Рождение капитализма
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Зубкина Ольга Петровна


Урок - практическое занятие с элементами групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

класс

7

Тема урока

Рождение капитализма

Цель урока

Выяснить, какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв., и какие особенности отличают капитализм от феодализма

Новые понятия

Капитализм, фермер, мануфактура, наемные рабочие, финансисты, буржуазия

Даты

XVI-XVII вв

Этапы урока

Формы и методы работы

1.Организационный

II. Изучение нового материала

              План:

  1. Мир техники
  2. Крестьянин и рынок.
  3. Деловые люди.
  4. Мануфактуры.
  5. Изменения в обществе.

III. Закрепление

IV.  Дом.задание

Объявление темы и задач урока.

Рассказ учителя.

ВГО вызвали многочисленные последствия в экономической сфере, которые привели .к постепенному разложению феодального строя. В наиболее развитых европейских странах зарождаются новые капиталистические отношения, меняется структура общества.

Вопросы и задания для учащихся:

1. Какие изменения произошли в военном деле в XVI-XVII вв.?

2. К каким последствиям они привели?

3. Чем отличалась армия в XVI-XVII вв. от средневекового войска?

4. Создание каких кораблей позволило морякам преодолевать огромные водные пространства?

Чем они отличались от средневековых судов?

5. Были ли в XVI-XVII вв. изобретены какие-либо принципиально новые механизмы и двигатели? Как протекал технический прогресс?

Класс делится на 3 группы.

Первая группа изучает по учебнику (стр.29-30) положение крестьянства.

Вторая группа (стр.30-31) изучает положение дворянства.

Третья группа (стр.31-32) изучает положение буржуазии.

Вопросы для работы в группах:

  • Какие изменения произошли в положении данной социальной группы на протяжении XVI-XVII вв.?
  • Чем были вызваны эти изменения?
  • К каким последствиям они привели?
  • Были ли эти изменения закономерны?

Учащиеся работают в группах, отвечая на поставленные  вопросы.

Вопросы и задания после работы групп:

  • Как вовлеченность в рыночные отношения сказались на судьбах крестьянства?
  • Каковы предпосылки возникновения мануфактур?
  • Чем мануфактура отличается от      ремесленной мастерской?

После обсуждения запись в тетрадь.

Предпосылки возникновения мануфактур

  1. Рост городов, развитие морской торговли рост населения в колониях привели к расширению спроса на ремесленные изделия.
  2. Торговля колониальными товарами, финансовые операции и ростовщичество  способствовали накоплению капиталов, которые можно было вкладывать в производство.
  3. Разорение крестьян привело к появлению свободной рабочей силы.

Заполнение таблицы.

Линия сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Размеры предприятия

Небольшое предприятие

Крупное предприятие

Кто работал на предприятии

Мастер, подмастерья и ученики

Наемные рабочие

Ручной или машинный труд

Ручной

Ручной

Разделение труда

Работник сам выполнял работу от начала до конца

Операции разделялись между работниками разных специальностей

Производительность труда

Невысокая

Резко увеличилась

Задание к учащимся: 

  • Каковы различия между централизованной мануфактурой и рассеянной?
  • Каких мануфактур было больше – рассеянных или централизованных?

Задание учащимся:

Заполнить таблицу – сравнительная характеристика феодализма и капитализма.

Выполнить задание:

Если согласны с утверждением  написать «да», если не согласны –«

  1. В XVI-XVII вв. в Европе был заметен технический прогресс.
  2. Источником энергии служили текущая вода, горящие дрова, древесный и каменный уголь, труд человека и сила домашних животных.
  3. В горном деле и металлургии применялось водяное колесо.
  4. Европейский пейзаж XVI-XVII вв. невозможно представить без ветряных мельниц.
  5. Рыцарская конница оставалась главной силой армии.
  6. В XVI-XVII вв. в Европе господствовало натуральное хозяйство.
  7. В XVI-XVII вв. в Европе сохранилась личная зависимость крестьян.
  8. Сеньор сдавал в аренду богатым крестьянам земли своего домена.
  9. В XVI-XVII вв. в Европе господствовало ремесленное производство.
  10. Цехи упорно противились развитию мануфактур.
  11. Сохранилось средневековое деление общества на три сословия.
  12. «Революция цен» привела к снижению доходов дворянства.
  13. В XVI-XVII вв. дворянство в Европе уступило первенство в обществе купцам и финансистам.

Пар.3. Выучить новые понятия.

Подведение итога урока::

Выскажите свое мнение о деятельности Ордин-Нащокина и Голицына?

Пар.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переход к капитализму

Урок по теме "Переход к капитализму"...

Презентация-конспект "Эволюция капитализма"

Данная презентация-конспект предназначена для слабоуспевающих учащихся 10 класса по обществознанию...

Рождение капитализма.

В презентации на тему  "Рождение капитализма" освещены вопросы технического прогресса в обществе XVI-XVII dd/, процесс возникновения мануфактур....

Рождение капитализма

Урок - практическое занятие с элементами групповой работы....

Новый этап развития капитализма. Великобритания

презентация к уроку всеобщей истории в 11 классе...

8 класс. История. Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)

Дата:  10.09.2015Класс: 8а, 8бТема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)Цели:- Рассмотреть основные черты индустриального общ...