Методическая разработка урока "Государство франков в Vв"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Методическая разработка урока "Государство франков в Vв" (урок с использованием мультимедийной техники)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Государство франков в V в. 6 класс | 342.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия №526
Московский район
г. Санкт-Петербург
Учитель истории и обществознания
Алексеева Ирина Алексеевна
Государство франков в V—VIII вв.
(урок с использованием мультимедийной техники)
2014
Урок — лабораторное занятие с элементами практической работы.
Цель урока: На примере становления франкского королевства изучить характерные черты государства Средневековья. Роль личности в Истории
Задачи:
- Образовательные:
Сформировать представление учащихся об образовании франкского государства, его функциях и его разложении.
- Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, любознательность.
- Развивающие:
Формирование умения работы с текстом учебника, иллюстрацией, картой.
Учебное оборудование: ПК, интерактивная доска, слайд-шоу (PowerPoint)
Использованный материал:
- История Средних веков Е.В.Агибалова Г.М.Донской
- Конспекты уроков для учителя истории. История Средних веков М.Л.Несмелова
- Уроки истории. Средние века. С применением информационных технологий. Составитель И.В.Папченкова
- Видеофильм BBC «Франки» - фрагмент
- Библиотека Гумер- гуманитарные науки : http: //www.gumer.info
План урока
- Хлодвиг становится королем франков.
- Хлодвиг-законодатель.
- Салическая правда — источник сведений о жизни франков.
Опережающее домашнее задание:
- а) изучить в учебнике соответствующий материал о правлении Хлодвига;
- б) выяснить, что означают следующие даты, названия, имена и понятия: 486 г., 500 г., Галлия, Суассон, Париж, Хлодвиг, Меровинги, король, ополчение, граф;
- в) составить план ответа на вопрос: «Что сделал Хлодвиг для укрепления своей власти?»;
- г) оценить Хлодвига как государственного деятеля: определить «плюсы» и «минусы» его политики.
Вводное слово учителя (демонстрация презентации)
- Процесс образования государства у франков связан с именем Хлодвига — первого короля франков (условное использование термина «король», появившегося в период правления Каролингов)
- Образование государства — это длительный процесс установления территории, власти и законов, поэтому точную дату образования государства у франков назвать нельзя. (повторение характерных черт государства)
- Обсуждение составленных дома планов. Выявление основных направлений деятельности Хлодвига: усиление его личной власти, устранение других франкских вождей, завоевательная политика и расширение территории, крещение Хлодвига и его окружения, составление сборника законов.
- Характеристика деятельности Хлодвига как законодателя; значение Салической правды для укрепления Франкского государства. Акцент на следующее обстоятельство - первоначально франки не смешивались с местным, галло-римским населением. Они жили отдельно, у них были разные обычаи, положение в обществе и законы. Салическая правда — это законодательство франков, оно не распространялось на галло-римлян.
- Дополнительный материал:
Франкские поселения в Галлии в V—VI вв. Франкские деревни редко располагались во владениях, принадлежавших раньше галло-римлянам: слишком различны были обычаи жизни тех и других. Франки предпочитали селиться по соседству. Их деревушки были чаще всего небольшими, в 4 или 5, реже в 10—12 домов. Сами дома больше походили на маленькие землянки. Они имели 8—10, редко 15—20 кв. м. площади. В таких землянках обитала обычно одна семья: отец, мать и их малые дети. Вокруг дома-землянки находилась усадьба с изгородью. В располагающихся поблизости землях каждая семья имела свой пахотный надел, свой лужок и выпас для скота. Пастбищами, лесом, водопоями, дорогами жители деревни владели сообща. Сообща же они договаривались о том, как будут пользоваться этими угодьями, как охранять их. Никто, если только на то не было специального королевского распоряжения, не смел на эти совместные деревенские угодья посягать. Кое-кто из селян мог иметь полузависимого работника или раба, помогавшего по хозяйству. Но работали они бок о бок с хозяином, так что на римских рабов или вольноотпущенников эти люди походили мало.
Римские поселения в Галлии V—VI вв. Основными в Галлии и после ее подчинения франкам оставались галло-римские поселения. Часто это были довольно большие огороженные поместья квадратной формы по 100, а то и по 300 метров длиной с каждой стороны. Владел таким поместьем прежний римский хозяин или какой-нибудь другой галло-римлянин, знавший, как вести такое хозяйство. Франкские короли не отобрали земли у прежних собственников, не отменили они и рабства. Поэтому в уцелевших римских поместьях, как и раньше, работали рабы и колоны-арендаторы. Это позволяло франкским королям взимать с владельцев поместий римские налоги...
Сохранилась и часть галльских городов, властью в которых пользовались христианские епископы — союзники франкских королей. Правда, из-за резкого сокращения торговли и ремесла сами эти города стали скорее походить на большие укрепленные деревни... Со временем... становилось все труднее различать, происходят чиновники из франков или галло-римлян, поддерживавших франкских королей. Все королевские приближенные стали все более походить друг на друга и по костюму, и по образу жизни, и даже по их именам, выбиравшимся на германский лад. Все чаще общим оказывался и язык, на котором говорили при дворе короля или же в местном суде. Этим языком была латынь галло-римлян, дополненная несколькими десятками франкских слов. Франки-завоеватели стали забывать родной язык, сохранившийся только на севере Галлии, в области более многочисленных франкских поселений.
Стремление варваров сберечь свою самобытность обнаруживается также и в раннесредневековом законодательстве, где появляется такой столь чуждый римской юридической традиции принцип, как персональность права. В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространявшегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовомуобычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка по франкскому обычаю... бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву.
Из дошедших до нас сборников писаного права германцев Салическая правда — древнейшая. Оттого она и наиболее типичная. Нигде с такой ясностью и полнотою не отразился дух древнегерманского права, не затемненного посторонним римским влиянием, как в Салической правде. Римское влияние сказалось здесь чисто внешним образом — в усвоении плохого римского языка и римской монетной единицы — золотого солида, разделенного на серебряные денарии. Что касается самих принципов законодательства, то они остались чисто варварскими, т. е. чисто германскими... Правда не является таким кодексом действующего права, который задавался бы целью точно регламентировать все стороны жизни варвара-франка. Являясь не чем иным, как частичною, и даже случайною записью обычного права германцев, Салическая правда о многих сторонах жизни варвара-франка совершенно умалчивает... Единственная цель Правды, вызванная практическими потребностями времени, - установить точным образом формы судебной процедуры и перечислить штрафы за преступления и проступки. Правда — это не что иное, как судебник, и притом судебник далеко не систематический и не полный, составившийся путем возведения конкретных судебных казусов (случаев) в судебный обычай. И само собой разумеется, что нечего и думать восстановить на основании этого судебника полную картину быта салических франков. Вот почему данные Салической правды необходимо пополнять данными других близких ей по характеру и по времени памятников.
- Вопросы и задания для учащихся
1. Для кого предназначалась Салическая правда? Распространялось ли ее действие на всех подданных Хлодвига?
2. Была ли у франков община? Если да, то какая (родовая или соседская)? Обоснуйте свой ответ.
3. Чем отличалось хозяйство франков от галло-римского?
4. В чем выразилось смешение франкского и галло-римского населения? Приведите примеры.
5. Запишите в тетрадь определение. Обычное право — отношения между людьми, строящиеся на основе неписаных правил (обычаев). Салическая правда — запись устных обычаев одного из франкских племен.
- Основная часть урока – работа с документами (группы по 4 человека); возможно распределение задания между членами группы
Вопросы и задания для учащихся
- Заполнить таблицу.
. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ | |
Вопросы | Примеры из источника |
Какие сельскохозяйственные растения выращивались франками? | Виноград, яблони, груши, репа, бобы, горох, чечевица, лен, зерно. |
Какие виды скота перечислены в законах? | Коровы, свиньи, лошади. |
Какие занятия франков упоминаются в законах? | Земледелие, скотоводство, виноградарство, мельничное дело, садоводство, рыболовство. |
Каково было положение рабов во франкском обществе? | Раб сравнивается с конем или упряжным животным, его жизнь стоит меньше всего. |
Какие категории населения упоминаются в законах? | Рабы; свободные франки; человек, состоящий на королевской службе, римляне — королевские сотрапезники; римляне-землевладельцы; римляне, обязанные платить подати; графы. |
- Ответить на вопросы
- Можно ли на основании законов говорить о существовании неравенства у франков? Объясните свою точку зрения.
- Какие наказания существовали по франкским законам? Существовала ли у них кровная месть?
- Сравните наказания за убийства франков и римлян. Сделайте вывод об их положении в королевстве франков.
- О чем говорит «титул LVIII. О горсти земли»? Как вы думаете, он появился в законах с образованием королевства и принятием христианства или является записью более древнего обычая?
Салическая правда
- Титул III. О краже рогатых животных.
§1. Если кто украдет молочного теленка и будет уличен, присуждается к уплате 3 солидов. §3. Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате 35 солидов.
- Титул IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту.
§4. Если чьи-нибудь свиньи или чей-нибудь скот забегут на чужую ниву и хозяин животных, несмотря на запирательство, будет уличен, присуждается к уплате 15 солидов.
§5. Прибавление 2-е. Если кто по вражде или по какому-нибудь коварству откроет чужую загородку и впустит скот на ниву, или на луг, или на виноградник, или на какое-нибудь другое обработанное место, то тому, кому принадлежит труд, в случае представления последним улик со свидетелями он должен возместить вред и, кроме того, присуждается к уплате 30 солидов.
- Титул X. О краже рабов.
§1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 30 солидов.
- Титул XXII. О краже на мельнице.
§1. Если какой-либо свободный человек украдет на мельнице чужой хлеб и будет уличен, уплачивает мельнику 15 солидов. Владельцу же хлеба (вор) платит другие 15 солидов.
- Титул XXVII. О различных покражах.
§6. Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов, не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Прибавление 3. Если кто украдет черенок (прививок) от яблони или груши, присуждается к уплате 3 солидов.
§7. Если кто проникнет с целью воровства в поле, засаженное репой, бобами, горохом или чечевицей, присуждается к уплате 3 солидов.
- Титул XXXV. Об убийствах и ограблении рабов.
§1. Если какой-нибудь раб лишит жизни раба, пусть господа разделят меж собой убийцу.
§5. Если чужой раб... лишит жизни свободного человека, сам убийца отдается родственникам убитого человека в качестве половины виры, а господин раба уплачивает другую половину виры.
- Титул XLI. О человекоубийстве скопищем.
§1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов.
§3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов.
§5. Если кто лишит жизни римлянина — королевского сотрапезника и будет уличен, присуждается к уплате 300 солидов.
§6. Если кто лишит жизни римлянина-землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате 100 солидов.
§7. Если кто лишит жизни римлянина, обязанного платить подати, присуждается к уплате 63 солидов.
- Титул LIV. Об убийстве графа.
§1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 600 солидов.
- Титул LVIII. О горсти земли.
§1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, [которые поклянутся в том], что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросить на своих, т. е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом в одной рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону... Если же никто не поручится в уплате виры, т. е. в возмещении того, что он не уплатил, тогда он должен уплатить виру своею жизнью.
- Обсуждение результатов самостоятельной работы: учащиеся представляют заполненную таблицу и отвечают на вопросы. При заранее распределенных вопросах между членами группы появляется возможность выслушать ответы и дополнения к ним многих учеников, оценить их внимательность при работе с текстом, умение размышлять и делать выводы
- Дополнительный материал
Рабство в начале средневековья. В V—VI вв. временно вновь выросло значение рабов, которые широко использовались в доме, на полях и в мастерских. «Рабы полностью принадлежали своему господину; дети рабыни также становились рабами. Господин мог наказывать, продавать, покупать и дарить рабов. Возможна была продажа себя в рабство; применялось обращение в рабство и в виде наказания. Еще в VI—VII вв. церковь не осуждала рабство, хотя отпуск раба на волю и тогда считался богоугодным делом. Бежавшие рабы не имели права убежища. Как и в античности, раб не имел ни имущества, ни семьи и не мог жениться на свободной женщине. Господин имел право на жизнь и смерть раба. В V—VII вв. рабство еще является у франков жизнеспособным и вполне реальным институтом. Хозяйственное значение рабов во Франкском государстве в известной степени сохраняется до IX в., но в их положении-происходят существенные изменения: рабы получили право иметь семью, убивать их запрещалось под угрозой церковного отлучения, отпуск рабов на волю поощрялся. Находясь на королевской службе, раб мог достичь высоких государственных постов
- Закрепление и обобщение результатов изучения темы
учащимся могут быть предложены следующие два отрывка из Салической правды, не вошедшие в рабочий документ, которые подтверждают вывод о том, что Салическая правда — запись обычного права.
- 1) Титул XLVL. О передаче имущества. «...Пусть назначит судебное собрание, и на этом собрании должны иметь при себе щит, и три человека должны предъявить три иска. Затем пусть отыщут человека... и которому он [завещатель] пусть бросит в полу стебель. Потом в присутствии короля или в судебном собрании пусть возьмет стебель и бросит в полу тех, кто был назначен наследниками... все это должны подтвердить девять свидетелей».
- 2) Титул LIII. О выкупе руки от котелка. «Если кто будет присужден к испытанию посредством котелка с кипящей водой, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку...»
Вопросы для учащихся
1. Найдите в тексте документа подобный «странный» случай.
2. Почему в законах записаны такие странные, на наш взгляд, процедуры?
3. Можно ли считать Салическую правду записью обычаев, существовавших у франков задолго до Хлодвига?
Задания для домашней работы:
а) напишите отчет судьи королю Хлодвигу о проведенном судебном заседании;
б) составьте описание хозяйства рядового франка на основе полученных на уроке знаний. (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...