Система поисковой деятельности по изучению истории на основе активного привлечения семьи
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему

Гурова Наталья Валентиновна

Обобщение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya_2013_g.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

Глава 1. Сущность воспитательного потенциала семьи и уровни его развития        

Глава 2. Основные направления деятельности учителя истории с учащимися и их родителями по реализации воспитательного потенциала семьи        

2.1.Учебные занятия        

2.1.1 Урок        

2.1.2 Лабораторные занятия        

2.1.3 Практические занятия        

2.2. Внеклассная работа с учащимися        

2.2.1. Беседы        

2.2.2. Творческие задания        

2.2.3.Участие в НОУ        

2.2.4.Участие в конкурсах        

Заключение.        

Список источников и литературы.        

ПРИЛОЖЕНИЯ        


Введение

        Стремительное развитие телекоммуникативных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования.

        Выпускник современной школы должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, грамотно использовать современные технологии.[1] 

        Школа должна создать условия для формирования такой личности. Прежде всего, это условия, которые могут обеспечить следующие возможности:

        - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

        - совместная работа, сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения.[2]

        Современная стратегия воспитания в соответствии с Законом об образовании направлена на:

        - необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

        - достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений в воспитании и социализации детей и молодежи;

        - реализацию личностно-ориентированного  подхода;

призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

        - сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

        - формирование духовно-нравственных качеств личности;

        - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства;

        - разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей.[3]

        Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. Бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в СМИ, рост подростковой преступности, безпризорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи – этот далеко не полный тревожный перечень нынешних явлений ставит на повестку дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи школы и семьи как одну из актуальных проблем педагогической науки и практики.

        Актуальность и практическая значимость обозначенной педагогической проблемы определили тему исследования.

        Цель работы: изучение воспитательного потенциала семьи и определение его влияния на процесс преподавания истории Отечества и внеклассной деятельности.

        Задачи работы:

  1. Выявить воспитательные возможности семей и провести типологию имеющегося  потенциала.
  2. Раскрыть способы эффективного взаимодействия учителя истории с учащимися и их родителями.
  3. Обобщить свой педагогический опыт.

        База исследования: МБОУ СОШ № 74 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района г. Н. Новгорода.


Глава 1. Сущность воспитательного потенциала семьи и уровни его развития

        Педагогический потенциал семьи – это те возможности, которыми располагает данное сообщество для того, чтобы оказывать воспитательное влияние на детей,  друг на друга и других людей, с которыми общаются дети.

        Составляющие педагогического потенциала семьи:

  1. Педагогическая культура родителей:
  • специальные знания (психологические, педагогические, общая   эрудиция родителей),
  • способности:

        - чувствительность к ребенку как формирующейся личности;

        - обладание   коммуникативной способностью, предусматривающей расположение к людям, доброжелательность;

        - способность к использованию разнообразных способов взаимодействия;

        - способность к активному воздействию на другого человека;

- развитые личностные качества: внимание, воображение, логическое мышление.

  • педагогическая техника:

        - доверительное общение должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

        - процесс контактирования проходит в своем развитии определенные стадии;

        - процесс взаимодействия должен развиваться последовательно.

        2. Преемственность поколений – т.е. передача и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.

        3. Семейные реликвии – предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Они могут быть письменные  (дневники, письма, воспоминания) и вещественные.

        4. Родословные семьи – последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом их них.

        5. Семейные традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в семьях в течение длительного времени.

        Все эти названные качества могут проявляться в различной степени, а на основе этого можно вести речь об уровне и развитии воспитательного потенциала семьи.

№ п/п

Уровни

Характеристика уровня воспитательного потенциала семей

1.

Высокий

- В семье есть реликвии, к которым бережно относятся все взрослые и дети; хорошо знают историю своей семьи, семейные традиции;

- уважительное отношение к людям старших поколений;

- высокая познавательная активность;

- желание творческого применения воспитательного потенциала своей семьи.

2.

Средний

- В семье почти нет ценностей, к которым бережно относятся все;

- в семье редко рассказывают детям о людях старших поколений, которыми они могли гордиться;

- познавательная активность требует систематических побуждений со стороны учителя;

- эпизодические желания творческого применения воспитательного потенциала своей семьи.

3.

Низкий

- В семье нет никаких ценностей, семейных реликвий, отсутствуют семейные традиции;

- взрослые не рассказывают детям о людях старших поколений;

- познавательная активность инертна;

Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности по изучению воспитательного потенциала своей семьи.


Глава 2. Основные направления деятельности учителя истории с учащимися и их родителями по реализации воспитательного потенциала семьи

        2.1.Учебные занятия

        2.1.1 Урок

        Несомненно, урок в современной школе, как и в течение многих предшествующих лет продолжает оставаться основной формой организации учебной работы в школе и на учителя ложится нелегкая задач: суметь найти такие слова, так подготовить урок, чтобы даже самое негативное историческое событие (а их немало в истории XX века) не вызывало чувство ненависти, презрения к прошлому своего народа (самое, пожалуй, страшное чувство – непричастности ко всему), чтобы пробудить чувство боли и сострадания к прошлому своей страны, огромное желание сделать хоть что-то, пусть в исторических масштабах незначительное, но по совести.

        Сухомлинский В.А. писал: «Интерес к учению, общее развитие ученика невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона – постоянного обмена знаниями, если программный материал не ложится на большое количество материала внепрограммного. Этот интеллектуальный фон и позволяет обходиться без зубрежки, помогает работать мысли».[4]

        Неопубликованные воспоминания, дневники, письма активно используются на уроках в качестве иллюстративного материала по темам: «Гражданская война», «Становление экономической модели сталинизма», «Политическая система сталинизма», «Великая  Отечественная война и др.[5]

        Повествовательно-описательные документы способствуют усилению эмоциональности в изложении материала, лучшему восприятию, убедительности характеристики изучаемого периода.

        Возможна и нетрадиционная форма урока, например, уроки-встречи, на которые приглашаются интересные люди из семей учащихся: местные поэты, работники предприятий, участников Великой Отечественной войны и других военных кампаний, выпускники школы.

        2.1.2 Лабораторные занятия

        Не менее интересными являются лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по документам и вещественным источникам.

        Таким занятиям предшествует длительный подготовительный период, в течении которого дети обучаются навыкам работы с различными видами исторических источников. На протяжении нескольких лет идет сбор коллекции старинных вещей – семейных реликвий. Они то и становятся объектами изучения.[6]

        Лабораторные занятия по документам личностного характера (письма, дневники, воспоминания) предполагают поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
  2. Какому историческому событию или явлению посвящен документ? Что увидел автор? Как он относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями.
  3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к данным события? К его участникам?
  4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему?
  5. Разделяете ли вы отношение автора к описанным факторам? Доверяете ли вы его свидетельства? Почему?
  6. В какой мере этот документ может быть использован к прошлому, любовь и уважение к труду, к прекрасному.

        2.1.3 Практические занятия

        За уроками изучения нового материала и лабораторными занятиями логично следуют практические занятия, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности.[7]

        2.2. Внеклассная работа с учащимися

        2.2.1. Беседы

        Внеклассная работа по истории – процесс изучения школьниками исторического прошлого вне рамок учебного плана и требований программы на добровольных началах; отличается разнообразием форм, источников, широтой тематики и самостоятельностью учащихся.[8]

        Для использования учителем истории воспитательного потенциала семьи возможны следующие формы:

  1. Беседы

        Тематика бесед различна:

        Человек в истории.

        Учащиеся получают задание обратиться к истории повседневности, к той, что заключена в судьбах рядом живущих людей. Ведь любая  такая судьба неразрывно связана с судьбой страны.

        Ищу свои корни.[9]

        Что мы знаем о своих предках? Ответ у большинства будет неутешительным: «Очень мало! »

        Проанализируй вместе со своими родителями ответ на выше заданный вопрос. Задай себе другой вопрос: « Готов ли ты начать поиск, сделать необычайные открытия, узнать историю своего рода? Готов ли собрать материалы – фотографии, дневники, письма, семейные реликвии?»

        Если да, то не откладывайте это дело надолго! Начните свой поиск уже сегодня. Пусть каждый из вас скажет себе: « Я хочу написать историю своей семьи. Я начну с составления генеалогического древа своего рода. Узнаю вместе со своими родными о том, кто были мои предки, чем они занимались. Начну поиск сведений в архивах, исторических музеях».

        Дерево жизни.

        Попробуй вместе со своими родителями нарисовать свое родословное древо. Постарайтесь, как можно дальше продлить ветви своего древа в прошлое. Вместо гербов можно поместить квадратики или овалы, в которых вы напишете фамилию, имя, отчество, годы жизни, место рождения, профессию каждого из своих предков.

        Память твоей семьи.

        Есть такие страницы истории семьи, которые нужно написать сегодня, сейчас, пока ещё не поздно, пока ещё живы те, кто был свидетелем и участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

        2.2.2. Творческие задания

        Человек в истории.

        Приведём лишь некоторые фрагменты из работ учащихся разных лет:

        «…Я очень горжусь тем, что у меня такой знаменитый прадед – Махин Павел Андреевич, 1884 г.р. – полный георгиевский кавалер…» (Каленова Маша).

        «…Мой прадедушка Рудольф Хандлос до I мировой войны жил в Германии…» (Хандлос Яна).

        « Мой дедушка Леонид Петрович Фирсов очень интересный человек, работал вместе с Ростиславом Алексеевым, создателем судов на подводных крыльях…».

        Семейные реликвии.

        С вещами, как и с людьми, происходит в жизни всякое. Они появляются в нашем доме, исчезают, их место занимают новые. Но есть среди вещей такие, к которым по-особому относятся в доме, в семье, рассказывают о них истории и легенды, стараются сберечь и сохранить.

        Использование семейных реликвий в процессе преподавания истории и во внеклассной работе будет более эффективным, если учитель заносит полученные данные в таблицу.[10]

        Составление родословной.[11]

        Написание сочинений, докладов.

        Темы сочинений, докладов предполагают обязательное обращение участников к работе в библиотеках, семейных архивах, к воспоминаниям родных и близких. Критериями качества ученических работ служат соответствие текста теме, оригинальность и ценность собранного документального материала; умение использовать его и сделать аргументированные выводы, композиция, стиль изложение.[12]

        2.2.3.Участие в НОУ

        Исследование - способ самостоятельной работы учащихся над проблемной задачей, включающий все этапы проблемного обучения. Особые трудности испытывают учащиеся, выбор которых пал на темы, связанные с историей своей семьи: подбор материала, встречи с родственниками, поиск документов, дневников, писем, воспоминаний, семейных реликвий, работа в семейных и городских архивах, записи собранного материала. Однако, чувствуется, что создают они свои «научные тома» с удовольствием, с большим интересом, получая от этого удовлетворение. Ведь именно им первым открываются мало известные или совсем не известные их сверстникам исторические факты.

        Безусловно, реферирование - самый ответственный и трудоёмкий вид учебной работы. Но его высокая результативность, как правило, оправдывают все затраты сил и времени учителя и учащихся.[13] Наблюдения показывают, что привлечение учащихся к исследовательскому поиску по истории семьи, не оставляют равнодушными даже тех ребят, поведение которых оставляет желать лучшего. А значит, найден ключ к диалогу, общению учителя и с этой категорией учащихся.

        2.2.4.Участие в конкурсах

        Исследовательская деятельность учащихся на основе материалов из жизни семьи позволяет им стать участниками районных и городских конкурсов: «Моя семья в истории страны», «Вас  помнит мир спасённый», « День Великой Победы в вашей семье», «Папы и дедушки».


        Цели и задачи конкурсов:

        - воспитать патриотизм, гражданственность через изучение истории отдельной семьи, конкретных людей, чьими руками, опытом, судьбой создаётся история страны;

        - пробудить осознание своей причастности к историческому процессу, вызвать интерес к новейшей истории Отечества;

        - сконцентрировать внимание молодёжи на моральных ценностях общества, семьи;

        - привить навыки исследовательской работы.

        Участникам конкурса «Моя семья в истории страны» предлагается оформить работы по номинациям «Судьба семьи в истории страны», «Мне письма рассказали», «Моя родословная», «Семейная реликвия».[14]

Заключение.

        Проблема исторического образования и воспитания, взаимосвязь школы и семьи - одна из актуальных проблем педагогической науки и практики.

        В ходе работы были решены следующие задачи:

        1.Определена сущность понятия воспитательного потенциала семьи, его структура, уровни.

        2.Раскрыта система поисковой деятельности по изучению истории на основе активного привлечения семьи (учебные занятия - внеклассная деятельность - исследовательский поиск - семья).

        3.Доказана практическая значимость темы, результативность поисковой деятельности учителя и учащихся.

        4.Обобщён свой педагогический опыт.


Список источников и литературы.

  1. Источники.
  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ
  2. Примерные программы по учебным предметам. История . 5-9 классы . – 2-е изд.- М.:Просвещение,2011.- (Стандарты второго поколения).
  1. Литература.
  1. Вяземский Е.Е. ,Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.- М.: ГИЦ «Владов»,2003.
  2. Калинкина Е.Г. Инновационные процессы в образовании в условиях перехода к постиндустриальному обществу. История и обществознание в школе. Сборник научных и методических трудов.- Н.Новгород ,2003.
  3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.- Рига: НПЦ «Эксперимент»,1995.
  4. Короткова М.В.,Студеникин  М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М.;ГИЦ «Владос»,1999.
  5. Малевич Н. Дети пишут историю. Семья и школа,2003.- №9.
  6. Плахова Т.В. Ты-семьянин. Памятка-ориентир. - Минск,2001.
  7. Программно-методические материалы. История.5-9 кл./ Сост.Т.И.Тюляева.- М.:Дрофа,2008.
  8. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. - М.:Народное образование,1998.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.,1995.

ПРИЛОЖЕНИЯ


[1] Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.- Рига: НПЦ «Эксперимент»,1995.

[2] Калинкина Е.Г. Инновационные процессы в образовании в условиях перехода к постиндустриальному обществу.  История и обществознание в школе. Сборник научных и методических трудов.- Н.Новгород, 2003.

[3]  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ

[4] Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.1995.

[5] См. приложения №1, №2, №3, №4.

[6]  См. приложение №5.

[7] См. приложение №10, №11.

[8] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории .- М : ГИЦ " Владос " ,2003.

[9] Плахова Т.В. Ты - семьянин. Памятка-ориентир.- Минск,2001.

[10] См. приложение №5.

[11] См. приложение №6.

[12] См. приложение №7.

[13] См. приложения №8, №9.

[14] См. приложение №12÷17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

В статье  подводятся итоги создания исследовательских проектов  по изучению истории Дивеевского района...

«Применение мультимедийных технологий для привлечения учащихся к изучению истории»

Как привлечь интерес современного школьника к процессу обучения? – Вот один из самых волнующих вопросов для молодых педагогов.  Один из возможных путей решения этого вопроса могут дать информацио...

Внеурочная деятельность по изучении истории в общеобразовательных организациях.

Изучение истории, воспитание нравственности, гражданской идентичности невозможно без знания история и культуры родного края....

Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»

В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...