Планирование уроков истории России в 9 классе
календарно-тематическое планирование (история, 9 класс) по теме

Захарова Елена Владиславовна

Планирование уроков истории России в 9 классе по учебнику Данилова рассчитано на 40 часов (2 часа в неделю). При составлении использовалось пособие Г. А. Борозниной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planir_ist_rossii_9kl_danilov.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Учебно-методи-ческое и инфор-мационное обеспе-чение

Россия на рубеже XIX-XX вв. (7 часов)

1.

Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века. Экономическое развитие страны.

1

Школьная лекция с элементами беседы

Территория, количественная и этническая характеристика населения Российской империи в начале XX века. Политическая система Российской империи начала XX века. Особенности российской модернизации. Российское общество в начале XX в. Положение основных классов и слоёв. Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже веков. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. С.Ю. Витте.

Основные понятия: индустриальное общество, модернизация, монополия, многоукладная экономика, автономия, меценатство, инвестиции, картель, концерн, синдикат, трест.

Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала века и многонациональном составе её населения.

Знать особенности российского варианта модернизации.

Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале XXвека.

Иметь представление об особенностях экономического развития России.

Знать о причинах и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного  капитала на развитие российской промышленности. Знать особенности развития с\х.

Анализ диаграмм

§1,2, вопросы и задания, с.12, с.18-19

2.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

Комбиниро-ванный урок

Николай II: личность монарха в оценках историков и современников. Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. Святополк- Мирского. Программные установки и тактика ведущих политических партий социалистического направления. Радикализация либерального движения. Основные понятия: политическая партия, многопартийность.

Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью.

Уметь характеризовать перспективы развития России в контексте Витте-Плеве.

Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций

Таблица «Монопо-листичес-кие объедине-ния в России начала XX века».

Тест

§3, вопросы и задания с. 28-29

3.

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Школьная лекция

Основные направления внешней политики России на рубеже веков. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Ход военных действий русско-японской войны. Сближение России и Англии.

Основные понятия: агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация, всеобщее разоружение.

Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале XX века.

Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране

Таблица «Основ-ные события русско-японской войны»

§4, вопросы и задания с.34

Презента-ция

4.

Первая российская революция. Реформы политической системы

1

Школьная лекция с элементами беседы

Причины и начало революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905 г. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте.  Всероссийская октябрьская политическая стачка. . Манифест 17 октября. Формирование монархических и либерально-политических партий. Черносотенное движение. Декабрьское вооружённое восстание. Политическая реформа 1906 г. Деятельность первой и второй Государственной думы. Итоги революции.

Основные понятия: Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракции

Знать: причины, этапы и итоги революции 1905 -1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия,

иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии.

Тест

§5, вопросы и задания с. 45-49, составление опорного конспек-та

5.

Экономические реформы. Политическая жизнь в 1907 -19014 гг.

1

Комбиниро-ванный урок

П. А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и её итоги. Разрушение общины и переселенческая политика. Основные понятия: кооперация, отруб, хутор.

Новый избирательный закон 1907 г. Третья Государственная дума. Национальная политика России в 1907-1914 гг. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Четвёртая Государственная дума

Иметь представление о реформах Столыпина как об определённой трансформации революции «снизу» в революцию «сверху».

Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.

Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами.

Знать причины краха столыпинских реформ.

Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвёртой Государственной думы.

Знать причины нарастания революционных настроений.

Работа с докумен-тами.

§ 6,7, вопросы и задания с. 51,с. 56

Духовная жизнь «Серебряного века».

Самостоя-тельное изучение

Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр, балет. Кинематограф.

Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религиозная философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм

Иметь представление о сущности  социокультурного феномена «Серебряного века»

Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве.

Знать основные персоналии данного периода.

Реферат «Развитие русской культуры «Серебря-ного века»»

§8

6.

Россия в Первой мировой войне

1

Интегриро-ванный урок

Международные отношения в конце XIX начале XX века. Завершение колониального раздела мира. Складывание межгосударственных блоков – Тройственного союза и Антанты. Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество.

Основные военные действия на Восточном и Западном фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Окончание войны.

Основные понятия:

Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пацифизм

Знать причины втягивания России в мировую войну.

Уметь анализировать отношения партий к войне.

 Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Западном и Восточном фронте в 1914 -1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти.

Хронологическая таблица «Основ-ные события Первой мировой войны»

§ 9, повто-рить §1-6, подго-товка к конфе-ренции, вопросы и задания с. 73,

7.

Урок повторения и проверки знаний по теме: «Итоги развития России на рубеже XIX – XX вв.»

1

Урок-конферен-ция

Материал раздела «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

Знать материал раздела «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

Конферен-ция «Россия в начале XX века». Тест

Кадры из ист.фильма

2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. (5 часов)

8.

Свержение монархии. Россия весной - летом 1917 г.

1

Школьная лекция

Причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г. Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Падение монархии. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Национальный вопрос после Февраля. Начало распада российской государственности.

Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание.

Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис. Государственное совещание. Корниловский «мятеж».

Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции.

Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы.

Уметь показать своеобразие и противоречия развития политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков.

Таблица «Февраль-ская рево-люция»

§10-11, вопросы и задания с.81,89

9.

Октябрьская революция. Формирование советской государственности.

1

Школьная лекция с элементами беседы.

Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. II съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.

Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III cъезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Выступление левых эсеров.

Образование РСФСР. Установление однопартийной диктатуры. Социально-экономическая политика Советского государства. Конституция РСФСР 1918 г. Брестский мир.

Знать причины победы леворадикальных сил осенью 1917 г., иметь представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками.

Знать содержание декретов о мире, о земле.

Знать причины и суть изменения взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции и революционной волны.

Уметь показывать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г.

Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

§12-13

10.

Начало Гражданской войны. На фронтах Гражданской войны

1

Урок-исследова-ние.

Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный  и белый террор. Крестьянство в годы войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны.

Основные понятия:

Гражданская война, красный и белый террор, «демократическая контрреволюция», интервенция.

Знать причины и сущность Гражданской войны, её основные этапы, события.

Характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы построения пролетарских вооружённых сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения. Уметь определять социальный состав Белого движения. Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции.

Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров в Гражданской войне.

Знать специфику войны советской России с Польшей. Знать результаты Гражданской войны.

§14-15

Презента-ция

11.

Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

1

Комбиниро-ванный урок

Политика «военного коммунизма». Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Уроки Гражданской войны.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победы красных. X съезд РКП(б).

Основные понятия «военный коммунизм», продразвёрстка, «Малая» Гражданская война

Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения.

Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых. Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг. Знать основные положения политики военного коммунизма

§16, 17, вопросы и задания, с. 127-128, 133 -134. Повт. §10-16

12.

Урок повторения и проверки знаний по теме: «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.»

1

Урок-конферен-ция

Материал раздела «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.»

Знать материал раздела «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.»

Конферен-ция «Трагедия Гражданс-кой войны». Тест

3. СССР на путях строительства нового общества (6 часов).

13.

Переход к нэпу.

1

Школьная лекция

Причины перехода к нэпу. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свёртывание нэпа.

Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчёт, концессия, ГОЭЛРО.

Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа. Знать факты кризиса хлебозаготовок,

Сравни-тельная таблица «Военный комму-низм и нэп»

§18, с.142

14.

Образование Союза Советских Социалистических Республик. Политическое развитие в 20-е гг.

1

Комбиниро-ванный урок

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Две формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. Национальная политика и межнациональные отношения.

Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация.

Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина и Троцкого. «Правый уклон».

Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм

Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны.

Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг.

Знать содержание резолюции X съезда РКП(б) « О единстве партии». Уметь характеризовать основные противоречия нэпа, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина.

Работа с докумен-тами.

§19,21, с. 149

с. 162-163

15.

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

1

Школьная лекция

Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Создание и деятельность Коминтерна. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений

Основные понятия: мировая революция, «полоса признания»

Знать причины сближения советской России с Германией.

Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг.

Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений со странами Востока, причины создания и суть политики  Коминтерна.

Таблица «Между-народное призна-ние»

§20

16.

Социалистическая индустриализация и коллективизация .

1

Комбиниро-ванный урок

Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации.  Источники индустриализации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Пятилетки. Социальные проблемы. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток. Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации с\х. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, коллективизация, колхоз, раскулачивание

Знать цели, задачи и особенности индустриализации и коллективизации, причины и сущность перехода к политике сплошной коллективизации.

Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты индустриализации и коллективизации.

Работа с докумен-тами

§23,24

Духовная жизнь в 20-е и 30-е гг.

1

Самостоя-тельное изучение

Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыка, изобразительное искусство. Литература и театр.

Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е гг. Знать основное содержание и последствия «культурной революции»

§22,26

17.

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

1

Комбиниро-ванный урок

Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки Создания системы коллективной безопасности. Советско-англо-французские переговоры. Война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-41 гг. Расширение территории СССР.

Знать причины и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг.

Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского государства в системе международных отношений.

Знать причины сближения СССР с Германией.

§27, повто-рить §18-26

18.

Урок повторения  и проверки знаний: «СССР на путях строительства нового общества».

1

Урок повторения  и проверки знаний

Материал раздела «СССР на путях строительства нового общества».

Знать материал раздела «СССР на путях строительства нового общества».

Тест

§ 18 - 27

4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.  (8 часов).

19.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

1

Лекция

Анализ событий конца 30-х – начала 40-х гг. в стране и мире. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война. СССР и Прибалтика. СССР накануне Вов. Мероприятия по укреплению обороноспо-

собности страны.

Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война»

Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной. Знать содержание советско-германских переговоров о ненападении и секретных протоколов к нему. Знать причины и итоги войны с Финляндией.

Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост»

§28, с.210

20.

Начало Великой Отечественной войны

1

Интегриро-ванный урок

Начало войны. 1941 г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и её союзников на СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Мероприятия по организации обороны. Оборонительные сражения. Героизм защитников Брестской крепости. Провал плана «молниеносной войны». Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны и их современная оценка. Битва под Москвой. Оборона Ленинграда.

Основные понятия: блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар, ГКО.

Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией.

Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах ВОВ.

Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Знать ход военных действий конца 1941 года.

Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда.

Уметь показывать на карте ход военных действий на данном этапе войны.

Работа с докумен-тами

§29, с.218

Отрывок из фильма «Битва под Москвой» из эпопеи «Великая Отечествен-ная»

21.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.

1

Интегриро-ванный урок

Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движения. Итоги первого этапа войны.

Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим.

Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г, иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г.

Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны.

Знать основные причины размаха партизанского и подпольного движения.

Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы.

Уметь показывать на карте ход военных действий на данном этапе войны.

Таблица «Великая Отечест-венная война», сообщения о полковод-цах и героях Сталин-градской битвы.

§30, с.225

22.

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

1

Комбиниро-ванный урок

Советское общество в первый период войны. Военно-экономическое положение страны. Переход промышленности на военные рельсы. Создание промышленной базы на Востоке. Строительство заводов-дублёров. Эвакуация населения. Социальная политика в годы войны: вклад в победу. Советское искусство в годы войны. Образование и наука в годы войны. Церковь в годы войны.

Основные понятия: эвакуация, заводы-дублёры.

Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования, науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства.

§31,33

23.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Комбиниро-ванный урок

Битва за Кавказ летом 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции.

Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Уметь анализировать события коренного перелома в ходе Вов: сражения на Курско-Орловском направлении.

Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны.

Таблица «Великая Отечест-венная война»

§32, с.237

24.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

1

Интегриро-ванный урок

Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Успешные операции белорусских и украинских фронтов. Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача Пражского гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции. Участие СССР в войне с Японией. Итоги Великой Отечественной войны.

Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной Армии в 1944 г.

Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль СССР в разгроме Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций.

Знать историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Работа с докумен-тами, картой. Заверше-ние таблицы «ВОв»

§34, с.252

Кадры кинохрони-ки

25-26.

Урок повторения и обобщения по теме: «Всемирное историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, уроки войны и победы»

2

Семинарс-кое занятие «Факторы победы и её цена»

Значение победы советского народа в войне. Её итоги и уроки. Факторы победы и её цена. Война глазами современников.

Материал раздела «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.»

Знать материал раздела «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.»

Контроль-ная работа, выступле-ния

Презента-ция

5. СССР в 1945 -1953 гг. (2 часа)

27.

Восстановление экономики и политическое развитие 1945 -1953 гг.

1

Урок изучения новой темы.

Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структуре индустриального производства.

Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений. Отношение к людям, находившимся в гг. войны на оккупированных территориях. «Дело врачей», «Ленинградское дело»

Иметь представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период.

Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей её реформирования.

Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период. Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики.

Анализ диаграмм

§35,36

28.

Внешняя политика

1

Лекция

Изменение международных отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Влияние СССР на международную политику. Образование военных блоков. Корейская война. Начало противостояния СССР и США. Изобретение и испытание ядерного оружия в СССР.

Основные понятия:

«холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД

Знать истоки и сущность «холодной войны».

Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами.

Знать причины обострения отношений СССР и США.

§ 38,  с. 274

Идеология и культура

1

Самостоя-тельное изучение

Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Вов.

Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период

§37, с.269

6. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX в. (3 часа)

29.

Изменения политической системы. Оттепель в духовной жизни.

1

Урок изучения новой темы

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина между Г.М. Маленковым, Л.П. Берия и Н.С, Хрущёвым. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущёва. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. XXсъезд КПСС, его роль в судьбе страны. Реорганизация госорганов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР»

Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина.

Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период.

Уметь давать оценку Хрущёву как политическому деятелю.

Знать основные идеи доклада Хрущёва на XXсъезде КПСС.

Работа с докумен-тами.

§39,41

30.

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

1

Комбиниро-ванный урок

Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. С/х политика Хрущёва: создание совнархозов, освоение целинных и залежных земель. Развитие промышленности. Социальная политика. Причины и последствия противоречивости и незавершённости большинства намеченных реформ Хрущёва.

Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряжённость

Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране.

Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики

Знать примеры новаций 1953-64 гг.

Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953-1964 гг.

Анализ диаграмм, работа с докумен-тами, воспоми-наниями современ-ников

§40, с.287

31.

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

1

Комбиниро-ванный урок

Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. ОВД. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962. Их международные последствия.

Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики.

Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира»

Сравните-льная таблица   «Двухпо-лярный мир».

 Тест

§42, с. 296

7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.  XX века. (3 часа)

32.

Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма».

1

Урок изучения нового материала

Замедление темпов экономического развития. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущёва. Партхозноменклатура. В системе советского общества. Укрепление роли армии и органов безопасности. Хозяйственная реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливноэнергетического комплекса. Освоение новых районов. «Стройки века». Роль ВПК.

Застой в экономическом развитии. Ухудшение положения в с\х. Социальная политика. Конституция СССР 1977. Политика Л. И. Брежнева и его личность.

Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущёва в октябре 1964 г., факты изменения политики. Основные положения Конституции СССР 1977 г.

Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х . Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. и причины неудач её осуществления.

Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и

Социальной сфере.

Работа с докумен-тами

§43,44

33.

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.

1

Школьная лекция с элементами беседы

Концепция «развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после XX съезда. Активизация деятельности творческой интеллигенции. Нарастание социальной апатии у населения. Первые диссиденты: А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын. Развитие диссидентского и правозащитного движения. Сложность и противоречивость культурной жизни.

Основные понятия: теория конвергенции, диссидент, шестидесятники.

Иметь представления об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.

Знать причины зарождения диссидентского движения.

§45, с.312

34.

Политика разрядки: надежды и результаты.

1

Интегриро-ванный урок

Основные направления внешнеполитической деятельности. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 года. Отношения СССР и Запада. Проблема политического партнёрства. Советский Союз и социалистические страны. Военно-экономическое сотрудничество. Обострение советско-китайских отношений. Совещание по безопасности и сотрудничество в Европе (СБСЕ). Подписание Хельсинского договора. Чередование разрядки и конфронтации с западными странами. Противостояние  двух сверхдержав. Обострение международной напряжённости в первой половине 80-х гг. Региональные конфликты. Афганская война.

Иметь представление о предпосылках разрядки международной напряжённости, о достижении военно-стратегического паритета между Востоком и Западом, о периодах нарастания и спада напряжённости.

Работа с докумен-тами, дополни-тельным материа-лом.

§46, с.318

8. Перестройка в СССР (1985-1991). (2 часа)

35.

Реформа политической и экономической систем: цели, этапы, итоги

1

Урок изучения нового материала

Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х – начале 90-х. Ю. В. Андропов. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. М. С. Горбачёв.

Августовский политический кризис 1991 года и его последствия.  Распад СССР. Варианты выхода из экономического кризиса. Курс на «ускорение». Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней». Зарождение фермерства, кооперативное движение.

Основные понятия: «кадровая революция», политика перестройки, советский парламентаризм, многопартийность, либерализм, фракция, оппозиция, «парад суверенитетов», техногенная катастрофа

Иметь представление о предпосылках и неизбежности радикальной реформы советской политической системы.

Уметь анализировать альтернативные пути её осуществления.

Знать факты национальной политики в этот период.

Знать значение политического кризиса 1991 г., распада СССР и его последствия, знать причины неудач экономического развития в данный период, о концепции регулируемого рынка и положениях программы «500 дней»

§47-48

36.

Политика гласности: достижения и издержки. Диалектика нового мышления.

1

Лекция с элементами беседы

Демократизация политической жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Политика «гласности». Рост социальной активности населения. Развитие культуры в эпоху «гласности». «Новое политическое мышление» Распад социалистической системы. Образование СНГ. Завершение «холодной войны». Результаты политики «нового мышления» Формирование суверенной российской государственности, основные документы. Первый президент России –Б.Н. Ельцин.

Уметь определять сущность политики «гласности», показывать противоречивость и непоследовательность действий властей. Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата, на  изменение внешней политики, результатах и последствиях

Знать основные положения политики «нового мышления», причины и последствия распада социалистической системы

Работа с докумен-тами.

Тест

§49-50

Россия в конце XX - начале XXI века. (4 часа)

37.

Российская эконо-мика и политическая жизнь в 1992 – 1999 г.

1

Комбиниро-ванный урок

Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 199201993 гг.. Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Социальная поляризация общества, причины и проявления. Характерные черты современной российской экономики. Дефолт 1998 г. Е.Т. Гайдар. В. С. Черномырдин.

Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и экономическом курсе правительства Черномырдина.

Уметь характеризовать состояние экономики России в 1998 г.

Таблица «Переход к рынку»

§51-52

38.

Политическая и экономическая жизнь в 2000 -2007 гг.

1

Школьная лекция с элементами беседы.

Политические последствия октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г. Власть и оппозиция 1996-1999: противостояние, поиски путей конструктивного диалога.

Основные понятия:

Правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, разделение властей. Чеченский конфликт.

Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Политические реформы. Усиление борьбы с терроризмом. Президент Путин В. В. Президент Медведев Д. А. Основные направления внутренней и внешней политики.

Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г. от советской модели организации власти.

Знать изменения в национальной политике, анализировать причины.

Знать развитие событий первой Чеченской войны.

Знать основные направления внутренней и внешней политики современной России

Работа с докумен-тами, материа-лами СМИ

§56-57

39.

Геополитическое положение и внешняя политика.

1

Приоритеты внешней РФ на рубеже XX –XXI вв. Россия и СНГ. Россия и Евросоюз.

Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса. Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России со странами СНГ и Запада.

§55,59

Ресурсы интернета

Духовная жизнь общества

Самостоя-тельное изучение

 

53,58

40.

Итоговый урок.

Итоги и уроки развития страны в XX – начале XXI века.

Контроль-ная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса истории России 11 класс

Планирование на 40 часов по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова "История России ХХ - начала ХХ1 веков", 11 класс....

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс...

тематическое планирование уроков Истории России 9 классов

Тематическое планирование уроков Истории России  в 9 классе  52,5 часов авторы учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косу...

Календарно-тематическое планирование по истории России. 7 класс

Календарно - тематическое планирование  по истории России. 7 класс...

Планирование уроков истории России в 6 классе по учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.

Планирование уроков истории России в 6 классе по учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной рассчитано на 38 часов (2 час в нед), включает элементы содержания, основные понятия, домашние задания....

Календарно-тематическое планирование уроков истории России в 6 классе

Данный материал основан на практической разработке Сергея Лосева, которая входит в сборник календарно-тематического планирования О. В. Кишенковой. При разработке планирования учитывались методические ...