Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания
материал по истории на тему

Олейник Светлана Рудольфовна

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.

Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_seminar.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Введение ЕГЭ по истории и обществознанию – это попытка создания нового независимого контроля обеспечивающего получение объективных и достоверных данных об уровне подготовки выпускников в процессе освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов.

Основная цель ЕГЭ – обеспечить равные условия при поступления в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ.

Курс  « Обществознание » для старшей школы аккумулирует современные представления об обществе,  природе, личности. Он включает свой состав темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.

Особенность методического построения заданий по обществознанию является его комплексность , предполагающая использование культурологического, философского , антропологического , политологического, юридического знания . Особое внимание отводится методам культурологии , которые позволяют рассматривать групповые , общественные и общечеловеческие ценности через призму культуры

Основные разделы курса:

  1. Общество и человек
  2. Духовная культура
  3. Сознание и Познание
  4. Политика
  5. Экономика
  6. Соц.отношения
  7. Право

Эти разделы составляют ядро содержания обществоведческого образования,  проверяемого в рамках ЕГЭ в процессе выполнения контрольно измерительных материалов.

В целом с помощью заданий ЕГЭ проверяется сформированность следующего ряда учебных умений , которые отвечают требованием к выпускникам :

1.Распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания ;

2. сравнивать социальные объекты , выявляя их общие черты и различия ;

3. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями,  их отражающими;

4. Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук ;

5. анализировать и классифицировать социальную информацию , представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

6.распознавать понятия и их составляющие : соотносить видовые понятие с родовым и исключать лишнее ;

7.устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

8.применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений , социальных объектах определённого класса , осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка ;

9. различать в социальной информации факты и мнения , аргументы и выводы ;

10.называть термины и понятия , социальные явления , соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

11.перечислять признаки какого-либо явления , объекта одного класса и т.п.;

12.раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определённых общественных явлений ,действий, ситуаций;

13.применять социально- гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач , отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

14.Осуществлять комплексный поиск , систематизацию и интерпретацию социальной  информации  по определённой теме из оригинальных неадаптированных текстов(философских , научных , правовых ,политических , публицистических ) ;

15. формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственный суждения и аргументы по определённым проблемам .

И так, текст необходимо ассоциировать с технологическим пакетом, включающим следующий набор средств:

  1.  Набор заданий плюс все необходимые инструкции по их выполнению;
  2. Формы фиксации результатов выполнения задания(позволяют формализовать результаты работы учащихся);
  3. Набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксирования первичной информации;
  4. Алгоритм перевода первичной информации в первичный балл (позволяет однозначно ставить в соответствии с формализованным результатам работ учащихся число);
  5. Алгоритм перевода полученного первичного балла в итоговый балл, представленный в принятой для этого теста стандартизованной шкале;
  6. Правила интерпретации полученной числовой информации(критерии оценивания итоговых балов тестирования).

Тестовые задания предусматривают проверку пройденных в основной школе вопросов на более высоком познавательном уровне, с учётом разумных точек зрения. Этому способствует соответствующая постановка вопросов. Например, говорится не просто об истине, а критериях истины и указываются теории их обоснования – марксистская, классическая, позитивистская, непозитивистская, теория прагматизма.


Не о личности, а о теориях личности – психологической, гуманистической; не просто семье, а о современной семье, не просто об обществе, а о разнообразие взглядов на понятие общества.


Особо стоит отметить ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы демонстрационных вариантов выбранные с учётом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верное решение: вопросы гражданского права, налогового законодательства, уголовного судопроизводства.
Анализ проверки знаний показывает что: сложности вызывают выполнения заданий по разделу «Экономика», «Политика», «Сознание и Познание» и конечно особую трудность вызывают написание эссе!

Для того, чтобы обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих  знаний необходимо усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения «общество», «системность и деятельность», «экономические системы» и т.д. Необходимо использовать не только текст учебника, но и учебно-методический комплект, опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, МХК, литературе и т.д.

Применяется классификация по степени общности понятий – от наиболее общих к понятиям меньшей степени  общности, чаще всего выступающих частью широких понятий, а от них к понятиям, отражающим довольно узкий круг явлений , с набором четких отличительных признаков.

 

Также, проводиться работы с так называемыми гнездами понятий: например ,взяв за основу понятие «рыночная экономика» учащимся предполагается указать:

1.более широкое понятие, которое будет включать   рассматриваемое – «экономика», «экономическая сфера».

 2. более частное входящее в состав понятие рыночная экономика – «конкуренция»,»закон стоимости» и т.д.

3.Конкретные – «бюджетный дефицит» , «налоговая ставка»

4.рядоположенные, совпадающие по объему и определению признаков – «командная экономика», «традиционная экономическая система» и т.д.

!!! Особое внимание уделяется работе с многосмысловыми понятиями к примеру «государство» - это и система органов гос. власти, и страна как политическо – географическое образование ; «закон» - и объективно существующая связь предметов и явлений и постановления высших органов гос. власти.

Установить какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае ,можно, если ,во-первых, известны все основные значения данного понятия , во-вторых, правильно осмыслен контекст , в которых оно используется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

План работы городского методического объединения учителей истории и обществознания на 2016-2017 учебный год

Методическая тема:  « Особенности преподавания истории и обществознания в условиях развития общества и модернизации системы образования» Цели работы КГ:Ø  повышение качественной по...

Протокол № 1 заседания городского методического объединения учителей истории и обществознания

Председатель – Присяжникова Е.В.Секретарь – Рахимкулова Ф. Ф. Присутствовали:  Никиташина А. В, Рахимкулова Ф. Ф., Тулпарова М. М., Беженарь Л. М, Серегина Г. И.,  Киселев С...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"

Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций ...