Из опыта работы: "Использование различных средств физической культуры спортивно-оздоровительной направленности в процессе урочной и внеурочной деятельности".
статья по физкультуре
Использование различных средств физической культуры спортивно-оздоровительной направленности в процессе урочной и внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью прцесса физического воспитания. Особое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. Уроки и внеклассные мероприятия физкультурно - оздоровительной направленности важный компонент системы образования. Из опыта работы ясно видно положительный эффект внедряемых методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razlichnyh_sredstv_fizicheskoy_kultury.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных средств физической культуры
спортивно-оздоровительной направленности в
процессе урочной и внеурочной деятельности.
Основная цель педагогической деятельности - создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Для достижения цели применяю следующие группы средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
• современные образовательные технологии;
• комбинирование методов, приемов физического воспитания;
• межпредметные связи;
• нетрадиционные уроки;
• работу с одаренными детьми;
• валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
• внеклассные формы физического воспитания.
На уроках физической культуры игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Особое внимание уделяю подвижным играм, работая с обучающимися начального звена, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами .
Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяется спортивным и подвижным играм. Обучающиеся посещают секции футбола, волейбола. В школе проводятся турниры по легкой атлетике, мини-футболу, волейболу, «Веселые старты», Дни здоровья «Президентские состязания», сдача норм ВФСК ГТО и др. Это все дает положительный результат, позитивный эмоциональный настрой.
Использование групповых технологий помогает восстановить физические и духовные силы, рождает спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры в нашей школе стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данных технологий на уроках стали высокие результаты в соревнованиях. На протяжении 20 лет мы являемся победителями спартакиады школьников Шпаковского района которая проводится по 12 видам спорта.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю обучающимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно. При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их. Много внимания уделяю домашним заданиям. Мною разработаны и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря им учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования.
Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.
С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Проведение ОРУ под счёт на иностранном языке. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ, ЧСС. Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт обучающегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.
Так же этому способствуют нетрадиционные уроки, сюжетно-ролевые , уроки здоровья с применением адаптивной гимнастики. На уроках использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные, развивающие упражнения.
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них. Также прививаю гигиенические навыки ребенку, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма.
По формированию ценности здоровья ведется просветительская работа с родителями.
Родительские собрания затрагивают следующую тематику:
- пропаганда индивидуальной, семейной ответственности за состояние здоровья ребенка;
- формирование здорового образа жизни в семье, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
С участием родителей проводятся спортивные мероприятия:
- «Веселые старты»;
- «День здоровья»;
- «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- «ГТО – всей семьёй»
- совместные поездки обучающихся и родителей.
Большую роль в формировании здоровьесбережения играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.
С целью повышения двигательной активности обучающихся внеклассную работу строю в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы.
В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитываю, сенситивные периоды. Работа в этом направлении заключается в повышение интереса учащихся в углубленном изучении предмета. Выявление уровня овладения учащимися необходимыми знаниями и умениями в области физической культуры. Создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня. Укрепление здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни.
Ещё в начальной школе стараюсь выявлять одаренных детей и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой, посещать спортивные секции школы и города. Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- летние оздоровительные площадки для детей;
-сотрудничество с другими школами;
-соревнования.
В своей работе стараюсь делать все, для выявления одаренных и способных детей, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию. Три последних года наши девочки становились участниками заключительного этапа ВОШ. В прошлом году Пачгина Дарина стала призёром.
Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании работы пришкольного оздоровительного лагеря «Дружба». Одной из форм организации отдыха в школьном лагере являются занятия на свежем воздухе, спортивные и подвижные игры. Это способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год. Стали уже традиционными мероприятия проводимые мной в пришкольном лагере «Зов джунглей», «Малые олимпийские игры», «Весёлые старты», первенство по волейболу и футболу, шашечный турнир.
«Ни дня без спорта!» - вот мой и наш семейный девиз. Наша семья два года подряд становилась чемпионом Шпаковского района в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья!», в 2017 году стали чемпионами Ставропольского края и в августе 2018 года представляли наш край на XII Всероссийских летних сельских спортивных играх, где вошли в первую десятку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как одно из эффективных средств реализации НОИ «Наша новая школа»»
Самоанализ деятельности учителя физической культуры...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся
Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...
Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...
Духовно - нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности средствами физической культуры.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"
Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....
«Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».
Важная задача современности – формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущ...