Рабочая программа по всеобщей истории для 5-6 класса (ФГОС)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, а также рабочим программам, разработанным к УМК «Сферы» ФГОС по истории России для 6-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseobshchaya_istoriya_5-6_fgos.doc | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории в 5 - 6 классах . При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, а также рабочим программам, разработанным к УМК «Сферы» ФГОС по истории России для 6-9 классов.
Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности личности. Основными целями изучения истории России в основной школе являются:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в современном мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества;
- воспитание учащихся в духе взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
- развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
- формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов, умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур, а также для дальнейшего изучения всеобщей истории, развития интеллектуальных способностей и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»,
ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение предмета «История» на ступени основного общего образования основывается на базе учебных компетенций и знаний, полученных учащимися при изучении в начальной школе предметов «Окружающий мир» (тематический блок «Человек и общество») и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и закладывает основу для изучения предмета на двухуровневом (профильном и базовом) на ступени среднего полного образования.
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. В рамках курса «Всеобщая история» учащиеся знакомятся с основными историческими понятиями всего предмета «История».
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы.
В 5 классе в курсе «Всеобщая история» изучается раздел «Древний мир». Согласно Базисному учебному (образовательному) плану, на изучение раздела «Древний мир» в 5 классе отводится 70 часов из расчёта по 2 часа в неделю. Так как авторская программа Уколовой В.И. рассчитана на 68 часов, то дополнительное учебное время распределяется по одному учебному часу между тематическими блоками «Древний Восток» и «Древняя Греция».
В 6 классе Примерная программа по истории предполагает выделение на изучение всеобщей истории (раздел «Средние века») не менее 28 часов (на курс «История России» в 6 классе отводится не менее 40 часов и 2 часа – резервное время). Данная рабочая программа выделяет на изучение раздела «Средние века» 30 часов, добавив к обязательному учебному времени 2 резервных часа, так как в курсе всеобщей истории изучается также важный понятийный материал.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
всего | 5 кл. | 6 кл. | ||
1 | Введение. Предмет истории. Знания о прошлом | 70 | 2 | |
2 | Первобытное общество | 6 | ||
3 | Древние цивилизации Востока | 18 | ||
4 | Древняя Греция | 23 | ||
5 | Древний Рим | 20 | ||
6 | Итоговое занятие | 1 | ||
7 | Введение | 30 | 1 | |
8 | Раннее Средневековье | 7 | ||
9 | Зрелое Средневековье | 17 | ||
10 | Страны Востока и доколумбовой Америки в Средние века | 4 | ||
11 | Итоговое занятие | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 5 - 6 КЛАССЕ
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- Личностные универсальные учебные действия
К важнейшим личностным результатам изучения всеобщей истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
При изучении курса всеобщей истории в рамках когнитивного компонента
- обучающиеся получат представление о значимости общемирового культурного наследия цивилизаций древности; приобщатся к истокам поликультурно-исторического наследия человечества,
- на основе знаний, полученных в начальной школе продолжится формирование представлений о системе моральных норм и ценностей, их конвенциональном характере.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов продолжится формирование:
- уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
- межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
- уважения к личности и её достоинствам, доброжелательного отношение к окружающим, нетерпимости к любым видам насилия и готовности противостоять им.
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся продолжат формирование способности к целеполаганию, планированию своей деятельности, анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлению контроля результатов и способов действий.
Обучающиеся получат возможность формировать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности при выполнении заданий разного уровня сложности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся продолжат формирование навыков
- формулирования и аргументации собственной позиции;
- формулирования вопросов по изучаемому материалу;
- владения устной и письменной речью, осуществления монологического контекстного высказывания.
- Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся продолжат формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; совершать логические мыслительные операции, такие, как
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
- ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У обучающихся будут сформированы основы
- использования методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук (постановка проблемы, сравнительное историческое описание, интерпретация фактов);
- умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
- СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающиеся продолжат формирование навыков:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: (определять главную тему, назначение текста; составлять план, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, т.е. обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.);
- находить в тексте требуемую информацию.
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающиеся продолжат формирование навыков интерпретации текста (формулирования его главной мысли, обнаружения в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов)
- Работа с текстом: оценка информации
Обучающиеся продолжат формирование навыков оценки достоверности содержания текста, значимости содержащейся в нём информации.
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
- В результате изучения истории Древнего мира в 5 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра».
Знание исторических фактов:
- формирование целостного представления об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- применять понятийный аппарат для атрибуции фактов и источников Древнего мира.
Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно), используя основные и дополнительные источники информации, об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- развитие навыков классификации и группирования исторических фактов;
- соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- определять и объяснять (аргументировать) личностную позицию в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- В результате изучения всеобщей истории в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Средних веков;
- применять понятийный аппарат для атрибуции фактов и источников истории Средних веков.
Знание исторических фактов:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире.
Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
- составлять описание (устно или письменно) образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- классифицировать и группировать исторические факты;
- соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- сопоставлять развитие стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- объяснять причины и следствия ключевых событий истории Средних веков.
Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) личностную позицию в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
- давать оценку событиям и личностям истории Средних веков.
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия средневекового общества в мировой истории.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Учебный материал представлен в рабочей программе в несколько большем объёме, чем определяет Примерная программа и Фундаментальное ядро содержания общего образования, что обусловлено стремлением развить познавательную активность учащихся и поддержать их интерес к социально-гуманитарным наукам. Дополнительный материал выделен курсивом.
История Древнего мира
5 класс
- часов
Введение. Предмет истории. Знания о прошлом (2 ч.)
Что изучает история. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Древний мир: понятие и хронология.
Тема 1. Первобытное общество (6 ч.)
Происхождение человека. Расселение древнейшего человека. Использование огня. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Родовая община. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Зарождение искусства.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Неолитическая революция. Появление ремесел и торговли. Начало обработки металла. Соседская община.
Возникновение древнейших цивилизаций. Карта Древнего мира. Начало обработки железа.
Тема 2. Древние цивилизации Востока (18 ч.)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Монархия. Пиктографическое письмо шумеров – клинопись. Мифы и сказания.Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Восточная деспотия.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Возникновение государства.Храмы и пирамиды. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы фараонов. Рабы. Письменность в Древнем Египте. Религиозные верования египтян. Жрецы. Познания древних египтян. Фараон-реформатор Эхнатон.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.
Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования евреев. Монотеизм. Ветхозаветные сказания.
Империя. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Арии. Санскрит. Религиозные верования, легенды и сказания. Общественное устройство, Варны. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Великая Китайская стена. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы.
Тема 3. Древняя Греция (23 часа)
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Природные условия Древней Греции. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Эллины. Античное язычество. Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея».
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Развитие земледелия и ремесла. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Тирания. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Афинский морской союз. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.
Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Театр. Литература. Развитие наук. Древнегреческая философия. Школа и образование. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Быт и досуг древних греков.
Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Период эллинизма. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Тема 4. Древний Рим (20 часов)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Патриции и плебеи. Римская республика. Управление и законы. Римская семья. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак.
Гражданские войны в Риме. От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Ораторское искусство. Цицерон. Установление императорской власти. Октавиан Август. Римская литература, золотой век поэзии. Первые римские императоры: Тиберий, Калигула, Нерон. Возникновение и распространение христианства. Римская империя: территория, управление. Архитектура и скульптура. Пантеон. Римское право. Культура Древнего Рима. Развитие наук. Быт и досуг римлян.
Признание христианства государственной религией Римской империи.Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Античное наследие и его значение для современного мира.
Итоговое занятие (1ч.)
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История Средних веков
- класс
Введение (1ч.)
Средние века: понятие и хронологические рамки. Источники знаний о прошлом.
Тема 1. Раннее Средневековье (7 ч.)
Начало Средневековья. Народы Европы в раннее Средневековье. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».
Христианизация Европы. Светские правители и папы. Роль христианства в раннем средневековье. Монастыри и монахи. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.
Культура Византии. Христианский храм. Иконопись. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Каролингское возрождение.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Тема 2. Зрелое Средневековье (17 ч.)
Средневековое европейское общество. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия.
Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Средневековый замок. Средневековый эпос. Рыцарская литература.
Аграрное производство. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Борьба городов и сеньоров. Городское управление. Средневековые города-республики. Городские сословия.
Цехи и гильдии. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Отношения светской власти и церкви. Разделение христианства на католицизм и православие. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Влияние крестовых походов на жизнь европейского общества.
Государства Европы в ХII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованного государства во Франции.
Образование централизованного государства в Англии. Великая хартия вольностей.
Столетняя война; Ж. д’Арк.
Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Завершение процессов централизации во Франции и Англии в XV в. Война Алой и Белой розы. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Германские государства в XII—XV вв. Гуситское движение в Чехии. Итальянские республики в XII—XV вв.
Византийская империя и славянские государства в ХII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Романский и готический стили в художественной культуре. Сословный характер культуры. Городской и крестьянский фольклор.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Тема 3. Страны Востока и доколумбовой Америки в Средние века (4 ч.)
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями.
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Итоговое занятие (1 ч.)
Историческое и культурное наследие Средневековья.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
(5 КЛАСС)
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
(6 КЛАСС)
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение (1ч.) | ||
1 | Средние века: понятие и хронологические рамки. Источники знаний о прошлом. |
|
Тема 1. Раннее Средневековье (7 ч.) | ||
2 | Начало Средневековья. Народы Европы в раннее Средневековье. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков: «Салическая правда». |
|
3 | Христианизация Европы. Светские правители и папы. Роль христианства в раннем средневековье. Монастыри и монахи. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. | монастырей в жизни средневекового общества.
Использовать дополнительные источники для сообщения о монашеских орденах. | |
4 | Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. |
|
5 | Культура Византии. Христианский храм. Иконопись. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. |
|
6 | Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. |
|
7 | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Каролингское возрождение. |
|
8 | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. |
|
Тема 2. Зрелое Средневековье (17 ч.) | ||
9 | Средневековое европейское общество. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
10 | Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Средневековый замок. Средневековый эпос. Рыцарская литература. |
|
11 | Аграрное производство. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. |
|
12 | Города — центры ремесла, торговли, культуры. Борьба городов и сеньоров. Городское управление. Средневековые города-республики. Городские сословия. |
|
13 | Цехи и гильдии. Облик средневековых городов. Быт горожан. |
|
14 | Церковь и духовенство. Отношения светской власти и церкви. Разделение христианства на католицизм и православие. |
|
15 | Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. |
|
16 | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Влияние крестовых походов на жизнь европейского общества. |
|
17 | Государства Европы в ХII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованного государства во Франции. |
|
18 | Образование централизованного государства в Англии. Великая хартия вольностей. |
|
19 | Столетняя война; Ж. д’Арк. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
| ||
20 | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). |
|
21 | Завершение процессов централизации во Франции и Англии в XV в. Война Алой и Белой розы. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
|
22 | Германские государства в XII—XV вв. Гуситское движение в Чехии. Итальянские республики в XII—XV вв. Византийская империя и славянские государства в ХII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. |
|
23 | Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. |
|
24 | Романский и готический стили в художественной культуре. Сословный характер культуры. Городской и крестьянский фольклор. |
|
25 | Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. |
|
Тема 3. Страны Востока и доколумбовой Америки в Средние века (4 ч.) | ||
26 | Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
27 | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. |
|
28 | Япония в Средние века. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла. |
|
29 | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. |
|
Итоговое занятие (1 ч.) | ||
30 | Историческое и культурное наследие Средневековья. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. академия наук, Рос. Академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010
- Рабочие программы. Всеобщая история. 5-9 класс. Предметная линия учебников «Сферы». ФГОС. - М. : Просвещение, 2012.
5 класс
- История. Древний мир. 5 класс. Поурочные методические рекомендации. - М. : Просвещение, 2013
- История. 5 класс. Древний мир. Поурочное тематическое планирование. - М. : Просвещение, 2010
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - М. : Просвещение, 2013.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. - М. : Просвещение, 2013.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-экзаменатор. - М. : Просвещение, 2013.
6 класс
- История. Средние века. 6 класс. Поурочные методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013
- Уколова И.Е. Ведюшкин В.А. История. Средние века. 6 класс. Поурочное тематическое планирование. – М.: Просвещение, 2013
- Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - М.: Просвещение, 2014.
- Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. История. Средние века. 6 класс. Тетрадь-тренажёр. – М.: Просвещение, 2014.
- Уколова И.Е. История. Средние века. 6 класс. Тетрадь-экзаменатор. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории для 5 - 9 классов
Программа составлена на основе ФГОС второго поколения, содержит тематическое планирование с указанием УУД...
Рабочая программа по «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА» V класс
Данная рабочая программа разработана на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;·...
Рабочая программа по всеобщей истории для 6-8 классов в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа по всеобщей истории для 6-8 классов в соответствии с ФГОС ООО для учебников 6-8 классов изд. "Русское слово"...
Рабочая программа по Всеобщей истории с 5-9 класс.
Рабочая программа по Всеобщей истории с 5-9 классы. УМК "Школа России". В условиях реализации ФГОС ОО и ИКС....
Рабочая программа по всеобщей истории для 7 - 9 классов
Программа по всеобщей истории 7 - 8 класса составлена на основе программы по история авторов А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной, 9 класса на основе программы по история автора О. С. Сороко-Цюпы и...
Примерная рабочая программа по Всеобщей истории для 5-9 классов, автор Т.П. Андреевская
Материал содержит примерную программу по Всеобщей истории и тематическое планирование для 5-9 классов, под редакцией Т.П.Андреевской....
Рабочая программа по всеобщей истории Новое время 8 класс
Рабочая программа по всеобщей истории с календарно-тематическим планированием...