика КНР в 1970-х. «Большой скачок» и «культурная революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже XX – XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы. | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги» «Внешняя политика современного Китая» «Японское «экономическое чудо» и его истоки» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 5. Особенности модернизации и выбор путей развития. | 2 | ||||||
Тема3.2. Развивающиеся страны Азии и Африки. Латинская Америка на рубеже XX-XXIвв | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки Освобождение от колониализма и выбор пути развития. Конфликты в странах Юга. Итоги преобразований. Основные проблемы развивающихся стран Юга, их положение в современном мире. Особенности экономического, политического и культурного развития Индии. Процесс модернизации. Особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм, его проявления в современном мире. Основные черты развития государств Центральной и Южной Африки. Диктаторские режимы: опыт модернизации. Латиноамериканские страны на современном этапе развития. Интеграционные процессы в латинской Америке. | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Политическое развитие Индии во второй половине XX-XXI в.» «Культурное развитие Индии во второй половине XX-XXI в.» «Социально-экономическое развитие в Индии во второй половине XX-XXI в.» «Исламская религия – доминирующий фактор общественной жизни» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 6. Особенности развития и интеграционные процессы в странах Африки и Латинской Америки. | 2 | ||||||
Раздел IV. Россия и мир в начале XXI в. | 12 | ||||||
Тема 4.1. Власть и гражданское общество. Экономика и социальная сфера. Динамика культурной жизни | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Россия в начале XXI в Программа на будущее. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Особенности культурной жизни России начала XXI в. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. | ||||||
Практическое занятие № 7. Россия в начале XXI в. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «В.В. Путин: исторический портрет на фоне эпохи» «Культура в начале XXI в.» | 2 | ||||||
Тема 4.2. Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 21 веке | Содержание учебного материала | 2 | |||||
11 | Россия в современном мире Новая концепция внешней политики. Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Россия и страны ближнего зарубежья. Интеграционные процессы в политическом пространстве СНГ. | 1 | |||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Отношения России со странами СНГ» «Отношения России с США» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 8. Россия и мир на рубеже новой эры. | 2 | ||||||
Раздел V. Ближневосточная проблема в международных отношениях. | 7 | ||||||
Тема 5.1. Ближневосточный конфликт в международных отношениях | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Ближневосточный конфликт: история и современность Предыстория ближневосточного конфликта. Деятельность сионистских организаций. Мандатная система и борьба арабских народов за суверенитет. Подмандатная Палестина и реализация «Декларации Бальфура». Образование государства Израиль. Арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке. Арабо – израильские противоречия и палестинская проблема. Арабо – израильские войны в Ливане (1975 – 1989). Кэмп – Дэвидские соглашения и начало мирного процесса на Ближнем Востоке. Палестинская проблема на современном этапе. | 2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ о современном состоянии и перспективах урегулирования конфликта. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Россия и Государство Израиль: проблемы взаимоотношений в к. ХХ — н. XXI вв.» «Россия и арабские страны на рубеже веков.» «Арабо-израильский конфликт: история, динамика развития, современное состояние и перспективы урегулирования» | 3 | ||||||
Практическое занятие № 9. Ближневосточный конфликт: предпосылки, этапы и современное состояние. | 2 | ||||||
Раздел VI. Мировая цивилизация: новые проблемы в н. XXIв | 16 | ||||||
Тема 6.1. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Глобальные проблемы человечества Политические глобальные проблемы человечества. Сущность и признаки глобальных проблем человечества. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн. Международный терроризм как глобальная проблема. Социально-экономические и экологические глобальные проблемы. Проблема преодоления бедности и отсталости. Демографическая проблема. Социально-экономические аспекты продовольственной проблемы. Глобальные экологические проблемы. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ, работа с интернет-ресурсами. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Экономические проблемы» «Экологические проблемы» «Геополитические проблемы» «Социальные проблемы» | 3 | ||||||
Практическое занятие № 10. Кризис цивилизации. | 2 | ||||||
Тема 6.2. Складывание новой системы международных отношений | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Международное взаимодействие народов и государств в современном мире Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий Однополярный или многополюсный мир. Активизация сотрудничества стран и регионализация как реакция на утверждение США в роли единственной сверхдержавы. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Новые субъекты международного общения. Перспективы становления нового миропорядка. Неравномерность развития стран Севера и Юга как причина возможных конфликтов. Проблема международного терроризма и пути борьбы с ним. | 2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщений, докладов, рефератов. Подбор информации из СМИ о развитии международных отношениях 1945 - н. 2000-х гг. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Развитие международных отношений на современном этапе» | 2 | ||||||
Практическое занятие № 11. Особенности развития мирового сообщества в н. XXIв. | 2 | ||||||
Тема 6.3. Роль культуры и религии в сохране-нии и укреплении национальных и государственных традиций. | Религия и церковь. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. | 3 | 1 | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||||
Всего | 77 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общественных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 обучающихся) ;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «История».
Технические средства обучения:
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Учебник в 2 ч. – 1-e изд. – М.: Академия, 2010.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. СПО. – 8-e изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: учеб. пособие. – 1-e изд. – М.: Академия, 2010.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. СПО. – 13-e изд., стер. – М.: Академия, 2010.
- Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010.
- Глебов И.Н. Международное право: учебник. – М.: Дрофа, 2006.
- Загладин Н.В. Всеобщая история. – М.: Русское слово, 2010.
- Куда идет Россия / Сост.: С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков, С.Ю. Глазьев. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010.
- Маринченко А.В. Геополитика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред. В.В.Полякова, Р.К.Щенина. – М.: КНОРУС, 2008.
Интернет-ресурсы:
- Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.
- Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.
- Исторический портал: http://www.hrono.ru.
- Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
- Портал МИД России http://www.mid.ru.
- Портал Правительства России: http://government.ru
- Портал Президента России: http://kremlin.ru
- Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
- Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических работ, написании рефератов, сообщений.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем; | Оценка результатов практической работы. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальное домашнее задание). Оценка результатов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. |
знать: | |
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Оценка устного и письменного опроса. Оценка результатов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
рабочая программа по истории 10 класс-интегрированный курс
Программа рассчитана на 70 учебных часов.46 отводится на изучение истории России, 24 часа отводится на всеобщую историю. Определенной новизной предлагаемой программы является интеграция кур...
рабочие программы по истории -11 классов (интегрированный курс для профильного обучения)
Интегрированный курс всеобщей истории и истории России дл учебников издательство Просвещение. Подготовлен с учетом требований институтов силовых структур для абитуриентов. Авторы учебников А.А.У...
рабочие программы по истории для 10 класа (интегрированный курс для профильного обучения)
Интегрированный курс история для 10-х классов профилиного обучения. Учебники издательства Просвещение....
Рабочая программа по истории 1-2 курс
Рабочая программа предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования...
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс базовый курс
Программа включает в себя вводный 10-часовой курс, содержит УМК и краткую характеристику курса....
Рабочая программа и КТП курса "История" 11 кл., база, 2 ч в неделю, учебники: "Новейшая история" Улунян,Сергеев,Коваль и "История России" Левандовский,Щетинин,Морозов
Рабочая программа и КТП курса "История" 11 класс, база, 2 ч в неделю, учебники: "Новейшая история" Улунян, Сергеев,Коваль и "История России" Левандовский,Щетинин,Морозов...