ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
статья по истории на тему
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoy_kompetentnosti.doc | 45.5 КБ |
grazhdanskaya_kompetentnost.pptx | 76.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Титаренко Л.А.
МКОУ Бобровская СОШ № 2
Бобровского муниципального района.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Гражданская компетентность — способность решать сложные задачи, связанные с жизнью в условиях демократии, гражданского общества и правового государства.
Гражданская компетентность включает ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида.
В первую очередь, это наличие у человека определенных ценностей, таких как: гуманность; патриотизм; свобода; общественное благо; справедливость; толерантность; личная ответственность за судьбу страны; уважение прав и свобод человека;
уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей; уважение норм и правил современной демократии; уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны.
Когнитивный блок (знания) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. Гражданин должен обладать знаниями: основ социальных наук: экономики, прав, политологии и др.; культурных и исторических достижений народов России, мировой цивилизации; механизмов защиты прав человека на всех уровнях; основ социального проектирования. И умениями: получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников; критически мыслить; выявлять социальные проблемы; формулировать обоснованное мнение по существу общественных проблем и явлений; отстаивать свое мнение; вести дискуссию, полемику по общественным проблемам; определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки; противостоять социальной демагогии, политической конъюнктуре, политическому давлению; работать в группе на основе сотрудничества.
Деятельностный блок подразумевает наличие мотивированной активности, т.е. субъектность человека, который: проявляет общественную активность (в общественных организациях, самоуправлении и т.д.); участвует в социальном проектировании; выступает разработчиком социального проекта; выступает организатором реализации социального проекта; является участником социального проекта; ведет исследования социальных проблем, изучает общественное мнение.
Гражданская компетентность также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей. Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для их формирования. Каждая из них удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.
- Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
- Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся (например, уроки - ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары и др.)
- Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям.
- Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми , прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.
- Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Для формирования гражданской компетентности необходимы следующие условия :
- гражданская компетентность и личные качества педагогов;
- системность работы по гражданскому образованию;
- демократический уклад жизни школы;
- объединение усилий семьи, школы и органов государственно-общественного управления;
- технологии обучения и воспитания (ролевые игры, дебаты, разрешение моральных дилемм, метод проектов и др.);
- социальные практики;
- открытость школы, ее воспитательной системы.
Мы должны помнить, что школа не единственный институт общества, который призван заниматься гражданским образованием, это один из элементов в системе гражданского образования. Вопросом чрезвычайной важности является согласованность действий всех институтов общества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданская компетентность - способность решать сложные задачи, связанные с жизнью в условиях демократии, гражданского общества и правового государства.
Наличие у человека определенных ценностей : — гуманность; — патриотизм; — свобода; — общественное благо; — справедливость; — толерантность; — личная ответственность за судьбу страны; — уважение прав и свобод человека; — уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей; — уважение норм и правил современной демократии; — уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны.
Когнитивный компонент Это знание: — основ социальных наук: экономики, прав, политологии и др.; — культурных и исторических достижений народов России , мировой цивилизации; — механизмов защиты прав человека на всех уровнях; — основ социального проектирования.
Когнитивный компонент Это умение: — получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников; — критически мыслить; — выявлять социальные проблемы; — формулировать обоснованное мнение по существу общественных проблем и явлений; — отстаивать свое мнение; — вести дискуссию, полемику по общественным проблемам; — определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки; — противостоять социальной демагогии, политической конъюнктуре, политическому давлению; — работать в группе на основе сотрудничества.
Деятельностный блок подразумевает наличие мотивированной активности, т.е. субъектность человека, который : — проявляет общественную активность (в общественных организациях, самоуправлении и т.д.); — участвует в социальном проектировании; — выступает разработчиком социального проекта; — выступает организатором реализации социального проекта; — является участником социального проекта; — ведет исследования социальных проблем, изучает общественное мнение.
Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся (например, уроки – ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары и др.)
Компетентность социального действия- способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям.
Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.
Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Для формирования гражданской компетентности необходимы следующие условия : гражданская компетентность и личные качества педагогов; системность работы по гражданскому образованию; демократический уклад жизни школы; объединение усилий семьи, школы и органов государственно-общественного управления; технологии обучения и воспитания (ролевые игры, дебаты, разрешение моральных дилемм, метод проектов и др.); социальные практики; открытость школы, ее воспитательной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...
Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.
Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...
Формирование коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то ест...
Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....
Презентация к докладу "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
Презентация к докладу...
« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания
В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...
« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания
В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...