Урок-путешествие "Египет - дар Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кононова Лариса Владимировна

Урок - путешествие "Египет - дар Нила" для 5 класса. В материале представлена презентация и подробное описание хода игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация 2.67 МБ
Microsoft Office document icon правила игры152 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно - обобщающий урок

Слайд 5

Амон-Ра Осирис Исида Тутанхамон Гор Кто лишний? Почему? Горшечники Ткачи Строители Кожевенники Вельможи

Слайд 6

Богиня правды и справедливости Правитель Египта Самую высокую построил фараон Хеопс

Слайд 7

Бог Солнца Греческая буква, объединившая рукава Нила Гроб для фараона

Слайд 10

«Рабы в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и поэтому стали строить себе гробницы – пирамиды. Самой маленькой была пирамида бедняка Хеопса. Высота ее была 15 метров. Довольно широкий проход вел в небольшую комнату, где лежало тело и сокровища, которые сохранились до наших дней». « Пирамиды строились очень быстро – 2-3 месяца. Крестьяне, строили пирамиды, как у фараонов. Все пирамиды «охраняли» восемь сфинксов. Сфинкс имел голову быка и тело змеи. Это чудовище было удивительно добродушным и вызывало у египтян умиление. Все, кто хотел мог всегда посетить пирамиду фараона и взять себе что-нибудь на память».

Слайд 12

Что это? Кому это могло принадлежать? Какая богиня изображена на браслете? Кто эта женщина? Чем она знаменита? Какого бога изображали в виде собаки или человека с головой собаки или шакала?

Слайд 13

1.Какому фараону принадлежит этот золотой саркофаг? 2. Назовите любимое занятие фараона? Что это такое? Как это называется? Как звали фараона , построившего ее? Что такое ирригационная система? Кто и как ее строил? Зачем она нужна?



Предварительный просмотр:

Описание правила игры.

В игре принимают участие две команды. Процесс деления на команды проходит непосредственно на уроке при помощи мозаики. Каждый ученик из конверта выбирает один из элементов мозаики, обратная сторона которого имеет определенный цвет, этот цвет и определяет принадлежность к команде. Разбившись на две группы, ученики должны сложить картинку из фрагментов, которая представляет собой изображение одного из исторических памятников Древнего Египта, и определить время его создания и название, за это команде начисляются очки. Номинал очков за каждый конкурс устанавливается учителем самостоятельно.

Третий конкурс посвящен отработке навыков работы с исторической картой.

Каждая из команд получает контурную карту «Древний Египет», на которой за три минуты должна нанести перечисленные в задании географические объекты. За каждый нанесенный правильно объект начисляется по одному баллу.

Конкурс-карта.

Нанесите на контурную карту следующие наименования географических объектов.

  1. Нил.
  2. Средиземное море.
  3. Красное море.
  4. Египет.
  5. Нубийская пустыня.
  6. Мемфис.
  7. Фивы.
  8. 1-й порог Нила.
  9. Синайский полуостров.
  10. Дельта.

Проверка задания на слайде.

Четвертый конкурс.

Проверка базовых знаний по теме. Каждой команде в течение пяти минут дается набор вопросов, за каждый правильный ответ команда получает фишку в виде пирамиды. Время на обдумывание не предусмотрено, ответы даются любым представителем команды. В случае неправильного ответа или при его отсутствии право заработать очко получает команда противника. Для каждой команды набор вопросов должен быть одинаковой сложности и составлен таким образом, чтобы были вопросы, на которые смог бы ответить и слабый ученик.

Конкурс Блиц-опрос.

1-я команда.

  1. Первые государства возникли ... (5 тыс. лет назад).
  2. Египет расположен ... (в северо-восточной Африке).
  3. Островки зелени, встречающиеся в пустыне ... (оазисы).
  4. Белая корона была у фараона ...(южного Египта).
  5. Приспособление для полива называлось ... (шадуф).
  6. Оружие египтян изготовлялось из сплава меди и олова, который назывался ... (бронза).
  7. Почему только знатные воины могли стать колесничими? (Колесница стоила дорого.)
  8. Служители богов назывались ... (жрецы).
  9. Самая высокая пирамида была построена ... (в 2600г. до н.э.).
  10. Что называли в Египте «каменные иглы фараонов»? (Обелиски у входа в пирамиду.)
  11. Богом подземного царства был ... (Анубис).
  12. Покровителем земных фараонов египтяне считали бога ... (Гора).
  13. Какая гробница была найдена археологами нетронутой? (Тутанхамона.)
  14. Как звали ученого, который разгадал тайну Египетского письма? (Шампальон.)

2-я команда.

  1. Столицей объединенного Египта стал ... (Мемфис).
  2. Больше всего завоевательных походов было совершено ... (в 500-й г. до н.э.).
  3. Правителя Египта называли ... (фараон).
  4. Материалом для письма в Древнем Египте был ... (папирус).
  5. Для чего египтяне после смерти мумифицировали тела умерших? (Они верили, что душа может вернуться и должна найти свое тело.)
  6. Почему при некоторых храмах жило огромное количество кошек и никто не выгонял их, напротив, жрецы кормили животных? (Кошка – священное животное, в кошку превращалась богиня Бастет.)
  7. Зачем совершали фараоны завоевательные походы в Нубию? (Рабы и золото.)
  8. Место, где Нил разделялся на несколько рукавов, называлось ... (дельта Нила).
  9. Что такое пороги? (Каменные преграды.)
  10. Дом – обиталище богов ... (храм).
  11. Бог пустыни, брат Осириса ... (Сет).
  12. Богиня, изображаемая в виде большой коровы ... (Нут – богиня Неба).
  13. Когда египтяне прекратили строить пирамиды своим фараонам? (Во втором тысячелетии.)

Шестой конкурс. Домино.

Проверяет возможности ассоциативного мышления. В течение пяти минут каждая команда должна соотнести пары слов. Для этого учителем заранее подготавливаются игровое поле со словами, написанными зеленым цветом, и фишку со словами красного цвета, которые нужно в течение пяти минут разложить на игровом поле поверх соответствующего слова. Каждая команда получает одинаковые карточки. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием и нашедшая больше всех слов.

Солнце

Кошка

Песок

Тьма

Гробница

Пирамида

Сторож

Ибис

Правда

Суд

Иероглифы

Мумия

Хаппи

Шакал

Гроб

Война

2600 г. до. н.э.

Эхнатон

Ахетатон

Геб

Геродот

Дельта

Шадуф

Советник

Амон-Ра

Бастет

Сет

Апоп

Имхотеп

Могила фараона

Сфинкс

Тот

Маат

Осирис

Шампальон

Бальзамирование

Вода

Анубис

Саркофаг

Тутмос

Хеопс

Реформа

Горизонт Атона

Змея

Отец Истории

Нил

Полив

Вельможи

Правильные ответы:

  • Солнце – Амон-Ра.
  • Кошка – Бастет.
  • Песок – Сет.
  • Тьма – Апоп.
  • Гробница – Имхотеп.
  • Пирамида – Могила фараона.
  • Сторож – Сфинкс.
  • Ибис – Тот.
  • Правда – Маат.
  • Суд – Осирис.
  • Иероглифы – Шампальон.
  • Мумия – Бальзамирование.
  • Хаппи – Вода.
  • Шакал – Анубис.
  • Гроб – Саркофаг.
  • Война – Тутмос.
  • 2600 г. до н.э. – Хеопс.
  • Эхнатон – Реформа.
  • Ахетатон – Горизонт Атона.
  • Геб – Змея.
  • Геродот – Отец истории.
  • Дельта – Нил.
  • Шадуф – Полив.
  • Советник – Вельможи.

Седьмой конкурс.

  • Проверяет знание терминологии. Каждая команда получает две пирамиды, на которых написаны термины, но буквы терминов перепутаны. Каждая команда должна правильно расставить буквы, чтобы получился термин по истории Египта. Термины у каждой команды разные. Задание выполняется на время, побеждает команда, справившаяся быстрее.
  • Конкурс «Дешифровщик».

http://festival.1september.ru/articles/576610/img2.gif http://festival.1september.ru/articles/576610/img1.gif

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Учитель: Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-й группы:

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»

Для 2-й группы:

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»…Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»

Для 3-й группы:

«Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет..

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»



Предварительный просмотр:

Тема: «Египет – дар Нила»

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • Систематизировать полученные знания;
  • Закрепить  знания  исторических фактов учащихся.

2. Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции учащихся, сравнение, анализ;
  • Развивать общие учебные навыки и умения: работать с текстом; развивать внимание и различные виды памяти.
  • Формировать у ребят умение читать карту с опорой на ее легенду, анализировать ее содержание на основе применения полученных знаний.
  • Развивать  навыки работы с картой

3. Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • Развивать навыки работы в команде;
  • Воспитание чувства коллективизма и ответственности;
  • Повысить уровень интереса к предмету, путем использования привычной для детей формы обретения знаний – игры;
  • Способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: урок обобщения материала.

Форма урока: урок – игра - путешествие

 

Ход урока:

  1. Орг. момент

Ребята! Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок. Нам предстоит вспомнить все наши  знания по истории Древнего Египта.

Для начала , мы с вами разделимся  на две команды.

Вы  по-одному достаете  из мешка кусочек мозаики. Он определит в какой команде вы будете сегодня работать. Те, кто получил синий  кусочек мозаики – садится за синий стол, те, кто получил желтый кусочек – за желтый стол.

    II.            Структура  урока:

1. Постановка  целей урока:

         Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Нилу. Во время нашего пути

         нам    придется преодолевать речные пороги. Для этого нужно будет проявить

         свои      знания по истории этой древней страны, смекалку и сообразительность,

         умение работать в команде. Итак, мы отправляемся.

          Что необходимо путешественнику в пути?          Карта, компас и лодка

     

СТАНЦИЯ 1: Работа с картой     Посмотрим как вы умеете работать  с картой, не

                                                                заблудитесь ли вы в пути?

ЗАДАНИЕ 1: Каждая команда получает по одной карте. К сожалению карта попала в

                         и все  обозначения  с нее смыло волной. Ваша задача: восстановить карту,

                         используя вопросы и задания, помещенные  в углу карты. Составить

                         легенду  карты.  1-2 ученика.

ЗАДАНИЕ 2: Пока команды восстанавливают карты, мы с вами тоже попробуем

                         сориентироваться  на местности. Посмотрите на доску.

  На каком материке находится Египет. Назвать и показать  материк на карте.    Африка

  В какой части  Африки находится Египет. Покажите Египет на карте.       Северо-Вост

  Какими морями омывается Египет. Назвать и показать их на карте.            Средизем., Крас.

  Назовите главную реку Египта. Покажите ее на карте.                                           Нил

  Как и почему называют рукава Нила при впадении в Море? (Дельта Нила; образуют огромный треугольник). Покажите это место на карте.

  Назовите и покажите на карте древнейшую столицу Египта.                                 Мемфис

 За каждый ответ учащиеся получают пирамидку:

 если просто ответил на вопрос                                                                                  1балл

ответил и показал на карте                                                                                       2 балла

ответил на вопрос противника                                                                                3 балла

Итак, с первым заданием мы справились, теперь можем отправляться в путь.

 

СТАНЦИЯ 2: БЛИЦ- ОПРОС.  

     

      Команды по очереди  вытягивают вопрос, и сразу же отвечают на него. Времени на раздумье нет.

 

  • Островки зелени, встречающиеся в пустыне…                                          /Оазис/
  • Белая корона была у фараона…                                                                /Южный Египет/
  • Почему только знатные воины могли  быть колесничими?                 /дорого стоили/
  • Служители богов назывались…                                                              /жрецы/
  • Какой фараон построил самую высокую пирамиду?                           /Хеопс/
  • Богом подземного царства был…                                                          /Анубис/
  • Покровителем земных фараонов египтяне считали бога…               /Гор/
  • Какая гробница фараона была найден археологами нетронутой?    /Тутанхамон/
  • Для  чего египтяне после смерти мумифицировали тела умерших?
  • Почему при некоторых храмах жило огромное количество кошек и никто не выгонял?
  • Как звали злого бога пустыни, брата Осириса…                                /Сет/
  • Какую богиню изображали в виде большой коровы?                      /Нут, богиня Неба/
  • Кто такие «ушебти»?
  • Какое насекомое считалось в Египте священным?                          /скарабей/

За каждый ответ учащийся получает пирамидку                        1 балл

За ответ на вопрос противника                                                      2 балла

СТАНЦИЯ 3: Историческое домино.

                         От каждой команды по очереди выходит по одному человеку. Вы берете на

                         столе одну из карточек и прикрепляете ее к игровому полю стикером, так

                         чтобы определения совпали.

Каждый правильный ответ приносит команде                        1 балл

Если участник ошибся этот балл зачисляется противникам.

             Солнце

             Кошка

             Песок

             Сторож

               Ибис

            Правда

            Пирамида

             Мумия

          Крокодил

             Гробница

                Суд

            Дельта

Карточки соответствия:

Амон- Ра                Бастет                       Сет

Сфинкс                   Тот                            Маат

Хеопс                     Бальзамирование     Себек

Тутанхамон           Осирис                      Нил

СТАНЦИЯ 4: Задачкино.

                         Каждая команда наугад выбирает две задачи. На выполнение дается 2 мин.

                         

            Найди лишнее в ряду и объясни свое мнение.

  • Амон – Ра  -  Осирис  -  Исида  -  Тутанхамон -  Гор
  • Горшечники  -  ткачи  - строители  - кожевенники  - вельможи
  • Тутмос – Тутанхамон – Рамсес – Синухет –Эхнатон
  • Колесница – Щит – Копье – Дротик - Дышло

Если найдено лишнее слово, объяснения нет                                              1 балл

Если найдено лишнее и объяснено мнение                                                  2 балла

                         Проблемные вопросы.

  • Вряд ли разумно надеть на голову  два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кто он? Почему он это сделал?
  • На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат очень похоже.

Например, по-немецки – «папир», по-английски – «пейпер», по-французски «папье». От какого слова  происходят все эти слова? Что оно означает?

                   3.  В древнеегипетской повести «О двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому

                        пашня вышла из-под воды…»

                   4.  Почему в Египте дом стоил меньше, чем мебель находящаяся в нем?

Если ответ верный команда получает                                                        1 балл

СТАНЦИЯ 5: Дешифровщик.

                         Команда получает два  разных  кроссворда.

Кроссворд 1. Вставить пропущенные  буквы.

Вариант А.  

1.Бог Солнца                                                                             Амон

2.Греческая буква, объединившая рукава Нила                   Дельта

3.Гроб для фараона                                                                  Саркофаг

Вариант Б.

1.Богиня правды            Маат       2.Правитель Египта                 Фараон

3.Самую высокую  построил фараон Хеопс                         Пирамида

Кроссворд 2. В этом кроссворде буквы перепутаны местами. Надо поставить их

                        правильно.

Вариант А.

1.Бог покровитель фараонов  Гор        2.Богиня – покровительница женщин       Исида

3.Бог Подземного царства, мумификации и бальзамирования         Анубис

Вариант Б.

1.Бог – брат Осириса              Сет   2.Бог – крокодил, покровитель  разливов Нила               Себек

3.Бог умирающей и воскресающей природы                                    Осирис

каждое угаданное слово дает по                                        1 баллу

СТАНЦИЯ 6: Испорченный текст.

                         Эти два текста написал очень невнимательный писец. Он сделал по семь в

                         каждом. Надо их найти и исправить. На выполнение задания 5 минут.

Каждая найденная ошибка                                                              1 балл

Текст 1: «Рабы в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и

                поэтому  стали строить себе  гробницы  - пирамиды. Самой маленькой  была

                пирамида бедняка Хеопса. Высота ее была 15 метров. Довольно широкий проход

                вел в  небольшую комнату, где лежало тело и сокровища, которые сохранились

                до наших дней».

Текст 2: « Пирамиды строились очень быстро – 2-3 месяца. Крестьяне, строили пирамиды,

                как у фараонов. Все пирамиды «охраняли» сфинксы, которых тоже было очень

                много. Сфинкс имел голову быка и тело змеи. Это чудовище было удивительно

                добродушным и вызывало у египтян умиление. Все, кто хотел мог всегда

                посетить пирамиду фараона и взять себе что-нибудь на память».

ПРОВЕРЯЕМ  СОБРАННЫЙ  ПАЗЛ. КОМАНДА ДОЛЖНА ПОЯСНИТЬ ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ.

ПОДВОДИМ  ИТОГИ  ИГРЫ  -  СЧИТАЕМ  БАЛЛЫ. ВЫЯВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ.

ВЫСТАВЛЯЕМ ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

РАССКАЗОВО:

  1. Что вы знаете о строительстве пирамид?
  2. Как по мнению египтян происходил суд в царстве мертвых?

     Угадай КТО или ЧТО?

  1. Браслет с изображением богини МААТ.

Что это?

Кому это могло принадлежать?

Кто изображен на браслете?

  1. Портрет Нефертити

Кто эта женщина?

Чем она знаменита?

  1. Какого бога изображали в виде собаки или человека с головой собаки?
  2. Какому фараону принадлежит этот золотой саркофаг?  

Назовите любимое занятие фараона?

  1. Что это такое?

Как звали фараона построившего ее?

  1. Что такое ирригационная система? Кто и как ее строил?
  2. Что называли «иглами фараонов»? Зачем они возводились? Где они размещались?
  3. Зачем в храмах размещали коров и быков? Как их называли?

СЮРПРИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и систематизации знаний по истории Древнего Египта на тему : "На берегах Нила"

Урок дан в форме интеллектуальной игры для лучшего усвоения матуриала. Дети сами называют цели урока. Класс работает в команде и это дает возможность работать всем....

Путешествие по Нилу.

Урок- путешествие. Интересные задания. Презентация....

Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...

Пять порогов Нила"

Игра - путешествие по "Древнему Египту" для зачётного урока...

«Государство на берегах Нила»

Знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства...

Урок "Путешествие по Нилу" 5 класс

Урок с использованием игровых технологий...