Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания
материал по истории на тему
Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.
Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение ЕГЭ по истории и обществознанию – это попытка создания нового независимого контроля обеспечивающего получение объективных и достоверных данных об уровне подготовки выпускников в процессе освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов.
Основная цель ЕГЭ – обеспечить равные условия при поступления в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ.
Курс « Обществознание » для старшей школы аккумулирует современные представления об обществе, природе, личности. Он включает свой состав темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.
Особенность методического построения заданий по обществознанию является его комплексность , предполагающая использование культурологического, философского , антропологического , политологического, юридического знания . Особое внимание отводится методам культурологии , которые позволяют рассматривать групповые , общественные и общечеловеческие ценности через призму культуры
Основные разделы курса:
- Общество и человек
- Духовная культура
- Сознание и Познание
- Политика
- Экономика
- Соц.отношения
- Право
Эти разделы составляют ядро содержания обществоведческого образования, проверяемого в рамках ЕГЭ в процессе выполнения контрольно измерительных материалов.
В целом с помощью заданий ЕГЭ проверяется сформированность следующего ряда учебных умений , которые отвечают требованием к выпускникам :
1.Распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания ;
2. сравнивать социальные объекты , выявляя их общие черты и различия ;
3. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
4. Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук ;
5. анализировать и классифицировать социальную информацию , представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
6.распознавать понятия и их составляющие : соотносить видовые понятие с родовым и исключать лишнее ;
7.устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
8.применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений , социальных объектах определённого класса , осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка ;
9. различать в социальной информации факты и мнения , аргументы и выводы ;
10.называть термины и понятия , социальные явления , соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
11.перечислять признаки какого-либо явления , объекта одного класса и т.п.;
12.раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определённых общественных явлений ,действий, ситуаций;
13.применять социально- гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач , отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
14.Осуществлять комплексный поиск , систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных неадаптированных текстов(философских , научных , правовых ,политических , публицистических ) ;
15. формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственный суждения и аргументы по определённым проблемам .
И так, текст необходимо ассоциировать с технологическим пакетом, включающим следующий набор средств:
- Набор заданий плюс все необходимые инструкции по их выполнению;
- Формы фиксации результатов выполнения задания(позволяют формализовать результаты работы учащихся);
- Набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксирования первичной информации;
- Алгоритм перевода первичной информации в первичный балл (позволяет однозначно ставить в соответствии с формализованным результатам работ учащихся число);
- Алгоритм перевода полученного первичного балла в итоговый балл, представленный в принятой для этого теста стандартизованной шкале;
- Правила интерпретации полученной числовой информации(критерии оценивания итоговых балов тестирования).
Тестовые задания предусматривают проверку пройденных в основной школе вопросов на более высоком познавательном уровне, с учётом разумных точек зрения. Этому способствует соответствующая постановка вопросов. Например, говорится не просто об истине, а критериях истины и указываются теории их обоснования – марксистская, классическая, позитивистская, непозитивистская, теория прагматизма.
Не о личности, а о теориях личности – психологической, гуманистической; не просто семье, а о современной семье, не просто об обществе, а о разнообразие взглядов на понятие общества.
Особо стоит отметить ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы демонстрационных вариантов выбранные с учётом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верное решение: вопросы гражданского права, налогового законодательства, уголовного судопроизводства.
Анализ проверки знаний показывает что: сложности вызывают выполнения заданий по разделу «Экономика», «Политика», «Сознание и Познание» и конечно особую трудность вызывают написание эссе!
Для того, чтобы обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих знаний необходимо усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения «общество», «системность и деятельность», «экономические системы» и т.д. Необходимо использовать не только текст учебника, но и учебно-методический комплект, опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, МХК, литературе и т.д.
Применяется классификация по степени общности понятий – от наиболее общих к понятиям меньшей степени общности, чаще всего выступающих частью широких понятий, а от них к понятиям, отражающим довольно узкий круг явлений , с набором четких отличительных признаков.
Также, проводиться работы с так называемыми гнездами понятий: например ,взяв за основу понятие «рыночная экономика» учащимся предполагается указать:
1.более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое – «экономика», «экономическая сфера».
2. более частное входящее в состав понятие рыночная экономика – «конкуренция»,»закон стоимости» и т.д.
3.Конкретные – «бюджетный дефицит» , «налоговая ставка»
4.рядоположенные, совпадающие по объему и определению признаков – «командная экономика», «традиционная экономическая система» и т.д.
!!! Особое внимание уделяется работе с многосмысловыми понятиями к примеру «государство» - это и система органов гос. власти, и страна как политическо – географическое образование ; «закон» - и объективно существующая связь предметов и явлений и постановления высших органов гос. власти.
Установить какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае ,можно, если ,во-первых, известны все основные значения данного понятия , во-вторых, правильно осмыслен контекст , в которых оно используется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания
Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....
План работы городского методического объединения учителей истории и обществознания на 2016-2017 учебный год
Методическая тема: « Особенности преподавания истории и обществознания в условиях развития общества и модернизации системы образования» Цели работы КГ:Ø повышение качественной по...

Выступление на городском методическом объединении учителей истории и обществознания
Протокол городского метод обьединения...

Протокол № 1 заседания городского методического объединения учителей истории и обществознания
Председатель – Присяжникова Е.В.Секретарь – Рахимкулова Ф. Ф. Присутствовали: Никиташина А. В, Рахимкулова Ф. Ф., Тулпарова М. М., Беженарь Л. М, Серегина Г. И., Киселев С...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"
Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций ...