пояснительная записка по истории ФГОС 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Данная образовательная программа по истории для 6 класса на 2014-2015 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lilya.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа по истории для 6 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
-Письма Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;
-Федерального базисного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 №241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889; приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994; приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 г.№74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки от 31.01.2012 №69 « О внесении изменений ы федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089»;
• Программы общеобразовательных учреждений. История.6-11 классы. Под ред. Данилова Л.Г: М Просвещение, 2014
• Программы под ред. Ведюшкина В.А. « История средних веков». М.Просвешение,2014.
При составлении рабочей программы для 6 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков».
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «История средних веков»(28 часов) и «Истории России»(42 часа).
Срок реализации программы 1 год
Учебно-методический комплект включает следующие материалы:
1. Учебник. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2013.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013.
3. Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс М.: «Просвещение», 2013
4. Сборник. «Программы общеобразовательных учреждений. История.6-11 классы» М Просвещение. 2014
5. Программа под ред. Ведюшкина В.А. « История средних веков». М.Просвешение.2014 г
Цели и задачи курса «История средних веков»
- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном периоде всемирной истории;
-осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
-охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
-возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислам
Цели и задачи курса «История России с древнейших времен до конца 17 века»
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
-формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре через самоорганизацию своей жизнедеятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения курса истории в 6 классе является получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за тысячелетие
Историческое образование играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 6 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Курс нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством изучения курса реализуются три основные функции истории:
- познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества;
- практическо-политическая функция. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно- обоснованный политический курс, избегать субъективных решений;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Всё названное выше связывает – Человек в истории. Так же помогает ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они?
Основным критерием отбора фактов и явлений древней истории различных стран и народов для курса 6 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Помимо обозначенных подходов, реализующих содержание примерной программы по всеобщей истории, актуальными и значимыми для выполнения задач образовательного стандарта также являются:
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.;
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Место предмета в учебном плане:
В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В Рабочей программе отведено на историю средних веков – 28 часа и на историю России – 42 часа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного курса обеспечивают:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-знание основных этапов и ключевых событий истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;
-знание важнейших достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-знание изученных видов исторических источников;
-умение определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
-умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-умение читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-владение навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
-уметие рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
-использование приобретенных знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-выявление существенных черт исторических процессов, явлений и событий;
-объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов;
-умение анализировать исторические явления, процессы факты;
-умение давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-определение на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
ЛИЧНОСТНЫЕ
-объяснение своих отношений к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;
-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывание собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснение исторически сложившихся норм социального поведения;
- использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умение осуществлять самоконтроль и самооценку
Таблица распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
По государственной программе | По рабочей программе | ||
История средних веков | 28 | 28 | |
Введение | 1 | 1 | |
Раздел 1. Становление средневековой Европы 6-9 века | 4 | 4 | |
Раздел 2. Византийская империя и славяне в 6-9 веках. | 2 | 2 | |
Раздел 3. Арабы в 6-9 веках | 1 | 1 | |
Раздел 4.Феодалы и крестьяне | 2 | 2 | |
Раздел 5. Средневековый город в Западной и центральной Европе | 2 | 2 | |
Раздел 6. Католическая церковь в 9-13 века. Крестовые походы. | 2 | 2 | |
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе 11-14 века | 6 | 6 | |
Раздел 8. Славянские государства и Византия в 14-15 в | 2 | 2 | |
Раздел 9.Культура Западной Европы в 11-13 веке | 3 | 3 | |
Раздел 10 Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 | 2 | |
Итоговое повторение | 1 | 1 | |
История Отечества с древности до конца 16 века | 40 | 42 | |
Введение
| 1 | 1 | |
Тема 1 Русь в 8 - в первой половине 12 в | 10 | 10 | |
Тема 2 Русь Удельная во второй половине 12-13 в | 9 | 9 | |
Тема 3. Московская Русь 14-16 века | 15 | 15 | |
Резерв | 4 | 5 | |
Итоговое повторение | 1 | 2 | |
Итого | 70 | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
История средних веков
Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.1 час Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. (5 часов)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Византия и славянский мир.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабский мир в 6-11 веке
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства ¬– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
История России с древности до КОНЦА XVi в.
Введение
Восточные славяне
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Русь во второй половине 12-13 в
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в. Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Московская Русь
Образование единого русского государства
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Московское государство Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская культура XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
• компетенцией личностного саморазвития;
• информационно-поисковой;
• рефлексивной компетенцией;
• учебно-познавательной компетенцией;
•профессионально-трудовой компетенцией
ПРЕДМЕТНЫЕ
-знать основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;
-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-знать изученные виды исторических источников;
-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
-группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
ЛИЧНОСТНЫЕ
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку
- получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца 16 века;
-научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения след. событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
-получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяния общественно-политических деятелей отечественной истории 9-15 века;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца 16 века;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
УМК по истории средних веков:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2013.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2013.
3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2013.
УМК по истории России:
1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2013
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— 80 с.: ил../М.: «Просвещение», 2013
3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки../М.: «Просвещение», 2014г
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. История европейской средневековой культуры / под ред. Л.В. Милова. М. 2006.
2. Лушенков Л.М. Византия и Европа. М. 2011.
3. Перевозный К.К. Великие географические открытия. М. 2004.
4. Разин М. И. Политическая история Европы . М. 2009.
5. Сарабынов Д.Я. История Европейского искусства конца V -начала XV веков. М. 2009.
6. Смолич И.К. История Католической Церкви. М., 1996.
7. Соболев Б.И. История средневековой Европы в лицах. М. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка . Неживая природа 6 класс
В пояснительной записке раскрыты: цель учебного курса, задачи, педагогические условия и средства реализации стандарта. Раскрыты основные методы и формы обучения, формы организации учебного процесса,ко...
Пояснительная записка, физическая культура, 5 класс, ФГОС
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по ...
Пояснительная записка по истории 7 класс
Пояснительная записка по истории 7 класс на 2014- 2015 учебный год: место предмета в федеральном базисном учебном плане, цель, задачи, требования к уровню подготовки учащихся, выбор УМК, методич...
Пояснительная записка к программе 3 класса по английскому языку в формате ФГОС к учебнику Биболетова М.З.
Пояснительная записка содержит:1.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа2. Цели и задачи обучения3. Общая характеристика учебного предмета4.М...
пояснительная записка изо 5кл фгос
пояснительная записка и ктд 5кл фгос автор неменский...
пояснительная записка по истории для 5-9 классов общеобразовательной школы
пояснительная записка по истории 8 класса автор А.А.Данилов, Л.Г.Косулина...
Пояснительная записка по истории 5 класс
Пояснительная записка по истории 5 класс к учебнику Вигасин, Годер, Свенцицкая....