Календарно - тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)

Савина Наталья Анатольевна

Календарно - тематическое планирование по истории составлено в соответствии с ФГОС к учебникам издательства "Русское слово".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ивановская средняя общеобразовательная школа

городского округа г. Переславля – Залесского Ярославской области

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                       утверждена приказом  по школе

                                                                                                                                                                                                         от         ------------- №  ----------------

   

Приложение к рабочей программе по

курсу истории  6  класс

(Всеобщая история – 28 ч. История России – 40 часов)

   

                                         

     

                                                                                     учителя Савиной Н. А.

         

                                         2020 г.

В ходе изучения истории в 6 классе ученик научится:

История Средних веков

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

                                                                                                  Поурочное тематическое планирование. 6 класс

Всеобщая история. История средних веков  - 28 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

 урока

Понятия и персоналии

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дата

предметные

метапредметные

личностные

Регулятив.

Коммуник.

Познавательн.

1

Введение. Средние века и хронологические рамки. Народы Европы в раннее Средневековье.

1

Урок изучения нового материала

Средние века, медиевистика, хроники, этнография

Понятие «средние века», Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков

Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Что такое средние века»?

Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников.

Формирование устойчивого познавательного интереса

Раздел  1. Раннее Средневековье  (8 часов) Глава 1. В центре Ойкумены. (2 часа)

2

Новый Рим. Византийская империя в IY - X веках: территория, хозяйство, управление. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов

1

комбинированный

Император Константин. Синклит, Царьград, монастырь, Византия. Византийские императоры. Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов

Обучающиеся смогут показывать на карте территорию Византийской империи, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей составлять исторический портрет императора Юстиниана. Раскрывать значение понятий василевс

Обучающиеся смогут   самостоятельно планировать свою деятельность на уроке при решении проблемных вопросов «Какую роль играла Византийская империя в средневековом мире»? «Чем объяснялся выбор Константином места для своей новой столицы»?

Обучающиеся смогут ставить  проблемные вопросы, и в ходе урока, в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи.

Обучающиеся учатся сравнивать и находить отличия между жизнью в Западной и Восточной части Римской империи. Объяснять причины могущества христианской церкви в Византии

Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи.

3

Расцвет Византии. Культура Византии. Повторение и обобщение по теме.

1

базилик, неф, мозаика,

кодекс, фреска, мозаика.

Рассказывать о культуре Византии, представлять описание Выдающихся памятников

смогут анализировать описание византийских церквей и выделять их главные отличительные особенности.

Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи

Глава 2. Бури на окраинах (3 часа)

4

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Варвары-завоеватели. Образование варварских государств.

1

комбинированный

Аларих, Аттила. Вандалы, франки, гунны, великое переселение народов.

На пороге средневековья. Великое переселение народов, падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя

Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос, «Какие важные процессы происходили в Западной Европе во время подъема и расцвета Византии?» Сравнивать уровень развития разных варварских племен,  а также учатся координировать свою позицию с позициями  одноклассников.

Обучающиеся научатся показывать на карте направление перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее  средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют)

Обучающиеся смогут оценить уровень развития варваров-завоевателей

§3

5

Арабы в YI – XI веках: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама.

1

Урок изучения нового материала

Бедуины, Мекка, Кааба, хиджра, Коран, Аллах, мусульманин, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, шииты, сунниты. Пророк Мухаммад.

Арабы в VI-XI веках. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение  и распространение ислама.

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем  ориентиры действия.

Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщая товарищу о его ошибках

Обучающиеся научатся показывать на карте территории, населенные  арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат

Обучающиеся учатся толерантно относится к религиозным чувствам представителей разных конфессий.

§4, работа с документами

6

Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

1

проблемный

Джихад, эмиры, эмират, медресе

Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль  на уровне произвольного внимания  при планировании работы на уроке.

Формирование умений давать устный отзыв на ответ одноклассников при работе с историческими текстами.

Обучающиеся научатся показывать на карте территории, завоеванные арабами. Характеризовать положение и особенности развития различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.

Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям мусульманского мира. Освоение  общекультурного наследия при формулировании вывода о том, какую роль внес мусульманский мир в историю других народов.

Глава 3. Держава франков. (2 часа)

7

Франки: расселение, занятия, общественное устройство.

1

Урок изучения нового материала

Хлодвиг из рода  Меровея. Салическая правда. Карл Мартелл. Майордом. Пипин Короткий.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда»

Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемных вопросов: «Каким образом Хлодвигу удалось укрепить свою власть»? «Почему ослабла власть последних Меровингов»?

Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить  диалог.

Обучающиеся научатся объяснять причины принятия христианства Хлодвигом. Оценивать значение военной реформы Карла Мартелла. Делать выводы о том, какую пользу франкам и папам приносил союз между ними.

Формирование представлений о важности законов в жизни каждого человека и государства. О том, как законы могут влиять на качество жизни человека. Формирование представлений об объединяющей силе религии как части института власти.

8

Держава Каролингов. Карл Великий. Образование и распад Каролингской империи.

1

Урок изучения нового материала

Карл Великий, Алкуин.

Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.

Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (отличительные особенности деятельности Карла Великого) действия  в новом учебном материале

При работе в парах по учебнику (Сильные и слабые стороны организации власти в империи  Карла Великого) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль  и оказывать необходимую взаимопомощь.

Обучающиеся учатся составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том, почему его назвали Великим.  Раскрывать причины распада империи Карла Великого. Сравнивать роль Церкви в Византийской империи и империи Карла Великого.

Обучающиеся смогут выразить свое отношение к  деятельности Карла Великого, высказывать аргументированное суждение о значении его правления.

Глава 4. Северная Европа во времена викингов (1 часа)

9

Норманны: общественный строй, завоевания.

1

проблемный

Норманны, конунг, викинги, альтинг

Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос учителя:  «Роль норманнов в европейской и всемирной истории»?

Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос «Почему набеги норманнов почти не встречали в Европе достойного отпора?»

Обучающиеся научатся показывать на карте Скандинавию, описывать ее географическое положение, каким занятиям оно способствовало, а каким - препятствовало.

 Анализировать причины разного отношения викингов к народам, живущим  в разных областях Европы

Выразить свое отношение к  набегам викингов.

Раздел  2. Европа на подъеме. (12 часов)  Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа)

10

Средневековое европейское общество. Феодальные землевладения.

1

комбинированный

Вассал, сеньор, феодальная лестница

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальные землевладения.

Обучающиеся смогут самостоятельно принимать решения при обсуждении проблемного вопроса «почему средневековая знать считала военное дело более почетным чем хлебопашество», смогут осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при просмотре  презентации « средневековый феод»

Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при обсуждении вопроса  «Почему король не мог забрать все земли в свое единоличное владение»?

Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: феодал, сеньор. вассал, сословия.

Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько ценна была земля в средневековом обществе

11

Крестьянство, феодальная зависимость,

повинности. Крестьянская община.

1

комбинированный

Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство

Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Условия жизни. Крестьянская община

Обучающиеся смогут с помощью иллюстраций сделать вывод о труде и отдыхе крестьян, и их основных занятиях, выдвигать предположение о том, какие вопросы могла решать община

Обучающиеся смогут ставить  проблемные вопросы и в ходе урока , в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи.

Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство. Рассказывать о жизни крестьян

Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько бесправным было положение крестьянства в средние века.

12

За стенами замков. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни

1

комбинированный

Феодал, рыцарь, замок

Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни

Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия  в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия)

При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль  и оказывать необходимую взаимопомощь.

Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести

Обучающиеся  после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстрировать его»

Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов( 3 часа)

13

Империя и церковь. История образования Французского и Германского королевств

1

комбинированный

История образования Французского и Германского королевств. Причины возвышения церкви и духовенства. Отношение светских правителей и церкви.

Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Почему в конечном итоге папы оказались сильнее императоров»?

Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся учатся строить логическую цепь рассуждений по вопросу « что способствовало возвышению церкви и духовенства». Учатся сравнивать историю образования Французского и Германского королевств. Находить общее и различное.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы

14

Крестовые походы: цели, участники, результаты.

2

комбинированный

Крестовые походы, еретик, инквизиция.

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена.

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем.

Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте  направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного.

Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманского мира.

15

Реконкиста и образование централизованных государств на Перенейском  полуострове.

1

Реконкиста и образование централизованных государств на Перенейском  полуострове.

Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Глава 7. Лики города. (2 часа)

16

«Средневековый город». Города- центры ремесла, торговли и культуры.

1

комбинированный

Коммуна, цехи, мастер, подмастерье, шедевр, ратуша, романские и готические соборы.

Города- центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия, цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан.

Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемного вопроса: «почему возрождения городов в Западной Европе началось с XI века»?

Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить  диалог.

Обучающиеся научатся сравнивать и  характеризовать романский и готический храмы. Описывать внешний облик города, характеризовать основные занятия горожан, образ жизни.

Раскрывать значение цеховой организации ремесленников. Объяснять причины «возрождения» городов в Западной Европе

Освоение общекультурного наследия

17

Культура Средневековой Европы. Романский и готический стили в художественной культуре.

1

комбинированный

 Школа, университет, схоластика

Представление средневекового человека  о мире.  Место религии в жизни  человека  и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская культура. Городской и крестьянский фольклор.

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделение учителем ориентиры действия

Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером

Обучающиеся научатся характеризовать представление средневековых европейцев о мире, объяснять какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение терминов и понятий: школа, университет, схоластика.

Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения об особенностях обучения в средневековых школах и университетах. Освоение общекультурного наследия.

§17

Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часов)

18

Во главе христианского мира. Церковь и государство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти и и церкви.

1

проблемный

Ереси, еретик, инквизиция

Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Церковь и государство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти и и церкви.

Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют последовательность действий для  поиска ответа на проблемный вопрос: почему борьба против ересей стала важной задачей Церкви в XII-XIV вв.

Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером

Обучающиеся научатся давать характеристику различным еретическим учениям, сравнивать их основные постулаты. Объяснять причины возникновения ересей.

Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о ересях и преследовании еретиков.

19

Папы, императоры и короли  в Европе XII-XV вв.Образование централизованных государств в Англии, Франции.

1

комбинированный

Централизация, Великая хартия вольностей, парламент

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Итальянские государства в XII _ XY веках.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации  (по вопросу возникновения  и развития государств Западной Европы) и того, что еще не известно (централизация государств)

Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой

Обучающиеся учатся анализировать учебный материал с целью  составления сравнительной характеристики развития Священной Римской Империи, Франции, Англии. Обучающиеся научатся объяснять какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие-против.

Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;

20

21

Обострение социальных противоречий в XIV веке. Столетняя война.

Гуситские движения в Чехии.

2

комбинированный

Уот Тайлер. «Авиньонское пленение пап». Схизма. Столетняя война. Жанна д Арк. Ян Гус, гуситы

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание Уота Тайлера. Гуситские движения в Чехии. Столетняя война; Жанна д Арк.

Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером

Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей (Жанна д Арк. Ян Гус и др.) Объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности.

Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений

Раздел  3. Дальние страны . (4 часа)  Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (5 часа)

22

Монгольская Держава. завоевания Чингисхана и его потомков.

1

Урок изучения нового материала

Темуджин- Чингисхан, Батый, Тамерлан.

Монгольская Держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями

Удерживают цель  до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Обучающиеся научатся показывать на карте направления завоевания монголов. Объяснять понятия хан, орда. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношение власти и подданных, систему управления. Сравнивать державы Чингисхана и Тамерлана, находить общее и различное.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса

23

Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат.

1

комбинированный

Раджа, Будда. Каста

Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат

Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Обучающиеся научатся представлять описание характеристику памятников культуры народов Индии. Характеризовать общественное устройство, отношение власти и подданных, систему управления. Особенности религии.

Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес  к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности

24

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века

1

комбинированный

Самурай, синтоизм.

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века.

Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Китая и Японии. Рассказывать о положении различных групп населения. Объяснять понятия Сёгун, самурай. Характеризовать общественное устройство Китая и Японии.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному  процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

25

Народы Америки в средние века. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура

1

 Урок изучения нового материала

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения

Обучающиеся научатся показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

26

Османская империя: завоеваие турок – османов, управление империей, положение покорённых народов. Проверочный тест.

1

Урок изучения нового материала

Османская империя: завоеваие турок – османов, управление империей, положение покорённых народов.

Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Раздел  4. На пороге нового времени. (3 часа).       Глава 10. Навстречу новой эпохе. (3 часа)

27

Европа XIV-XV вв. Византийская империя и славянские государства в XII – XY веках. Экспансия турок –османов. Падение Византии

1

комбинированный

Эпоха Возрождения, Ренессанс, гуманизм, гуманисты

Византийская империя и славянские государства в XII – XY веках. Экспансия турок –османов. Падение Византии.

Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий

Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Обучающиеся учатся представлять памятники культуры эпохи раннего Возрождения. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития Европейского общества. Объяснять причины ослабления и падения Византии

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение  к процессу познания.

28

Итоговое повторение

Историческое и культурное наследие Средневековья.

1

комбинированный

Средние века в истории Историческое и культурное наследие Средневековья.

Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения

Обучающиеся систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса

                                                 

                                                    Тематическое планирование по истории России с древнейших времен до конца XV века(6 класс)  

к учебнику: Пчелова Е.В., П.В. Лукина, В.Н. Захарова. История России с древнейших времен до конца 15 века: М.:  «Русское слово », 2015

,

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

 урока

Понятия и персоналии

                                     Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дата

предметные

метапредметные

личностные

Регулятивные.

Коммуникативные.

Познавательные.

1

Введение. Что изучает история Отечества?

1

Урок изучения нового материала

История. История России.  История Древнего мира. История средних веков. Периодизация истории России изучаемой в 6 классе. Факторы истории. Исторические источники.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, и  задачи в учёбе и познавательной деятельности

Умеет организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

Раздел 1. Древние жители нашей Родины. (5 часов)

2

Первобытная эпоха

1

комбинированный

Первобытная эпоха. Каменный век. Бронзовый век. Производящее хозяйство. Родовая община.

Племя. Скотоводство. земледелие. Ремесло.  Языковая семья.

         

История России - часть всемирной истории. Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. лет назад) охотники и собиратели ледниковой эпохи(40-35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы.

Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути  достижения учебных задач. Обучающиеся учатся определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия.

Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся учатся обобщать изучаемый материал по первобытной эпохе на территории нашей страны, устанавливать аналогии со знаниями по первобытной эпохе, полученные  по истории Древнего мира,  самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения. Обучающиеся учатся структурировать учебный материал   в процессе работы над таблицей

Языковая семья

народы

Формирование устойчивого познавательного интереса. Понимание, что история России является частью всемирной истории

3

Народы и государства нашей страны в древности.

1

Урок изучения нового материала

Волжская Булгария, Хазарский каганат,

Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма

Обучающиеся учатся составлять план и последовательность своих действий на уроке.

Обучающиеся учатся использовать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка

Обучающиеся учатся анализировать историю развития Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии, сравнивать, находить общее и отличное.

Учатся выстраивать логическую цепочку рассуждений при поиске ответа на  проблемный вопрос «Почему ранние государства кочевников существовали недолго»?

Учатся составлять развернутый план характеристики Хазарского каганата.

Формируется межэтническая толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны

4

Восточная Европа в середине 1 тысячелетия.

1

комбинированный

Склавины, анты, летопись, «Повесть временных лет». Нестор. Залежная система земледелия, пашенное земледелие. Бортничество. Дружина. Идолы

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий  в новом учебном материале, учатся умению самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Обучающиеся учатся ставить вопросы. Учатся инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации

Обучающиеся учатся показывать на карте места расселения славянских племен. Сравнивать различные системы земледелия, соотносить их с природными особенностями  местности.

Обучающиеся учатся работать с текстом учебника, находить информацию в учебнике  при ответе на вопрос: признаки родового строя и зарождения государства в жизни восточных славян в VII-VIIIвеках. Обобщать материал и представлять его в виде таблицы «Жизнь восточных славян в сер. 1 тыс.- в конце 1 тыс.»

Осознание своей этнической принадлежности через освоение культурных ценностей в частности в сфере древних религиозных (языческих)  верований. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для культурной самоидентификации личности.

 

5

Восточные славяне в древности.

1

Урок обобщения

6

Повторение и обобщение по теме «Древние жители нашей Родины»

1

Раздел 2. Древняя Русь в 9-12 веках. (10 часов)

7

8

Образование государства Русь.

2

Урок изучения нового материала

Варяги, Рюрик, Аскольд, Дир. Олег. Путь «Из варяг в греки»

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом.

Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач. (При поиске ответа на вопрос «Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племен в IX веке начало складываться государство»?)

Обучающиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

Уобучающихся формируется историко-географический образ Древней Руси.

9

Первые русские князья

1

комбинированный

Ольга, Игорь, Святослав. Константин Багрянородный, Куря. Уроки, погосты, полюдье

Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина, полюдье.

Обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль в форме сличения результатов работы своей группы по составлению хронологической таблицы «деятельность первых князей» с представленным учителем эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией, внесении необходимых дополнений.

Обучающиеся учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе над таблицей, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающиеся учатся объяснять смысл понятий: полюдье, князь, дружина, уроки, погосты. Учатся систематизировать материал (представлять его  в виде хронологической таблицы) о деятельности первых князей на основании учебника и отрывка из «Повести временных лет»

У обучающихся формируется образ социально- политического устройства Киевской Руси, представление о государственной организации.

10

Князь Владимир и Крещение Руси

1

Комбинированный

Князь Владимир.

Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Обучающиеся учатся вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении ответа на вопрос: Какое значение имела деятельность Владимира Святославича для Древнерусского государства и общества до и после 988 года?

Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Учатся давать оценку принятия христианства на Руси. Учатся устанавливать причинно-следственные связи в вопросе о принятии христианства.

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Святославича.

11

Русь при Ярославе Мудром.

1

комбинированный

Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк. Русская Правда, Правда Ярослава

Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.  

Обучающиеся учатся осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательной задачи: «Какому из судебников раннего Средневековья ближе «Русская правда» - «Кодексу Юстиниана» или «Салической правде» Хлодвига»? Осознание и оценка качества и уровня освоения учебного материала

Обучающиеся учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию при решении проблемного вопроса: «Возможно ли было избежать усобицы между сыновьями Владимира или это закономерный процесс»?

Обучающиеся учатся характеризовать первое русское законодательство, самостоятельно делать выводы о том, чьи интересы оно защищало. Анализировать статьи Древнерусского законодательства. Выявлять и приводить примеры, демонстрирующие признаки сохранение родоплеменных традиций в законодательстве.  Оценивать деятельность Ярослава Мудрого. Составлять исторический портрет.

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба, Святополка Окаянного.

12

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол

1

комбинированный

Лестничная система престолонаследования

Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Обучающиеся учатся составлять план работы, последовательность действий на уроке, осуществлять констатирующий контроль по результатам действий на уровне произвольного внимания.

Обучающиеся учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при изучении новой темы

Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя отрывки из «Устава» Владимира Мономаха, учатся анализировать документы и делать выводы. Составлять характеристику, исторический портрет личности Владимира Мономаха. Давать оценку лествичной системы престолонаследия, приводить доказательства ее несовершенства. Учатся структурировать текст параграфа, находить главную и второстепенную информацию

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Мономаха

13

Древняя Русь: общество и государство.

1

комбинированный

Вервь, изгои, люди, смерды, вотчина, бояре, закупы, рядовичи, холопы, челядь, тиуны, отроки, вече, гости, детинец, кремль, куны

Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что еще неизвестно. (Ранее полученная информация по соц. составу общества на основе оценки законодательных актов Древней Руси и новая, дополненная и расширенная информация по данному вопросу)

Обучающиеся учатся организовывать и планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя материал учебника. Учатся самостоятельно формулировать вопросы для сравнения структуры и жизни общества Древней Руси и западной Европы в X-XIIвеках, делать выводы. Учатся искать материал, готовить рассказ по заданному плану (в.№5 стр. 76). Учатся анализировать репродукции, работать с иллюстрациями.

У обучающихся формируется образ социального устройства Киевской Руси.

14

Развитие городов и быт жителей Руси.

15

Православная церковь в Древней Руси

1

Комбинированный с элементами проектной деятельности

Митрополит, приход. Десятинная церковь, монастыри, иноки, обитель, игумен. Нестор, Агапит, Алипий.

Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре. Организация православной церкви.

Обучающиеся учатся при планировании достижения целей (при работе над мини проектом) самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Овладевать основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Обучающиеся учатся работать в группе  над поиском решения проблемы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающиеся используя разнообразные источники, учатся находить дополнительную информацию о том, какие дохристианские праздники и традиции были приспособлены к новой вере. Создавать мини проекты. Учатся доказывать, что христианство приобщило Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры

Обучающиеся учатся эмоционально положительно принимать свою культурную, религиозную, нравственную, этническую идентичность

16

17 - 18

Литература Древней Руси.

Искусство Древней Руси.

3

комбинированный

Кириллица, пергамен, береста, миниатюра, летописи,  жития, крестово-купольная форма храма, Софийский собор, мозаика, фреска, канон, иконопись.

Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси.

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. (Создание учителем  ситуации поиска необходимых доказательств для подтверждении или опровержения мнения о величайшем наследии культуры древней Руси)

Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Учатся работать в группе, устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие.

Обучающиеся учатся рассказывать о развитии культуры Киевской Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

Обучающиеся осваивают общекультурное наследие. Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность

19

Повторение и обобщение по теме «Древняя Русь в 9-12 веках»

1

Контрольно- обобщающий урок

Раздел 3. Русские земли в 12- начале 13 века. (8 часов)

20

Образование самостоятельных русских земель.

1

комбинированный

Удел, натуральное хозяйство, раздробленность

Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия.

Обучающиеся учатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще предстоит усвоить, осознанию качества и уровня усвоения материала. Оцениванию результатов работы.

Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности при работе над  вопросом «Значение удельного периода в истории России»

Обучающиеся учатся объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Актуализация знаний и применения их в новых изменившихся условиях. Обучающиеся учатся называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.   ( Устанавливать причинно-следственные связи) Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси».

21

Земли Южной Руси.

1

комбинированный

Юрий Долгорукий. «Слово о полку Игореве»

Крупнейший самостоятельный центр Руси - Киевское княжество, особенность его географического положения, социально-политического и культурного развития

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом, при поиске ответа на проблемный вопрос учителя: «Почему в удельный период Киевская земля превратилась  в арену борьбы между князьями»

Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников

Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейшего Киевского княжества. Учатся давать характеристику княжества по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос

22

23

24

Юго-Западная Русь,

Новгородская земля.

Северо –Восточная Русь.

1

1

1

комбинированный

Ярослав Владимирович Осмомысл Кончанский , уличанские старосты, посадник, тысяцкий, архиепископ, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо,

Крупнейшие самостоятельные центры Руси –Галицкое и Волынское княжества, Новгородское государство и Владимиро-Суздальское княжество особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития,    

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя: «Почему именно в Галицком и Волынском княжествах раньше других возникли боярские вотчины», «В чем, по вашему мнению, были преимущества единого Галицко-Волынского княжества» Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников

Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода  о преимуществах и недостатках Новгородской системы управления;

Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейших Галицкого и Волынского княжеств, Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. , Учатся давать характеристику княжеств по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы

25

Обобщение по теме «Русские земли в середине XII – начале XIII века»

1

Урок обобщающего контроля

Возникновение Киевской Руси. Социально-политическое устройство государства. Особенности внутренней и внешней политики князей в IX-XII веках. Русь Удельная. Достижения Древнерусской культуры. Роль христианства.

Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения

Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и  в развитии успешной деятельности своего класса.

Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность

Русь между Востоком и Западом  -6 ч.

26

Монгольское нашествие на Русь.

1

Урок изучения нового материала

Темучжин-Чингисхан, Джучи, Батый.

Александр Невский. Орден меченосцев, Ливонский орден, тевтонский орден. Невская битва, Ледовое побоище

Курултай, ярлык, баскаки, численники,Гедимин,Ольгерд,Витовт. Речь Посполитая уния, шляхта, рада.

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия).

Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г.

Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).

Золотая Орда: укрепление государства. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси.

Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение. Учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при работе над вопросом «К каким последствиям может привести монгольское нашествие на русские земли»?

Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при  выдвижении гипотез в работе над проблемным вопросом: «Какие бы могли быть последствия для Руси  если бы натиск с запада не удалось остановить».

Обучающиеся учатся основам саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью на уроке, направленным на достижение целей.

Самостоятельно составлять план и последовательность действий при поиске ответа на проблемные вопросы о значении Кревской унии для будущего русских земель в составе литовского княжества.

Обучающиеся учатся устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Обучающиеся учатся  умению формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров.

Обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникационных задач, владению устной речью, умению строить монологическое высказывание.

Обучающиеся учатся в  совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.

 Обучающиеся учатся актуализировать знания  из курса всеобщей истории о монгольской державе. Обучающиеся учатся основам изучающего чтения, структурированию текста, включая умение выделять главное и второстепенное. Учатся выстраивать последовательность описываемых событий. Устанавливать причинно-следственные связи

Обучающиеся учатся рассказывать (на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы) о Невской битве и Ледовом побоище. Раскрывать причины экспансии с запада. Осуществляя расширенный поиск информации при составлении исторической характеристики Александра Невского.

Обучающиеся учатся объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды, характеризовать повинности населения. Структурировать тексты параграфа,  выделяя главное и второстепенное. Умению сравнивать две противоположные  тактики, которые использовали русские князья во взаимоотношениях с Ордой, объяснять причины подобной политики.

Обучающиеся учатся основам изучающего чтения. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать,  находить общее и отличное в общественном и государственном устройстве Великого княжества литовского и Киевского княжества

Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства

У обучающихся формируется чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства

27

Натиск с Запада.

1

комбинированный

28

29

30

Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII- XY веках.

Русские земли под властью Орды.

Великое княжество Литовское и русские земли.

1

1

1

комбинированный

31

Обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом».

1

урок обобщающего контроля

Раздел 5. Русские земли в середине X III - XY веков (6 часов)

32

Судьбы Северо_ Западной и Северо –Восточной земель после монгольского нашествия.

1

 комбинированный

Черносошные крестьяне, трехпольная система севооборота. Хан Узбек. Иван Калита.Чолхан

Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения  развития процесса в будущем на основе анализа и оценки взаимоотношений Ивана Калиты с Ордой

Обучающиеся учатся давать   и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты с точки зрения исторической перспективы..

Обучающиеся учатся показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.  Оценивать факторы, которые предопределили  экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Комментировать итоги правления Даниила в Москве

У обучающихся формируется  понимание важности политического прогнозирования.  Представление о большом значении личности в политическом процессе

33

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой.

1

Урок изучения нового материала

Семен Гордый, Иван красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий. Мамай. Куликовская битва.Челубей. Андрей Серпуховский, Дмитрий Боброк-Волынский. Тохтамыш

 Взаимоотношения Москвы  с Ордой. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.  

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей. Преобразование практической  задачи в познавательную, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем действия в новом учебном материале

Обучающиеся учатся давать   и аргументировать оценку деятельности Дмитрия Донского. Учатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Учатся осуществлять контроль, оценку деятельности.

Обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса об изменении отношения Руси с Золотой Ордой всер.XIV века. Объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы. Учатся анализировать учебный  материал  при работе над вопросом: « Кто и почему примкнул к войску Мамая, а кто  поддержал Дмитрия Ивановича».

У обучающихся формируются чувство гордости за свою страну, уважения к истории, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.

34

35

Русские земли в конце XIY- первой половины XY .

Конец раздробленности.

1

1

комбинированный

комбинированный

Тамерлан.Едигей.Софья Витовтовна. Василий и Дмитрий Шемяка. Сибирское, Казанское, Астраханское, Касимовское ханства. Большая Орда.

Распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д.  

Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию (при оценке поведения князей в династической войне), аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества  и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления

36

Русская православная церковь во второй половине XII-середине XVвека

1

 Урок изучения нового материала

Митрополит максим, митрополит Пётр, Сергий Радонежский. Троицкий монастырь.Пересвет, Ослябя.

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Обретение Русской церковью независимости.

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителей ориентиры действий

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Актуализация знаний об организации церкви в Древней Руси. Обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи  при ответе на  вопрос: « Почему именно Москва становится религиозным центром Руси»? описывают этапы обретения русской церковью независимости.

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Сергия Радонежского, Пересвета, Осляби.Усваивают гуманистические, ценности.

37

38

Русская литература во второй половине XIII-середине XV века.

Искусство во второй половине XIII -  XY

1

1

Урок изучения нового материала

Урок проект

Феофан Грек, Андрей Рублёв

Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).

Обучающиеся учатся умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.  

Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной речью, монологической контекстной речью.

Обучающиеся учатся описывать памятники культуры (архитектуры, иконописи второй половине XII-середине XV века). Раскрывать значение содержания, патриотическую направленность литературного творчества.  Учатся сравнивать различные архитектурные стили, сложившиеся в данный период.

Освоение общекультурного наследия Руси, уважение истории, культурных и исторических памятников.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

39

40

Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII XY веков».

Обобщение и повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала XYI века».

1

1

Урок обобщающего контроля

Урок обобщающего контроля

 Борьба против внешней агрессии в XIII  веке. Выдающиеся исторические личности. Возвышение Москвы. Достижения  культуры в XIII-XVвеках. Роль христианства в объединении русских земель и противостоянии Золотой Орде.

Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения

Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и  в развитии успешной деятельности своего класса.

Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории. 7 класс

Календарно - тематическое планирование по всеобщей истории. История нового времени 1500-1800 гг. 7 класс...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Календарно - тематическое планирование по Всеобщей истории 6 класс.

Календарно-тематическое планирование. История Средних веков[1] - 6 класс...

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Всеобщей истории» и по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»(6 класс)Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­пон...

календарно- тематическое планирование по Всеобщей истории 7 класс

календарно- тематическое планирование  по Всеобщей истории 7 класс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 5 «А», 5 «Б» класса

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы по истории Древнего мира для 5 класса к УМК Ф.А. Михайловского и др., составленную с опорой на материал учебника и ...