Дата | № урока | Раздел программы, кол.ч. Содержание программы (элемент обязательного содержания, элемент дополнительного содержания) Тема урока. Тип (вид урока) | Планируемые знания, умения, навыки (Ученик должен знать - ... уметь - …) ОУУН | Виды контроля и обратная связь |
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
| 1 | Историческое познание сегодня 1 час Понятие «история». Особенности исторического познания. Исторические источники. Лекция | Ученик должен Знать понятия, особенности исторического познания | Опрос Вводный контроль |
| 2 | Предыстория 1 час Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Современные концепции происхождения чело-века и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества Лабораторно-практическое занятие | Ученик должен уметь характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи | Работа с документами, картами, схемами |
Раздел II. Цивилизации Древнего мира |
|
|
|
|
Тема 2. Древний Восток (2 ч.) |
|
|
|
|
| 3 | Древний Восток 1 час Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Ментальные особенности цивилизаций древности Урок с элементами практической работы
| Ученик должен знать и сравнивать различные точки зрения на происхождение государства и права | Решение проблемных задач. Работа с историческими текстами |
| 4 | Индия и Китай в древности 1 час Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека Лекция
| Ученик должен уметь анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций | Решение проблемных задач |
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
Тема 3. Античность (4 часа) Часть 1. Древняя Греция (2 часа) |
|
|
|
|
| 5 | Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса 1 час Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этно-социального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества Урок с элементами ролевой игры | Ученик должен уметь определять специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций | Работа с документами. Работа с картой, с иллюстративным материалом |
| 6 | Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру 1 час Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры Урок - лекция | Ученик должен знать полисную политико-правовую организацию | Опрос |
Часть 2. Древний Рим (2 часа) |
|
|
|
|
| 7 | Древний Рим. От возникновения города до падения республики 1 час Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Урок с элементами практической работы | Ученик должен уметь сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права | Составление схемы. Индивидуальные задания |
| 8 | Древний Рим. Римская республика 1 час Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь Комбинированный урок | Ученик должен знать причины появления и особенности христианства | Опрос |
| 9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний мир» 1 час Повторительно-обобщающий урок |
| Контрольная работа |
Раздел III. Средневековье (6 часов) Тема 4. Западноевропейское Средневековье (2 ч.) |
|
|
|
|
| 10 | Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системы 1 час «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Становление и развитие сословнокорпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Урок с элементами практической работы
| Ученик должен уметь определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира | Работа с картами |
| 11 | Расцвет и кризис западно-европейского христианского мира 1 час Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Столетняя война и война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстания, демографический спад. | Ученик должен знать причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. У меть сравнивать европейскую правовую традицию и римское право | Решение проблемных задач |
| 12 | Византийское средневековье 1 час Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Групповая работа с использованием текста учебника. | Ученик должен уметь определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия | Выполнение заданий на выявление характерных черт |
| 13 | Исламский мир в Средние века 1 час Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Комбинированный урок. | Ученик должен уметь анализировать особенности исламской цивилизации | Индивидуальные задания. Тестирование |
| 14 | Индия в Средние века. 1 час Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху средневековья Урок с элементами ролевой игры. | Ученик должен знать традиционные общества на Западе и Востоке. Уметь выявлять причины отличий. | Работа по группам. Решение познавательных задач |
| 15 | Китай и Япония в Средние века 1 час Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху средневековья Комбинированный урок | Ученик должен знать традиционные общества на Западе и Востоке. Уметь выявлять причины отличий. | Опрос |
РАЗДЕЛ IV. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА НА ПУТИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (1 ЧАС) |
|
|
|
|
| 16 | Возрождение как культурно-историческая эпоха 1 час Предпосылки Возрождения. Гуманизм. Искусство Возрождения. Комбинированный урок.
| Ученик должен знать предпосылки Возрождения, особенности Возрождения | Доклады |
| 17 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Средневековье» 1 час Повторительно-обобщающий урок. |
| Тестирование |
РАЗДЕЛ V. Экономика и общество (4 часа) |
|
|
|
|
| 18 | Возникновение мирового рынка 1 час Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества Урок - лекция | Ученик должен знать принципы периодизации истории. Уметь выявлять причины и признаки модернизации. Сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира | Фронтальный опрос. Работа с понятиями. Работа со схемами и диаграммами. |
| 19 | Общество и экономика старого порядка 1 час Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации Комбинированный урок. | Ученик должен уметь выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма | Опрос |
| 20 | Промышленная революция. 1 час Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной. Урок с элементами практической работы. | Ученик должен уметь определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития | Работа с таблицами |
| 21 | Индустриальное общество. 1 час Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов. Комбинированный урок | Ученик должен знать причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Характеризовать социальную структуру общества в XIX в. | Работа с историческими текстами по группам |
РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (3 ЧАСА) |
|
|
|
|
| 22 | Религия и церковь в начале Нового времени. 1 час Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. Комбинированный урок. | Ученик должен знать причины и последствия Реформации и Контрреформации. Уметь сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем | Составление таблицы |
| 23 | Наука и общественно-политическая мысль. 1 час Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-Х1Хвв. Комбинированный урок. | Ученик должен уметь сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической | Опрос |
| 24 | Художественная культура 1 час Культурное и философское наследие Нового времени Урок-конференция | Ученик должен уметь систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени. | Представление презентации. Работа с иллюстративным материалом |
РАЗДЕЛ VII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (4 ЧАСА) |
|
|
|
|
| 25 | Государство на Западе и Востоке. 1 час От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма. Складывание романо-германской и англосак-сонской правовых семей. Групповая работа с использованием текста учебника. | Ученик должен уметь определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. | Работа в группах на выявление причин и характерных черт |
| 26 27 | Политические революции XVII-XVIII вв. 2 час Буржуазные революции XVII—XIX вв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания. Урок - лекция | Ученик должен знать предпосылки, значение революций XVII-XIX вв. Анализировать идеологии социальных и политических движений | Решение проблемных задач |
| 28 | Становление либеральной демократии. 1 час Становление гражданского общества.. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Лабораторная работа. | Ученик должен знать признаки гражданского общества. Уметь характеризовать и сравнивать либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм | Составление таблицы, схемы. Работа с понятиями |
РАЗДЕЛ VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (3 ЧАСА) |
|
|
|
|
| 29 | Встреча миров: Запад и Восток в Новое время. 1 час Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. «Периферия» евро-атлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах Комбинированный урок. | Ученик должен знать последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Уметь сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма. | Опрос |
| 30 | «Европейское равновесие». XVII-XVIII вв 1 час Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Урок с элементами практической работы. | Ученик должен знать особенности системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. | Работа с картой. Работа с историческими текстами. |
| 31 | Конфликты и противоречия XIX в. 1 час Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Комбинированный урок | Ученик должен уметь определять последствия решений Венского конгресса | Письменная работа |
| 32 33 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Новое время» |
| Повторение пройденного материала. Письменная работа |
| 34 | Контрольно-обобщающий урок |
| Контрольная работа |