рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Опарина Ольга Александровна

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для реализации в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Вязники

        Рассмотрено        Согласовано        Утверждено

        на заседании НМС        зам. директора         Директор  

        протокол № ______        «___»__________ 2014 г.        

        от «___» __________ 2014г.          _____________________        

              _______________________        

 

Рабочая программа  по истории для 5 класса

Составитель: учитель Опарина Ольга Александровна

                                                                   2014/2015 учебный год

                                                                СОДЕРЖАНИЕ.

  • Пояснительная записка.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Содержание программы учебного предмета.
  • Формы и средства контроля.
  •    Перечень учебно–методических средств обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, программы основного общего образования по истории, программы преподавания истории Древнего Мира А.А.Вигасина, И.С.Свеницкой М. «Просвещение» 2006 г. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе  резерва свободного учебного времени, установленного примерной  программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Пользуясь примерной программой, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков ( в данном случае их 5), установленных ею, определяя последовательность изучения этого материала. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»,

 Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе направлена на достижение следующих целей: 

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.

Изменения в рабочей программе.

Тематическое планирование в 5 классе начинается с ввода пропедевтического модуля «Что изучает история» (в объеме 10 часов), так как государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе отдельного курса или учебного модуля по истории. В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества».

Программа основного общего образования по истории предполагает, что в 5 классе не менее 10 часов отводится на изучение пропедевтического курса «Что изучает история» и не менее 45 часов на историю древнего мира.

УМК.

1. «История Древнего Мира» под ред. А.А.Вигасина М. Просвещение, 2009.

2. Методические рекомендации к урокам по  истроии Древнего Мира    под ред. А.А.Вигасина, И.С.Свеницкой  М. Просвещение, 2010.

Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе 70 часов, 2 часа в неделю.

Формы организации процесса и контроля.

      Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

     Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе 5 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, обобщающие уроки.

    Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  

Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 5 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,  тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории Древнего мира ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события  мира в древности;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

 • пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• спорить и отстаивать свои взгляды;

•  оперировать историческими датами;

• читать карту;

• анализировать исторические источники.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов  мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира» (70 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

План. дата урока

факти-чески

коррекция

Основные понятия

1

2-3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11-12

.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35-36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43-44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

Что изучает история

Что и как изучает история

Лента времени

Моя родословная. Я и мое имя.

История на карте

История в архитектурных памятниках

История вещей и одежды в разные времена.

История письменности

Гербы, флаги, гимны государств.

Россия – многонациональное государство

Жизнь первобытных людей

Становление и развития человеческого общества

Первобытные собиратели и охотники

Возникновение искусства и религии

Первобытные земледельцы и скотоводы

Зарождение производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла.

Родовые общины земледельцев и скотоводов

Древний Восток

Древний Египет

Природа и занятия людей в Древнем Египте. Возникновение единого государства в Египте.

Фараон и его ближайшее окружение

Быт земледельцев и ремесленников

Завоевательные походы фараонов

Религия и искусство Древнего Египта

Школа, литература и наука в Древнем Египте

Западная Азия в древности

Двуречье в древности.

Древневавилонское царство

 Города Финикия

Древние евреи. Библия и Ветхий Завет.

Ассирийская держава

Образование Персидской державы

Индия и Китай в древности

Древняя Индия. Возникновение буддизма.

Государство и общество в Древней Индии

Природа и занятия населения Древнего Китая

Государство в Древнем Китае

Повторительно-обобщающий урок

Древняя Греция

Древнейшая Греция

Природа и население Древней Греции. Критское царство

Микенское царство

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Религиозные верования  греков. Олимпийские боги.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Местоположение и природные условия Аттики

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона.

Спартанский полис

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Олимпийские игры

Греко-персидские войны

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Военный и торговый флот. Гавани Пирея.

Город Афины..

Образование афинян

Возникновение театра. Трагедии и комедии.

Афинская демократия в V в. до н.э.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Возвышение Македонии. Потеря Элладой независимости.

Поход Александра Македонского на Восток

Александрия Египетская – крупнейший культурный центр Восточного Средиземноморья.

Повторительно-обобщающий урок

Древний  Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Природа и население древней Италии

Установление господства Рима над Италией

Устройство Римской республики.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

Рабство в Древнем Риме

Гражданские войны в Риме

Земельный закон Тиберия Гракха.

Крупнейшее в древности восстание рабов

Диктатура Цезаря

Установление империи

Римская империя в первые века нашей эры

Территория империи. Соседи Римской империи.

Обожествление императоров. Нерон.

Возникновение христианства

Расцвет Римской империи. Рим – столица империи

Падение Западной Римской империи

Вторжение варваров. Правление Константина

Взятие Рима готами

Повторительно-обобщающий урок

10 ч

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

17ч

6 ч

   1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21ч

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17ч

1

1

1

   3ч

1

1

1

1

1

1

1

  4ч

1

1

1

1

1

1

1

История, раскопки, Древний мир, история России, этнография, древнейшие люди, исторические источники.

Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э.

Родословная, генеалогическое древо, род, поколение, предки, семья, именины, отчество, прозвище, фамилия.

Историческая карта, стороны света, условные знаки.

Архитектурный памятник, сфинкс, портал, фреска, изба, арка, купол, портик

Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан

Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяная грамота, палеография.

Герб, флаг,гимн, штандарт.

Государство, страна, народ, конституция, закон.

Собирательство, стадо, люди разумные, сородичи, колдовской обряд, религия, душа

Западная Азия, ремесленники, земледелие, скотоводство, мотыга, гончарный круг.

Совет старейшин, старейшина, племя, вождь, дух, идол, жертва, знать, раб, царь

Государство ,оазис, шадуф, каналы, фараон, писец, налоги, амулет, колесницы, храмы, миф, мумия, саркофаг, пирамида, статуя, рельеф, астрономия, Сфинкс, иероглифы, тростник.

Двуречье, клинопись, Вавилония, законы, оливки, колонии, алфавит, буква, Библия,  Ветхий Завет, ростовщик, стеклоделие

Джунгли, хлопчатник, каста, бамбук, конфуцианство, гунны, буддизм, индуизм, компас, бумага, шелк, император.

Эллины, Илиада, ахейцы, дорийцы, мифология, титаны, фрески

Полис, колонии, варвары, колонизация, скифы, демос, знать, ареопаг, гражданин, демократия, атлет, стратег, триера, фаланга, олимпийские игры.

Морской союз, Парфенон, театр, орхестра, скене, комедия, трагедия, акрополь, керамик, агора, палестра, гимнасия, амфора, портик, колона.

Междоусобица, фаланга, осадная башня, музей, Фаросский маяк, Александрийская библиотека.

Ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, право вето, народные трибуны.

Сенат, гладиаторы, амфитеатр, закон, император, меценат, пунические войны.

Диктатор, император, преторианцы, оратор.

Варвары, Иисус, апостолы, христианство, «Евангелие», священник, пантеон, Колизей, Триумфальная арка. колонны.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. 

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. 

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. 

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство. 

                                                                                  ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Планирование контроля.

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Административный контроль ЗУНов

1

1

3

                  Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный материал по истории Древнего Мира, включающая в себя комплекс проверочных заданий:

А) «Проверь себя» (тестирование)

Б) «Раскрась карту»

В) «Разгадай кроссворд».

Г) «Путеводная нить» (работа с заданиями»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

  • Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009г.
  • Электронный учебник «Всеобщая история 5 класс»
  • Комплект карт по истории Древнего мира. Стандартные (не полный),  на дисковом носителе;
  • Альбом с наглядными пособиями «История Древнего мира»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер;
  • Проектор  + экран;
  • Документ-камера;
  • Учебные диски по данному материалу;
  • Комплект исторических карт по данному периоду;
  • Комплект презентаций к урокам по данному материалу;

        Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн- тесты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...