Рабочая программа по истории России для 6 класса (ФГОС)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, а также программе А.А. Данилова, разработанной к УМК «Сферы» ФГОС по истории России для 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii-6_fgos.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса истории России в 6 классах.
При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, а также программе А.А. Данилова, разработанной к УМК «Сферы» ФГОС по истории России для 5-9 классов.
Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности личности. Основными целями изучения всеобщей истории в основной школе являются:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в современном мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству, взаимопонимания, толерантности и уважения между народами;
- развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
- формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов, умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур, а также для дальнейшего изучения истории России, развития интеллектуальных способностей и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»,
ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение предмета «История» на ступени основного общего образования основывается на базе учебных компетенций и знаний, полученных учащимися при изучении в начальной школе предметов «Окружающий мир» (тематический блок «Человек и общество») и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и закладывает основу для изучения предмета на двухуровневом (профильном и базовом) на ступени среднего полного образования.
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В 6 классе Рабочая программа предполагает изучение в курсе «История России» раздела «Древняя и средневековая Русь» в объёме не менее 40 часов по 2 часа в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы | Количество часов | |
всего | 6 кл. | ||
1 | Что изучает история Отечества? Древнейшая история России | 40 | 2 |
2 | Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. | 9 | |
3 | Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. | 9 | |
4 | Московская Русь в XIV—XV вв. | 10 | |
5 | Московское государство в XVI в. | 5 | |
6 | Культура России IX – XVI в.в. | 4 | |
7 | Итоговое занятие | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- Личностные универсальные учебные действия
К важнейшим личностным результатам изучения истории России в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
При изучении курса истории России в рамках когнитивного компонента будут сформированы
- историко-геополитический образ своей страны, включая представление о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории родного края, его достижений и культурных традиций;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- продолжится формирование представлений о системе моральных норм и ценностей, их конвенциональном характере.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов продолжится формирование:
- гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
- уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся продолжат формирование способности к целеполаганию, планированию своей деятельности, анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлению контроля результатов и способов действий.
Обучающиеся получат возможность формировать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности при выполнении заданий разного уровня сложности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся продолжат формирование навыков
- формулирования и аргументации собственной позиции;
- формулирования вопросов по изучаемому материалу;
- владения устной и письменной речью, осуществления монологического контекстного высказывания.
- Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся продолжат формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; совершать логические мыслительные операции, такие, как
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
- ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У обучающихся будут сформированы основы
- использования методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук (постановка проблемы, сравнительное историческое описание, интерпретация фактов);
- умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
- СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающиеся продолжат формирование навыков:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: (определять главную тему, назначение текста; составлять план, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, т.е. обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.);
- находить в тексте требуемую информацию.
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающиеся продолжат формирование навыков интерпретации текста (формулирования его главной мысли, обнаружения в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов)
- Работа с текстом: оценка информации
Обучающиеся продолжат формирование навыков оценки достоверности содержания текста, значимости содержащейся в нём информации.
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Предполагается, что в результате изучения истории России в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории России;
- локализовать во времени этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.
- Знание исторических фактов:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрениях.
- Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах России, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- составлять описание (устно или письменно) образа жизни различных групп населения на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древнерусской культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
- Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- классифицировать и группировать исторические факты;
- соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории.
- Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) личностную позицию в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории.
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древней Руси в мировой истории.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Учебный материал представлен в рабочей программе в несколько большем объёме, чем определяет Примерная программа и Фундаментальное ядро содержания общего образования, что обусловлено стремлением развить познавательную активность учащихся и ознакомить их с историей родного края. Дополнительный материал выделен курсивом.
Тема 1. Что изучает история Отечества? Древнейшая история России (2 ч.)
История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона—часть истории России. Источники по российской истории.
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Тема 2. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. (9 часов)
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство.
Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Политика Ярослава Мудрого. Международные связи Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда.
Княжеские усобицы. Политика Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.
Повторительно-обобщающий урок по теме « Древняя Русь в VIII — первой половине XII в.»
Тема 3. Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. (9 часов)
Политическая раздробленность: причины и последствия. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Владимиро-Суздальское княжество.
Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгород Великий. Галицко-Волынское княжество.
Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь.
Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв.»
Тема 4. Московская Русь в XIV—XV вв. (10 часов)
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение.
Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь.
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение. Памятники Куликовской битвы на территории Тульского края.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Становление русской автокефальной церкви.
Иван III. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Завершение объединения русских земель.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Судебник 1497 г. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Строительство Тульского кремля.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV—XV вв.»
Тема 5. Московское государство в XVI в. (5 часов)
Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Оборона Тулы в 1552 году от войск Девлет-Гирея.
Расширение территории государства, его многонациональный характер. Засечные черты. Освоение Дикого поля. Казачество. Ливонская война, её итоги и последствия.
Опричнина: причины, сущность, последствия.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Московское государство в XVI в.»
Тема 6. Культура России IX – XVI в.в. (4 часа)
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). «Слово о полку Игореве». Памятники куликовского цикла. Начало формирования великорусской культуры. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. «Домострой».
Деревянное зодчество. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Развитие зодчества в XV - XVI вв. Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Шатровые храмы.
Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв, Дионисий). Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Итоговое занятие (1 ч.)
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»
(6 КЛАСС)
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Тема 1. Что изучает история Отечества? Древнейшая история России (2 ч.) | ||
1 | История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона—часть истории России. Источники по российской истории. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
2 | Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. |
|
Тема 2. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. (9 часов) | ||
3 | Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. |
|
4 | Взаимоотношения с соседними народами и государствами. |
|
5 | Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). |
|
6 | Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. |
|
7 | Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
8 | Политика Ярослава Мудрого. Международные связи Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. |
|
9 | Княжеские усобицы. Политика Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи. |
|
10 | Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. |
|
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Древняя Русь в VIII — первой половине XII в.» |
|
Тема 3. Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. (9 часов) | ||
12 | Политическая раздробленность: причины и последствия. Идея единства русских земель в памятниках культуры. |
|
13 | Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Владимиро-Суздальское княжество. |
|
14 | Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгород Великий. Галицко-Волынское княжество. |
|
15 | Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
монголов на Северо-Западную Русь. |
| |
16 | Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. |
|
17 | Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. |
|
18 | Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. |
|
19 | Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. |
|
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв.» |
|
Тема 4. Московская Русь в XIV—XV вв. (10 часов) | ||
21 | Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. |
|
22 | Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
23 | Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение. Памятники Куликовской битвы на территории Тульского края. |
|
24 | Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Образование русской, украинской и белорусской народностей. |
|
25 | Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Становление русской автокефальной церкви. |
|
26 | Иван III. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Завершение объединения русских земель. |
|
27 | Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Судебник 1497 г. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы. |
|
28 | Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Строительство Тульского кремля. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
29 | Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим». |
|
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV—XV вв.» |
|
Тема 5. Московское государство в XVI в. (5 часов) | ||
31 | Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. |
|
32 | Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Оборона Тулы в 1552 году от войск Девлет-Гирея. |
|
33 | Расширение территории государства, его многонациональный характер. Засечные черты. Освоение Дикого поля. Казачество. Ливонская война, её итоги и последствия. |
|
34 | Опричнина: причины, сущность, последствия. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Московское государство в XVI в.» |
|
Тема 6. Культура России IX – XVI в.в. (4 часа) | ||
36 | Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). «Слово о полку Игореве». Памятники куликовского цикла. Начало формирования великорусской культуры. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. «Домострой». |
|
37 | Деревянное зодчество. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Развитие зодчества в XV - XVI вв. Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Шатровые храмы. |
|
38 | Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв, Дионисий). Декоративно-прикладное искусство. |
|
39 | Быт и образ жизни разных слоёв населения. |
|
Итоговое занятие (1 ч.) | ||
40 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. академия наук, Рос. Академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010
- Данилов А.А. Рабочая программа. История России. 6-9 класс. Предметная линия учебников «Сферы». ФГОС. - М.: Просвещение, 2012.
- Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - М.: Просвещение, 2014.
- Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI в.6 класс. Тетрадь-тренажёр. – М.: Просвещение, 2014.
- Артасов И.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI в.6 класс. Тетрадь-экзаменатор. –
М.: Просвещение, 2014.
- Иллюстрированный атлас. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. –
М.: Просвещение, 2014.
- Данилов А.А. Рассказы по истории. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2014
- Поурочное тематическое планирование. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. История. Средние века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013
- Лукутин А.В., Тороп В.В. Поурочные методические рекомендации. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс – М.: Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
Данная рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....
Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС
Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...
Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП
Данная рабочая программа по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...
Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС
Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...