Презентация к докладу "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме
Презентация к докладу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 243.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые компетенции у учащихся: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность , готовность к самообразованию , готовность к использованию информационных ресурсов , готовность к социальному взаимодействию , коммуникативная компетентность .
Содержание ключевых компетенций раскрывается следующим образом: А ) Готовность к разрешению проблем . Б) Технологическая компетенция , В) Готовность к самообр азо ванию , Г) Готовность к использованию информационных ресурсов , Д) Готовность к социальному взаимодействию , Е) Коммуникативная компетенция.
Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации: Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов . 2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам ( «научная конференция» , «дебаты» и др .). 3. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания , представление результатов опросов в виде диаграмм , коллажей . 4. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания . Обучаясь написанию эссе , школьники учатся представлять собственную точку зрения ( позицию , отношение ) при раскрытии проблемы , аргументировать свою позицию достоверными фактами , опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними . 5. Подготовка исследовательских работ к научно - практическим конференциям .
изменения в системе историко-обществоведческого образования: произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно - методических комплектов , основанных на цивилизационном , культурологическом , антропологическом подходах ; возросло значение историко - обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно - патриотического образования ; усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально - экономической истории .
Признаки педагогических технологий : 1. В основе каждой педагогической технологии лежит методологическая позиция автора . 2. Каждая технология - это жесткий алгоритм педагогических действий , операций . 3. В основе процесса - взаимодействие педагога и учащихся . 4. Обязательной частью любой технологии является рефлексия .
Современные образовательные технологии: проблемное обучение, педагогические мастерские, критическое мышление, проектные методы обучения, ИКТ, дебаты
Проектная деятельность в образовательном процессе гложет быть реализована в виде длительных проектов в деятельности учащихся по таким темам как: «Искусство», «Личность в истории», «Культура», «Первые русские князья» и др.
педагогическая технология мастерских предполагает групповую и коллективную творческую деятельность
«Коррупционная власть» П ервый этап поставлена проблема : «Реальность или утопия власть без коррупции?». В торой этап , работая с документами и видеоблогом президента в группах, Т ретий этап - соотнесение своей деятельности с деятельностью других групп, Ч етвертый этап - происходит развитие созидательной активности в условиях группового взаимодействия и обучения - каждая группа отчитывается и расширяет знания других. Пятый этап - рефлексия. Процесс усвоения знаний данной технологии можно представить в виде цепочки: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям "научились выступать публично", "дискутировать", "быстро думать", "вспоминать то, что, кажется совсем не знали".
технология дебатов Смысл дебатов - убедить в правоте своей точки зрения, путем приведения аргументов и контраргуменов , основанную на документах, фактах, мнении специалистов (класс делится на группы, каждая группа подбирает свои аргументы ). Аргументы «за»: Аргументы «против»: 1. Нападение Германии на СССР было неожиданным для большинства населения страны (заключен пакт о ненападении, подписаны торговые соглашения). 2. Нападение Германии застало врасплох большинство дивизий и полков приграничных военных округов (в мае приграничное войска были выведены в летние лагеря, авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам). 1. Руководству СССР было известно о планах нападения Германии на , Советский Союз(оно считало, что нападение произойдет только после победы над Англией, регулярно поступали сообщения о готовящемся нападении от внешней разведки). 2. В СССР шла подготовка к войне с Германией (возрос бюджет военной отрасли; ужесточилась трудовая дисциплина на предприятиях; велась разработка и налаживался выпуск нового вооружения). В конце урока или домой дать работу на оценку дебатам, т.е. высказать свою точку зрения письменно .
Темы дебатов 1.Ведущая роль варягов в становлении древнерусского государства. 2.Реформы Петра Великого имели отрицательные последствия. 3.Пакт Молотова-Риббентропа является преступлением сталинского режима. 4.Февральская революция в России была неизбежной и др.
технология «развития критического мышления» на тему: «Столыпин - герой или злодей?» В ее основе лежит дидактический цикл- «вызов-осмысление-рефлексия». В результате проведения урока обучающиеся смогут дать собственную оценку личности Столыпина на основе систематизации материала, связанного с его деятельностью; провести рефлексию результатов индивидуальной и групповой деятельности на уроке; составить модель изучения деятельности выдающихся государственных и политических лидеров. После этого- написание эссе по истории не составит большого труда .
Технология критического мышления В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы . Стадия "вызова" направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе.
Прием " верные-неверные утверждения ". До брака она была принцесса София - Августа - Фредерика Ангальт - Цербская ; Священник ее матери сказал : " Вашу дочь ожидает великое будущее , я вижу на ее лбу 3 короны "; Она была племянницей Петра I ; Екатерина отомстила Румянцеву за то , что он не хотел присягать бабе ; Любила своего мужа и была счастлива в браке . На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией , делая на полях пометки " v " - уже знаю , "+" - новая информация , "?" - не понял , есть вопросы . На основе данной маркировки можно составить таблицу .
Прием "чтение с остановками " - Ты кто ? - спросил шофер . - Я внук деда Момуна . А дед - сын сыновей Рогатой матери - оленихи . - Кто тебе это сказал ? - удивился шофер . - Дедушка сказал . А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков ?- спросил мальчик . Шофер знал только своего отца , прадеда . - Никто не учил . А зачем ? - Дед говорит ... (Ч. Айтматов) А что говорит дед, учащиеся предполагали сами.
прием "плюс-минус-вопрос" По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.
Таким образом , образовательные технологи и востребованы современным обществом , а о прочных знаниях мечтает каждый человек , но добиться их только заучиванием практически невозможно , их нужно « пропустить» через эмоции , через осознание их ценности и значимости .
Чтобы образовательный процесс был успешным , творческим педагог сам должен быть смотивирован на непрерывное образование , критическое мышление , активное осмысление себя и окружающего мира иметь определенные личностные качества : волю , ответственность , потребность в саморазвитии , готовность к самоанализу и рефлексии . Развить нужные качества и получить необходимые знания педагогу позволяет проектирование самообразовательной деятельности .
Спасибо за внимание и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...
Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.
Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...
Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....
Формирование ключевых компетенции на уроках истории и обществознания на основе ИКТ
Обобщение опыта работы...
Системно-деятельностный подход как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья учителя истории и обществознания Сапрыкиной Ольги Вадимовны...
Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
В представленной статье описывается понятие "компетенция", виды компетенций и возможные приёмы и задания по их формированию...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...