программа по внеурочной деятельности в 5 классе
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Программа расчитана на 35 часов.Составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.Программа включает пояснительную записку,планируемые образовательные результаты,а так же тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyat._5_kl.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом Директор школы:___ Т.В.Максимович
совете «28.08»2013г «30.08»2013г
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
5 КЛАСС
Составил:Ермакова В.А
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №98 г.о.Самара
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2013г) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 (количество учебных недель в году), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с жителями п.Зубчанинова, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Цели программы:
- воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники;
- трудовой десант;
- экскурсии
Основное содержание курса
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.
При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Структура курса
Введение. Что такое краеведение (2 час).
Тема 1. Малая родина (22 часа).
С чего начинается родина. Страницы истории поселка Зубчанинова. Храм Александра Невского. История и судьба. Храм сегодня.Поселок Зубчанинова в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. История и современность.
Тема 2. Я и моя семья (3 часа).
Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
Тема 3. Наша школа (6 часа).
История моей школы. Первые выпускники. Выпуск 1941 года. Символика родной школы. Школьные традиции.
Подведение итогов (2 часа).
Результатами изучения курса краеведения являются умения:
- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
- называть 2-3 достопримечательности края;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
- охранять природу родного микрорайона;
- наблюдать и выделять характерные особенности природы;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
№ | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Сроки | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Раздел 1. История края | 17 | |||
2 | Введение в курс | 1 | 1 неделя | ||
3 | Что такое краеведение | 1 | 2 неделя | ||
4 | С чего начинается Родина | 1 | 3 неделя | ||
5 | Страницы истории поселка Зубчанинова | 1 | 4 неделя | ||
6 | Храм А. Невского. История и судьба | 1 | 5 неделя | ||
7 | Храм сегодня. Экскурсия | 1 | 6 неделя | ||
8 | Поселок Зубчаниновка в годы войны | 1 | 7неделя | ||
9 | Земляки – участники ВОВ | 1 | 8неделя | ||
10 | Встреча за чашкой чая | 1 | 9неделя | ||
11 | Экскурсия в музей школы №34 | 1 | 10 неделя | ||
12 | Экскурсия в музей школы №147 | 1 | 11неделя | ||
13 | Экскурсия в музей школы №86 | 1 | 12 неделя | ||
14 | История и современность |
| 1 | 13 неделя | |
15 | Экскурсия в библиотеку | 1 | 14 неделя | ||
16 | Защита проекта «Мой родной поселок» | 1 | 15неделя | ||
17 | Защита проекта «Мой родной поселок» | 1 | 16 неделя | ||
18 | Защита проекта «Мой родной поселок» | 1 | 17неделя | ||
29 | Раздел 2. Моя семья | 18 | |||
30 | Моя семья | 1 | 18неделя | ||
31 | Старые фотографии рассказала | 1 | 19неделя | ||
32 | Старые фотографии рассказала | 1 | 20 неделя | ||
33 | Семейные реликвии | 1 | 21 неделя | ||
34 | Семейные реликвии | 1 | 22неделя | ||
35 | Памятные вещи | 1 | 23 неделя | ||
36 | Памятные вещи | 1 | 24 неделя | ||
37 | Защита проекта. Моя родословная | 1 | 25 неделя | ||
38 | Защита проекта. Моя родословная | 1 | 26 неделя | ||
39 | Защита проекта. Моя родословная | 1 | 27 неделя | ||
40 | История моей школы | 1 | 28неделя | ||
41 | Символика родной школы | 1 | 29 неделя | ||
42 | Школьные традиции | 1 | 30неделя | ||
43 | Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается | 1 | 31 неделя | ||
44 | Трудовой десант | 1 | 32 неделя | ||
45 | Трудовой десант | 1 | 33 неделя | ||
46 | Подведение итогов | 2 | 34-35 неделя |
Список литературы для учителя
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
- Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по математике", 8 класс
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий инт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...