Урок в 6 классе на тему: Монголо-татарское нашествие
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урок в 6 классе по ФГОС по учебнику Данилова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_v_6_kl.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Монголо-татарское нашествие

ФИО учителя: Котякина Наталья Петровна

  1. Место работы: СОШ пос. Заволжский, Пугачевского района, Саратовской области
  2. Должность: учитель
  3. Предмет: история
  4. Класс: 6
  5. Тема и номер урока в теме: «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»
  6. Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2009
  7. Цель  урока:
  • Сформировать представление о завоевании Руси монголами
  • Развивать навыки работы с исторической картой и источниками
  • Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами             
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
  1. Задачи:
  • Узнать об  устройстве Монгольского государства.
  • Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами
  • Изучить ход  завоевания Руси  
  • Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов
  1. Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут давать определение понятий, как Чингисхан, Калка, Батый, нойон, тумен,  и др.; показывать на карте продвижение завоевателей,  места сражений, даты событий;  формировать умения работать с историческими источниками, документами;  самостоятельно находить проблему в дискуссии и составлять план по изучению материала; самостоятельно искать проблему, исследовать существующую тему,  выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; решить проблемные вопросы урока и дать оценку  трагическому нашествию; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
  2. Тип урока: уроки «открытия» нового знания
  3. Формы работы учащихся: работа с документами, диалог.
  4. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация, исторические источники, карта «Русь в 12-13 веках»
  5. План:
  1. Держава Чингисхана, сражение на реке Калке.
  2. Монголо-татарское нашествие на Русь.

а) Вторжение на Рязанскую землю.

б) Разгром Владимирского княжества

в) Поход на Новгород.

  1. Структура и ход урока :                   
  1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  2. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия 
  3. этап выявления места и причины затруднения;
  4. этап построения проекта выхода из затруднения;
  5. этап реализации построенного проекта;
  6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  8. этап включения в систему знаний и повторения;
  9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

        

Приветствует  учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность на основе работы чтения слов  А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…».

Вопросы: Какая главная мысль в этих словах?  Почему он это сказал?

Дает установку на решение проблемного задания в конце  урока: доказать справедливость слов Пушкина  после изучения темы .

Предлагает записать тему урока

(тема на слайде)

Приветствуют учителя. Выражают осознанное речевое высказывание

О том,  как понимают смысл слов  А.С.Пушкина

Записывают тему урока

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 Выявлять главное. Обобщать.

Развивать мотивы и интерес познавательной деятельности

 

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия.

        

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению  задания

•        Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?

•        Кто воспользовался слабостью Руси?

Предлагает  индивидуальную работу с источником (слайд) (Приложение1)

Задание: Что нам рассказывает летописец?  

Прослеживает линию сравнения Руси.

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают источник и  отвечают на вопрос к источнику.

Прослеживают линию сравнения Руси в источнике: красота Руси и ее разорение

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Выработка умений работать с учебной информацией

Уметь получать информацию из разных  источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;

3.Выявление места и причины затруднения.

        

 Подводит учащихся к значимости изучения  событий темы урока вопросами: Какую трагедию нам поведал  этот исторический источник? Нужно ли потомкам знать более глубоко развитие событий? Что нам нужно знать?

Строят цепочку получения необходимых знаний: когда? Кто они? Зачем? Ход  действий, почему?...

Формирование нравственных чувств

Формирование представления о событиях

Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Выдвигать версии

4.Построение проекта выхода из затруднения.

        

Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа их реализации:

Какую мы поставим цель перед собой? Способы достижения  цели? Если у вас вопрос, на который вы хотели особенно получить ответ.  

Обдумывают проект будущих учебных действий (цели, способы реализации цели, план):

-Ставят цель:

Мы познакомимся с нашествием монголо-татар на Русь и попробуем ответить на главный проблемный  вопрос: почему монголо-татары победили Русь?

-Составляют в тетради план  достижения цели: 1.новый враг 2.причины вторжения

2. Нашествия на Русь

3. Ответ на  вопрос

 

Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

 Планировать деятельность в учебной ситуации.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации;

–слушать и понимать других;
– работать в группах.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5. Реализация построенного проекта.

        

1.Организует работу с текстом и предлагает  сформулировать вопросы к тексту.

Текст (Приложение 2): «В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом…»

2.организует работу по группам

1 группа: 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.

Откройте учебник на стр. 97. Проведите исследование: почему русские князья потерпели поражение?

Почему  именно в то время монголы-татары приступили к окончательному нападению на Русь? Причины вторжения?

2 группа (работа с картой)

       «1.Рассмотрите карту на странице 101.

         2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений.

         3. Пользуясь легендой карты, исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами.

3группа (работа с текстом учебника стр.101, 3абз.)-Новгород, обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

3.направляет на завершение и уточнение общего характера нового знания, фиксирует возникшие затруднения, способствует к подведению итогов исследования.

Осуществляют реализацию построенного проекта:

1)Читают, анализируют текст и формулируют вопросы и ответы к тексту, например: 1) Какие из наших предположений текст подтверждает, а какие – опровергает?

2) Какие сведения, приведенные в тексте, для нас новы?

3) Какой вывод можно сделать на основании этого документа

4)Какой вывод о государственном устройстве и о монголо-татарской армии мы можем сделать?

2)работают в группе и проводят исследование: а)причин поражения на Калке б)причины вторжения в) путь продвижения по территории Руси (работа с картой) в) обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

3)уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Способствовать эмоциональному восприятию материала.  

Формирование навыков переработки информации и понимания текста;

Находить на карте и устно комментировать события;

Определять причины и прогнозировать следствия;

Определять по датам век, этапы, место события

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

 Определять цель, проблему в учебной деятельности.

 

 Работать по плану, сверяясь с целью.

 Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

 Формировать готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

Развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.  

Формировать смысловое чтение.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

        

Предлагает выполнить следующие задания по группам:

1 группе: (Рязань). Заполните пропуски в тексте (Приложение3)

2 группа (работа с историческим документом (Приложение4):  1.Прочитайте  исторический документ «Повесть о разорении Рязани Батыем»  и  продумайте проблемные вопросы, поднимаемые в документе.

Индивидуальные задания. Составьте рассказ по опорным словам:

Крепость, 7 недель, князь Василько, злой город, Батый, весна, сопротивление, мужество.

Крепость, 2 месяца, ловушка, злой город, штурм, бегство, Батый, весна, сопротивление,

Учащиеся в форме коммуникации ( в группах) выполняют  логические задания: а)обсуждение и подбор нужной информации в тексте б) чтение и анализ документа, дискуссия на проблемные вопросы  документа. Возможные варианты дискуссионных вопросов предлагаемые учащимися:

•        почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?

•        почему выделили именно его среди защитников русских земель?

•        какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата

В) озвучивают варианты ответов по опорным словам

        

Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности .

Формировать логические рассуждения, умозаключения

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Создавать устные и письменные тексты.

Развивать умение работать в паре, в группе, умение выдвигать гипотезы при решении задач, проблем.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

        

1.Предлагает сформулировать с записью в тетради определения слов: «нойон», «тумен», «темник», «тысячник»…

Проверяет ответы по заготовке на слайде.

2. Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта

3.Создает, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирует его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учащиеся самостоятельно выполняют  индивидуальные  задания в тетради и затем осуществляют их самопроверку,  сравнивая с эталоном.

Подводят итоги  исследования, т.е. Причины поражения Руси.

А) сильные стороны монголо-татар:

·Численное превосходство

·Железная дисциплина

·Военно-тактическое превосходство

Б)Слабые стороны Руси:

·Феодальная раздробленность

·Отсутствие единой армии

·Техническая отсталость русских дружин

Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения делать выводы из сформулированных посылок.

8. Включение в систему знаний повторения.

        

Выявляет применимость новых знаний.

Читает вновь слова А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…», предлагает на основе полученных знаний на уроке и знаний всемирной истории доказать справедливость слов Пушкина.

Дополняет аргументы детей словами Чаадаева:  «необозримые равнины» Киевской Руси «поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока…»

Аргументируют слова Пушкина на основе новых полученных знаний и знаний из курса всемирной истории.

 

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий, аргументировать;

Связывать исторические факты и понятия в целостную картину

Доказывают точку зрения автора аргументами, фактами.

9. Рефлексия в учебной деятельности.

        

Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

Домашнее задание.

Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо–татарского завоевания  (город по выбору)

Завершают фразы предложенные учителем

 Выявлять главное. Обобщать. Делать выводы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!

…И в те дни обрушилась беда на христиан.

…Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").

В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть». (по Л.Гумилеву)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 «Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Ингваревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись пушки и огнеметы (стенобитные орудия и камнеметные машины). Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Софийском (Успенском) соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 Повесть о разорении Рязани Батыем

«В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь   и  получают зада­ния на следующий, ...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"

Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"Конспект урока подготовлен с целью обобщения и систематизирования знаний по теме «Героическая борьба  русских...