Планирование уроков истории России в 9 классе
календарно-тематическое планирование (история, 9 класс) по теме
Планирование уроков истории России в 9 классе по учебнику Данилова рассчитано на 40 часов (2 часа в неделю). При составлении использовалось пособие Г. А. Борозниной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planir_ist_rossii_9kl_danilov.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Учебно-методи-ческое и инфор-мационное обеспе-чение |
Россия на рубеже XIX-XX вв. (7 часов) | ||||||||
1. | Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века. Экономическое развитие страны. | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Территория, количественная и этническая характеристика населения Российской империи в начале XX века. Политическая система Российской империи начала XX века. Особенности российской модернизации. Российское общество в начале XX в. Положение основных классов и слоёв. Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже веков. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. С.Ю. Витте. Основные понятия: индустриальное общество, модернизация, монополия, многоукладная экономика, автономия, меценатство, инвестиции, картель, концерн, синдикат, трест. | Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала века и многонациональном составе её населения. Знать особенности российского варианта модернизации. Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале XXвека. Иметь представление об особенностях экономического развития России. Знать о причинах и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности. Знать особенности развития с\х. | Анализ диаграмм | §1,2, вопросы и задания, с.12, с.18-19 | |
2. | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Николай II: личность монарха в оценках историков и современников. Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. Святополк- Мирского. Программные установки и тактика ведущих политических партий социалистического направления. Радикализация либерального движения. Основные понятия: политическая партия, многопартийность. | Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью. Уметь характеризовать перспективы развития России в контексте Витте-Плеве. Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций | Таблица «Монопо-листичес-кие объедине-ния в России начала XX века». Тест | §3, вопросы и задания с. 28-29 | |
3. | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | Школьная лекция | Основные направления внешней политики России на рубеже веков. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Ход военных действий русско-японской войны. Сближение России и Англии. Основные понятия: агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация, всеобщее разоружение. | Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале XX века. Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране | Таблица «Основ-ные события русско-японской войны» | §4, вопросы и задания с.34 | Презента-ция |
4. | Первая российская революция. Реформы политической системы | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Причины и начало революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905 г. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская октябрьская политическая стачка. . Манифест 17 октября. Формирование монархических и либерально-политических партий. Черносотенное движение. Декабрьское вооружённое восстание. Политическая реформа 1906 г. Деятельность первой и второй Государственной думы. Итоги революции. Основные понятия: Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракции | Знать: причины, этапы и итоги революции 1905 -1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии. | Тест | §5, вопросы и задания с. 45-49, составление опорного конспек-та | |
5. | Экономические реформы. Политическая жизнь в 1907 -19014 гг. | 1 | Комбиниро-ванный урок | П. А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и её итоги. Разрушение общины и переселенческая политика. Основные понятия: кооперация, отруб, хутор. Новый избирательный закон 1907 г. Третья Государственная дума. Национальная политика России в 1907-1914 гг. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Четвёртая Государственная дума | Иметь представление о реформах Столыпина как об определённой трансформации революции «снизу» в революцию «сверху». Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами. Знать причины краха столыпинских реформ. Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвёртой Государственной думы. Знать причины нарастания революционных настроений. | Работа с докумен-тами. | § 6,7, вопросы и задания с. 51,с. 56 | |
Духовная жизнь «Серебряного века». | Самостоя-тельное изучение | Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр, балет. Кинематограф. Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религиозная философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм | Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века» Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве. Знать основные персоналии данного периода. | Реферат «Развитие русской культуры «Серебря-ного века»» | §8 | |||
6. | Россия в Первой мировой войне | 1 | Интегриро-ванный урок | Международные отношения в конце XIX начале XX века. Завершение колониального раздела мира. Складывание межгосударственных блоков – Тройственного союза и Антанты. Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество. Основные военные действия на Восточном и Западном фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Окончание войны. Основные понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пацифизм | Знать причины втягивания России в мировую войну. Уметь анализировать отношения партий к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Западном и Восточном фронте в 1914 -1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти. | Хронологическая таблица «Основ-ные события Первой мировой войны» | § 9, повто-рить §1-6, подго-товка к конфе-ренции, вопросы и задания с. 73, | |
7. | Урок повторения и проверки знаний по теме: «Итоги развития России на рубеже XIX – XX вв.» | 1 | Урок-конферен-ция | Материал раздела «Россия на рубеже XIX – XX вв.» | Знать материал раздела «Россия на рубеже XIX – XX вв.» | Конферен-ция «Россия в начале XX века». Тест | Кадры из ист.фильма | |
2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. (5 часов) | ||||||||
8. | Свержение монархии. Россия весной - летом 1917 г. | 1 | Школьная лекция | Причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г. Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Падение монархии. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Национальный вопрос после Февраля. Начало распада российской государственности. Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание. Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис. Государственное совещание. Корниловский «мятеж». | Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия. Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции. Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы. Уметь показать своеобразие и противоречия развития политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков. | Таблица «Февраль-ская рево-люция» | §10-11, вопросы и задания с.81,89 | |
9. | Октябрьская революция. Формирование советской государственности. | 1 | Школьная лекция с элементами беседы. | Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. II съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Установление новой власти в Москве и на местах. Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III cъезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Выступление левых эсеров. Образование РСФСР. Установление однопартийной диктатуры. Социально-экономическая политика Советского государства. Конституция РСФСР 1918 г. Брестский мир. | Знать причины победы леворадикальных сил осенью 1917 г., иметь представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками. Знать содержание декретов о мире, о земле. Знать причины и суть изменения взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции и революционной волны. Уметь показывать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г. Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г. | §12-13 | ||
10. | Начало Гражданской войны. На фронтах Гражданской войны | 1 | Урок-исследова-ние. | Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны. Основные понятия: Гражданская война, красный и белый террор, «демократическая контрреволюция», интервенция. | Знать причины и сущность Гражданской войны, её основные этапы, события. Характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы построения пролетарских вооружённых сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения. Уметь определять социальный состав Белого движения. Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции. Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров в Гражданской войне. Знать специфику войны советской России с Польшей. Знать результаты Гражданской войны. | §14-15 | Презента-ция | |
11. | Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Политика «военного коммунизма». Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Уроки Гражданской войны. Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победы красных. X съезд РКП(б). Основные понятия «военный коммунизм», продразвёрстка, «Малая» Гражданская война | Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения. Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых. Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг. Знать основные положения политики военного коммунизма | §16, 17, вопросы и задания, с. 127-128, 133 -134. Повт. §10-16 | ||
12. | Урок повторения и проверки знаний по теме: «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.» | 1 | Урок-конферен-ция | Материал раздела «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.» | Знать материал раздела «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.» | Конферен-ция «Трагедия Гражданс-кой войны». Тест | ||
3. СССР на путях строительства нового общества (6 часов). | ||||||||
13. | Переход к нэпу. | 1 | Школьная лекция | Причины перехода к нэпу. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свёртывание нэпа. Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчёт, концессия, ГОЭЛРО. | Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа. Знать факты кризиса хлебозаготовок, | Сравни-тельная таблица «Военный комму-низм и нэп» | §18, с.142 | |
14. | Образование Союза Советских Социалистических Республик. Политическое развитие в 20-е гг. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Две формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. Национальная политика и межнациональные отношения. Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация. Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина и Троцкого. «Правый уклон». Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм | Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны. Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг. Знать содержание резолюции X съезда РКП(б) « О единстве партии». Уметь характеризовать основные противоречия нэпа, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина. | Работа с докумен-тами. | §19,21, с. 149 с. 162-163 | |
15. | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. | 1 | Школьная лекция | Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Создание и деятельность Коминтерна. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений Основные понятия: мировая революция, «полоса признания» | Знать причины сближения советской России с Германией. Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг. Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений со странами Востока, причины создания и суть политики Коминтерна. | Таблица «Между-народное призна-ние» | §20 | |
16. | Социалистическая индустриализация и коллективизация . | 1 | Комбиниро-ванный урок | Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации. Источники индустриализации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Пятилетки. Социальные проблемы. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток. Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации с\х. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство. Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, коллективизация, колхоз, раскулачивание | Знать цели, задачи и особенности индустриализации и коллективизации, причины и сущность перехода к политике сплошной коллективизации. Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты индустриализации и коллективизации. | Работа с докумен-тами | §23,24 | |
Духовная жизнь в 20-е и 30-е гг. | 1 | Самостоя-тельное изучение | Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыка, изобразительное искусство. Литература и театр. | Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е гг. Знать основное содержание и последствия «культурной революции» | §22,26 | |||
17. | Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки Создания системы коллективной безопасности. Советско-англо-французские переговоры. Война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-41 гг. Расширение территории СССР. | Знать причины и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг. Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского государства в системе международных отношений. Знать причины сближения СССР с Германией. | §27, повто-рить §18-26 | ||
18. | Урок повторения и проверки знаний: «СССР на путях строительства нового общества». | 1 | Урок повторения и проверки знаний | Материал раздела «СССР на путях строительства нового общества». | Знать материал раздела «СССР на путях строительства нового общества». | Тест | § 18 - 27 | |
4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (8 часов). | ||||||||
19. | СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 | Лекция | Анализ событий конца 30-х – начала 40-х гг. в стране и мире. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война. СССР и Прибалтика. СССР накануне Вов. Мероприятия по укреплению обороноспо- собности страны. Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война» | Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной. Знать содержание советско-германских переговоров о ненападении и секретных протоколов к нему. Знать причины и итоги войны с Финляндией. Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост» | §28, с.210 | ||
20. | Начало Великой Отечественной войны | 1 | Интегриро-ванный урок | Начало войны. 1941 г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и её союзников на СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Мероприятия по организации обороны. Оборонительные сражения. Героизм защитников Брестской крепости. Провал плана «молниеносной войны». Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны и их современная оценка. Битва под Москвой. Оборона Ленинграда. Основные понятия: блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар, ГКО. | Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией. Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах ВОВ. Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Знать ход военных действий конца 1941 года. Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда. Уметь показывать на карте ход военных действий на данном этапе войны. | Работа с докумен-тами | §29, с.218 | Отрывок из фильма «Битва под Москвой» из эпопеи «Великая Отечествен-ная» |
21. | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. | 1 | Интегриро-ванный урок | Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движения. Итоги первого этапа войны. Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим. | Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г, иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г. Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны. Знать основные причины размаха партизанского и подпольного движения. Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы. Уметь показывать на карте ход военных действий на данном этапе войны. | Таблица «Великая Отечест-венная война», сообщения о полковод-цах и героях Сталин-градской битвы. | §30, с.225 | |
22. | Советский тыл в Великой Отечественной войне. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Советское общество в первый период войны. Военно-экономическое положение страны. Переход промышленности на военные рельсы. Создание промышленной базы на Востоке. Строительство заводов-дублёров. Эвакуация населения. Социальная политика в годы войны: вклад в победу. Советское искусство в годы войны. Образование и наука в годы войны. Церковь в годы войны. Основные понятия: эвакуация, заводы-дублёры. | Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны. Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования, науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства. | §31,33 | ||
23. | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | Комбиниро-ванный урок | Битва за Кавказ летом 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции. | Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Уметь анализировать события коренного перелома в ходе Вов: сражения на Курско-Орловском направлении. Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны. | Таблица «Великая Отечест-венная война» | §32, с.237 | |
24. | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | 1 | Интегриро-ванный урок | Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Успешные операции белорусских и украинских фронтов. Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача Пражского гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции. Участие СССР в войне с Японией. Итоги Великой Отечественной войны. | Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной Армии в 1944 г. Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль СССР в разгроме Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций. Знать историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. | Работа с докумен-тами, картой. Заверше-ние таблицы «ВОв» | §34, с.252 | Кадры кинохрони-ки |
25-26. | Урок повторения и обобщения по теме: «Всемирное историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, уроки войны и победы» | 2 | Семинарс-кое занятие «Факторы победы и её цена» | Значение победы советского народа в войне. Её итоги и уроки. Факторы победы и её цена. Война глазами современников. Материал раздела «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.» | Знать материал раздела «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.» | Контроль-ная работа, выступле-ния | Презента-ция | |
5. СССР в 1945 -1953 гг. (2 часа) | ||||||||
27. | Восстановление экономики и политическое развитие 1945 -1953 гг. | 1 | Урок изучения новой темы. | Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структуре индустриального производства. Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений. Отношение к людям, находившимся в гг. войны на оккупированных территориях. «Дело врачей», «Ленинградское дело» | Иметь представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период. Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей её реформирования. Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период. Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики. | Анализ диаграмм | §35,36 | |
28. | Внешняя политика | 1 | Лекция | Изменение международных отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Влияние СССР на международную политику. Образование военных блоков. Корейская война. Начало противостояния СССР и США. Изобретение и испытание ядерного оружия в СССР. Основные понятия: «холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД | Знать истоки и сущность «холодной войны». Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами. Знать причины обострения отношений СССР и США. | § 38, с. 274 | ||
Идеология и культура | 1 | Самостоя-тельное изучение | Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Вов. | Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период | §37, с.269 | |||
6. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX в. (3 часа) | ||||||||
29. | Изменения политической системы. Оттепель в духовной жизни. | 1 | Урок изучения новой темы | Борьба за власть после смерти И. В. Сталина между Г.М. Маленковым, Л.П. Берия и Н.С, Хрущёвым. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущёва. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. XXсъезд КПСС, его роль в судьбе страны. Реорганизация госорганов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР» | Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина. Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период. Уметь давать оценку Хрущёву как политическому деятелю. Знать основные идеи доклада Хрущёва на XXсъезде КПСС. | Работа с докумен-тами. | §39,41 | |
30. | Экономика СССР в 1953-1964 гг. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. С/х политика Хрущёва: создание совнархозов, освоение целинных и залежных земель. Развитие промышленности. Социальная политика. Причины и последствия противоречивости и незавершённости большинства намеченных реформ Хрущёва. Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряжённость | Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране. Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики Знать примеры новаций 1953-64 гг. Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953-1964 гг. | Анализ диаграмм, работа с докумен-тами, воспоми-наниями современ-ников | §40, с.287 | |
31. | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | 1 | Комбиниро-ванный урок | Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. ОВД. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962. Их международные последствия. | Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики. Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира» | Сравните-льная таблица «Двухпо-лярный мир». Тест | §42, с. 296 | |
7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. XX века. (3 часа) | ||||||||
32. | Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». | 1 | Урок изучения нового материала | Замедление темпов экономического развития. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущёва. Партхозноменклатура. В системе советского общества. Укрепление роли армии и органов безопасности. Хозяйственная реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливноэнергетического комплекса. Освоение новых районов. «Стройки века». Роль ВПК. Застой в экономическом развитии. Ухудшение положения в с\х. Социальная политика. Конституция СССР 1977. Политика Л. И. Брежнева и его личность. | Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры. Знать особенности смещения Хрущёва в октябре 1964 г., факты изменения политики. Основные положения Конституции СССР 1977 г. Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х . Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. и причины неудач её осуществления. Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и Социальной сфере. | Работа с докумен-тами | §43,44 | |
33. | Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Концепция «развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после XX съезда. Активизация деятельности творческой интеллигенции. Нарастание социальной апатии у населения. Первые диссиденты: А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын. Развитие диссидентского и правозащитного движения. Сложность и противоречивость культурной жизни. Основные понятия: теория конвергенции, диссидент, шестидесятники. | Иметь представления об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур. Знать причины зарождения диссидентского движения. | §45, с.312 | ||
34. | Политика разрядки: надежды и результаты. | 1 | Интегриро-ванный урок | Основные направления внешнеполитической деятельности. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 года. Отношения СССР и Запада. Проблема политического партнёрства. Советский Союз и социалистические страны. Военно-экономическое сотрудничество. Обострение советско-китайских отношений. Совещание по безопасности и сотрудничество в Европе (СБСЕ). Подписание Хельсинского договора. Чередование разрядки и конфронтации с западными странами. Противостояние двух сверхдержав. Обострение международной напряжённости в первой половине 80-х гг. Региональные конфликты. Афганская война. | Иметь представление о предпосылках разрядки международной напряжённости, о достижении военно-стратегического паритета между Востоком и Западом, о периодах нарастания и спада напряжённости. | Работа с докумен-тами, дополни-тельным материа-лом. | §46, с.318 | |
8. Перестройка в СССР (1985-1991). (2 часа) | ||||||||
35. | Реформа политической и экономической систем: цели, этапы, итоги | 1 | Урок изучения нового материала | Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х – начале 90-х. Ю. В. Андропов. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. М. С. Горбачёв. Августовский политический кризис 1991 года и его последствия. Распад СССР. Варианты выхода из экономического кризиса. Курс на «ускорение». Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней». Зарождение фермерства, кооперативное движение. Основные понятия: «кадровая революция», политика перестройки, советский парламентаризм, многопартийность, либерализм, фракция, оппозиция, «парад суверенитетов», техногенная катастрофа | Иметь представление о предпосылках и неизбежности радикальной реформы советской политической системы. Уметь анализировать альтернативные пути её осуществления. Знать факты национальной политики в этот период. Знать значение политического кризиса 1991 г., распада СССР и его последствия, знать причины неудач экономического развития в данный период, о концепции регулируемого рынка и положениях программы «500 дней» | §47-48 | ||
36. | Политика гласности: достижения и издержки. Диалектика нового мышления. | 1 | Лекция с элементами беседы | Демократизация политической жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Политика «гласности». Рост социальной активности населения. Развитие культуры в эпоху «гласности». «Новое политическое мышление» Распад социалистической системы. Образование СНГ. Завершение «холодной войны». Результаты политики «нового мышления» Формирование суверенной российской государственности, основные документы. Первый президент России –Б.Н. Ельцин. | Уметь определять сущность политики «гласности», показывать противоречивость и непоследовательность действий властей. Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата, на изменение внешней политики, результатах и последствиях Знать основные положения политики «нового мышления», причины и последствия распада социалистической системы | Работа с докумен-тами. Тест | §49-50 | |
Россия в конце XX - начале XXI века. (4 часа) | ||||||||
37. | Российская эконо-мика и политическая жизнь в 1992 – 1999 г. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 199201993 гг.. Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Социальная поляризация общества, причины и проявления. Характерные черты современной российской экономики. Дефолт 1998 г. Е.Т. Гайдар. В. С. Черномырдин. | Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и экономическом курсе правительства Черномырдина. Уметь характеризовать состояние экономики России в 1998 г. | Таблица «Переход к рынку» | §51-52 | |
38. | Политическая и экономическая жизнь в 2000 -2007 гг. | 1 | Школьная лекция с элементами беседы. | Политические последствия октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г. Власть и оппозиция 1996-1999: противостояние, поиски путей конструктивного диалога. Основные понятия: Правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, разделение властей. Чеченский конфликт. Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Политические реформы. Усиление борьбы с терроризмом. Президент Путин В. В. Президент Медведев Д. А. Основные направления внутренней и внешней политики. | Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г. от советской модели организации власти. Знать изменения в национальной политике, анализировать причины. Знать развитие событий первой Чеченской войны. Знать основные направления внутренней и внешней политики современной России | Работа с докумен-тами, материа-лами СМИ | §56-57 | |
39. | Геополитическое положение и внешняя политика. | 1 | Приоритеты внешней РФ на рубеже XX –XXI вв. Россия и СНГ. Россия и Евросоюз. | Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса. Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России со странами СНГ и Запада. | §55,59 | Ресурсы интернета | ||
Духовная жизнь общества | Самостоя-тельное изучение |
| 53,58 | |||||
40. | Итоговый урок. | Итоги и уроки развития страны в XX – начале XXI века. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курса истории России 11 класс
Планирование на 40 часов по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова "История России ХХ - начала ХХ1 веков", 11 класс....
Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс
Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс
учебник: Данилов А.А., Косулина...
тематическое планирование уроков Истории России 9 классов
Тематическое планирование уроков Истории России в 9 классе 52,5 часов авторы учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косу...
Календарно-тематическое планирование по истории России. 7 класс
Календарно - тематическое планирование по истории России. 7 класс...
Планирование уроков истории России в 6 классе по учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.
Планирование уроков истории России в 6 классе по учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной рассчитано на 38 часов (2 час в нед), включает элементы содержания, основные понятия, домашние задания....
Календарно-тематическое планирование уроков истории России в 6 классе
Данный материал основан на практической разработке Сергея Лосева, которая входит в сборник календарно-тематического планирования О. В. Кишенковой. При разработке планирования учитывались методические ...