Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории на тему

Пояснительная записка, учебно - тематический план, календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_dlya_5_klassa.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Рабочая программа учебного предмета «История 5»  составлена на основании  следующих документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Учебного плана МОУ «Гимназия № 29» на 2014-2015 учебный год.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11 классы. «Просвещение» 2003г.

 4. Рабочая программа по истории 5-9. М.: «Просвещение 2011г.;  

     Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год.

     Программа соответствует учебникам «История: Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011 г., «История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2013г. и обеспечена соответствующим учебно-методическим комплексом.  

      Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Республики Мордовия,  учебному плану МОУ «Гимназия № 29» на 2014-2015 учебный год  на изучение истории  в 5 А, Б классе отводится  2 часа  в неделю, всего – 68 часов в год.

       Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.

      С учетом уровневой специфики  5 А, Б  классов  выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по истории (базовый уровень).

      Преобладающей  формой текущего контроля служат:

       - письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты;

       - устные опросы: собеседование.

      Внесенные изменения:

В связи изменениями, которые внесены в программу основного общего образования по истории для 5 класса, добавлено 12 часов. Следовательно, мною были объединены некоторые темы.      

       Программой предусмотрено проведение 6 повторительно – обобщающих уроков по основным разделам и главам (тесты) по основным темам курса. В 5 А классе для Антонова Глеба обучение проводится по программе класса коррекции.

       В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).

Общая характеристика учебного предмета

  Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
      Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
       В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.  Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
        Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.
        Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
       История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
        Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
       
Задача курса —  дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

      В цели курса входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  - показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль
в истории и культуре;        

     - охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию  у  учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся, в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

    - умения спорить и отстаивать свои взгляды;

    - умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий, и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

• знать: важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников, летоисчисление, счет лет в истории, представление о счете времени по годам в древних государствах, представление о христианской эре, особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет), понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие»;

• уметь: уметь самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, показывать на исторической карте территории расселения современных народов, границы государств (Россия, стран СНГ), города, показывать знание необходимых фактов, терминов; давать описание государственной символики на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

Понятия: история, исторические источники, документ, летоисчисление,век, археология, историческая карта, легенда карты, этнография, миф, орнамент, родословная, генеология, герб, знамя, флаг, гимн,

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ.

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: особенности древнейшего человека, основные занятия, орудия труда, причины появления верований, религий, рассказывать о возникновении первобытного искусства;

• уметь: объяснять смысл исторических понятий данного раздела, сравнивать родовую общину и соседскую общину, использовать текст исторического источника при ответе на вопрос, определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Понятия: родовая община, Саутуола, Альтамира, религия, искусство, зернотерка, керамика, старейшина, неравенство

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: условия и образ земледельцев и скотоводов;

• уметь: анализировать и сравнивать исторические факты, уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план.

Понятия: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК.

Глава 4. Древний Египет.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: характерные черты политического строя, основные черты, присущие группам населения;

• уметь: объяснять смысл терминов, показывать на карте положение Древнего Египта, объяснять назначение предметов быта и труда, описывать условия жизни и основные занятия древних египтян.

Понятия: папирус, дельта, оазис, фараон, налоги.

Глава 5. Западная Азия в древности.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: основные события внутренней и внешней политики Древневосточных государств;

• уметь: работать с историческими документами, показывать передвижение войск на карте, называть хронологические рамки существования Древневосточных государств, сравнивать религии и культуру египтян и жителей Западной Азии.

Глава 6. Индия и Китай в древности.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: основные события внутренней и внешней политики Древней Индии и Древнего Китая, хозяйственное развитие, условия и образ жизни людей, характерные черты положения основных групп населения;

• уметь: работать с историческими документами, называть хронологические рамки существования Древней Индии и Древнего Китая, составлять описание индийских и китайских храмов, выявлять общее и особенное, работать с картой.

Понятия: касты, Варны, джунгли, брахман, шудра, буддизм,  Цинь Ши Хуан, гунны, бойница, Южно-Китайское мореХуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук

РАЗДЕЛ III.  ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Глава 7. Древнейшая Греция.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: природные условия Древней Греции, мифы Древней Греции, политическое устройство древнегреческих государств, причины Троянской войны, религиозные воззрения;

• уметь: анализировать изученный материал, выделять общее и особенное, работать с исторической картой.

Понятия: богини: Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Парис-царевич, Агамемнон-владыка Микен, г. Илион, Гектор, Гомер, Приам, Ахиллес, Алкиной, Навсикая, Демодок, Посейдон, Полифем, Гефест, Олимп, Цербер.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: причины образования греческих полисов, основную суть реформ Солона, политическую систему и основные слои населения при Перикле, особенности развития Афин и Спарты, причины  греко – персидской войны, ход и итоги войны;

• уметь: работать с текстом учебника, анализировать изученный материал, работать с исторической картой.

Понятия: Аттика, полис, демос, ареопаг, архонты.

Глава 9. Возвышение  Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: основное понятие «демократия», черты , присущие афинской демократии, характеристику жизни и быта населения Афинского полиса, положение женщин в Афинах, особенности архитектуры в храмах, 

• уметь: анализировать изученный материал, выделять общее и особенное, анализировать и сравнивать исторические факты, уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план.

Понятия: Солон, граждане, реформы, Народное собрание, демократия, скифы, Скил, атлет, Милон, Полидам, ипподром,Феаген, стратег, фаланга, марафон, Мильтиад, ,Фемистокл, ,Фермопильское ущелье, триера, о.Ксеркс, Саламин, Пирей, ф\верфи, Совет пятисот, Керамик, ,Фидий, агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: причины возникновения македонского царства, характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Македонии, описать состояние македонской армии, причины потери Грецией независимости;

• уметь: работать с картой, с текстом учебника, выделять главное, работать с документами и анализировать их, уметь работать в группе, составлять хронологическую таблицу.

Понятия: р. Граник, г. Исс, Парменион, с. Гавгамелы.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ.

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления

                 господства над Италией.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: дату основания Рима и превращения его в крупный город, условия жизни древних латинян, легенду об основании Рима, занятия жителей Древней Италии, политическую систему в древнейшем Риме, причины разделения населения на патрициев и плебеев, рассказывать о религиозных верованиях в древнем Риме;

• уметь: работать с картой, с текстом учебника, выделять главное, работать с документами и анализировать их, уметь работать в группе, составлять хронологическую таблицу.

Понятия: патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание, народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр, Ганнибал, Зама – город по р. По, Канны

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: основные даты по главе, характеризовать внутреннюю и внешнюю политику римлян, политическое устройство Римской республики, причины и последствия гражданских войн в Риме, земельный закон братьев Гракхов, причины, ход, результат восстания Спартака;

• уметь: выделять главное, определять роль личности в истории, кратко излагать исторический материал, вести дискуссию, устанавливать причинно – следственные связи, выделять исторические закономерности.

Понятия: триумф, император, гражданская война, Гай и Тиберий Гракхи, г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий.

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры

     и разгром западной Римской империи.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

• знать: о диктатуре Цезаря, объяснять суть его диктатуры, причины падения диктатуры Цезаря, описывать жизнь соседей Римской империи, причины распада Римской империи, рассказывать о зарождении христианства, описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники, а также перечислять основные литературные произведения Древнего Рима, рассказывать о развитии наук;

• уметь: работать с картой, с текстом учебника, выделять главное, работать с документами и анализировать их,  определять роль личности в истории, кратко излагать исторический материал, вести дискуссию, устанавливать причинно – следственные связи, выделять исторические закономерности.

Понятия: Октавиан, Клеопатра, Антоний, преторианцы, Нерон, Диоклетиан, Константин

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ I.  ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

         Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Измерение времени. Археология – помощница истории.  Историческая карта. Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков – знать историю. Географические названия - свидетели прошлого. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами по истории. Контрольная работа в виде теста по пройденному материалу.

РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

          Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

      Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота: Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия  «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Контрольно-обобщающий урок.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Глава 4. Древний Египет

       Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

  Возникновение единого государства в Египте. Понятия, «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

 Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец»; «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

 Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона". Особенности изображения  человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы:- хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Контрольно-обобщающий урок: «Древний Египет»:достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего) в виде теста.

Глава 5. Западная Азия в древности

   Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение
долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за
зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».        

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар: Ступенчатые башни - храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

 Ассирийская держава. Новшества  в военном деле (железное орудие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия, Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

  Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий  Первый: «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности

   Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание рис»; хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей  на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и лрирода Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские  иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Итоговая контрольная работа.

РАЗДЕЛ III  ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава 7. Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны? Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

   Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования
греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги
Геракла).

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, еете). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным, населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

  Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Полоеете афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. До н. э. Народное собрание, Соеет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. До н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель учитель Александра, сына Филиппа, Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. «Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Контрольная работа по Древней Греции. Путешествие по  Древней Греции (контрольно-обобщающий урок).

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства

над Италией

  Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов- Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим  город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право- вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй»; Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры и разгром западной Римской империи

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

    Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

   Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа
(сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя; «император», «преторианцы».  

   Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арка). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

     Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговая контрольная работа. Контрольно-обобщающий урок.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные работы

I

Введение в историю

12

-

-

II

Жизнь первобытных людей

6

-

-

III

Древний Восток

15

1

-

V

Древняя Греция

19

1

-

VI

Древний Рим

16

1

-

Всего:

68

                3

-

Календарно-тематическое планирование

курса «История Древнего мира 5» по учебникам

«История: Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.; «История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2013г.

(в неделю 2 ч, всего – 68ч.)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируе-мая

Фактичес-

кая

1

Введение в историю

12ч

1.1

Что изучает история.

УИНМ

1

Работа в малых группах

Работа со словарем

1.2

Источники знаний о прошлом.

К

1

Работа в малых группах

Работа со словарем, выписывание терминов в тетрадь

1.3

Измерение времени

К

1

Работа с таблицей , словарем

1.4

Археология – помощница истории

К

1

Творческая работа: «Я-археолог»

1.5

Историческая карта

К

1

Работа с картой, словарем

1.6

Наука о народах и наука о прошлом.

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами

1.7

Знать своих предков – знать историю

К

1

Составление родословной, работа с терминами

1.8

Географические названия – свидетели прошлого.

К

1

Работа с картой

1.9

О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю

К

1

Работа в малых группах

Творческая работа: составить герб семьи и девиз

1.10

 Из истории гимнов

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами

1.11

Как работать с учебными материалами по истории

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами, словарем

1.12

Контрольно-обобщающий урок

УОИСЗ

1

Тестовое задание

Жизнь первобытных людей.

2

Первобытные собиратели и охотники.

2.1

Введение в историю Древнего мира. Древнейшие люди.

УИНМ

1

Работа в малых группах

Работа с картой, словарем

2.2

Родовые общины охотников и собирателей

К

1

Работа с картой, словарем

  2.3

Возникновение искусства и религиозных верований

К

1

Работа с картой, словарем

Написание эссе

3

Первобытные земледельцы и скотоводы

3.1

Возникновение земледелия и скотоводства

УИНМ

1

Сообщения учащихся

Работа с картой, словарем

3.2

Появление неравенства и знати

К

1

Работа с картой, словарем, схемами

Решение кроссворда

3.3

Контрольно-обобщающий урок

УКПЗУН

1

Контрольный тест

Опрос учащихся

Древний Восток  

15ч

4

Древний Египет

7 ч

4.1

Государство на берегах Нила.

УИНМ

1

 Работа с картой, словарем

Работа с историческими источниками

4.2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

4.3

Жизнь Египетского вельможи.

К

1

Индивидуальная работа по карточкам

4.4

Военные походы фараонов

К

1

Работа с текстом учебника

Написание эссе

4.5

Религия древних египтян

К

1

Индивидуальная работа по карточкам

4.6

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

К

1

Заполнение таблицы

4.7

Контрольно-обобщающий урок

УОИСЗ

1

Тестовое задание

   5

Западная Азия в древности

5 ч

5.1

Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

К

1

Заполнение таблицы

Составление конспекта

5.2

Финикийские мореплаватели.

Библейские сказания

К

1

Индивидуальная работа по карточкам, с историческими документами

5.3

Древнееврейское царство

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами

5.4

Ассирийская держава

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами

5.5

Персидская держава «царя царей»

Контрольная работа за Iполугодие

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами

6

Индия и Китай в древности

3 ч

6.1

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты

УИНМ

1

Работа в малых группах

Работа с терминами, индивидуальная работа по карточкам

6.2

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая

К

1

работа в малых группах

работа с терминами, работа с историческими документами

6.3

Итоговая контрольная работа по разделам

УКИКЗ

1

Контрольная  работа

Древняя Греция

19ч

7

Древнейшая Греция

4 ч

7.1

Греки и критяне

УИНМ

1

Работа учащихся с текстом учебника

7.2

Микены и Троя

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами, с текстом учебника

7.3

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея».

К

1

Сообщение учащихся о жизни Гомера

Решение кроссворда

7.4

Религия древних греков.

К

1

Работа в тетради

Фронтальный опрос

8

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7 ч

8.1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

УИНМ

1

Работа в малых группах

Работа с терминами, Работа с историческими документами

8.2

Зарождение демократии в Афинах.

К

1

Работа в малых группах

Работа с терминами, с текстом учебника

8.3

Древняя Спарта

К

1

Работа с картой, индивидуальная работа по карточкам, историческим документам

8.4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей (основание греческих колоний)

К

1

Работа по карточкам, с текстом учебника

8.5

Олимпийские игры в древности.

К

1

Работа с картой, индивидуальная работа по карточкам, решение кроссворда

8.6

Победа греков над персами в Марафонской битве.

К

1

Игровой урок

8.7

Нашествие персидских войск на Элладу.

УИИПЗНМ

1

Работа с картой

Работа с текстом учебника

9

Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

4 ч

9.1

В гаванях афинского порта Пирей

УИНМ

1

Тестовое задание

Написание эссе

9.2

В городе богини Афины

К

1

Работа по карточкам, с текстом учебника

9.3

В афинских школах и гимназиях. В театре Диониса

К

1

Работа в малых группах

Работа со словарем

9.4

Афинская демократия при Перикле.

К

1

Работа с историческими документами

Решение кроссворда

10

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

4 ч

10.1

Города Эллады подчиняются Македонии

УИНМ

1

Творческое задание. Сочинение « Почему Македония покорила греческие полисы?»

10.2

Поход Александра Македонского на Восток

К

1

Работа с исторической картой, с текстом учебника

10.3

В древней Александрии Египетской

К

1

Работа по исторической карте, с историческими документами

10.4

Контрольная работа по Древней Греции

УКИКЗ

1

Контрольная работа

Древний Рим

16 ч

11

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

 1ч

11.1

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской Республики. (Завоевание Римом Италии)

УИИНМ

1

Фронтальный опрос

Работа с терминами

12

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3 ч

12.1

Вторая война Рима с Карфагеном

УИНМ

1

Работа с текстом учебника, в тетрадях

Решение кроссворда

12.2

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

К

1

Самостоятель-

ная работа учащихся с текстом учебника, заполнение таблицы

12.3

Рабство в Древнем Риме

К

1

Работа с историческими документами, картой

Написание эссе

13

Гражданские войны в Риме.

4 ч

13.1

Земельный закон братьев Гракхов.

К

1

Контрольный тест, работа с историческими документами

13.2

Восстание Спартака

К

1

Работа по индивидуальным карточкам

13.3

Единовластие Цезаря.

К

1

Творческое задание. Сочинение «Чем отличается диктатура Суллы от Цезаря?»

13.4

Установление империи

К

1

Работа по индивидуальным карточкам, в тетради, со словарем

14

Римская империя в первые века нашей эры

4 ч

14.1

Соседи Римской империи.

УИНМ

1

Работа с историческим документом, с текстом учебника

14.2

В Риме при императоре Нероне.

К

1

Работа с таблицей

Работа со словарем

14.3

Первые христиане и их учение

К

1

Работа по индивидуальным карточкам, в тетради, со словарем

Фронтальный опрос

14.4

Расцвет империи во 2-м веке.

«Вечный город» и его жители. (жизнь в Римской империи

К

1

Работа по карточкам

Решение кроссворда

15

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

 2ч

15.1

Римская империя при Диоклетиане и Константине

УИНМ

1

Работа в малых группах

Работа с терминами

15.2

Взятие Рима варварами. Итоговая контрольная работа

К

1

Контрольная работа

ИТОГО

68ч

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статьи 7, 9, 32).

3. Приказа МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.

4. Рекомендательного письма МО РМ от 12.04. 2010 №1718

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Карта мира

2. Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

3. Карта «Древняя Греция в 5 в. до н.э.»

4. Карта «Римская империя в 1-3 вв н.э.2

5. Индивидуальные карточки  с вопросами по истории Древнего мира

6. Наглядные пособия

Учебно – методическое обеспечение

Учебники

  1. «История Древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2013.
  2.  «История: Введение в историю» А.Н. Майков. М.: Вентана-Граф, 2011.

Учебные пособия для учителя

  1. Методическое пособие по истории Древнего мира. Л.Л. Кочергина 2007г.
  2.  Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Н.Б. Крючкина 2003г.
  3. Тесты по истории Древнего мира. К. Гончарук  2001г
  4. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира. К.В. Волкова. \М.. ВАКО, 2011.

Настенные исторические карты:

4. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

5. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э.— III в", н. э.).

6. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).

7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

Картины,  альбомы:

8. Картины по истории Древнего мира/ Под ред. Л. В.Антоновой.

9. Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.

10.Годер Г. И. Раздаточный иллюстративный материал по истории
Древнего мира.
        

Учебные пособия для учащихся

1. «История Древнего мира» А.А. Вигасин,  Г.И. Годер,  И.С. Свенцицкая, М.: Просвещение, 2013.

2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

4. «История: Введение в историю» А.Н. Майков. М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Майков А.Н. Рабочая  тетрадь. История: введение в историю. 5 кл.  М.:Вентана-Граф, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...