Календарно-тематическое планирование по истории России 6 - 9 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Русинова Людмила Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по курсу Истории России 6-9классах  к учебнику А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной. Приложение к разработанной  Рабочей программе по Истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по  Истории России

Программа  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.  6 класс.    

Учитель: Русинова Л.А.

Количество часов:  34.

№п\п

Наименование

Раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы минимального

Содержания

образования

Требования к уровню

Подготовки учащихся

Вид  работы на уроке

Дата

По плану

Дата

Факт.

1

Введение.

Введение. История России – часть

Всемирной истории

1 час

Вводный

урок

Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Основные понятия: историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика.

Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.

Знать хронологические рамки, основные события, персоналии изучаемого периода, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю.

Тема1

Восточные славяне

(2 часа)

2

Восточные славяне и их соседи

1 час

Комбин.

 урок

Древние люди на территории нашей страны.

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение.  Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Понятия: союзы племен, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение.

Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения  и взаимовлияние друг на друга.

Работа с картой

3

Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.

1 час

Урок-

беседа.

Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.

Понятия: род, родовая община, присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, соседская община, вече, язычество.

Иметь представление об основных занятиях славян, быте. Нравах. Верованиях. Обычаях. Об особенностях их общественного строя и управления (вечевая организация0.

Знать происхождение слова «Русь».

Тема 2

Русь в IX - первой половине XII века.

(6 часов)

4

Формирование Древнерусского государства

1 час

Комб.

урок

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и киев. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманнский вопрос.

Понятия: государство, дружина, князь, варяги. Воевода.

Знать понятие государство.

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения древнерусских земель в единое государство. Знать этапы становления древнерусского государства и особенности управления. Хронологические рамки периода. Знать о призвании варягов.

Схема «Основные признаки государства»

5

Первые русские князья

1 час

Урок-исследо-

вание

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Понятия: погосты, уроки, полюдье, реформа.

Знать хронологические рамки правления первых киевских князей,иметь представление о деятельности Олега, Игоря,Ольги, Святослава. Об их внутренней и внешней политике.

Работа с документами

6

Князь Владимир. Крещение Руси.

1 час

лекция

Борьба за Киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Понятия: православие, митрополит, монахи, монастыри, ислам, иудаизм.

Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия христианства Русью, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории.

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, его сыновьях и внуках.

1 час

Комб.

урок

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах. «Устав» Мономаха.

Понятия:княжеская власть, усобицы, бояре, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, династические браки, общинная собственность на землю.

Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственнсти на землю и ее формы.

Работа с картой. Составление таблицы «Формы земельной собственности на Руси»

8

Культура Древней Руси

1час

Комб. урок

Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество.

Возникновение письменности. Нестор. Летописи. Просвещение. Литература. Зодчество. Художественное оформление архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Понятия:культура, патриотизм. Былина, летопись, устав, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность

Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян. Соседних народов и византийских традиций.Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры.

Работа с иллюстра -

циями

9

Быт и нравы Древней Руси

1час

Урок-

Исследо-вание

Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Понятия: образ жизни. хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница. Зипун, лапти, онучи.

Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси. Знать об особенностях жилища и одежды, предметах быта и оружии.

Работа с иллюстрациями учебника.

Тест

Тема 3

Русь во второй половине XII – XIII веках.

(8 часов)

10

Раздробление Древнерусского государства

1час

Комб. Урок.

Социально-политические и экономические предпосылки раздробления. Русь и степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель.

Междукняжеские отношения и усобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробления Руси.

Понятия: политическая раздробленность. Удел. Посадник, эксплуатация.

Уметь анализировать причины раздробления Древнерусского государства. Знать события , последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. Любечский съезд князей. Уметь характеризовать

последствия раздробления государства. Знать систему управления в период раздробленности.

Работа с картой

11

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

1час

Комб.

урок

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии.Об особенностях управления в этих землях,политческом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности.

Работа с картой

12

Великий Новгород. Галицко -Волынская земля.

1 час

Комб.

урок

Территория. Природные и хозяйственные особенности Северо-западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Даниил Галицкий.

Понятия: монархия. Республика. Аристократия, посадник, вече, тысяцкий, владыка.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии.Об особенностях управления в этих землях,политческом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности

Работа с картой

13

Монгольское нашествие на Русь

1 час

лекция

Создание державы Чингисхана. Монгольское завоевание Азии. Сражение на Калке. Вторжение на Русь. Героическая оборона русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Знать причины монгольской экспансии. Даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический характер сопротивления завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси.

Работа с картой

14

Борьба русских земель с западными завоевателями.

1час

Комб.

урок

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Понятия6 рыцарский орден, крестовые походы, агрессия.

Уметь рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Знать об александре Невском, его роли в русской истории. Знать даты сражений. Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в невской битве и ледовом побоище.

План-схема «Невская битва», «Ледовое побоище»

Работа с картой

15

Русь и Золотая Орда.

1 час

Комб.

Урок.

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Понятия: Золотая Орда, вассалитет. Баскак, ордынское владычество, ярлык, ордынский выход.

Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию , занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси.

Схема»Система управления Золотой Ордой».

Работа с картой

16

Русь и Литва.

1час

лекция

Формирование Литовско-русского государства. Присоединение западных русских

Земель к Великому княжеству литовскому. Характер литовско-русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Иметь представление  формировании, характере и особенностях Литовско-русского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве.

Работа с картой

17

Культура русских земель

1час.

Урок-

Исслед.

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Иметь представление об особенностях русской художественной культуры. Знать о выдающихся достижениях русской культуры 12-13 веков в литературе, изобразительном искусстве.

18

Родной край в древности.

Новгородская земля в древности

1час

лекция

Основные события на новгородских землях в 12-13 веках.

Значение Новгорода как форпоста северо-западной Руси.

Тест

Тема 4

Образование единого Русского государства

(8 часов)

19

Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси.

1час

Урок-беседа

Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси. Политическое устройство Северо -Восточной Руси.

Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь в борьбе за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне.

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей.

20

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1час

Комб.

урок

Правление Ивана Калиты. Княжеская власть и церковь.

Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша..пнятия: национальное самосознание, тактика, маневр.

Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа.

Карта-схема «Куликовская битва»

21

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века.

1 час

Комб.

Урок.

Василий 1. московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Иметь преставление о внутренней и внешней политике Василия 1.Знать два принципа престолонаследия. Знать причины распада Золотой Орды , причины сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение.

Работа с картой

22

Начало объединения русских земель и создания единого русского государства.

1час

Комб. урок

Конец ордынского владычества. Иван3. присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества.

Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Понятия: стояние на Угре. Суверенитет.

Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 году явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства.

Работа с картой

23

Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

1 час

Комб. урок

Василий 3. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально- крепоснической системы.

Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия 3.иметь представление  о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти. Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сферах.

Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян.

Тест.

24

Церковь и государство  в конце 15 – начале 16 века.

1час

лекция

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».

Понятия:  ересь, монастырь, стригольники, иосифляне, нестяжатели.

Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать мнастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий рим».

Исторический диктант

25

Культура и быт в 14-начале 16 века

1час

Комб. Урок..

Исторические условия , особенности и основные тенденции развития русской культуры в 14-16 веках. Культурный взлет после Куликовской битвы. Москва – центр складывания культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Житийная литература. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. Главные сооружения Московского кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия.

Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Знать дату начала книгопечатанья и значение этого события.

Работа с иллюстрациями

26

Основные социальные слои Российского государства в 14-начале16 века.

1 час

Комб. Урок.

Знатные люди Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Понятия: владельческие крестьяне, черносошные крестьяне. Дворцовые крестьяне. Юрьев день, пожилое, тягло, феодально-крепостническая система. Служилые люди, помещик.

Знать о начале формирования феодально-крепостнической системы, о зависимых категориях русского населения. Уметь сравнивать положение различных категорий населения и делать выводы. Иметь представление о быте разных категорий населения.

Тема 5

Московское государство в XVI веке

(5 часов)

27

Начало правления Ивана 4.

1 час

лекция

Социально-экономические и политические итоги развития русского государства в начале 16 века.. ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана 4 на царство. Восстание 1547 года.

Понятия: централизованное государство, реформа. Дворяне. Казачество. Стрелецкое войско.

Знать экономические, политические и социальные условия развития страны. Уметь анализировать предпосылки централизации страны. Уметь давать характеристику Ивана грозного как исторической личности.

28

Реформы Избранной рады

1час

лекция

Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550года. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Понятия:сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, Церковный собор, заповедные лета.

Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана Грозного 1550года.

Зать значение первого Земского собора.

Знать причины и значение складывания в россии сословно-представительной  монархии.

29

Внешняя политика Ивана 4

1час

Комб. Урок.

Внешнеполитические успехи России в 50 годы. Присединение Казанского и Астраханского  ханств. Оборона южных рубежей страны. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханств и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака в Сибирь. Покорение Сибири.

Понятия: казачество, стрелецкое войско, дворяне, засечная черта, ясак, острог.

Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер , ход и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского , астраханского и Сибирского ханств.

Работа с картой

30

Опричнина. Итоги опричной политики.

1час

Урок-исслед.

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60 х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана Грозного на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины.

Понятия: опричнина, деспотизм,

террор, земщина, заповедные лета.

Знать причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины.

31

Культура и быт в 16 веке.

1час.

Комб.

Урок.

Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатанья. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый.

Иметь представление о развитии русской художественной культуры и каменного зодчества, формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях  русской архитектуры и живописи.

Сообщения по темам

32

Родной край в XIV-XVI веках.

Новгородские земли в 14-16 веках.

1час

лекция

Развитие Новгородской земли в 14-16 веках.

Знать о последствиях опричного террора на новгородской земле.

тест

33-34

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и западной Европы.

2 часа

Обобщающий урок

Общее и особенности развития русских земель и стран Западной и Центральной Европы.

Уметь делать сравнения и выводы на основе имеющихся данных.

Контрольная работа,

защита творческих проектов



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По Истории России с конца XVI в. по  XVIII в.   7   КЛАСС

Учитель: Русинова Л.А.

Кол-во часов: 40.

№ п/п

Раздел, тема урока

Тип

урока

Д/З

§

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды учебной деятельности

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

История России.

Глава 1: Россия на рубеже XVI-XVIIвеков.

1

Вводный урок

Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана Грозного).

1

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Урок изучения нового материала

1

Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь:

отмечать основные тенденции развития государства,  работатьс картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие

Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий.

Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Работа с историческими документами и картами

1

3

Смута.

Урок изучения нового материала

2,3

Понятия: Смута, интервенция

Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода

Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова.

Самостоятельное составление таблиц, схем, планов

1

4

Окончание Смутного времени.

Урок-практикум

1-2

3

Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти.

наблюдение и анализ исторических событий

1

5

Наш край в период Смуты.

Уметь готовить сообщения с использованием краеведческого материала.

1

6

Контрольно-обобщающий урок по теме 1.

Урок обобщения и повторения

Презентации

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Предметно-практическая

1

7

Новые явления в экономике.

Комбинированный

4

Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы

постановка и решение практических задач

1

8

Территория и хозяйство, политическое положение России в первой половине XVII века.

Урок изучения нового материала

5,6

«Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное

закрепощение крестьян. Казачество.

Начало становления абсолютизма

Понятия: Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие.

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Сравнивать структуру управления в России со структурой стран Европы.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

9

Власть и церковь. Церковный раскол.

Урок с презентацией

7

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Понятия: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Уметь: Объяснять причины конфликта власти и церкви.

Давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником

1

10

Народные движения.

Комбинированный

8

Понятия: «Бунташный век»,

прелестные письма

Называть причины выступлений. Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Работа с историческими документами и картами

1

12

Внешняя политика.

Урок-практикум

9

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Гетман, реестровые казаки.  

Знать  и показывать по карте основные направления внешней политики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ

наблюдение и анализ исторических событий

1

13,14

Русская культура и быт сословий в XVII веке.

Творческая лаборатория

10,11

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Понятия: «Обмирщение»,  секуляризация культуры.

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

Исследовательская

2

15

Поволжье в XVII веке.

Комбинированный

постановка и решение практических задач

1

16

Повторительно-обобщающий урок по теме 2.

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Предметно-практическая

1

17

Предпосылки реформ первой четверти XVII в.

Урок изучения нового материала

12

Усиление западного влияния на Россию Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы.

Понятия: Регентство, гвардия.  

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.

1

18,19

Начало царствования Петр I.

Северная война.

Урок изучения нового материала

13

14

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Развитие путей сообщения.

Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм.

Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства

Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота.

Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

наблюдение и анализ исторических событий

2

20,21

Реформы Петра I.

Урок с презентацией

15,16

Понятия: Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Указ о престолонаследии Подчинение церкви государству..

Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа.

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником

2

22

Народные движения первой четверти XVIII века.

Комбинированный

17

Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин

Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная

Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, объяснять причины восстаний и поражения

постановка и решение практических задач

1

23,24

Русская культура эпохи Петра I.

Творческая лаборатория

18,

19

Понятия: Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма

Готовить сообщения на заданную тему,

выступать с докладом

Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Исследовательская

2

25

Повторительно-обобщающий урок по теме 3.

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Предметно-практическая

1

26

Причины и сущность дворцовых переворотов.

Комбинированный

20

Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

Самостоятельное составление таблиц, схем планов

1

27

Дворцовые перевороты.

Урок изучения нового материала

21

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.

1

28

Внутренняя политика в 1725-1762 годах

Комбинированный

22

Манифест о вольности дворянской. Особенности внутренней политики российских императоров после Петра

Расширение привилегии дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества

Самостоятельное составление таблиц, схем, планов

1

29

Внешняя политика в 1725-1762 годах

Урок-практикум

23

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Работать с картой. Составлять хронологические таблицы

наблюдение и анализ исторических событий

1

30

Внутренняя политика Екатерины II.

Комбинированный

24

Понятия:

Просвещенный абсолютизм, либерализм.  

Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и  сходства с политикой императоров 18 века. Работа с документами, работа с текстом

Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев.

постановка и решение практических задач

1

31

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

Урок с презентацией

25

Крестьянская война, уложенная комиссия.  Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать аргументированные суждения. Показывать на карте район восстания

Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником

1

32

Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека.

Урок изучения нового материала

26

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники.

Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

33

Основные направления внешней политики. Восточное направление.

Урок -практикум

27

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Протекторат, повод и причина воины.  Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

наблюдение и анализ исторических событий

1

34

Западное направление во внешней политике во второй половине XVIIIвека.

Урок-практикум

28

наблюдение и анализ исторических событий

1

35

Россия при Павле I

Урок изучения нового материала

29

Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота,  работать с текстом учебника и картой

Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

36

Наука и образование

Творческая лаборатория

30

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему

Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции

Исследовательская

1

37

Художественная культура. Литература. Театр. Музыка.

Творческая лаборатория

31

Ода,  барокко,  классицизм, классическая архитектура. Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве

Исследовательская

1

38

Художественная культура. Живопись. Скульптура. Архитектура.

Творческая лаборатория

32

Исследовательская

1

39

Быт и обычаи в XVIIIвеке.

Творческая лаборатория

33

Самосознание, нация, патриотизм Описывать образ жизни различных слоев общества

Быт народов России.

Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Исследовательская

1

40

Тестирование по теме: Россия в XVI-XVIII веках

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Предметно-практическая

1



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в»  8 класс.

Учитель: Русинова Л.А.

Количество часов:40.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информационое сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

РАЗДЕЛ  1.  РОССИЯ  В ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЕ   XIX в. (20 ч)

1

Введение. Россия на рубеже веков

1

Урок изучения нового

материала

Урок - беседа

Территория. Население.Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику

Тема 1.Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов)

2

Внутренняя

политика

в 1801-1811гг.

М. М. Сперанский

1

Урок изучения нового

материала

Урок - рассказ с элементами беседы

Внутренняяполитика АлександраI. Негласныйкомитет. «Указовольныххлебопашцах». Учреждение министерств. Попыткипроведения реформы

Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделениевластей, политическиеправа, избирательноеправо.

Называть:  годыцарствованияАлександраI, характерныечерты внутреннейполитикиАлександраI. Определятьпредпосылкиисодержаниепроектов М. М. Сперанского; причиныихнеполнойреализациии последствияпринятыхрешений

Слайды, Беседа: Дел Александровых прекрасное начало.

3

Внешняяполитикав 1801-1812гг.

1

Комбинированный

Урок - беседа

Внешняяполитика.войнысоШвецией, Турцией, Ираном. Участие Россиивантифранцузскихкоалициях. Тильзитскиймирирусско-французскийсоюз. Континентальнаяблокада

Знать: понятия коалиция, конвенция,сейм.

Называтьосновныецели, задачи инаправления

внешнейполитикистраны;  показыватьна карте, оцениватьеерезультативность

Карта

4

Отечественнаявоина 1812 г.

1

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Отечественнаявойна 1812 г.Причины, планысторон, ходвоенныхдействий. Бородинская битва. Народныйхарактер войны. ИзгнаниенаполеоновскихвойскизРоссии

Отечественнаявойна,

Партизаны. ЗнатьхронологическиерамкиОтечественнойвоины 1812 г.; планысторон, характервойны, основные этапы; полководцев иучастниковвойны; называтьипоказыватьпокарте основныесражения

Карта,

иллюстрации

5

Заграничный

походрусскойармии. Россия и образование Священного Союза.

1

Комбинированный

Урок - беседа

Заграничныйпоход 1812-1914 гг. Российскаядипломатияна Венскомконгрессе. РоссияиСвященный союз

Битванародов, Восточныйвопрос, Венскийконгресс, Священныйсоюз. Объяснятьцелии результатзаграничногопохода 1812-1814 гг.; называтьосновные направления внешнейполитики странывновыхусловиях

Карта

6

Внутренняя

политика

в 1814-1825гг. Социально-

экономическоеразвитие

1

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Противоречивость внутреннейполитики в 1815-1825 гг. Усилениеконсервативныхтенденций А. А. Аракчеев.

Аракчеевщина.

Тарифныйустав, военныепоселения

Гражданскиесвободы, автономия. Объяснятьпричиныипоследствия изменениявнутриполитическогокурсаАлександраI; даватьоценку внутреннейполитики Называтьхарактерныечертысоциально-экономическогоразвития; объяснятьпричины экономическогокризиса 1812-1815 гг.

Таблицы,

Тема 2. Общественные движения начала XIX в.

Движение декабристов (2 часа)

7-

8

Общественные движения начала XIX в.

 Движение

Декабристов

Восстание декабристов.

3

Урок

изучения нового материала

работа в группах

ТайныеобществаСеверноеиЮжное, их программы.Движениедекабристов. ВосстаниенаСенатской площади 14 декабря 1825 г. ВосстаниеЧерниговского полка. Суднаддекабристами

Общественноедвижение, либерализм, тайное общество, конституция Называтьпричины возникновенияобщественногодвижения; основыидеологии, основные этапыразвития общественного движения. Объяснятьцелии результатдеятельностидекабристов; оцениватьисторическоезначение восстаниядекабристов

Таблицы

схемы

Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа)

9

Внутренняя

Политика НиколаяI

1

Урок

изучения нового материала

Работа с документами.

Внутренняяполитика НиколаяI. Усилениесамодержавнойвласти. Ужесточениеконтролянадобществом. IIIОтделениеполиции. А. X. Бенкендорф.

Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I

Работа с документами

10

Социально-

экономическоеразвитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

1

Урок –изучение нового материала

практикум. Работа с документами

Противоречияхозяйственногоразвития.«Манифестопочетном гражданстве», «Указоб обязанныхкрестьянах»

Кризискрепостнической системы, «капиталистые»крестьяне, промышленный переворот.  Называтьхарактерныечертысоциально-экономического развития; знать финансовуюполитикуЕ. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д.

Таблицы, работа с документами.

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в(2 часа)

11-12

Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология.

Западники и славянофилы. Утопический социализм.

2

Урок - изучение нового материала

практикум. Работа с документами

Общественнаямысль:государственная идеология,западникииславянофилы, утопическийсоциализм. Н. М. Карамзин. «Теорияофициальной народности». П. А. Чаадаев. Русскийутопическийсоциализм. Петрашевцы

Западники, славянофилы, общинныйсоциализм.  Называтьсущественныечерты идеологииипрактикиобщественных движений; сравниватьпозициизападниковиславянофилов, высказыватьсвоюоценку

Таблицы,

схемы

Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа).

13

Внешняяполитика НиколаяI. Присоединение Кавказа.

1

Урок - изучение нового материала

Урок –рассказ с элементами беседы

«Международныйжандарм».  ВнешняяполитикаРоссии.

Россияиреволюции вЕвропе. ВхождениеКавказа всоставРоссии. Шамиль. Кавказская война

Называтьосновныенаправления внешнейполитикистраны. Причиныкризиса вмеждународных отношенияхсо странамиЗапада

Карта,

слайды

14-15

Крымская

война.

2

комбинированный урок

Урок – рассказ

Крымскаявойна.Причины, участники. ОборонаСевастополя, егогерои. Парижскиймир. Причиныипоследствия поражения

Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора

Карта,

слайды

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в.(5 часов)

16

Российская культура первой половины XIX в.Образованиеинаука.

1

Урок

изучения

нового

материала

семинар. Работа в группах.

Созданиесистемыобщеобразовательных учреждении.Достижениянауки. Н. И. Лобачевский. ОткрытиеАнтарктиды русскимимореплавателями Сословностьобразования

Называтьвыдающихсяпредставителейидостиженияроссийской науки

Иллюстрации

17-18

Российская культура первой половины XIX в.Художественнаякультура.Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

2

комбинированный урок

Работа в группах  с документами.

Достижениякультуры иискусства. Основныестиливхудожественнойкультуре. «Золотойвек»русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русскийампир, русско-византийский стиль Называтьвыдающихсяпредставителейидостиженияроссийской культуры

Иллюстрации,

слайды

19

Тема 7.Родной край в перовой половине  XIX в.

1

Урок –изучение нового материала

лекция

Иллюстрации

20

Россия на пороге перемен

1

Повторительно-обобщающий урок.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ  ВО ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЕ XIX в (20ч)

Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (5 часов)

21

Александр II. Отмена крепостного права.

1

Урок

изучения

нового материала

Лекция с элементами беседы

АлександрII.Накануне отменыкрепостного права. Отменакрепостногоправа. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкупивыкупнаяоперация. Повинности временнообязанных крестьян

Временнообязанныекрестьяне, отрезки, уставныеграмоты, мировыепосредники. Называтьпредпосылкиотменыкрепостногоправа; излагатьпричины отменыкрепостногоправа; называть альтернативные вариантыотмены крепостногоправа; знатьосновные положениякрестьянскиереформы; объяснятьзначениеотменыкрепостногоправа

Таблицы,

слайды

22-23

Великие реформы 1860-70 г.г.

2

Урок

изучения

нового материала

Судебная, земская, военнаяреформы. Значениереформ 60-70-хгг. XIXв. висторииРоссии

Земство, куриальнаясистема выборов,суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ.

Таблицы

слайды

24-25

Социально-

экономическоеи политическое развитие послеотмены крепостного права

2

Урок

изучения

нового материала

ОсобенностимодернизацииРоссии. Кризиссамодержавия. Политикалавирования. М.Т. Лорис-Меликов. УбийствоАлександраII

Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом.политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства;

слайды,

схемы

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в.(3 часа)

26-27

Общественные движения второй половины XIX в.

2

комбинированный урок

Урок -беседа

Подъемобщественного движенияпослепоражениявКрымскойвойне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев«Полярнаязвезда», «Колокол»Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальныетечения.Теорияреволюционногонародничества. «Хождениевнарод», «Земляиволя».М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев

Либералы, консерваторы. Либеральные,консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения

Таблицы,

схемы

28

Национальная политика в царствование АлександраII.

1

Изучение нового материала

лекция

Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний.

слайды

Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)

29

Внешняя

политика

АлександраII

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Внешняяполитика 60-70-хгг.  ЗавершениеКавказской войны

Союз трех императоров, «Священная война»

Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг.

Карта,

слайды

30

Русско-турецкаявойна 1877-1878 гг.

1

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

Русско-турецкаявойна

Балканский кризис,национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией

Карта

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (4 часа).

31

Внутренняя

политика

АлександраIII. Контрреформы 1880-х гг.

1

комбинированный урок

Работа с текстом учебника

АлександрIII. Консервативнаяполитика АлександраIII. К. П. Победоносцев. Контрреформы.Реакционнаяполитикавобластипросвещения

Реакционная политика.Называть основные черты внутренней политики Александра III

слайды

32

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.С. Ю. Витте.

2

комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России.Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение.  Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей

Таблицы

33

ВнешняяполитикаАлександра IIIРоссия в военно-политических блоках.

1

Урок

изучения нового материала

Работа с текстом учебника

Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии.

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III

Карта,

схемы

Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)

34

Общественное движениев 80-90-х гг.

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Марксизм.  Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

Таблицы, схемы

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в.(2 часа)

35-36

Российская культура  второй половины XIX в.

3

изучение

нового материала

Работа с документами

Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в.Д.И.Менделеев.Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр.

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки

Иллюстрации,

слайды

Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа)

37

Российская

империя на рубеже веков и ее место в мире

1

изучение нового

материала

лекция

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах

слайды

38

Россия в международных отношениях начала XX в.

1

интегрированный урок

лекция

Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге

Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз

Таблицы,

схемы

39

Тема  8. Родной край во второй половине  XIX  -начале ХХ в. в.

1

интегрированный комбинированный урок

лекция

.

Иллюстрации

40

Россия и мир на пороге ХХ века

2

Повторительно-обобщающий урок

слайды



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса История России (XX в.)  9 класс

Учитель: Русинова Л.А.

Количество часов -34.

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Планируемые результаты

Вид контроля

Сроки

Знания

Умения

план

факт

1

Российская империя на рубеже веков

1

Урок изучения нового материала

  • территория Российской империи
  • население страны
  • особенности российской модернизации
  • показатели уровня индустриального развития
  • особенности экономического развития в начале века

Территориальная структура Российской империи в начале XX века; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами; основные показатели уровня индустриализации стран, индустриальное общество, многоукладная экономика, империализм

Указывать на особенности российского варианта модернизации, оперировать понятиями и терминами

Устный опрос

2

Социально-политическое развитие России в начале века

1

Урок изучения нового материала

  • политическая система Российской империи в начале века
  • Николай II: политический портрет
  • Борьба по вопросу политических преобразований в стране
  • Особенности структуры российского общества

Политическая система, гражданское общество, социальная структура, социальная дифференциация, маргиналы, массовое сознание, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, общинная психология

Характеризовать политическую систему, оценивать исторические личности, работать с документами, показывать специфику социальной структуры российского общества

Диктант по понятиям

3

Внешняя политика при Николае II

1

Урок изучения нового материала

  • выбор приоритетов
  • европейское направление
  • дальневосточная политика
  • русско-японская война

Миротворческая инициатива Николая II, решения международной конференции в Гааге, «большая азиатская программа», основные события русско-японской войны и ее итоги

Передавать содержание материала в форме свертывания информации, картографические умения

Устный опрос

4

Первая российская революция

1

Урок изучения нового материала

  • антиправительственное движение в 1901-1904 гг.
  • зубатовский социализм
  • начало революции и ее причины
  • развитие революции
  • манифест 17 октября 1905 г
  • многопартийность и политические партии
  • итоги революции

Причины и этапы революции, политические и экономические завоевания революции, основные положения Манифеста 17 октября 1905 г., основные программные установки и тактика ведущих политических партий

Понятия: «зубатовский социализм», движущие силы революции, «Кровавое воскресенье»

Персоналии: Зубатов, Гапон,

Пользоваться свернутыми формами ответа, оперировать понятиями и терминами, обобщать, систематизировать материал

Диктант по понятиям

5

Реформы Столыпина

1

Урок изучения нового материала

  • альтернативы общественного развития страны
  • деятельность Гос. Дум.
  • П.А. Столыпин и его программа
  • Суть аграрной реформы
  • Переселенческая политика
  • Итоги столыпинской реформы

Альтернативы общественного развития России в 1906 г., думские аграрные проекты, содержание правительственной программы П,А, Столыпина, суть столыпинской аграрной реформы, развитие кооперативного движения

Осваивать решение некоторых видов поисковых задач

Устный опрос

6

Россия в первой мировой войне

1

Урок изучения нового материала

  • предпосылки войны
  • начало войны. Военные планы воюющих держав
  • ход военных действий на Восточном фронте
  • война и общество
  • итоги войны

Причины первой мировой войны, цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.

Антанта, Тройственный союз, военные планы, военные операции, Брусиловский прорыв

Составлять синхроническую таблицу, использовать данные исторической карты для характеристики периода

Диктант по датам

7, 8

Серебряный век русской культуры

2

Урок изучения нового материала

  • утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров
  • достижения науки
  • русская философия и литература
  • особенности живописной школы начала века
  • скульптура и архитектура
  • музыка, балет, театр, кинематограф

Сущность социокультурного феномена Серебряного века, достижения русской науки и философии,

Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм

На основе текста, иллюстраций, дополнительной литературы составлять описание исторических памятников, объектов

Диктант по понятиям

9

От Февраля к Октябрю

1

Урок изучения нового материала

  • февральская революция
  • двоевластие
  • альтернативы развития страны после Февраля
  • кризисы Временного правительства
  • октябрьский переворот

Даты: 27.02.1917 г- начало буржуазно-демократической революции, кризисы – апрельский, июньский, июльский 1917 г, выступление генерала Корнилова (август 1917); понятия: революция, Временное правительство, альтернатива, контрибуция, коалиционное правительство, декрет

Картографические умения, называть участников событий – Николай II, В.И. Ленин, Керенский, Корнилов, Троцкий; объяснять понятия, систематизировать материал, указывать последовательность событий

Письменный опрос

10, 11

Становление советской власти

2

Урок изучения нового материала

  • II Всероссийский съезд Советов
  • Создание советского правительства
  • Судьба Учредительного собрания
  • Формирование советской государственности
  • Брестский мир
  • Экономическая политика большевиков

Даты: 25.10.1917 г – II Съезд Советов, 2 ноября  - Декларация прав народов России, 3.03.1918 – Брестский мир, Конституция – июль 1918г;

Понятия: Советы, ВЦИК, Учредительное собрание, Сепаратный мир, коалиционное Советское правительство

Называть, показывать на карте место событий; называть экономические преобразования после установления советской власти

Диктант по датам

 12, 13

Гражданская война

2

Урок изучения нового материала

  • причины гражданской войны и ее этапы
  • иностранная интервенция
  • «белые» и  «красные»
  • позиция крестьянства в гражданской войне
  • Кронштадтское восстание

Знать этапы гражданской войны, политические и экономические программы белого движения;

Понятия: интервенция, гражданская война, «белый» и «красный террор», «военный коммунизм», продразверстка; персоналии: Троцкий, Ленин, Колчак, Деникин, Врангель, Фрунзе

Показывать на карте боевые действия гражданской войны, описывать образ людей в данный период, называть характерные черты экономической политики

Письменный опрос

14

НЭП

1

Урок изучения нового материала

  • политический и экономический кризис начала 20-х гг.
  • переход к новой политической политике
  • итоги и противоречия нэпа
  • альтернативные варианты преодоления противоречий нэповской модели

Причины перехода к нэпу, основные мероприятия нэпа, сущность альтернативных вариантов преодоления противоречий нэповской модели;

Понятия: Нэп, продналог, концессии, «командные высоты»

Называть характерные, существенные черты нэпа, излагать суждения о причинно-следственных связях

Устный опрос

15, 16

Развитие политического процесса. Внешняя политика

2

Урок изучения нового материала

  • формирование однопартийной политической системы
  • образование СССР
  • борьба за власть в большевистском руководстве
  • Коминтерн в системе советской внешней политике
  • Международное признание СССР

Содержание резолюции X съезда РКП (б) «О единстве партии», однопартийная система, предпосылки и принципы построения СССР, основные этапы борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина, политика Коминтерна, «мирное сосуществование»

Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности, показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

17

Духовная жизнь: достижения и потери

1

Урок изучения нового материала

  • ликвидация неграмотности
  • положение интеллигенции
  • творцы Серебряного века в Советской России
  • волна эмиграции
  • «сменовеховство»
  • власть и церковь в 20-е гг.
  • начало «нового» искусства
  • повседневная жизнь в 20-е гг.

Перестройка народного образования, взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви, достижения и потери русской культуры в 20-е гг.

Выявлять причины идеологического наступления на культуру, определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий и личностей в истории

Устный опрос

18, 19

«Великий перелом». Политическая система

2

Урок изучения нового материала

  • предпосылки «великого перелома»
  • индустриализация
  • коллективизация
  • формирование тоталитаризма
  • идеологизация общественной жизни
  • формирование культа личности Сталина
  • репрессии

Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. и пути его преодоления, предпосылки индустриализации и коллективизации, их цели и задачи, политика раскулачивания, последствия «великого перелома», идеологизация общественной жизни, карательная система и массовые репрессии,  понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток

Выявить возможные пути выхода из кризиса хлебозаготовок, оперировать понятиями и терминами, определять истоки массовой поддержки тоталитарного режима и его последствия,

20, 21

Социальная система. Духовная жизнь

2

Урок изучения нового материала

  • социальная система: новая иерархия
  • идеологическое наступление на культуру
  • школа и семья
  • успехи советской науки
  • художественная культура в 30-е гг.
  • «культурная революция»

Социальная структура советского общества,  характер и направленность социальной политики партийно-государственного руководства страны, основное содержание и последствия «культурной революции»

Номенклатура, спецконтингент, колхозное крестьянство, социалистическая интеллигенция

1932 – введение паспортной системы

1935 – начало стахановского движения

Выяснить объективные и субъективные предпосылки «культурной революции»

Устный опрос

22

СССР в системе международных отношений. Начало войны.

1

Урок изучения нового материала

  • накануне войны. Советско-германские отношения
  • война с Финляндией
  • укрепление обороноспособности страны

Договор о ненападении между СССР и Германией, секретные протоколы, мировая война, «странная война»,  план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, причины и итоги войны с Финляндией

Показывать места основных сражений – на Дальнем Востоке, на советско-финском фронте, присоединение новых территорий, захваченных Германией

Диктант по датам

23

Народ и государство в войне

1

Урок изучения нового материала

  • периодизация Великой Отечественной войны
  • действия на фронтах, основные сражения
  • жизнь и быт людей в тылу
  • партизанское движение

План «Барбаросса», периоды Вов, даты основных сражений, персоналии: Жуков, Панфилов, Рокоссовский, Ватутин, Кошкин, Туполев, Василевский

Выявлять причинно-следственные связи неудач Красной Армии на начальном этапе войны, объяснять результаты военных событий, деятельности полководцев

Устный опрос

24

Итоги и последствия войны

1

Урок изучения нового материала

  • международные конференции
  • разгром японских войск
  • итоги и значение войны
  • последствия войны

даты конференций, гегемония, репарация, капитуляция, депортация

причины победы советского народа в войне, ее итоги и цена

Показывать новые границы в Европе и на дальнем Востоке, объяснять и излагать суждения о результатах и последствиях войны

Устный опрос

25

СССР в 1945-1953 гг.

1

Урок изучения нового материала

  • восстановление экономики
  • экономические дискуссии и выбор пути экономического развития СССР
  • альтернативы общественно-политического развития
  • новый виток репрессий
  • идеология и культура в 1945-1953 гг.
  • ужесточение внешней политики

Потери СССР в войне, экономические дискуссии, развитие промышленности и сельского хозяйства, попытки демократизации режима, изменения в структурах власти, национальная политика, усиление репрессий

Восстановительный период, национальное богатство, диспропорция, репатриация, хозрасчет, «холодная война», ГУЛАГ, «дело врачей», «Ленинградское дело»

Передавать содержание материала в графической форме

Диктант по понятиям

26, 27

Эпоха Хрущева

2

Урок изучения нового материала

  • эволюция политической системы
  • реабилитация. XX съезд КПСС
  • реформы Хрущева
  • «оттепель» в духовной жизни
  • внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

Альтернативы политического развития после смерти Сталина, решения XX съезда КПСС, основные направления реформ Хрущева, сущность политики мирного сосуществования государств с различным политическим строем

Самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов

Диктант по датам

28,29

Эпоха Брежнева

2

Урок изучения нового материала

  • консервация политического режима
  • основные положения Конституции 1977г
  • экономика «развитого социализма»
  • общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.
  • политика разрядки: надежды и результаты

Неосталинизм, основные положения Конституции 1977 г., основные направления реформ Косыгина, застойные явления в экономике и социальной среде, противоречия в развитии культуры, диссидентское движение, военно-стратегический паритет между Востоком и Западом

Обобщать, систематизировать материал в пределах темы

Диктант по датам

30, 31

«Перестройка» в СССР

2

Урок изучения нового материала

  • реформа политической системы: цели, основные этапы, итоги
  • экономические реформы 1985-1991 гг.
  • диалектика «нового мышления»
  • итоги реформ

«кадровая революция», перестройка, советский парламентаризм, многопартийность, реформирование КПСС, августовский кризис, распад СССР и его последствия, концепция «ускорения социально-экономического развития страны», программа «500 дней», основные положения политики «нового мышления» и ее результаты

Воспроизводить содержание прослушанного в форме плана, анализировать материал со стороны содержания и формы

Диктант по понятиям

32, 33

Новая Россия

2

Урок изучения нового материала

  • переход к рынку: замыслы и первые итоги
  • развитие политической системы
  • внешняя политика России на рубеже веков

Основные направления экономической политики правительства, Конституция 1993 г., опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условия, итоги и последствия нового внешнеполитического курса

Обобщать, систематизировать материал в пределах темы

Письменный опрос

34

Повторительно-обобщающий уроки по теме «Россия в XX в.»

3

Урок повторения

Итоговое тестирование, практическое занятие с разными формами работы

Систематизация знаний по курсу

Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...