Нашествие с Востока
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок истории в 6 классе. К сценарию урока предлагается презентация и видеоролик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashestvie_s_vostoka.docx | 24.96 КБ |
prezentatsiya.ppt.ppt | 1.24 МБ |
prilozhenie_1.docx | 12.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 Х. САДОВЫЙ
Открытый урок по истории в 6 классе на тему:
«НАШЕСТВИЕ С ВОСТОКА»
240-655-675
Подготовила Гресова Елена Павловна,
учитель истории и обществознания.
2013-2014 уч. год.
Тема: Нашествие с Востока.
Цель: познакомить учащихся с завоеваниями Руси монголами, причинами и последствиями этого события.
Задачи:
- Образовательная. Определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, выяснить историческое значение нашествия монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск;
- Развивающая. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, контурной картой, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах. Продолжить развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.
- Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок из видео-фильма «Чингисхан»,анимированные схемы «Завоевания Чингисхана», карта «Битва на Калке», контурные карты, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация ранее изученных знаний. Проверка домашнего задания.
«Лингвистический конструктор» (работа в группах).
- Используя данные термины составить рассказ по плану о главных политических центрах Руси в XII-XIII вв. Приложение 1.
-Что происходило с Русской землёй в начале XIII века?
- Каковы последствия раздробленности на Руси?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Заполните в схеме названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси.
Приложение 2.
- Какой враг представляет особую опасность для Русской земли в начале XIII века?
Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголов затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока “Монгольское нашествие на Русь”. Презентация1. (Слайд 1)
Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголов на Русь. Вы проследите направления нашествия, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин, познакомитесь с героической обороной русских городов, узнаете о подвиге их защитников. Наша главная учебная задача: понять, почему монголы победили русские княжества.
IV. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
В начале XIII в. на съезде монгольской знати талантливый полководец Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхан – в переводе Великий хан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир. (Слайд 2)
- Просмотр видео-фильма «Чингисхан» Приложение 3.
- Назовите страны, завоёванные монголами?
- В чём вы видите причину их завоевательных походов? (Слайд 3)
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц; князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.
В те времена из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого, воинственного народа. Из глубины Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов. На Руси их называли татарами. В историю они вошли под названием монголо-татары.
- Битва на Калке. Работа с документом. Приложение 4.
Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы:
- Сколько русских князей пришли на поле боя?
- Чем закончилась битва на Калке?
- Работа с картой.
- Рассмотрите карту и скажите, как располагались русские войска?
- Как действовали войска монголов?
- Почему русские князья потерпели поражение? (Слайд 5)
5. Физ. минутка.
6. Работа с картой.
- В каком направлении отправились монголы после битвы на Калке? (Слайд 6)
Глубокую печаль на Руси вызвало поражение на Калке. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны. А тем временем тучи над Русью сгущались. В 1235 г. на очередном курултае было принято решение о походе на запад, «до моря франков», «до последнего моря», как завещал Чингисхан.
Возглавил поход «к последнему морю» внук Чингисхана Батый. В 1236 г. Батый разгромил Волжскую Булгарию. Затем были подчинены мордва и башкиры. Монголы окончательно сломили сопротивление половцев на Северном Кавказе. Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества. (Слайд 7)
Во всех русских летописях повествование о нашествии монголо-татар на Русь начинается с рассказа о разгроме Рязани. Этому трагическому событию посвящено и одно из замечательных произведений древнерусской литературы — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Летопись сохранила и донесла до нас последовательность трагических событий. (Слайд 8)
7. Работа с документом. Приложение 5. (Отрывки из летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем»)
- Кто напал на Рязанское княжество? Как их именуют в летописи?
- Что вы узнали из летописи о тех трагических событиях?
- Почему Юрий Ингваревич Рязанский отправил сына Федора с дарами к Батыю?
По-славянски «разбилась» звучит как «заразися». В память об этой драме город, впоследствии построенный на месте гибели Евпраксии и ее сына, назвали Зарайском. А князь Федор, княгиня Евпраксия и младенец Иоанн в церковной памяти русского народа почитаются как первомученики, от монголо-татар пострадавшие.(Слайд 9)
- Когда монголы подошли к Рязани?
- Назовите дату падения Рязани.
- В летописи о разорении Рязани говорится: «Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках…» Какие выводы вы можете сделать?
- О каких грехах говорит летописец?
8. Анализ документа (Лаврентьевская летопись). Приложение 6. Работа по карте.
- Прочитайте отрывок из Лаврентьевской летописи. Проследите по карте продвижение войск Батыя.
- Какие русские города были захвачены?
Опустошив Рязанскую землю, монголо-татары сожгли и разграбили города Коломну и Москву. В Москве они захватили в плен малолетнего сына великого князя Юрия Всеволодовича — Владимира.
Кровавое колесо нашествия катилось далее. Разгрому подверглись: Суздаль, Ростов, Галич, Ярославль, Тверь, Москва (показываем по карте) – все эти города были сожжены, а жители их “от старца до сущего младенца” беспощадно перебиты.
В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру. (Слайд 10)
9. Работа в контурных картах.
- Покажите на карте направления походов монголов.
- Какой тактический ход предпринял великий князь Владимирский Юрий Всеволодович?
Великий князь Юрий Всеволодович не руководил обороной Владимира. Он выехал на север собирать войско с окрестных княжеств. С малой дружиной он расположился на притоке Волги, ожидая брата своего Ярослава, спешившего к нему со своей дружиной из Киева.
- Когда была битва на реке Сить?
- Чем она завершилась?
- Укажите на карте место сражения.
- До какого города – центра самостоятельной земли на северо-западе Руси не дошли монголы?
- Почему, когда желанный Новгород был практически рядом, войско ушло в противоположную сторону?
Историки выдвигают различные версии. Будет правильным сказать, что Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин:
1. В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.
2. Город был хорошо защищен.
3. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.
И самое главное –
4. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к “последнему морю”.
- Итак, монголо-татарское войско, направляясь в свои степи, повернуло на юг, но на семь недель было задержано у небольшого города Козельска. 25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску. (Слайд 11)
История обороны Козельска — одна из самых героических страниц в истории нашего народа. Небольшой городок, который насчитывал в то время менее четырех тысяч жителей, в течение семи недель оказывал сопротивление самой мощной армии своего времени. Этот подвиг жителей Козельска стоит того, чтобы мы о нем помнили и через тысячу лет. (Слайд 12)
Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости, которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей. После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.
Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.
10. Самостоятельная работа с учебником.
В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь. Об этом событии вы сейчас будите читать самостоятельно и выполнять задания к прочитанному. (Слайд 13)
- В каком году воины Батыя двинулись в Центральную Европу? (В 1241 году)
- Какие города Южной Руси были сожжены? (Переяславль-Южный, Чернигов и др.)
- Что стало с Киевом? (Монголы овладели им) (Слайд 14)
- Какие западные страны были разорены Батыем? (Галицкая Русь, Венгрия, Польша, Чехия)
- В каком году воины Батыя вернулись на Нижнюю Волгу? (В 1241 году)
В чем была заслуга Руси перед народами Европы? (русские княжества, оказав серьезнейшие сопротивления монголам, истощили силы войска Батыя)
V. Итог урока. (Слайд 15)
- Почему монголы победили Русские княжества?
- Можно ли назвать 1237 – 1240 гг. временами трагическими и героическими?
VI. Закрепление изученного.
- Заполни пропуски:
Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства и принял имя ______________ - Великого хана. 31 мая _________года на берегу Калки началось кровопролитное сражение. В 1236 году монголы разгромили ______________. Жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавлял ______________. Маленький городок _______________ отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять.
- Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося при его обороне от монголов.
- Евпатий Коловрат А) Москва
- Филипп Нянька Б) Киев
- Пётр Ослядюкович В) Рязань
- Воевода Дмитрий Г) Владимир
VII. Домашнее задание.
Параграф 12, выполнить задания в контурных картах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1206 г.на курултае монгольских племен верховным правителем был провозглашен Чингисхан, победивший в войнах с соседями. Монголы переживали период военной демократии, поэтому война стала для них основным занятием и Чингисхан собрал огромное войско .
Чингисхан начал свои походы против других государств в 1206 г., а умер в 1227 г., как и полагается полководцу на поле боя. Чингисхан повторил перед смертью то, что много раз говорил прежде: цель жизни воина-монгола оружием добиваться богатства, славы, власти, чтобы насладиться гибелью и позором врага. Надо презирать оседлую жизнь, но покорять оседлые народы. И дойти до "моря франков ".
1223 р.Калка Битва на Калке
Князья разделились и в ходе битвы действовали порознь
1223 р.Калка
Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.
После 7-дневного штурма город пал. Монголы перебили его жителей, а Рязань сожгли.
Монголы двинулись к Новгороду, но у Игнач-камня они неожиданно повернули назад. В начале апреля они подошли к небольшому городу-Козельску.
К Киеву Батый привел огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов и ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга.
ИТОГИ монголо-татарского нашествия Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил) привела к тому что погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел .
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
«Лингвистический конструктор».
Задание для 1 группы.
Используя данные понятия составить рассказ о политическом центре Руси по плану:
- Географическое положение.
- Занятия населения.
- Политические особенности.
Владимиро-Суздальское княжество, Северо-Восточная Русь, удельное княжество, Суздаль, «град-крепость», Андрей Боголюбский.
Задание для 2 группы.
Используя данные понятия составить рассказ о политическом центре Руси по плану:
- Географическое положение.
- Занятия населения.
- Политические особенности.
Новгородское княжество, посадник, вече, «указывало путь», тысяцкий, владыка.
Задание для 2 группы.
Используя данные понятия составить рассказ о политическом центре Руси по плану:
- Географическое положение.
- Занятия населения.
- Политические особенности.
Галицко-Волынская земля, вотчинное землевладение, боярские усобицы, независимое боярство, Роман Мстиславич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с историческими документам...
Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)
Материал предназначен учителям истории...
Нашествие с Востока
1) Познакомить с ходом монгольского нашествия на Русь;2) Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...
"Нашествие с Востока"
Разработка учебного занятия по истории России в 6 классе....
методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....
Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)
Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...