Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Данная рабочая программа  по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.

Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XVI века (учебник Данилов А.А.) и по Истории Средних веков (учебник Агибалова, Донской. Составлена на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc187.5 КБ
Файл kalendarnyy_plan_istoriya_6.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначенная для среднего общеобразовательного учреждения № 19 имени Героя Советского Союза И.П. Мытарева г. Димитровграда, для общеобразовательных шестых классов.

Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc) , учебного плана МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда на 2013-2014 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам Данилова А.А., Косулиной Л.Г История России: с древнейших времен до конца XVI века и Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков.

  Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).

Сроки реализации программы: 2013 – 2014 учебный год (6 класс).

Программа составлена на основе примерной программы  «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9      классы» (Просвещение, 2011); «История России. Рабочие программы. 6-9 классы», автор Данилов А.А. (Просвещение, 2012).

      Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011).

      Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций  и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  •  развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

          В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  класса и специфики классного коллектива. Курс рассчитан на учащихся 6 классов в возрасте12 лет.  Всего в 2012-2013 учебном году обучается  5 классов - 6 «А», 6 «Б», 6 «В» 6 «Г», 6 «Д». Процент обученности -100%  Процент качества обучения в 5 классе  достигает 80%. Уровень мышления в 5 «А» высокий, 5 «Б», 5»В», 5 «Д» средний, 5 «Г» низкий. Учащиеся обладают достаточно высоким уровнем сформированости познавательного интереса.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

    Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

   Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В рабочей программе предусмотрены резервные часы,  что связанно с возможными внештатными ситуациями (карантин, отмена занятий по погодным условиям, больничный лист преподавателя).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

  К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная  на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

-комплексный подход к оценке результатов образования(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ;

-оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно – практических и учебно – познавательных задач;

-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

    Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося -  принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление личности, которая гордится и любит свою Родину, народ, историю;

Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны свое личности;

Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла, понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

Морально – этическая ориентация -  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:

Сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

Сформированности основ гражданской позиции – чувств гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

Сформированности самооценки, включая осознания своих возможностей в учении способности адекватно судить о причинах  своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и   интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию  своих способностей; знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем;

Способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Способом оценки личностных результатов учащихся является портфолио, способствующее формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты учащихся на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежит итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов предполагает  оценку универсальных учебных действий учащихся(регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею. К ним относятся:

-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать  и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-способность к осуществлению логических операций сравнений, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

-умению сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы

Оценка предметных результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются,  в форме папки достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов основного общего образования, необходимых для продолжения образования.

 Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому  языку, математике и окружающему миру.

 В учебном процессе оценка предметных результатов поводится с помощью диагностических работ(промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Текущая аттестация.

Итоговая(четверть, год) аттестация.

Урочная деятельность.

Внеурочная деятельность.

-устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-диктанты;

 -тестовые задания;

-графическая работа;

-доклад;

-творческая работа;

-диагностическая работа;

-контрольная работа

-диктанты;

-тесты;

-анализ динамики текущей успеваемости;

-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

-творческий отчет.

Формы представления образовательных результатов.

-табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

-тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

-устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Содержание тем учебного курса по Истории России с древнейших времен до конца XVI века

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.[2]

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Распад Древнерусского государства.

 Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

 Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Поправки и дополнения. 

В данной рабочей программе в целях оптимизации и в непредвиденных случаях (карантин, отмена занятий по причине мороза, уход на больничный):

-  в курсе «Отечественной истории» объединены темы Введение и «Древнейшие народы на территории России», на изучение внешней политики Ивана Грозного отведен 1 час.

- в курсе «История Средних веков» в целях выявления отличительных черт объединены темы «Усиление власти князей в Германии» и «Расцвет итальянских городов», объединены темы Образование и философия и Средневековая литература и искусство, объединены темы Культура Раннего Возрождения в Италии и Научные открытия и изобретения, на тему  «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века»  отведен 1 час за счет проектно-групповой работы.

В курсе История Средних веков добавлены часы на повторение и обобщение пройденного материала. В результате это выделено 2 часа резерва.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список основной литературы:

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение» 2012

2. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011

3. История России. Рабочие программы. 6-9 классы, автор Данилов А.А.- М.: Просвещение, 2012.

4. История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы Данилов А.А., Косулина. – М.: Просвещение, 2012

Список дополнительной литературы:

  1. Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 384с.
  2. Гаража Н.В. Учебное пособие по истории Средних веков. – М.: Центр образования № 109 (электронная версия) / http://80.240.213.88/garazha/srv.php
  3. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс/Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011
  4. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009

          Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Интерактивная доска

4. карты по Отечественной и Всемирной истории

           Ресурсы Интернет и электронные издания

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Планируемые  результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
    Учащиеся должны
    знать:
  •  хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  •  Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории


Приложение № 1 КИМ по Истории России за 6 класс

Тест 1. Становление Древнерусского государства.

Вариант 1.

А1. Какова была территория расселения восточных славян?

1. Восточная Азия

2. Западная Европа

3. Восточно-Европейская равнина

4. Прибалтика

А2. Чем объяснялось распространение у славян подсечно-огневой системы земледелия?

1. плодородием почвы

2. лесистостью края

3. отсутствием леса

4. использованием плуга

А3.Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?

1. заключение военного договора с Византией

2. развитие городов и торговли

3. возникновение религиозных верований

4. освобождение от хазарской зависимости

А4. Места сбора дани установленные Ольгой:

1. города

2. полюдье

3. погосты

4. торг

А5. Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

1. из Белого моря в Каспийское

2. из Балтийского моря в Черное

3. из Белого моря в Черное

4. из Балтийского моря в Ладожское озеро

В1. Установите последовательность правление древнерусских князей и княгинь.

А. Ольга Б. Олег В. Рюрик Г. Игорь Д. Святослав

1

2

3

4

5

В2. Установите соответствие между элементами:

 

Тест 1. Становление Древнерусского государства.

Вариант 2.

А1. Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия?

1. плодородием почвы

2. лесистостью края

3. использование плуга

4. болотистой местностью

А.2 Какова была предпосылка образования государства у восточных славян?

1. наступление ледника

2. прекращение уплаты дани варягам

3. усиление роли дружины и князя

4. разделение славянских племен на западных, восточных и южных

А3. Какое название получил объезд князем подвластных племен и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?

1. налогообложение

2. полюдье

3. выкуп

4. приношение

А4. Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

1. развитию образования

2. упорядочению сбора дани

3. укреплению связей с Византией

4. распространению христианства

А5. Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

1. из Белого моря в Каспийское

2. из Балтийского моря в Черное

3. из Белого моря в Черное

4. из Балтийского моря в Ладожское озеро

В1. Установите верную последовательность событий.

А. объединение Киева и Новгорода под властью Олега

Б. Убийство древлянами князя Игоря

В. Установление княгиней Ольгой уроков и погостов

Г. Разгром князем Святославом хазар

Д. Призвание Рюрика в Новгород

В2. Установите соответствие между элементами:

 

Тест №2 Древнерусское государство. Вариант 1.

А1.Кто правил в Древней Руси позже других?

  1. Святослав
  2. Игорь
  3. Олег
  4. Владимир Святославович

А2.  Какой князь считается родоначальником династии русских князей?

  1. Аскольд
  2. Кий
  3. Дир
  4. Рюрик

А3. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян?

  1. появление законодательства
  2. усиление роли старейшины
  3. создание Повести Временных лет
  4. появление религиозных верований

А4. О чем свидетельствовало появление в Древней Руси вотчинного землевладения?

  • о сохранности родоплеменных отношений
  • о складывании феодальных отношений
  • о переходе к земледелию и скотоводству
  • о распространении христианства

А5. Стремление укрепить государственную власть заставило Владимира Святославовича:

  • учредить погосты и уроки
  • принять христианство
  • создать Русскую правду
  • убить Аскольда и Дира

А6. Как назывались крупные племенные союзы восточных славян? (несколько ответов)

  1. варяги
  2. поляне
  3. печенеги
  4. древляне
  5. вятичи

А7. Кто относился к категории зависимого населения в Древней Руси? (несколько ответов)

  1. вотчинники
  2. холопы
  3. дружинники
  4. закупы
  5. рядовичи

В1. Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя.

«Поучение детям» - Владимир Мономах

«Слово о Законе и Благодати» - Илларион

«Повесть временных лет» - __________

В2. Установите соответствие.

  1. Олег
  2. Игорь
  3. Владимир I

А. Построил пограничные укрепления. Был героем легенд. Принял христианство

Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил походы против Византии

В. Совершил неудачный поход против Византии. Убит древлянами

В3. Установите соответствие.

Тест №2 Древнерусское государство. Вариант 2

А1. Кто правил в Древней Руси раньше других?

  • Святослав
  • Игорь
  • Олег
  • Ярослав Мудрый

А2. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян?

  • усиление роли народного собрания
  • создание единой системы управления
  • появление – бортничества
  • укрепление коллективной собственности

А3. Какая задача стояла перед Древнерусским государством?

  1. выход к берегам Балтийского моря
  2. уничтожение Византии
  3. сохранение языческих верований
  4. укрепление княжеской власти и подавление восстаний

А4. О чем свидетельствовало выделение в Русской Правде различных групп свободного и зависимого населения?

1. о проведении успешных завоевательных походов

2. о развитии феодальных отношений

3. о сохранении родоплеменного строя

4. о сохранении языческих верований

А5. Стремление упорядочить сбор дани заставило княгиню Ольгу:

  • учредить уроки и погосты
  • принять христианство
  • создать Русскую Правду
  • убить Аскольда и Дира

А6. Как назывались крупные племенные союзы восточных славян? (несколько ответов)

  1. русы
  2. хазары
  3. северяне
  4. радимичи
  5. ильменские словене

А7. Кто относился к категории свободного населения в Древней Руси? (несколько ответов)

  1. младшие дружинники
  2. холопы
  3. бояре
  4. закупы
  5. ремесленники

В1. Продолжите логический ряд и напишите недостающее имя.

Русско-византийский договор 911г. – Олег

Повесть временных лет – Нестор

Русская Правда - __________

В2. Установите соответствие.

1. Владимир I

2. Ярослав Мудрый

3. Святослав

А. Разбил печенегов, построил Софийский Собор в Киеве. Время его княжения – период культурного расцвета расцвета.

Б. Совершал многочисленные военные походы, разгромил хазар, погиб в столкновении с печенегами.

В. Построил укрепленные линии. Принял христианство.

В3. Установите соответствие.

1. Митрополит                   А. Жрец

2. Волхв                              Б. Духовное лицо в православной церкви

3. Наместник                     В. глава местного управления      

Тест№ 3 «Московское государство»

Вариант 1.

А1. Чем помещик отличался от вотчинника?

1. он являлся противником централизации

2. он был наследственным владельцем земли

3. он освобождался от несения военной службы

4. он получал землю во временное пользование

А2. Как назывался совещательный орган управления в России в XV — XVIвв.?

1.вече

2.наместники

3.Боярская дума

4.тысяцкий

А3. Что означало понятие кормление в России?

1.сбор дани в Золотую Орду

2.феодальные повинности крестьян

3.порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

А4. В XV-XVIвв.крестьяне делились на: (несколько ответов)

1.посадских

2.служилых

3.владельческих

4.дворцовых

5.черносошных

А5. Какое соответствие верно? (несколько ответов)

1. Филофей — теория Москва — третий рим

2.Нил Сорский — сторонник иосифлян

3.Нестяжатели — за ликвидацию богатств Церкви

В1.Установите соответствие

1.Пожилое

2.Местничество

3.Помещик

А.несение военной службы

Б.денежный сбор с крестьян при уходе от феодала

В.порядок назначения на должности

С1. Сравнить положение крестьян в XII-XIVвв. и в XV-XVIвв.

Тест  №3  «Московское государство»

Вариант 2.

А1. Чем поместное землевладение отличалось от вотчинного?

1.после смерти помещика земля передавалась в дар церкви

2.поместье освобождалось от уплаты налогов

3.поместье выдавалось за службу и на время службы

4.поместье было наследственным

А2. Местное управление в России в конце Xvв.осуществлялось:

1.Боярской думой

2.советом старейшин

3.наместником

А3.Что означало понятие местничество?

1.хозяйственную специализацию районов

2.стремление удельных князей стать независимыми

3.порядок занятия должностей в зависимости от знатности

4.объезд князем земель

А4. Какое соответствие верно (несколько ответов):

1.Нил Сорский — нестяжатели

2.Иосифляне — против богатства церкви

3.Иван III — присоединение Новгорода

А5. В XV-XVIвв.крестьяне делились на: (несколько ответов)

1.посадских

2.служилых

3.владельческих

4.дворцовых

5.черносошных

В1. Установите соответствие

1.Ясак

2.Кормление

3.Поместье

А. натуральный налог в виде мехов

Б. условное владение (за службу)

В. порядок содержания должностных лиц

С1. Сравните воззрения нестяжателей и иосифлян на имущество церкви и на отношение к власти князя.


Приложение № 2 КИМ по Истории Средних веков за 6 класс

Тест № 1 «Раннее средневековье»

1. Феод характеризуется:

а) передается по наследству б) отбирался после смерти феодала в) давался за службу г) покупался у короля

2. Организация общества, в которой существует верховная власть, границы, законы, налоги – это

а) община б) государство в) дружина

3. Профессиональное войско – это

а) ополчение б) дружина  

4. Натуральное хозяйство характеризуется:

а) производство вещей и продуктов для продажи б) продукты и вещи производились для собственного потребления

5. Кем являлся Мухаммед?

а) врачом б) основателем ислама в) поэтом

6. Как называется феодальная повинность, когда крестьянин работал в хозяйстве феодала за пользование землей?

А) Оброк Б) Барщина В) налог

7. Сопоставить:

А) Цех                   1. Союз купцов

Б) Гильдия            2. объединение крестьян, которое ведало хозяйственными делами

В) община        3. объединение ремесленников одной профессии

 8. Как называлась феодальная повинность, когда крестьянин платил феодалу продуктами за пользование землей?

а) оброк б) барщина в) повинность

9. что такое феодальная раздробленность        ?

10. Что такое сословие?

Тест № 1 «Раннее Средневековье»

Вариант 2(усложненный)

1. Произошло это понятие от немецкого слова «пир». Купцы объединялись для найма охраны из общей казны товарищества, помогали друг другу (например, пострадавшим на море, их семьям), выбирали руководителя. Купцы устраивали между собой товарищества, где становились компаньонами.

О чем идет речь?

А) цех Б) гильдия В) фактория

2. Составьте схему «Причины возникновения городов» в правильной последовательности.

Сельское хозяйство + ремесло, возникновение городов, главное богатство земля, отделение ремесла от сельского хозяйства, главное занятие сельское хозяйство, улучшение орудий труда.

3. Дайте определение понятию «феодальная вотчина».

4. Крепостной крестьянин был обязан выполнять даровые работы в хозяйстве феодала: он обрабатывал господскую пашню, строил и чинил его дом, амбары, мосты, ловил рыбу (1). Так же крестьянин должен был отдавать владельцу вотчины долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, яйца, мед (2).

О каких феодальных повинностях идет речь.

А) оброк Б) барщина В) бенефиций

5. Феод характеризуется:

а) передается по наследству б) отбирался после смерти феодала в) давался за службу г) покупался у короля

6. Что такое натуральное хозяйство?

7. Организация общества, в которой существует верховная власть, границы, законы, налоги – это

а) община б) государство в) дружина

8. Дайте определение понятию сословие и перечислите их:

А) купцы б) крестьяне в) духовенство г) ремесленники д) феодалы е) горожане

Тест № 2

Феодальная раздробленность в Европе

Вариант 1.

А1. В каком году внуки Карла Великого разделили его империю, подписав Введенский договор?

  • 800                       3. 868
  • 843                       4. 863

А2. Крупный землевладелец (феодал):

  • вассал                  3. сеньор
  • рыцарь                 4. император

В1. Соотнесите термины и их значение:

1. Род

2. Дружина

3. Раздробленное государство

4. Империя

А. сильное могущественное государство

Б. профессиональное войско

В. гос-во, в котором нет сильной королевской власти

Г. коллектив близких родственников

В2. Что такое ФЕОД?

В3. Что такое МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ?

С1. Дайте определение понятию «феодальная раздробленность» и напишите, каковы ее причины.

Тест № 2

Феодальная раздробленность в Европе

Вариант 2.

А1. Военный слуга сеньора:

  • феодал                  3. вассал
  • рыцарь                  4. король

А2. Выберите из предложенного те характеристики, которые соответствуют понятию «Феод»:

  • давался за службу
  • не передавался по наследству
  • передавался по наследству
  • отбирался после смерти феодала  

В1. Что такое Феодальная раздробленность?

В2. Соотнесите термины и их значение:

1. Род

2. Народное ополчение

3. Единое государство

4. Племя

А. Объединение нескольких родов

Б. вооруженные мужчины племени

В. гос-во, в котором есть сильная королевская власть

Г. коллектив близких родственников

В3. Что такое междоусобные войны?

С1. Сравните власть вождя в племени и власть короля в гос-ве.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

1

Введение. Живое Средневековье

1

Урок новых знаний

Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени

умение  определять понятия, создавать обобщения,

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Лента времени, учебник

Прочитать введение, повторить исторические источники

2

Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов

1

Урок новых знаний

формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

умение  определять понятия, создавать обобщения,

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»

§ 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев»

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках

1

Комбинирован

ный

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы

Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»

§ 2, проч. рассказ о суассонской чаше

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Комбинирован

Ный

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

умение обобщать факты

Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы

Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»

§ 3, с. 18, вопрос №4,

5

Западная Европа в IX – XI веках

1

Комбинирован

Ный

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Работа с картой, выписка важных фактов,

Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.»

§ 4, вопрос «как жили норманны  в 8-11 веках »

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

Комбинирован

Ный

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

формирование целостного мировоззрения

Составление таблицы

Презентация, иллюстрации учебника

§ 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего  Средневековья

7

Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы»

1

КомбинированНый

Презентация

8

9

Византия при Юстиниане. Культура Византии

2

Комбинированный

Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников

формулировать и обосновывать выводы

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»

§ 6,7 вопросы

10

Образование славянских государств

1

Комбинированный

Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников

формулировать и обосновывать выводы

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»

§ 8, вопросы, тетрадь

11

12

Арабский мир в VI – XI вв.

2

Урок новых знаний

способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

карта «Арабы в VII-XI вв.»

§ 9, 10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов»

13

В рыцарском замке

1

Комбинирован

Ный

умение понимать законы «Рыцарской чести»

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями

Учебник, презентация

§ 11 придумать девиз и  изобразить герб феодала

14

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Комбинирован

Ный

Уметь подтверждать выводы примерами

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни

Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями

Учебник, таблица «Средневековое общество»

§ 12,вопросы

15

Формирование средневековых городов

1

Комбинирован

Ный

Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Работа с картой, делать выводы по карте

Учебник, карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.»

§ 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе»

16

Горожане и их образ жизни

1

Комбинирован

Ный

Умение характеризовать условия и образ жизни горожан

строить  логическое рассуждение, делать выводы

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Составление сложного плана

Видеофрагмент, учебник, презентация

§ 14,  подготовить краткое сообщение о  как возник один из городов

17

Могущество папской власти.

Католическая церковь и еретики

1

Комбинирован

Ный

знать особенности религиозных верований католической церкви

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Составление плана, таблицы, работа с картой

карта «Европа в XIII в.»

§ 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками»

18

Крестовые походы

1

Комбинирован

ный

воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;

Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами

карта «Европа в XIII в.»

§ 16, заполнить таблицу  «Крестовые походы», сделать вывод

19

Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках»

1

Комбинирован

Ный

строить  логическое рассуждение

карта «Европа в XIII в.», презентация

20

Как происходило объединение Франции

1

Комбинирован

Ный

воспитание уважения к историческому наследию

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

Работа с картой

карта «Европа в XIII в.»,

§ 17,

21

Что англичане считают началом своих свобод

1

Комбинирован

Ный

развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию

строить  логическое рассуждение

уважение прав и свобод человека

Работа с картой

карта «Европа в XIII в.»,

§ 18

22

Столетняя война

1

Комбинирован

Ный

Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

владение устной монологической контекстной речью

 уважение к культуре других народов, толерантность.

Работа с картой, составление таблицы

карта «Европа в XIII в.»,

§ 19,  ответить на вопрос « в  чем состоял  подвиг Жанны д' Арк?

23

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Комбинирован

Ный

Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии

анализировать и обобщать факты

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Составление сравнительной таблицы

Учебник

§20,сравнительная таблица

24

Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии

1

Комбинирован

Ный

умение работать с разными источниками информациями

смысловое чтение;

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Составление сравнительной таблицы

карта «Европа в XIV-XVвв.»

§2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого.

25

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве

1

Комбинирован

Ный

воспитание уважения к историческому наследию

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

Работа с картой

карта «Европа в XIII в.»,

§22

26

Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)»

Комбинирован

Ный

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

карта «Европа в XIV-XVвв.»

презентация

27

Германия и Италия в XII - XV вв.

1

Комбинирован

ный

Знать особенности, даты  развития Германии и Италии

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Составление сравнительной таблицы

карта «Европа в XIV-XVвв.»

§ 23,таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.»

28

Гуситское движение в Чехии

Комбинирован

Ный

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

обществе

Работа с картой

карта «Европа в XIV-XVвв.»

§ 25, составить план - конспект

29

Завоевания турками – османами Балканского полуострова

Комбинирован

Ный

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

уважение прав и свобод человека;

Работа с картой

Учебник

§ 26, составить кроссворд по теме

30

Образование и философия. Средневековая литература и искусство

комбинированный

искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

владение устной монологической контекстной речью

формирование целостного мировоззрения

Составление сложного плана, составление таблицы

учебник

§27, заполнить таблицу. §2 8, заполнить таблицу

31

Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

Комбинирован

Ный

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира

Составление сложного плана, составление таблицы

Учебник, видеофрагмент

§29 – 30 ,составить викторину

32

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Комбинирован

Ный

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Сравнительная таблица

Презентация, учебник

§31, 32  составить сравнительную таблицу

33

ПОУ: «Штурм крепости»

Комбинирован

ный

формулировать и обосновывать выводы

Презентация

ИСТОРИЯ РОССИИ

34

Введение в предмет «Древнейшие народы на территории России»

Урок новых знаний

раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян

формулировать и обосновывать выводы

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Прочитать «Введение», § 1, подготовить пересказ с выделением главных фактов

35

Восточные славяне

Комбинирован

Ный

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Уметь доказывать и опровергать,  чтение исторических карт.

§2,  проработать карту и составить по ней рассказ

36

Формирование древнерусского государства

Комбинирован

Ный

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Выписка нужных материалов из текста

§3 ,  анализ исторического источника

37

Первые киевские князья

Комбинирован

Ный

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Выписка нужных материалов из текста

§4,  подготовить индивидуальные сообщения

38

Князь Владимир Святославович Принятие христианства

Комбинирован

Ный

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого

способность решать творческие задачи

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Составление плана по тексту и его запись

§5 ,  самостоятельно дать оценку принятия христианства

39

40

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2

Комбинирован

Ный

Умение использовать  дополнительные ресурсы для  изучения истории древнерусской народности

умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Оценивать свою работу и деятельность одноклассников

§6,  анализ «Русской Правды»

41

Культура Древней Руси IX – XII вв.

Комбинирован

Ный

Умение использовать  дополнительные ресурсы для  изучения истории

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

мира

Определение причинно – следственныхмежпредметных связей

§7, приготовить презентацию по теме

42

Быт и нравы Древней Руси

Комбинирован

Ный

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

способность решать творческие задачи

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

мира

Определение причинно – следственныхмежпредметных связей

§8, нарисовать рисунки  древнерусской одежды и оружия.

43

Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.»

Комбинированный

составлять тезисы

Определение причинно – следственных межпредметных связей

знать все даты и понятия, работа над ошибками

44

 Начало раздробления  Древнерусского государства

Комбинирован

ный

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

умение  определять понятия, устанавливать аналогии

Выписка нужных материалов из текста

§9,  знать все княжества по карте, документ с. 83-84

45

46

Главные политические центры: Новгородская  земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества 

2

Комбинирован

ный

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

составлять тезисы

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов,

Составление хронологических таблиц, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

§10 - 11, составить сравнительную таблицу

47

Нашествие с Востока

1

Комбинирован

Ный

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

устанавливать причинно-следственные связи

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Составление плана по тексту и его запись

§12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах

48

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Комбинирован

ный

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

умение использовать речевые средства

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

Выписка нужных материалов из текста

§13,, составить рассказ битвы по схеме

49

Русь и Золотая Орда

1

Комбинирован

Ный

способность применять понятийные приемы исторического анализа

Умение логического рассуждения, умозаключения

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Составление плана-схемы изученной темы

§14 , анализ исторических документов  

50

Русь и Литва

(Повторение понятий и дат) 15 минут

1

Комбинирован

Ный

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

работать индивидуально и в группе:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

§15, проработать карту и составить по ней рассказ

51

Культура русских земель в XII -  XIII вв.

1

Комбинированный

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира

Составлять сложный план

§16 Проанализировать «Поучения детям» В.Мономаха  с. 136-137

52

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..»

Комбинированный

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

знать все события и даты

53

Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Комбинирован

ный

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Организовывать деятельность в  парах,  уметь вести диалог

§ 17, установить причинно – следственные связи

54

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинирован

ный

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва  стала центром борьбы с ордынским владычеством

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

формирование целостного мировоззрения

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

§18,  подготовить устное сообщение

55

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Комбинирован

Ный

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства

Умение работать в группе

уважение к культуре других народов, толерантность.

Составление характеристик  деятелей

§ 19, работа с картой, составить  рассказа по ней

56

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинирован

Ный

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение анализировать и обобщать факты

формирование целостного мировоззрения

Установление межпредметных связей

§ 20, , прочитать дополнительную литературу по теме

57

Московское государство в конце XV- начале XVIвв

1

Комбинирован

ныйи

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

формулировать и обосновывать выводы

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формулировать проблемные вопросы

§ 21, закончить составлять схему управления при Иване III, знать понятия и термины

58

Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв

1

Комбинирован

Ный

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

представлять результаты в виде схемы

формирование целостного мировоззрения

Составление хронологических таблиц

§ 22, составить схему

59

ПОУ «Образование единого русского государства»

1

Комбинирован

Ный

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Формулировать и обосновывать выводы

знать термины и даты

60

61

Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV

2

Комбинирован

ный

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Формулировать и обосновывать выводы

осознание своей этнической принадлежности знание истории

Правильное применение счета лет, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры

§23, подготовить устные сообщения

62

Внешняя политика Ивана IV.

1

Комбинирован

Ный

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение анализировать и обобщать факты

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Чтение исторической карты, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

§ 24, подготовить устные сообщения по карте с. 205

63

Опричнина

1

Комбинированный

Уметь работать с историческими источниками

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

§ 25, проанализировать исторические  документы

64

Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.

1

Комбинированный

Умение составлять сравнительную таблицу

анализировать и обобщать факты

формирование целостного мировоззрения

Выписка нужных материалов из текста,  чтение исторической карты

§ 26, составить таблицу по теме

65

Архитектура и живопись в XIV – XVI вв

1

Комбинированный

Умение составлять сравнительную таблицу

представить результаты в виде таблицы

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России

Составление плана по тексту и его запись

§ 27, закончить таблицу, сделать вывод

66

Быт XV – XVI вв.

1

Комбинированный

способность применять понятийный приемы исторического анализа

представить результаты в виде таблицы

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Составление плана по тексту и его запись

§ 28, написать творческое сочинение

67

Итоговое повторение

1

Комбинированный

68

Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

1

Комбинированный

Знать исторические  термины и даты

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...