Методическая разработка
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Васильева Ирина Александровна

Внеклассное мероприятие по Истории города для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №378 Кировского района г.Санкт - Петербург

« Боги спустились на Землю»

Внеклассное  интегрированное мероприятие

по истории  Санкт – Петербурга и литературе

в 5 классе.

Каждый образованный европеец

 должен   иметь достаточное понятие

 о бессмертных созданиях величавой древности.

 (А. С. Пушкин).

                                                                                     Авторы:

Васильева Ирина Александровна

(учитель истории)

Диесперова Ирина Васильевна

 (учитель русского языка и литературы)

Санкт – Петербург 2014 год

Цели мероприятия:

  1. закрепить и расширить представление учащихся об эпохе античности – «колыбели мирового искусства»;
  2. показать значение древнегреческой мифологии для мировой культуры,
  3. содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов;
  4. активизировать знания учащихся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие интересы и способности;
  5. создание атмосферы эмоциональной приподнятости, праздника, духа состязания.

Задачи мероприятия: 

  1. познавательные: 
  • знание особенностей мировоззрения эпохи античности, теоретических понятий: миф, символ, оратор, сюжет античности;
  • умение сравнивать, сопоставлять, размышлять, делать самостоятельные выводы и уметь высказывать мнение, умение доказывать свою точку зрения;
  • умение использовать знания, полученные учащимися на уроках литературы, истории Санкт - Петербурга,  представлять единую картину античности ;
  • формирование личностной позиции в восприятии произведений мировой художественной культуры.
  • формировать умения работать с  информацией.
  1. воспитательные: 
  • формирование коммуникативной культуры,
  • развивать коммуникативные умения; умения принимать решения, брать ответственность на себя; развивать положительную мотивацию;
  • воспитание чувства долга, ответственности, творческого сотрудничества в процессе подготовки и проведении мероприятия;
  • воспитание духовно богатой личности.
  1. эстетические: 
  • знание мифологии, познание языка искусства скульптуры, архитектуры, театра;
  • формирование умений и развитие творческих способностей, связанных с процессом восприятия искусства и с собственной эстетически-творческой деятельностью, уровнем развития у подростков эмоций и чувств, восприятия и интуиции, способности к переживанию, к художественному обобщению, установлению ассоциативных связей.
  • воспитание эстетического идеала.

Предполагаемые результаты:

1.Умение работать в группе.

2.Выявить и закрепить знания учащихся по изученному материалу.

3.Стимулировать интерес учащихся к  дальнейшему самостоятельному изучению материала по данной теме.

 

 Оборудование:  мультимедйные презентации, детские рисунки и сочинения  к мифам,

Карточки с заданиями, кроссворд, карта Санкт – Петербурга.

  Комментарий: перед началом занятия кабинет оформляют соответствующим образом ( мультимедийный комплекс, рисунки учащихся, сочинения). На занятии  используется музыкальное сопровождение, презентация, поэтому должна быть готова аппаратура – мультимедийный проектор, компьютер. Для проведения занятия учащиеся рассаживаются по трем командам, причем группы формируются по желанию. На столах нужно подготовить раздаточный материал – памятки для работы в группе и символ команды. Взаимное приветствие учащихся и учителей, обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на занятие.

План мероприятия

Технология

проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

1.Организация

    начала урока

  « Индуктор»

Вступительные слова учителей.  Сообщение целей игры. Настрой на игру.

Слушание и  эмоциональный настрой.

Познавательные, регулятивные , коммуникативные УУД

2.Представление команд.

Домашнее задание - инсценировка

Работа в группах

Познавательные, регулятивные УУД,

коммуникативные

3.Задание другой команде «Угадай бога».

Организация поисковой деятельности,

технология исследования

Конкурс капитанов

презентация героя

Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД,

личностные

4.Физминутка

Проведение разминки

Спортивные упражнения

Коммуникативные,

личностные

5. «Смотри в корень!»

работа в парах, работа в малых группах.

Ознакомление с правилами,

работа с картой города, решение

кроссворда.

Работа в парах, малых группах.

Коммуникативные, регулятивные УУД, познавательные

6.Игра со зрителями

Ознакомление с правилами.

Викторина на закрепление знаний.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

7.Подведение итогов игры, анализ результата

«Мой город глазами учеников»

Объявление результатов

Учащиеся сами подводят итоги мероприятия

Коммуникативные УУД

8.Рефлексия

«Ассоциации»

Актуализация содержания, подведение итогов

Работа с  ассоциациями,

Рефлексия

Регулятивные УУД, личностные УУД,

коммуникативные

Конспект мероприятия

«Боги спустились на Землю»

  Учитель литературы.

Презентация, слайды 1-2

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас внеклассное мероприятие. На уроках истории, истории СПб и литературы вы  соприкоснулись с историей одной из самых прекрасных цивилизаций . Это цивилизация Древней Греции. Вы узнали о мифах населявших её народов, о художественных шедеврах, созданных  великими греками, а также  писателями и художниками  последующих веков по сюжетам этих мифов. Как ни удивительно это покажется, но наш прекрасный город, построенный много веков спустя после гибели этой цивилизации  имеет много точек соприкосновения с Древней Грецией. Цель сегодняшней игры – повторить и закрепить ваши знания, полученные на уроках истории и литературы. Вы заранее разделились на команды,  выбрали капитанов. Обратите внимание, на ваших столах находятся памятки для работы в группе.

Как на любом соревновании,  у нас есть строгое, но справедливое жюри. (Представление членов жюри)  (представление членов жюри).И конечно же здесь присутствуют внимательные болельщики. Итак, начинаем!

Учитель истории.

 Легенды, сказки, эпосы, баллады -
Кто с детства их услышать не хотел?
А на земле пленительной Эллады
Народ издревле к мифам тяготел.

Истории оглядывая рифы,
Стремясь узреть грядущее в Судьбе,
Великие певцы слагали мифы
О мире, о богах и о себе.

Немало в них и правды, и печали,
Встречается порой и милый вздор.
А кой о чем поэты умолчали,
Оставив для фантазии простор.

Учитель литературы.

Рада приветствовать отроков славных в стремлении пылком
Знания здесь закрепить о мифах Эллады могучей.
Пусть же успех вам сопутствует ныне и радость открытий,
Творчество пусть не иссякнет и мысли волнения .
Вам предстоит состязаться, подобно эллинам.

Вы готовы?

   Учитель истории.  

Сегодня и мы собрались, чтобы  поговорить о культуре Древней Греции, устроить состязания команд.  Кто-то может  подумать: «Зачем?»

   Зачем нам людям 21 века, знать о каких-то древних греках, когда мы  можем поговорить о космических полетах и компьютерных играх?  Ведь даже на языке древнегреческом или латинском уже никто не  разговаривает!   Но мы решили доказать, что  эта великая культура живет с нами, живёт в нашем городе,  живёт в нашем языке,  и  мы продолжаем пользоваться ее достижениями.

Итак,  вперед! Кто знает больше, помнит  крепче, соображает быстрее!

Конкурс 1 . «Представление команд. Домашнее задание». Презентация, слайд 3.

 Капитан называет команду и  кратко характеризует каждого из её членов.

1 команда — «Аргонавты» — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как за руном золотым, за золотою мечтой».

2 команда — «Нить Ариадны» — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».

3 команда — «Огонь Прометея» — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».

Учитель литературы. Презентация, слайд 4.

Что объединяет данные слова и словосочетания: песнь козлов, Бог Дионис, орхестра, скене, катурны. (Театр)

 - Каково имя древнегреческого Бога, покровителя  театра и  искусств?  (Аполлон)

 - Теперь отдадим дань великому  богу  Аполлону, покровителю  театрального искусства,  покажем ему, что талантливые дети жили не только в Древней Греции, и с его помощью и с помощью наших артистов оживим мифы.

Домашнее инсценирование. Задача команд – соперниц  отгадать  крылатую фразу или слово, которые зашифрованы в сценках.

Сценки.

1.Пигмалион и Галатея.

Певец

Пигмалион

Афродита

Галатея

Певец: О, златокудрая Афродита! Ты даришь счастье тому, кто верит в тебя и кто тебе служит. Посмотри на этого талантливого скульптора. Его имя – Пигмалион. Он молод, красив, гениален, но он ненавидит всех женщин.

Пигмалион: Не понимаю я, к чему они нужны?! Смысл жизни я в искусстве только вижу!

Певец: Возьми же мрамора кусок, резец и сделай статую, достойную твоего искусства.

Певец: Какая красота! Какое совершенство!

Пигмалион: Да, ей сравненья нет среди живых – я глаз не отведу от дивной красоты – так хороша, но холодна, как мрамор.

Певец: Могу совет я дать: молись ты Афродите. Она всем помогает, кто влюблен.

Пигмалион: О, Афродита, помоги: вдохни жизнь в это совершенство!

Афродита: Любовь – великая сила! Ей ничего не стоит пробудить к жизни даже мертвый камень!

Пигмалион: О счастье! Ожила моя скульптура!

                       Как хороши ее глаза, ее фигура!

                       Какие руки у нее, какая шея!

                       А как же ты зовешься?

Статуя:  Галатея.

***

2.Нарцисс.

Нарцисс

Эхо

Вторая нимфа

Афродита

Вторая нимфа: О, моя подруга! Отчего ты так печальна?

Эхо: Печальна!

Вторая нимфа: Наши веселые игры больше тебя не радуют.

Эхо: Не радуют!

Вторая нимфа: Чем же я могу тебе помочь?

Эхо: Помочь…

Вторая нимфа: Посмотри, какой прекрасный юноша идет по нашему лесу!

Нарцисс: Как хорошо мне гулять по лесу…

Эхо: По лесу!

Нарцисс: Кто здесь?

Эхо: Здесь!

Нарцисс: Ты нимфа лесная? За мной почему повторяешь, как эхо?

Эхо: я – Эхо!

Нарцисс: О, я знаю: тебя наказала богиня Гера. Ты не можешь сама разговаривать, а только повторяешь за всеми последние слова.

Эхо: Последние слова…

Нарцисс: Что ты ходишь за мной? Уж ты в меня не влюблена?

Эхо: Влюблена…

Нарцисс: Ты меня не достойна!

Эхо: Достойна!

Афродита: Он не принимает великого дара любви, надо за это его наказать! Первого, кого он увидит, он страстно полюбит!

Нарцисс: Вот лесное озеро. Погляжу в него: не растрепались ли мои золотые кудри, не пропал ли нежный румянец с моих щек, такой же блеск в моих глазах? Ах, как же я хорош! Никого лучше я в жизни не видел! На свете только я один достоин любви! Больше всего я люблю себя!

Афродита: Не плачь, Эхо! Нарцисс не стоит твоей любви. Видишь, он исчез, а около озера вырос цветок, белый, нежный. Он будет напоминать нам о красивом юноше, который любил на свете только себя одного.

***

3.Суд Париса.

Афина

Гера

Афродита

Парис

Гера: Я знаю, чьи это проделки: это богиня раздора Ирида подкинула нам это яблоко, чтобы поссорить нас! На яблоке надпись : «Прекраснейшей».  Я думаю, оно по праву принадлежит мне. Я – Гера – царица богов! И я - самая прекраснейшая!

Афина: Почему это ты! Прекраснейшая – это я! Я – богиня войны! Кто посмеет спорить со мной!?

Афродита: Я посмею спорить! Я – Афродита, богиня любви, красоты и вечной молодости! Значит. яблоко мое!

Гера: Давайте обратимся к Парису, сыну пастуха! Пусть он нас рассудит!

Афина: Помоги нам, Парис!

Парис: Кот вы? Вы так прекрасны! Я понял: вы не люди, вы – богини!

Афина: Да, мы – богини с Олимпа: Гера, Афина и Афродита. Рассуди наш спор, пусть это яблоко достанется прекраснейшей из нас!

Гера:  Отдай это яблоко мне, и я награжу тебя: ты будешь богат и знаменит, будешь властвовать над людьми и странами!

Афина: Нет, лучше мне! Я сделаю тебя великим полководцем, не знающим поражений!

Афродита: А я обещаю, что тебя полюбит самая красивая женщина на свете, дочь Зевса – прекрасная Елена!

Парис: Возьми же яблоко, прекраснейшая из богинь, и выполни свое обещание!

***

Конкурс 2. «Угадай Бога». Презентация, слайд 5 - 10 .

А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь. Если команды не могут ответить, помогают зрители.

Учитель литературы читает задание по карточкам. Учитель истории предлагает отгадать бога по фото.

Кто это?

  1.  Ударит он трезубцем — и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как пушинки. Отложит  он свой трезубец — и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон) 
  2. Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви. (Афродита)
  3. Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. (Гефест)
  4. Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины. (Гера)

А продолжит этот конкурс выступления наших капитанов.  Презентация, слайд 11

 Каждый из них подготовил рассказ об одном из Богов с презентацией. Задача капитанов – соперников узнать этого Бога. (Гермес, Геракл, Аид)

Комментарии: Презентации были даны в качестве домашнего задания. Задание должно быть выполнено по алгоритму:

  1. Количество слайдов не должно превышать 7.
  2. На первом слайде – название работы, автор.
  3. Следующие слайды посвящены истории героя, с какими литературными источниками он связан.
  4. Места Санкт-Петербурга, связанные с ним.
  5. Источники.
  6. Работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями подготовки презентации.
  7. Отдельно оценивается представление работы.

Физминутка.  Презентация, слайд 12.

 Конкурс 3.«Смотри в корень!» Презентация, слайд 13

Учитель истории: Следующее наше задание – «Смотри в корень!»

Каждая команда делится на две группы – 2 человека идут выполнять задание на карте.

Оставшиеся выполняют задания по решению кроссворда.

Комментарий : для выполнения данного задания ребята должны сами поделиться на две малые группы :задание паре – найти и обозначить на карте города места, связанные с одним из героев античных мифов (ребята по жребию получают задание – имя бога).Оставшиеся решают кроссворд. По окончании жюри оценивает результаты

Кроссворд в приложении к мероприятию. 

Задание к кроссворду

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

1.В древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу.

5. Это верная жена Одиссея и мать Телемаха, обычно характеризуемая как «верная» и «благоразумная».

8. В греческой мифологии чудовище, полубык-получеловек.

9. Легендарный афинский царь (ок. 13 в. до н. э.). Согласно греческим преданиям, совершил много подвигов(в т. ч. победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками).

ПО ВЕРТИКАЛИ

2. В греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой одноимённой поэмы Гомера.  Славился умом,хитростью, изворотливостью и отвагой.

3. В  римской мифологии первоначально бог источников и рек, затем, стал почитаться как бог морей.

4. В греческой мифологии - один из богов-олимпийцев, повелитель  морей, управляющий ими с помощью трезубца.

6. В греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая изморской пены.

8. Легендарный царь Кноса, по преданию, первый на Крите законодатель,создатель могущественной морской державы, создатель лабиринта, в котором обитал получеловек – полубык.

9. Древний город на северо-западе М. Азии. Известен  по греческому эпосу, был обнаружен Г.Шлиманом  в 1870-х гг. при раскопках  холма Гиссарлык.

А чтобы наши болельщики не скучали во время конкурса, мы предлагаем им ответить на вопросы и показать свои знания.                                          

 Блиц-разминка для болельщиков.

   Мы получили послание от ученика, который не очень хорошо слушал учителя на уроке.

Вы послушайте его ответы и исправьте ошибки.

  1. Пса, охранявшего  царство Аида, звали Шарик. (Цербер)
  2. Круглый год царит на Олимпе   зима. (лето)
  3. «Колебатель земли» - это Геракл. ( Посейдон)
  4. Перевозчик душ умерших –это Харитон. (Харон)
  5. Спутницы Аполлона  - это фанатки. ( музы)
  6. Бог-кузнец у греков  - это Геракл. (Гефест)
  7. «Пеннорождённая».  Это эпитет  медузы Горгоны.  (Афродиты)
  8. Геракл еще в колыбели задушил мышей . (змей, посланных Герой)
  9. «Громовержец».Это  эпитет Аида. ( Зевса)
  10.  Властитель подводного царства у греков  - это  Прокопий. (Посейдон)
  11.  Жену Зевса звали  Галя. (Гера)
  12. Арес – это бог виноделия. (Бог войны)
  13.  Получеловек-полуконь    - это лошак или  ишак.  (кентавр)

 Конкурс 4. «Крылатые выражения» Презентация, слайд 14

Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями. Капитаны команд берут карточки с заданием и в команде обсуждают его выполнение

Учащиеся выполняют задание: Как сказали бы греки? (по 5 примеров каждой команде)

  1. Безудержный, необычайной силы смех…(Гомерический хохот)
  2. Мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достигнуть…(Танталовы муки)
  3. Источник всевозможных бедствий, несчастий, неприятностей и забот…(ящик Пандоры)
  4. Бессмысленная, бесполезная работа… (Сизифов труд)
  5. Сильный страх, безотчетный ужас…(Панический страх)
  6. Способ, помогающий найти выход из трудного положения…(нить Ариадны)
  7. Нечто непонятное, загадочное; очень трудная задача…(загадка Сфинкса)
  8. Всякое слабое, уязвимое место человека…       (Ахиллесова пята)
  9. Счастливая  полоса жизни, пора радости…        (век Астреи)
  10. Супружество, брак…   (узы Гименея)
  11. Нависшая  опасность, которая может обрушиться  в  любую секунду…  (Домоклов меч)
  12. Коварный замысел…  (дары данайцев)
  13. Случай, слепое счастье…  (колесо фортуны)
  14. Уснуть, погрузиться в сон…   (объятия Морфея)
  15. Исчезнуть из памяти, забыть…   (кануть в лету)

Конкурс  5. «Кто находится в Эрмитаже?» Презентация, слайд 15

Смотрим презентацию и записываем, чья скульптура из Эрмитажа показана на экране. (Смотри приложение)

Учитель истории:

Итак, большее количество баллов набрала команда (называет команду победительницу). Но ведь у нас не урок, и мы не ставим оценки, так как же можно оценить итоги нашего занятия? Что мы приобрели, о чем новом мы узнали сегодня? Оцените актуальность нашего мероприятия, что вам понравилось, а что хотелось бы изменить? (Учащиеся отвечают на вопросы, говорят, что главный результат занятия – они повторили и закрепили знания на очень важную и актуальную тему).

Рефлексия «Букет цветов»

Дети составляют букет из цветов, которые отражают их настроение на конец игры.

Награждение команд.

Приложение к конспекту

Памятка для работы в группе

  1. Выберите капитана
  2. Распределите обязанности
  3. Установите правила работы группы
  4. Следите за временем для выполнения заданий
  5. Поддерживайте дисциплину
  6. Пожелайте друг другу удачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...