Урок в 6 классе на тему: Монголо-татарское нашествие
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок в 6 классе по ФГОС по учебнику Данилова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_v_6_kl.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Монголо-татарское нашествие
ФИО учителя: Котякина Наталья Петровна
- Место работы: СОШ пос. Заволжский, Пугачевского района, Саратовской области
- Должность: учитель
- Предмет: история
- Класс: 6
- Тема и номер урока в теме: «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»
- Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2009
- Цель урока:
- Сформировать представление о завоевании Руси монголами
- Развивать навыки работы с исторической картой и источниками
- Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
- Задачи:
- Узнать об устройстве Монгольского государства.
- Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами
- Изучить ход завоевания Руси
- Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов
- Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут давать определение понятий, как Чингисхан, Калка, Батый, нойон, тумен, и др.; показывать на карте продвижение завоевателей, места сражений, даты событий; формировать умения работать с историческими источниками, документами; самостоятельно находить проблему в дискуссии и составлять план по изучению материала; самостоятельно искать проблему, исследовать существующую тему, выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; решить проблемные вопросы урока и дать оценку трагическому нашествию; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
- Тип урока: уроки «открытия» нового знания
- Формы работы учащихся: работа с документами, диалог.
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, исторические источники, карта «Русь в 12-13 веках»
- План:
- Держава Чингисхана, сражение на реке Калке.
- Монголо-татарское нашествие на Русь.
а) Вторжение на Рязанскую землю.
б) Разгром Владимирского княжества
в) Поход на Новгород.
- Структура и ход урока :
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия
- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
| Приветствует учащихся. Мотивирует на учебную деятельность на основе работы чтения слов А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…». Вопросы: Какая главная мысль в этих словах? Почему он это сказал? Дает установку на решение проблемного задания в конце урока: доказать справедливость слов Пушкина после изучения темы . Предлагает записать тему урока (тема на слайде) | Приветствуют учителя. Выражают осознанное речевое высказывание О том, как понимают смысл слов А.С.Пушкина Записывают тему урока | Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству | Выявлять главное. Обобщать. | Развивать мотивы и интерес познавательной деятельности
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия.
| Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению задания • Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси? • Кто воспользовался слабостью Руси? Предлагает индивидуальную работу с источником (слайд) (Приложение1) Задание: Что нам рассказывает летописец? Прослеживает линию сравнения Руси. | Отвечают на поставленные вопросы. Читают источник и отвечают на вопрос к источнику. Прослеживают линию сравнения Руси в источнике: красота Руси и ее разорение | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | Выработка умений работать с учебной информацией | Уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся; |
3.Выявление места и причины затруднения.
| Подводит учащихся к значимости изучения событий темы урока вопросами: Какую трагедию нам поведал этот исторический источник? Нужно ли потомкам знать более глубоко развитие событий? Что нам нужно знать? | Строят цепочку получения необходимых знаний: когда? Кто они? Зачем? Ход действий, почему?... | Формирование нравственных чувств | Формирование представления о событиях | Определять цель, проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
| Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа их реализации: Какую мы поставим цель перед собой? Способы достижения цели? Если у вас вопрос, на который вы хотели особенно получить ответ. | Обдумывают проект будущих учебных действий (цели, способы реализации цели, план): -Ставят цель: Мы познакомимся с нашествием монголо-татар на Русь и попробуем ответить на главный проблемный вопрос: почему монголо-татары победили Русь? -Составляют в тетради план достижения цели: 1.новый враг 2.причины вторжения 2. Нашествия на Русь 3. Ответ на вопрос |
| Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. Планировать деятельность в учебной ситуации. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; –слушать и понимать других; Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
5. Реализация построенного проекта.
| 1.Организует работу с текстом и предлагает сформулировать вопросы к тексту. Текст (Приложение 2): «В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом…» 2.организует работу по группам 1 группа: 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение. Откройте учебник на стр. 97. Проведите исследование: почему русские князья потерпели поражение? Почему именно в то время монголы-татары приступили к окончательному нападению на Русь? Причины вторжения? 2 группа (работа с картой) «1.Рассмотрите карту на странице 101. 2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений. 3. Пользуясь легендой карты, исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами. 3группа (работа с текстом учебника стр.101, 3абз.)-Новгород, обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг» 3.направляет на завершение и уточнение общего характера нового знания, фиксирует возникшие затруднения, способствует к подведению итогов исследования. | Осуществляют реализацию построенного проекта: 1)Читают, анализируют текст и формулируют вопросы и ответы к тексту, например: 1) Какие из наших предположений текст подтверждает, а какие – опровергает? 2) Какие сведения, приведенные в тексте, для нас новы? 3) Какой вывод можно сделать на основании этого документа 4)Какой вывод о государственном устройстве и о монголо-татарской армии мы можем сделать? 2)работают в группе и проводят исследование: а)причин поражения на Калке б)причины вторжения в) путь продвижения по территории Руси (работа с картой) в) обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг» 3)уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность Способствовать эмоциональному восприятию материала. | Формирование навыков переработки информации и понимания текста; Находить на карте и устно комментировать события; Определять причины и прогнозировать следствия; Определять по датам век, этапы, место события Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения | Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации Формировать готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе Развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Формировать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Предлагает выполнить следующие задания по группам: 1 группе: (Рязань). Заполните пропуски в тексте (Приложение3) 2 группа (работа с историческим документом (Приложение4): 1.Прочитайте исторический документ «Повесть о разорении Рязани Батыем» и продумайте проблемные вопросы, поднимаемые в документе. Индивидуальные задания. Составьте рассказ по опорным словам: Крепость, 7 недель, князь Василько, злой город, Батый, весна, сопротивление, мужество. Крепость, 2 месяца, ловушка, злой город, штурм, бегство, Батый, весна, сопротивление, | Учащиеся в форме коммуникации ( в группах) выполняют логические задания: а)обсуждение и подбор нужной информации в тексте б) чтение и анализ документа, дискуссия на проблемные вопросы документа. Возможные варианты дискуссионных вопросов предлагаемые учащимися: • почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата? • почему выделили именно его среди защитников русских земель? • какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата В) озвучивают варианты ответов по опорным словам |
| Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности . Формировать логические рассуждения, умозаключения | Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения Создавать устные и письменные тексты. Развивать умение работать в паре, в группе, умение выдвигать гипотезы при решении задач, проблем. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| 1.Предлагает сформулировать с записью в тетради определения слов: «нойон», «тумен», «темник», «тысячник»… Проверяет ответы по заготовке на слайде. 2. Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта 3.Создает, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирует его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учащиеся самостоятельно выполняют индивидуальные задания в тетради и затем осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. Подводят итоги исследования, т.е. Причины поражения Руси. А) сильные стороны монголо-татар: ·Численное превосходство ·Железная дисциплина ·Военно-тактическое превосходство Б)Слабые стороны Руси: ·Феодальная раздробленность ·Отсутствие единой армии ·Техническая отсталость русских дружин | Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. | Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения делать выводы из сформулированных посылок. | |
8. Включение в систему знаний повторения.
| Выявляет применимость новых знаний. Читает вновь слова А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…», предлагает на основе полученных знаний на уроке и знаний всемирной истории доказать справедливость слов Пушкина. Дополняет аргументы детей словами Чаадаева: «необозримые равнины» Киевской Руси «поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока…» | Аргументируют слова Пушкина на основе новых полученных знаний и знаний из курса всемирной истории.
| Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий, аргументировать; Связывать исторические факты и понятия в целостную картину | Доказывают точку зрения автора аргументами, фактами. | |
9. Рефлексия в учебной деятельности.
| Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: Меня поразило….. Я узнал….. Мне было интересно….. Я восхищался….. Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо–татарского завоевания (город по выбору) | Завершают фразы предложенные учителем | Выявлять главное. Обобщать. Делать выводы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!
…И в те дни обрушилась беда на христиан.
…Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").
В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть». (по Л.Гумилеву)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Ингваревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись пушки и огнеметы (стенобитные орудия и камнеметные машины). Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Софийском (Успенском) соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Повесть о разорении Рязани Батыем
«В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе п
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."
Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....
Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"
Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь
Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь и получают задания на следующий, ...
конспект к уроку истории в 10 классе на тему: Монголо-татарское нашествие на Русь
рассчитан на 2 урока....
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"
Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"Конспект урока подготовлен с целью обобщения и систематизирования знаний по теме «Героическая борьба русских...