Программа летней практики
рабочая программа по истории на тему
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
«ТВЕРЬ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
Срок реализации - 12 дней, возраст обучающихся 12 – 13 лет
Руководитель практики Курочкина И. А.,
преподаватель истории и обществознания
Обсуждено на заседании
учебной дисциплины история, обществознание и география
Протокол № __ от «__» _______2014 г.
Председатель - преподаватель (руководитель дисциплины история, обществознание и география)
Р. Тучкин
Утверждено педагогическим советом
Протокол № __ от «__» _______2014 г.
Тверь
2014
Пояснительная записка
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной адаптироваться к условиям современной социокультурной среды. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. Реализации этой цели способствует региональное краеведение как составная часть истории России.
История – является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение. История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества. "Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие", отмечает историк и архивист С.О. Шмидт. Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а, следовательно, и его нравственности, гражданственности.
История – это, прежде всего события. Несомненно, самым ярким и вместе с тем трагичным событием XX века стала Великая Отечественная война.
Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательного процесса в Тверском СВУ, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию России, воспитанию граждан и патриотов своей Родины.
Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью восстановления духовности и формирования национального самосознания.
В этой связи программа «Тверь – Город воинской славы» является актуальной. Программа признана не только познакомить суворовцев с некоторыми аспектами истории Великой Отечественной войны, но и показать её события на территории Калининской области. Основа деятельности суворовцев – непосредственное знакомство со страницами прошлого Тверского края.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит сведения, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Тверского края.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной истории, на ее изучение, сохранение.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей суворовцев, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Цель программы: создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- углубление познаний суворовцев в истории через региональное краеведение;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к «малой» родине, Отечеству;
- выработка практических умений по ведению исследовательской работы в области краеведения;
- развитие у суворовцев навыков разнообразной познавательной, творческой созидательной деятельности в социуме;
- воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу.
По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение 12 дней. Программа рассчитана на 65 часов для суворовцев 12-13 лет. Она предусматривает интеграцию с иностранным языком.
Организация практики направлена на приобретение обучающимися опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: "Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания программы: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Акцент сделан на разнообразие видов деятельности и на общей групповой деятельности суворовцев.
Формы проведения занятий:
- Лекции.
- Практикумы (работа с литературой и интернет ресурсами).
- Посещение библиотек города с целью поиска, сбора и изучения краеведческого материала (документы личных и государственных архивов, воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации).
- Экскурсии в музеи.
- Осмотр памятников.
- Краеведческие викторины.
- Встречи с ветеранами.
- Интегрированные занятия.
Завершается программа оформлением презентацией, в том числе и на английском языке.
Режим занятий: 1 час – теоретическое занятие, 3 часа – практические занятия, 1 час – оформление результатов деятельности (08.45. – 12.15., 13.00. – 13.45.)
Предполагаемые результаты
Суворовцы
- имеют знания по истории Тверского края;
-посетили места, связанные с историей войны;
- умеют собирать и обобщать информацию;
- выработали практические умения по ведению исследовательской работы в области краеведения
- используют исторические знания в новых ситуациях;
- умеют вести себя в общественных местах;
- способны работать в коллективе.
Интеграция с другими предметами
Интеграция | Разделы учебного плана | Формы интеграции |
Английский язык | Оформление результатов деятельности Все разделы учебного плана | Оформление презентации |
Информатика
| Оформление результатов деятельности Все разделы учебного плана | Оформление презентации |
География | Теоретические и практические занятия 2 – ой раздел учебного плана | Определение роли природно-географической среды при строительстве Тверского кремля |
Учебно-тематический план
№ темы Название темы Количество часов Теория Практика Обработка информации
1 Вводное занятие 5 1 3 1
2 Географическое положение города Твери. 5 1 3 1
3 Древняя Тверь. 5 1 3 1
4 XIX век. 10 2 6 2
5 Калининская область в годы Великой Отечественной войны.
15 3 9 3
6 Навечно в памяти народной.
10 2 6 2
7 «Я – суворовец!» 5 1 3 1
8 Современная Тверь . 5 1 3 1
9 Тверь – город воинской славы. 5 1 3 1
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 5 |
2 | Географическое положение города Твери. | 5 |
3 | Древняя Тверь | 5 |
4 | XIX век. | 10 |
5. | Калининская область в годы Великой Отечественной войны | 15 |
6. | Навечно в памяти народной | 10 |
7. | «Я – суворовец!» | 5 |
8. | Современная Тверь | 5 |
9. | Тверь – город воинской славы. | 5 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Анкетирование суворовцев.
Обсуждение плана работы лагеря.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Игра «Снежный ком».
Оформление результатов деятельности в дневниках практики.
Суворовцы знают программу практики, правила поведения на улице и в общественных местах.
2. Географическое положение города Твери.
Экскурсия по городу.
Оформление результатов деятельности в дневниках практики.
Суворовцы знают географическое положение Твери.
3. Древняя Тверь
Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей «Археология Тверской области»
Оформление результатов деятельности в дневниках практики .Суворовцы познакомились с археологическими исследованиями на территории Тверской области. Суворовцы могут составить небольшой рассказ об археологических находках на территории Тверской области.
4. XIX век
Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей »Война 1812 года и Тверской край»
Посещение Смоленского мемориала, памятника Д. Давыдову
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают имена героев войны 1812 г. –жителей Тверской губернии
5. Калининская область в годы Великой Отечественной войны
Калининская область в годы Великой Отечественной войны .
Город Калинин в Московской битве. Просмотр фильма Ржевская битва. Обсуждение фильма Конкурс рисунков «Нет войне!»
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают об истории Калининской области в период Великой Отечественной войны ,
6. Навечно в памяти народной
Памятники Великой Отечественной войны и воинские захоронения, расположенные на территории города Твери и Калининского района. Экскурсии в музеи имени Л.Чайкиной, Д. Карбышева, посещение мемориального комплекса в селе Медное . Сочинение «Моя семья в годы войны
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают расположение воинских захоронений в Твери, имена героев, сражавшихся за город Калинин в период Великой Отечественной войны, более подробно знают историю своей семьи
7. «Я – суворовец!»
Посещение музея Калининского (Тверского) суворовского военного училища.
Беседа о выпускниках Калининского (Тверского) суворовского военного училища. Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы могут составить рассказ об известных выпускниках Училища
8. Современная Тверь
Посещение предприятий города Твери Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы познакомились с современным производством города Твери, знают,какие промышленные предприятия располагаются в городе
9.Тверь – город воинской славы.
10. Итоговое занятие .Защита презентаций «Тверь – город воинской славы.» Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают историю Тверского края. Оформляют презентацию.
Результаты обучения
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
- актуализировать знания по истории и английскому языку и применять их в своей деятельности;
- знать историю Тверского края;
- понимать, что история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;
сущность социально-нравственных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";
- овладеть практическими способами индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, социальной активности;
- совершенствовать умение работать в группе и развивать коммуникативные способности и толерантность.
Список литературы
1. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. - Тверь: ТГУ, 1994.
2. Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края. - Тверь: Созвездие, 2005.
3. Воробьев В.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. – Тверь: Созвездие, 2010.
4. Города России: энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
5. Памятники архитектуры Тверской области. – Тверь: Тверь, 2000.
6. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: ТПК, 1994.
7. Тверская область. Путеводитель. Автор-составитель С. Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.
8. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1997.
9. Интернет-ресурсы:
ad@tversu/ru
архивный отдел администрации
weblib@library. tver. Ru
Тверская областная библиотека им.А.М. Горького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letney_praktiki_2012_endovitskaya.doc | 87.5 КБ |
programma_letney_praktiki_2012_endovitskaya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Тверского суворовского военного училища
В.Чеховский
«___» ____________ 2014 г.
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
«ТВЕРЬ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
Срок реализации - 12 дней, возраст обучающихся 12 – 13 лет
Руководитель практики Курочкина И. А.,
преподаватель истории и обществознания
Обсуждено на заседании
учебной дисциплины история, обществознание и география
Протокол № __ от «__» _______2014 г.
Председатель - преподаватель (руководитель дисциплины история, обществознание и география)
Р. Тучкин
Утверждено педагогическим советом
Протокол № __ от «__» _______2014 г.
Тверь
2014
Пояснительная запискаНа современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной адаптироваться к условиям современной социокультурной среды. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. Реализации этой цели способствует региональное краеведение как составная часть истории России.
История – является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение. История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества. "Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие", отмечает историк и архивист С.О. Шмидт. Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а, следовательно, и его нравственности, гражданственности.
История – это, прежде всего события. Несомненно, самым ярким и вместе с тем трагичным событием XX века стала Великая Отечественная война.
Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательного процесса в Тверском СВУ, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию России, воспитанию граждан и патриотов своей Родины.
Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью восстановления духовности и формирования национального самосознания.
В этой связи программа «Тверь – Город воинской славы» является актуальной. Программа признана не только познакомить суворовцев с некоторыми аспектами истории Великой Отечественной войны, но и показать её события на территории Калининской области. Основа деятельности суворовцев – непосредственное знакомство со страницами прошлого Тверского края.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит сведения, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Тверского края.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной истории, на ее изучение, сохранение.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей суворовцев, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Цель программы: создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- углубление познаний суворовцев в истории через региональное краеведение;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к «малой» родине, Отечеству;
- выработка практических умений по ведению исследовательской работы в области краеведения;
- развитие у суворовцев навыков разнообразной познавательной, творческой созидательной деятельности в социуме;
- воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу.
По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение 12 дней. Программа рассчитана на 65 часов для суворовцев 12-13 лет. Она предусматривает интеграцию с иностранным языком.
Организация практики направлена на приобретение обучающимися опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: "Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания программы: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Акцент сделан на разнообразие видов деятельности и на общей групповой деятельности суворовцев.
Формы проведения занятий:
- Лекции.
- Практикумы (работа с литературой и интернет ресурсами).
- Посещение библиотек города с целью поиска, сбора и изучения краеведческого материала (документы личных и государственных архивов, воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации).
- Экскурсии в музеи.
- Осмотр памятников.
- Краеведческие викторины.
- Встречи с ветеранами.
- Интегрированные занятия.
Завершается программа оформлением презентацией, в том числе и на английском языке.
Режим занятий: 1 час – теоретическое занятие, 3 часа – практические занятия, 1 час – оформление результатов деятельности (08.45. – 12.15., 13.00. – 13.45.)
Предполагаемые результаты
Суворовцы
- имеют знания по истории Тверского края;
-посетили места, связанные с историей войны;
- умеют собирать и обобщать информацию;
- выработали практические умения по ведению исследовательской работы в области краеведения
- используют исторические знания в новых ситуациях;
- умеют вести себя в общественных местах;
- способны работать в коллективе.
Интеграция с другими предметами
Интеграция | Разделы учебного плана | Формы интеграции |
Английский язык | Оформление результатов деятельности Все разделы учебного плана | Оформление презентации |
Информатика | Оформление результатов деятельности Все разделы учебного плана | Оформление презентации |
География | Теоретические и практические занятия 2 – ой раздел учебного плана | Определение роли природно-географической среды при строительстве Тверского кремля |
Учебно-тематический план
№ темы Название темы Количество часов Теория Практика Обработка информации
1 Вводное занятие 5 1 3 1
2 Географическое положение города Твери. 5 1 3 1
3 Древняя Тверь. 5 1 3 1
4 XIX век. 10 2 6 2
5 Калининская область в годы Великой Отечественной войны.
15 3 9 3
6 Навечно в памяти народной.
10 2 6 2
7 «Я – суворовец!» 5 1 3 1
8 Современная Тверь . 5 1 3 1
9 Тверь – город воинской славы. 5 1 3 1
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 5 |
2 | Географическое положение города Твери. | 5 |
3 | Древняя Тверь | 5 |
4 | XIX век. | 10 |
5. | Калининская область в годы Великой Отечественной войны | 15 |
6. | Навечно в памяти народной | 10 |
7. | «Я – суворовец!» | 5 |
8. | Современная Тверь | 5 |
9. | Тверь – город воинской славы. | 5 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Анкетирование суворовцев.
Обсуждение плана работы лагеря.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Игра «Снежный ком».
Оформление результатов деятельности в дневниках практики.
Суворовцы знают программу практики, правила поведения на улице и в общественных местах.
2. Географическое положение города Твери.
Экскурсия по городу.
Оформление результатов деятельности в дневниках практики.
Суворовцы знают географическое положение Твери.
3. Древняя Тверь
Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей «Археология Тверской области»
Оформление результатов деятельности в дневниках практики .Суворовцы познакомились с археологическими исследованиями на территории Тверской области. Суворовцы могут составить небольшой рассказ об археологических находках на территории Тверской области.
4. XIX век
Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей »Война 1812 года и Тверской край»
Посещение Смоленского мемориала, памятника Д. Давыдову
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают имена героев войны 1812 г. –жителей Тверской губернии
5. Калининская область в годы Великой Отечественной войны
Калининская область в годы Великой Отечественной войны .
Город Калинин в Московской битве. Просмотр фильма Ржевская битва. Обсуждение фильма Конкурс рисунков «Нет войне!»
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают об истории Калининской области в период Великой Отечественной войны ,
6. Навечно в памяти народной
Памятники Великой Отечественной войны и воинские захоронения, расположенные на территории города Твери и Калининского района. Экскурсии в музеи имени Л.Чайкиной, Д. Карбышева, посещение мемориального комплекса в селе Медное . Сочинение «Моя семья в годы войны
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают расположение воинских захоронений в Твери, имена героев, сражавшихся за город Калинин в период Великой Отечественной войны, более подробно знают историю своей семьи
7. «Я – суворовец!»
Посещение музея Калининского (Тверского) суворовского военного училища.
Беседа о выпускниках Калининского (Тверского) суворовского военного училища. Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы могут составить рассказ об известных выпускниках Училища
8. Современная Тверь
Посещение предприятий города Твери Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы познакомились с современным производством города Твери, знают,какие промышленные предприятия располагаются в городе
9.Тверь – город воинской славы.
10. Итоговое занятие .Защита презентаций «Тверь – город воинской славы.» Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают историю Тверского края. Оформляют презентацию.
Результаты обучения
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
- актуализировать знания по истории и английскому языку и применять их в своей деятельности;
- знать историю Тверского края;
- понимать, что история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;
сущность социально-нравственных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";
- овладеть практическими способами индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, социальной активности;
- совершенствовать умение работать в группе и развивать коммуникативные способности и толерантность.
Список литературы
1. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. - Тверь: ТГУ, 1994.
2. Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края. - Тверь: Созвездие, 2005.
3. Воробьев В.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. – Тверь: Созвездие, 2010.
4. Города России: энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
5. Памятники архитектуры Тверской области. – Тверь: Тверь, 2000.
6. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: ТПК, 1994.
7. Тверская область. Путеводитель. Автор-составитель С. Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.
8. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1997.
9. Интернет-ресурсы:
ad@tversu/ru
архивный отдел администрации
weblib@library. tver. Ru
Тверская областная библиотека им.А.М. Горького
Предварительный просмотр:
ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Тверского суворовского военного училища
В.Чеховский
«___» ____________ 2014 г.
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
«ТВЕРЬ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
Срок реализации - 12 дней, возраст обучающихся 12 – 13 лет
Руководитель практики Курочкина И. А.,
преподаватель истории и обществознания
Обсуждено на заседании
учебной дисциплины история, обществознание и география
Протокол № __ от «__» _______2014 г.
Председатель - преподаватель (руководитель дисциплины история, обществознание и география)
Р. Тучкин
Утверждено педагогическим советом
Протокол № __ от «__» _______2014 г.
Тверь
2014
Пояснительная запискаНа современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной адаптироваться к условиям современной социокультурной среды. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. Реализации этой цели способствует региональное краеведение как составная часть истории России.
История – является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение. История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества. "Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие", отмечает историк и архивист С.О. Шмидт. Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а, следовательно, и его нравственности, гражданственности.
История – это, прежде всего события. Несомненно, самым ярким и вместе с тем трагичным событием XX века стала Великая Отечественная война.
Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательного процесса в Тверском СВУ, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию России, воспитанию граждан и патриотов своей Родины.
Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью восстановления духовности и формирования национального самосознания.
В этой связи программа «Тверь – Город воинской славы» является актуальной. Программа признана не только познакомить суворовцев с некоторыми аспектами истории Великой Отечественной войны, но и показать её события на территории Калининской области. Основа деятельности суворовцев – непосредственное знакомство со страницами прошлого Тверского края.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит сведения, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Тверского края.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной истории, на ее изучение, сохранение.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей суворовцев, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Цель программы: создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- углубление познаний суворовцев в истории через региональное краеведение;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к «малой» родине, Отечеству;
- выработка практических умений по ведению исследовательской работы в области краеведения;
- развитие у суворовцев навыков разнообразной познавательной, творческой созидательной деятельности в социуме;
- воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу.
По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение 12 дней. Программа рассчитана на 65 часов для суворовцев 12-13 лет. Она предусматривает интеграцию с иностранным языком.
Организация практики направлена на приобретение обучающимися опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: "Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания программы: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Акцент сделан на разнообразие видов деятельности и на общей групповой деятельности суворовцев.
Формы проведения занятий:
- Лекции.
- Практикумы (работа с литературой и интернет ресурсами).
- Посещение библиотек города с целью поиска, сбора и изучения краеведческого материала (документы личных и государственных архивов, воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации).
- Экскурсии в музеи.
- Осмотр памятников.
- Краеведческие викторины.
- Встречи с ветеранами.
- Интегрированные занятия.
Завершается программа оформлением презентацией, в том числе и на английском языке.
Режим занятий: 1 час – теоретическое занятие, 3 часа – практические занятия, 1 час – оформление результатов деятельности (08.45. – 12.15., 13.00. – 13.45.)
Предполагаемые результаты
Суворовцы
- имеют знания по истории Тверского края;
-посетили места, связанные с историей войны;
- умеют собирать и обобщать информацию;
- выработали практические умения по ведению исследовательской работы в области краеведения
- используют исторические знания в новых ситуациях;
- умеют вести себя в общественных местах;
- способны работать в коллективе.
Интеграция с другими предметами
Интеграция | Разделы учебного плана | Формы интеграции |
Английский язык | Оформление результатов деятельности Все разделы учебного плана | Оформление презентации |
Информатика | Оформление результатов деятельности Все разделы учебного плана | Оформление презентации |
География | Теоретические и практические занятия 2 – ой раздел учебного плана | Определение роли природно-географической среды при строительстве Тверского кремля |
Учебно-тематический план
№ темы Название темы Количество часов Теория Практика Обработка информации
1 Вводное занятие 5 1 3 1
2 Географическое положение города Твери. 5 1 3 1
3 Древняя Тверь. 5 1 3 1
4 XIX век. 10 2 6 2
5 Калининская область в годы Великой Отечественной войны.
15 3 9 3
6 Навечно в памяти народной.
10 2 6 2
7 «Я – суворовец!» 5 1 3 1
8 Современная Тверь . 5 1 3 1
9 Тверь – город воинской славы. 5 1 3 1
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 5 |
2 | Географическое положение города Твери. | 5 |
3 | Древняя Тверь | 5 |
4 | XIX век. | 10 |
5. | Калининская область в годы Великой Отечественной войны | 15 |
6. | Навечно в памяти народной | 10 |
7. | «Я – суворовец!» | 5 |
8. | Современная Тверь | 5 |
9. | Тверь – город воинской славы. | 5 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Анкетирование суворовцев.
Обсуждение плана работы лагеря.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Игра «Снежный ком».
Оформление результатов деятельности в дневниках практики.
Суворовцы знают программу практики, правила поведения на улице и в общественных местах.
2. Географическое положение города Твери.
Экскурсия по городу.
Оформление результатов деятельности в дневниках практики.
Суворовцы знают географическое положение Твери.
3. Древняя Тверь
Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей «Археология Тверской области»
Оформление результатов деятельности в дневниках практики .Суворовцы познакомились с археологическими исследованиями на территории Тверской области. Суворовцы могут составить небольшой рассказ об археологических находках на территории Тверской области.
4. XIX век
Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей »Война 1812 года и Тверской край»
Посещение Смоленского мемориала, памятника Д. Давыдову
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают имена героев войны 1812 г. –жителей Тверской губернии
5. Калининская область в годы Великой Отечественной войны
Калининская область в годы Великой Отечественной войны .
Город Калинин в Московской битве. Просмотр фильма Ржевская битва. Обсуждение фильма Конкурс рисунков «Нет войне!»
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают об истории Калининской области в период Великой Отечественной войны ,
6. Навечно в памяти народной
Памятники Великой Отечественной войны и воинские захоронения, расположенные на территории города Твери и Калининского района. Экскурсии в музеи имени Л.Чайкиной, Д. Карбышева, посещение мемориального комплекса в селе Медное . Сочинение «Моя семья в годы войны
Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают расположение воинских захоронений в Твери, имена героев, сражавшихся за город Калинин в период Великой Отечественной войны, более подробно знают историю своей семьи
7. «Я – суворовец!»
Посещение музея Калининского (Тверского) суворовского военного училища.
Беседа о выпускниках Калининского (Тверского) суворовского военного училища. Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы могут составить рассказ об известных выпускниках Училища
8. Современная Тверь
Посещение предприятий города Твери Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы познакомились с современным производством города Твери, знают,какие промышленные предприятия располагаются в городе
9.Тверь – город воинской славы.
10. Итоговое занятие .Защита презентаций «Тверь – город воинской славы.» Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают историю Тверского края. Оформляют презентацию.
Результаты обучения
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
- актуализировать знания по истории и английскому языку и применять их в своей деятельности;
- знать историю Тверского края;
- понимать, что история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;
сущность социально-нравственных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";
- овладеть практическими способами индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, социальной активности;
- совершенствовать умение работать в группе и развивать коммуникативные способности и толерантность.
Список литературы
1. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. - Тверь: ТГУ, 1994.
2. Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края. - Тверь: Созвездие, 2005.
3. Воробьев В.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. – Тверь: Созвездие, 2010.
4. Города России: энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
5. Памятники архитектуры Тверской области. – Тверь: Тверь, 2000.
6. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: ТПК, 1994.
7. Тверская область. Путеводитель. Автор-составитель С. Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.
8. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1997.
9. Интернет-ресурсы:
ad@tversu/ru
архивный отдел администрации
weblib@library. tver. Ru
Тверская областная библиотека им.А.М. Горького
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник студента - практиканта для прохождения летний практики в ДОЛ
Дневник состоит из 2 частей, 1 часть - для заполнения, а во 2-ой части предложены различные игры, которые он может использовать в прохождении летний практики в детских оздоровительных лагерях и летних...
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «АРХИТЕКТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ»
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «АРХИТЕКТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ»...
Программа летней практики "Игротека"
Программа летней практики «Игротека» предназначена для организации занятий с суворовцами 7 класса, обучающимися в Федеральном государственном казённом образовательном учреждение «Тверское ...
Рабочая программа летней полевой практики по биологии
Работа летней профильной группы учащихся 5 - 7 классов требует тщательного отбора материала и большой подготовки к каждоту занятию. Учителю приходится вспомнить всё, чему он учился в ходе аналогичной ...
Программа летней практики "Юнный спасатель"для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов
Программа «Юный спасатель» рассчитана на двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, ...
Программа летней практики "Юный турист", для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов
Программа «Юный турист» рассчитана на двухнедельный курс обучения (48 часов) и включает в себя ряд лекционных занятий, экскурсии, практические занятия, соревнования. Реализация этих мероприятий ...
Программа летней практики
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ТВЕРИ»Срок реализации - 12 дней, возраст обучающихся 13 – 14 лет...