Отзыв на учебник истории - 7 класс (в рамках апробации)
методическая разработка по истории на тему

Казьмина Надежда Митрофановна

Отзыв

на учебник А. Ф. Киселева, В. П. Попова. История России XVII-XVIII века.

7 класс. М., Дрофа.

 

Казьмина Надежда Митрофановна

учитель истории высшая  квалификационная категория,

МОУ СОШ №92 г. Воронежа Советского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otzyv_ob_uchebnike_7_klass.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Отзыв

на учебник А. Ф. Киселева, В. П. Попова. История России XVII-XVIII века.

7 класс. М., Дрофа.

Казьмина Надежда Митрофановна

учитель истории высшая  квалификационная категория,

 МОУ СОШ №92 г. Воронежа Советского района

   

       Второй год работаю по учебнику академика, доктора исторических наук, профессора Киселева Александра Федотовича и доктора исторических наук Попова Василия Петровича, и, надеюсь продолжить эту линию учебников в последующих классах.

     

      Материал учебника «История России XVII-XVIII века» соответствует требованиям обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта и  по общему объему и количеству параграфов соответствует объему учебного времени, отводимого на изучение курса истории России в 7 классе.

    Материал изложен в доступной форме с учетом возрастных особенностей учащихся, содержит как обязательный, так и дополнительный материал.  По моему мнению, содержание   учебника  позволяет учителю использовать на уроках истории дифференцированный подход в обучении учащихся

Положительные стороны:

1.  Авторы учебника дают рекомендации учащимся по работе с учебником.

2. Учебник имеет красочные иллюстрации  исторических личностей и событий, произведений искусства, карты в тексте параграфа, схемы битв, схемы  органов власти. Все это помогает  усвоению изучаемого материала.

3. После каждого параграфа учебника выделяются основные понятия и даты, что позволяет пополнять словарный запас.

4. В доступной для учащихся форме  дана  характеристика исторических деятелей как Петр Первый, Екатерина Вторая   На мой взгляд, одним из главных достоинств данного учебника является его историческая корректность в оценке исторических деятелей и их роли в истории России. Авторы учебника показывают сильные и слабые стороны, не идеализируют, но и не допускают крайне негативных оценок исторических фактов.

 5.  Ключевые темы курса: «Смутное время», «Оформление самодержавия», «Эпоха Петра Великого» раскрыты увлекательно, наглядно: много иллюстраций позволяют представить эпоху в лицах, узнать о повседневной жизни людей XVIII века.

6. В учебнике приводятся фрагменты исторических источников, позволяющие создать более объемную и выразительную картину прошлого,  которые  имеют небольшой объем текста и  к ним кратко сформулированные  вопросы.

7. К каждому параграфу даны разноуровневые задания для закрепления материала.  Они способствуют развитию логического мышления учащихся, развивают творческие способности. Задания охватывают почти все виды содержащейся в учебнике информации – основного и дополнительного текстов, карт, схем. И считаю, что очень ценно то, что авторы учебника включили задания на сравнения, которые имеются на ЕГЭ по истории в части С, например к §24 вопрос 3 Как изменилось положение дворян при Елизавете Петровне и Петре III?

 8. По каждому периоду развития нашей страны авторами учебника сформулированы основные  итоги, позволяющие ученикам запомнить наиболее существенные моменты  из истории страны после изучения каждой главы.

9. Закрепить полученные знания учащимся помогает рабочая тетрадь  к учебнику А.Ф. Киселева, В.П. Попова " История России XVII-XVIII "  Е. В. Симонова, В. А. Клоков. Она содержит разнообразные задания (работа с текстами, картами, иллюстрациями, решение кроссвордов), каждую главу сопровождает рубрика "Подготовка к ЕГЭ" с соответствующим материалом.

На мой взгляд, в содержании некоторых параграфов учебника имеются некоторые недостатки:

  1. При изучении темы «Смутное время» много лишних имен. Например в  § 5 (на стр.30 «6-тысячный отряд во главе с Якобом Делагарди, на стр. 31 боярин Салтыков, князь Хворосинин, думный дьяк Грамотин»
  2. Считаю, что такие  параграфы, как §10 «На новых рубежах», § 13 «Сибирь и Дальний Восток», §§30-31 «Внешняя политика» перенасыщены  географическими  названиями.
  3. В параграфах 30-31необходимо перечислить направления внешней политики, чтобы учащиеся не растерялись в большом потоке информации дат, событий и  имен.

Пожелания авторам:

  1. После каждого параграфа сформулировать краткое резюме: основные выводы, что помогло бы  детям выделить и запомнить главное из параграфа.

  1. Основные даты, необходимые для запоминания, можно было бы  расположить на форзаце учебника.

  1. Увеличить число  заданий на сравнение, которые часто  встречаются на ЕГЭ по истории.

  1. Для повторения и закрепления материала включить вопросы для учащихся к каждой главе.

            Исходя из опыта работы с данным учебником, можно сделать вывод:

1. Учебник соответствует современным требованиям преподавания истории в школе, психологическим и возрастным особенностям учащихся 7 класса.

2. Используя данный учебник можно решать различные дидактические и воспитательные задачи.

3. Учебник интересен и привлекателен для учащихся.

 

 

15.06.2011

Материал учебника раскрывает основные политические и социально-экономические события России XIX в. Отличительная черта текста - изложение в яркой и доступной форме истории многочисленных народов, населявших территорию страны. Методический аппарат включает несколько рубрик, выделенных соответствующими значками, вопросы и задания к каждому параграфу. Учебник содержит цветные иллюстрации, схемы и карты.

Учебник информационно насыщен, чётко структурирован и методически продуман.

Данный учебник является новым. В нём авторы реализуют новые подходы, дают яркое и доступное описание основных событий и процессов. Учебник освещает все предусмотренные школьной программой для 7 класса вопросы истории России XVII – XVIII веков.

Материал учебника позволяет школьнику получить не только представления об основных событиях отечественной истории, но и углубить свои знания: увидеть исторический процесс в деталях, подробно узнать о жизни и деятельности реальных людей.

 Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития русской культуры и быта народа.

Хочется выразить благодарность оформителям учебника. Давно учебные издания так не радовали глаз яркими, информационно и эмоционально насыщенными и главное, системно подобранными иллюстрациями.

Важным достоинством учебника является наличие документальных материалов в конце каждого параграфа, что позволяет подготовить учащихся к будущей государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Очень понравилось, что в конце каждого параграфа имеются даты, которые нужно запомнить, термины, требующие запоминания и повторения.

Хорошо, что в конце каждой главы подводятся итоги.

Программа выполнена в соответствии с планированием (см. Приложение №1). Это доказывает, что материал учебника хорошо укладывается в рамки учебного времени, отведённого для него. Текст компактный, легко читаемый, трудных для понимания терминов нет. В сравнении с учебником  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  «История России. Конец XVI-XVIII вв.» в экспериментальном учебнике только на  2 параграфа больше, но в учебнике А.Ф. Киселёва, В.П. Попова содержательная линия представлена гораздо удачнее, чем в учебнике А.А. Данилова:

  • Добавлена глава «Многонациональная Российская империя» с одноимённым параграфом, материал которого помогает учителю решить в рамках курса вопросы толерантного отношения к людям разных национальностей.
  • Очень интересен первый параграф учебника «Канун потрясений»: есть сведения о царе Фёдоре Ивановиче в большем объёме и более интересные для учащихся факты, чем в других учебниках. Материал об учреждении патриаршества  написан ярко, немногословно, есть портрет Патриарха Иова. Ещё одна находка авторов: в тексте о смерти царевича Дмитрия, а именно в последних строках «Смерть царевича Дмитрия до сих пор окутана тайной…» дети сами увидели домашнее задание и на следующий урок принесли все возможные версии событий, произошедших в Угличе. Материал нашли в разных источниках. На уроке завязалась дискуссия с отстаиванием своей точки зрения. Интерес к теме был неподдельным.
  • Глава 4 «Россия после Петра I» представлена тремя параграфами (вместо четырёх у А.А. Данилова), но материал более удобен и содержателен, вызывает интерес у школьников. Урок  по теме «Временщики» мне пришлось дать в двух вариантах:

-  в сравнении с учебником А.А. Данилова в другой школе, на других детях (МОУ СОШ с УИОП №5 г. Котельнича) в рамках городского конкурса «Лучший учитель года». Присутствовало 25 учителей истории, обществознания г. Котельнича. Тема была названа так же, как у А.А.Данилова: «Внутренняя политика в 1725-1762 гг.» (этого требовали условия конкурса), но содержание урока было основано на материале экспериментального учебника, по параграфу «Временщики» (Приложение №2).

-  в своём 7а классе МОУ СОШ с УИОП №1 города Котельнича - по плану.

 Детям школы МОУ СОШ с УИОП №5 г. Котельнича новый учебник очень понравился. Таким образом, мне удалось доказать, что учебник интересен и понятен всем школьникам, а не только экспериментальному классу.

      Методическое оснащение УМК в 7 классе:

  • Помогла программа, составленная хорошо, с умениями и навыками по каждой теме. Спасибо авторам УМК, это очень помогает учителю в работе.
  • В учебнике нравится работа с документами. Школьники научились находить ответы в текстах документов моментально, без ошибок, надеюсь, это поможет им на ГИА и ЕГЭ.
  • Рабочую тетрадь в этом году я часто использовала как форму контроля за усвоением ЗУН учащихся, выделив 3 аспекта:

-знание теории,

-терминов,

-умения работать с контурной картой, таблицей, схемой и т.д. В каждой теме я проверяла знания и определенное умение в соответствии с программными требованиями. Получилось интересно (Приложение № 3). На уроках учащиеся работали в своих тетрадях, где делали необходимые записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация учебника истории России

В данной работе представлен аналитический отчет по апробации учебника «История России 16 -18 века» для 7 класса / С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева – М., «Русское слово», 2010...

Рабочая программа по математике для 5 класса (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Рабочая программа для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике в 5-9 классах (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разрабо...

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирован...

Отзыв на учебник истории - 8 класс (в рамках апробации)

Отзывна учебник А. Ф. Киселева, В. П. Попова. История России XIX век.8 класс. М., Дрофа. Казьмина Надежда Митрофановнаучитель истории высшая  квалификационная категория,МБОУ СОШ №92 г. Ворон...

Стартовая диагностика глухих обучающихся в рамках апробации ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

В статье  предпринята попытка обобщить результаты диагностики готовности глухих учащихся к обучению в первом классе в соответствии с ФГОС на основе методик Т.С. Зыковой и М.Р.Битяновой...

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...