Объявление темы и задач урока.
Рассказ учителя. ВГО вызвали многочисленные последствия в экономической сфере, которые привели .к постепенному разложению феодального строя. В наиболее развитых европейских странах зарождаются новые капиталистические отношения, меняется структура общества. Вопросы и задания для учащихся: 1. Какие изменения произошли в военном деле в XVI-XVII вв.? 2. К каким последствиям они привели? 3. Чем отличалась армия в XVI-XVII вв. от средневекового войска? 4. Создание каких кораблей позволило морякам преодолевать огромные водные пространства? Чем они отличались от средневековых судов? 5. Были ли в XVI-XVII вв. изобретены какие-либо принципиально новые механизмы и двигатели? Как протекал технический прогресс?
Класс делится на 3 группы. Первая группа изучает по учебнику (стр.29-30) положение крестьянства. Вторая группа (стр.30-31) изучает положение дворянства. Третья группа (стр.31-32) изучает положение буржуазии. Вопросы для работы в группах: - Какие изменения произошли в положении данной социальной группы на протяжении XVI-XVII вв.?
- Чем были вызваны эти изменения?
- К каким последствиям они привели?
- Были ли эти изменения закономерны?
Учащиеся работают в группах, отвечая на поставленные вопросы. Вопросы и задания после работы групп: - Как вовлеченность в рыночные отношения сказались на судьбах крестьянства?
- Каковы предпосылки возникновения мануфактур?
- Чем мануфактура отличается от ремесленной мастерской?
После обсуждения запись в тетрадь. Предпосылки возникновения мануфактур - Рост городов, развитие морской торговли рост населения в колониях привели к расширению спроса на ремесленные изделия.
- Торговля колониальными товарами, финансовые операции и ростовщичество способствовали накоплению капиталов, которые можно было вкладывать в производство.
- Разорение крестьян привело к появлению свободной рабочей силы.
Заполнение таблицы. Линия сравнения | Ремесленная мастерская | Мануфактура | Размеры предприятия | Небольшое предприятие | Крупное предприятие | Кто работал на предприятии | Мастер, подмастерья и ученики | Наемные рабочие | Ручной или машинный труд | Ручной | Ручной | Разделение труда | Работник сам выполнял работу от начала до конца | Операции разделялись между работниками разных специальностей | Производительность труда | Невысокая | Резко увеличилась |
Задание к учащимся: - Каковы различия между централизованной мануфактурой и рассеянной?
- Каких мануфактур было больше – рассеянных или централизованных?
Задание учащимся: Заполнить таблицу – сравнительная характеристика феодализма и капитализма. Выполнить задание: Если согласны с утверждением написать «да», если не согласны –« - В XVI-XVII вв. в Европе был заметен технический прогресс.
- Источником энергии служили текущая вода, горящие дрова, древесный и каменный уголь, труд человека и сила домашних животных.
- В горном деле и металлургии применялось водяное колесо.
- Европейский пейзаж XVI-XVII вв. невозможно представить без ветряных мельниц.
- Рыцарская конница оставалась главной силой армии.
- В XVI-XVII вв. в Европе господствовало натуральное хозяйство.
- В XVI-XVII вв. в Европе сохранилась личная зависимость крестьян.
- Сеньор сдавал в аренду богатым крестьянам земли своего домена.
- В XVI-XVII вв. в Европе господствовало ремесленное производство.
- Цехи упорно противились развитию мануфактур.
- Сохранилось средневековое деление общества на три сословия.
- «Революция цен» привела к снижению доходов дворянства.
- В XVI-XVII вв. дворянство в Европе уступило первенство в обществе купцам и финансистам.
Пар.3. Выучить новые понятия.
Подведение итога урока:: Выскажите свое мнение о деятельности Ордин-Нащокина и Голицына?
Пар.20. |