календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему

Морозова Маргарита Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 10 класса для общеобразовательных школ на 34 учебных часа. Предполагается использование учебника: Уколова В.И. Ревякин А.В. Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. М.: Просвещение, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vseobshchaya_istoriya_10_klass.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование (34 ч)

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню

подготовки учащихся

Д/З

Дата

план

факт

1

Истоки формирования человеческой цивилизации

Введение

1

комбинированный

Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Периодизация истории, историческая хронология.

Приводить различные точки зрения на понятие «история». Раскрывать сущность исторического процесса. Перечислять виды исторических источников, выделять их особенности, приводить примеры.

С. 3-14

2

Предыстория

1

комбинированный

Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа.

Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее хозяйства. Неолитическая революция.

Основные понятия: «предыстория человечества», «первобытное общество»,

Неолитическая революция.

Определять различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества. Выделять признаки неолитической революции. Называть условия для возникновения земледелия.

§1

3

Древний мир

Ближний Восток

1

комбинированный

Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций.

Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй.

Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

Основные понятия: цивилизация, государство, деспотия.

Называть характерные черты древнейших цивилизаций. Составлять план рассказа о типичных чертах древневосточных империй.

Определять значение достижений народов Ближнего Востока для развития мировой цивилизации.

Сравнивать систему Варн с социальной структурой вавилонского общества по законам царя Хаммурапи. Раскрывать суть религиозно-философских систем Китая.

§2

4

Индия и Китай в Древности

1

комбинированный

§3

5-6

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса

2

комбинированный

Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории.

Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Атональное начало в культуре. Олимпийские игры. Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов. Древнегреческое язычество. Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры. Основные понятия: 

полис, античность, демократия

Выделять особенности архаического периода в истории Древней Греции.

Характеризовать греческий полис. Определять особенности греческого полиса как типа гос-ного и социального устройства по сравнению с древневосточной деспотией. Характеризовать классическое рабство. Называть достижения культуры архаической и классической Греции сыгравшие важную роль в развитии европейской цивилизации. Сравнивать территорию Македонского и персидского царств в 334 г. до н.э. и империю Александра Македонского в 325 г. до н.э. оценивать масштаб завоеваний.

§4

7-8

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

1

комбинированный

Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира. Походы Александра Македонского, образование им державы.

§5

9-10

Древний Рим

2

комбинированный

Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации. Ранний Рим. Патриции и плебеи. Римская гражданская община и ранняя республика. Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу. Основные понятия:

Гражданская община, плебисцит, консул, республика

Составлять схему управления Римской республикой. Сравнивать римскую республику с формами государственного устройства Греции, выделять сходство и различия. Давать характеристику римскому классическому рабству, определять причины его упадка. Определять проявления кризиса республиканского строя, пути выхода из кризисной ситуации.

Выделять характерные черты эпохи «принципата» и эпохи «домината». Определять их сходство и различия.

§6

11-12

Римская империя

1

комбинированный

Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления. Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви. Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат. Разделение империи на Восточную и Западную. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.

Основные понятия:

Империя, принципат, римское право.

§7

13

Средневековье

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

1

комбинированный

Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура.

Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть.

Международные отношения в Средние века.

Раскрывать характерные черты феодального строя.

Характеризовать сословия.

Определять роль христианства в средневековом обществе. Сравнивать политические изменения на карте Европы с 6 по 11 в.

Выделять характерные черты средневековой цивилизации.

Давать характеристику сословию горожан. Перечислять отличительные черты средневекового города.

Объяснять причины коммунального движения называть его формы.

§8

14

Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира

1

комбинированный

«Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности. Средневековый город. Городская средневековая культура.

Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис Х1У-ХУ вв.

Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.

Основные понятия:

Христианство, крестовые походы

Называть основу мировоззрения средневековой Европы.

Составлять и заполнять схему «Уровни средневековой культуры».

§9

15

Византийское Средневековье

1

комбинированный

Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской цивилизации. Восточное христианство. Власть и церковь в Византии.

Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись. Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси.

Основные понятия:

Икона, иконопись.

Называть хронологические рамки существования Византии. Выделять особенности развития Византии, их влияние на историю государства. Объяснять сходство византийского императора с восточными правителями. Определять культурные традиции Византии сохранившиеся от эпохи Античности и возникшие в Средневековье. Объяснять причины более широкого распространения грамотности в Византии в сравнении с Западной Европой.

§10

16

Исламский мир в Средние века

комбинированный

Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность. Исламская мораль и право. Арабский халифат. Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы. Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Основные понятия: ислам, коран, халифат, халиф.

Определять значение возникновения и распространения ислама для мировой истории.

Показывать взаимосвязь ислама и христианства.

Определять особенности теократического государства.

Отслеживать по карте рост Арабского халифата, называть европейские территории захваченные арабами.

Называть факторы способствующие единству Арабского халифата и факторы способствующие его распаду.

Определять роль арабов в распространении знаний и культуры в средневековой Европе.

Определять роль Османской империи в европейской истории.

§11

17

Индия в Средние века

1

комбинированный

Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов. Касты и община.

Религия в средневековой Индии.

Основные понятия:

каста, буддизм.

Анализировать политическую историю средневековой Индии, выделять особенность.

Прослеживать по карте территориальные изменения Делийского султаната.

Описывать варново-кастовый строй в Индии. Определять его роль в средневековой Индии.

Показывать соотношение двух типов политической организации в Индии.

Давать характеристику религиозной ситуации в Индии. Называть достижения индийской средневековой цивилизации.

§12

18

Китай и Япония в Средние века

1

комбинированный

Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество. Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно-бюрократическая система. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сегунов Минамото и Асикага.

Основные понятия: конфуцианство, даосизм, синтоизм.

Сравнивать хронологию Средневековья в странах Востока и Запада. Называть изменения в Китае в эпоху правления монголов. Определять по карте месторасположение Японии. Называть периоды политического развития Японии, выделять особенности.

§13

19

Возрождение

Возрождение как культурно-историческая эпоха

1

комбинированный

Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового времени. Начало развития современного мира. Возрождение античного наследия. Гуманизм.  Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.

Раскрывать характерные черты эпохи «Возрождения». Выделять этапы Возрождения. Соотносить их с именами наиболее известных живописцев и архитекторов.

Составлять таблицу «Достижения культуры Возрождения».

§14

20

Новое время.

Экономика и общество

Возникновение мирового рынка

1

комбинированный

Предпосылки ВГО. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории ВГО. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана. Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

Основные понятия:

Биржа. Девальвация. Депрессия. Инвестиции. Рынок. Собственность

Монополия. Протекционизм. Меркантилизм. Экспансия.

Составлять схему «Предпосылки Великих географических открытий».

Составлять таблицу «Великие географические открытия Нового времени по схеме.

Раскрывать понятие «революция цен». Определять их проявления в сферах жизни общества и последствия для европейцев.

Описывать новые черты в мировой торговле и последствия ее развития.

Определять роль накопления капитала в Европе и его последствия.

§15

21

Общество и экономика «старого порядка»

1

комбинированный

«Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Основные понятия:

«старый порядок»

Давать характеристику сельского хозяйства 17 – 18 вв. Определять значение огораживания для развития капитализма в сельском хозяйстве. Называть причины возникновения мануфактур. Сравнивать ремесленное и мануфактурное производство. Делать выводы об их эффективности. Показывать влияние возникновения мануфактур на появление новых центров производства.

§16

22

Промышленная революция

1

комбинированный

Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

Основные понятия: технический переворот.

Называть причины промышленной революции в Великобритании.

Составлять схему «Предпосылки промышленной революции в Англии». Определять преимущества завода перед мануфактурой. Описывать типичного предпринимателя-заводчика.

§17

23

Индустриальное общество

1

комбинированный

Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.

Основные понятия:

индустриальное общество

Составлять таблицу «Изменение социальной структуры европейского общества в 16 – 19 вв.».

Раскрывать суть социального вопроса, возникшего в 19 в. называть пути его решения.

Выделять характерные черты индустриализации. Определять ее значение.

Готовить сообщение об одном из изобретений, сделанном в конце 19 в. с учетом его применения в экономике или повседневной жизни.

Составлять обобщающую таблицу «Этапы развития промышленного производства в Новое время.

§18

24

Духовная жизнь общества

Религия и церковь в начале Нового времени

1

комбинированный

Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Основные понятия:

«Реформация».

Секуляризация. Харизма. Униатская церковь.

Называть причины возникновения реформационного движения в Западной Европе.

Сравнивать лютеранство и кальвинизм. Выделять общее и различия. Определять особенности устройства и вероучения англиканской церкви.

§19

25

Наука и общественно-политическая мысль

1

комбинированный

Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Основные понятия:

Либерализм. Консерватизм. Концепция

Называть признаки научной революции.

Определять каким вопросам просветители уделяли особое внимание.

Составлять сравнительную таблицу «Политическое движение 19 в.

§20

26

Политическое развитие

Художественная культура

1

комбинированный

Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.

Заполнять сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины 16 – 19 в.» по схеме. Готовить сообщение об одном из ярких представителей искусства изучаемого периода.

§21

27

Государство на Западе и Востоке

1

комбинированный

Образование единых централизованных государств в Европе. Западноевропейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих П. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Основные понятия:

Парламентаризм. Разделение властей. Правовое государство.

Определять: какие формы государственного устройства получили распространение в Европе в начале Нового времени. Характеризовать абсолютную монархию.

Определять влияние эпохи Просвещения на развитие абсолютизма.

Называть страны где сложился просвещенный абсолютизм.

§22

28

Английская революция XVII века

1

комбинированный

Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова П. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах».

Основные понятия: Революция

Определять причины Английской революции середины 17 в.

Называть итоги Английской революции. определять их соответствие тем целям которые ставились.

Называть причины Французской революции. Определять общее в причинах Английской и Французской революций.

Составлять таблицу «Поворотные события Французской революции по схеме.

Формулировать главные итоги революций 17 – 18 вв.

§23

29

Французская революция конца XVIII в.

1

комбинированный

Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский переворот 18—19 брюмера.

§24

30

Становление либеральной демократии

1

комбинированный

Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

Основные понятия: Демократия

Определять итоги Французской революции и ее влияние на Европу.

Характеризовать понятие «либеральная демократия» называть страны в которых она возникла в конце 19 в.

Составлять таблицу «Реформы в странах Европы в 19 в.» по схеме.

Описывать политический строй одного из европейских государств. Давать объяснение его признакам.

§25

31

Международные отношения

Встреча миров. Запад и Восток в Новое время

1

комбинированный

Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Основные понятия:

Этнос. Самоидентификация. Менталитет, ментальность.

Идентичность.

Олигархия. Народный суверенитет. Национальный суверенитет. Нация.

Составлять план рассказа по теме «Колониализм в 16 – 19 вв. Называть формы и методы колониальной политики европейских государств. Делать выводы об их характере. Объяснять, почему Испания и Португалия уже в 17 в. уступили пальму первенства в колониальной политике Англии и Голландии. Определять роль Османской империи в политической истории Европы. Формулировать суть Восточного вопроса европейской политики.

§26

32

Европейское равновесие XVII—XVIII вв.

1

комбинированный

Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Определять значение Вестфальского мира в истории международных отношений. Характеризовать возникновение баланса сил в Европе. Называть события, свидетельствующие о крушении европейского равновесия.

§27

33

Конфликты и противоречия XIX в.

1

комбинированный

Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза.

Основные понятия: Легитимизм.

Определять характер наполеоновских войн.

Объяснять сущность принципа легитимизма, его использование при принятии решений на Венском конгрессе.

Называть территориальные изменения в Европе. Определять в чьих интересах это было сделано.

Называть результаты крушения Венского порядка.

Составлять обобщающую таблицу «Международные отношения в 17 – 19 вв.» по схеме. Делать выводы.

§28

34

Основные итоги всеобщей истории к концу XIX

1

ПОУ

Карта мира к концу XIX в.

Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира. Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики.

Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.

Знать основные факты, явления и понятия, характеризующие Новое время. Систематизировать знания об основных исторических процессах. Понимать обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения.

С.350


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...