Рабочая программа по истории для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
данная рабочая программа предназанчена для обучающихся 8 класса средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_klass.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Место предмета в базисном учебном плане
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрении личностного развития и социализации учащихся, приобщая их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны дл понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Из них 28 часов Новая история,40 часов – история Отечества.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Школьный курс по в истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании. дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества, В этом заключается воспитывающая функция прошлого, истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностными и уникальности каждой личности. Акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
—научиться пользоваться информацией;
—научиться общаться;
—научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации и младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
УМК
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
- Левандовский А.А. История России. XIX век. – М.: Просвещение, 2012. – 272.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
Для учащихся 5-9 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
1. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их УУД
2. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 4-5 учащихся.
3. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, в зависимости от формы проверки (фронтальной или индивидуальной).
В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.
В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки УУД учащимися по предмету.
Общешкольный график контрольных мероприятий должен строго соблюдаться. Школа определяет следующие формы аттестации: текущая, промежуточная (по четвертям), итоговая.
1. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.
1.1. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся .
1.2. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля учащихся и их родителей на начало учебного года.
1.3. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, формированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если:
• он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
3. Отметка «З» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отметку "5" — получает обучающийся, если его письменная работа, в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" — получает обучающийся, если его письменная работа в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" — получает обучающийся, если его письменная работа в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" — получает обучающийся, если его письменная работа частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).
Отметка «1» — ответ не дан.
При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.
ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если
содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если
в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если
работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой. Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации. Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие.
На основании статьи 58 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Количество контрольных работ:
Класс | Виды контроля | Форма контроля | Время проведения |
8 | Входящий контроль. | Тестирование. | 2-3 неделя сентября |
Промежуточный контроль | Тестирование. | 2-3 неделя декабря | |
Итоговый контроль. | Тестирование. | 3-4 неделя апреля |
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над проектом | Критерии, соответствующие этапам | Характеристика критерия |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия | |
Результаты или выводы | Значимость | Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения |
Системность | Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы | |
Структурированность | Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта | |
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы | |
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности | |
Представление готового продукта | Презентабельность (публичное представление) | Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта |
Коммуникативность | Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности | |
Апробация | Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта | |
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта (таблица 3).
Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников.
Классификация проекта | Вид проекта | Количество дополнительных баллов |
По продолжительности | Среднесрочный | 1 |
По способу преобладающей деятельности | Исследовательский | 3 |
По количеству участников | Индивидуальный | 1 |
По предметносодержательной области | Монопроект | 1 |
По характеру контактов | Внутришкольный | 1 |
С учетом координации | С открытой координацией | 1 |
Апробация | Продолжение исследований по данной тематике | 1 |
Особое мнение эксперта | - | 1–2 |
Максимальное количество дополнительных баллов | 20 |
Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом (таблица 4).
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.
Количество набранных баллов | Уровень проекта |
до 60 баллов | Низкий уровень |
61-80 | Средний уровень |
81-100 | Выше среднего уровня |
101-120 | Высокий уровень |
Требования к уровню подготовки:
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
1. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
5. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Материально-техническое обеспечение программы:
CD проекты «Романовы», «История России», «Мировая историческая энциклопедия»,
Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/nh8.htm http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm http://www.proshkolu.ru/user/Elenarop/ http://svlk-history.blogspot.com/2009/02/8.html
Ресурсное обеспечение:
В комплект учебных материалов по предмету входят:
· учебники (в книжной и электронной форме);
· хрестоматии, сборники документов;
· настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
· рабочие тетради,
· сборники заданий, электронные обучающие программы;
· справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
· книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
· программно-нормативные документы;
· тематическое планирование;
· предметные и курсовые методические пособия;
· методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран проекционный
Специализированная учебная мебель:
Компьютерный стол
Список дополнительной литературы для учащихся и педагогов:
- Настольная книга учителя истории. Составитель Тюляева Т.И., М., «Астрель», 2003 год;
- Программы общеобразовательных учреждений. Новая история Объяснение нового, беседа 7-8 классы. Авторы: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., М., «Просвещение», 2007
- Программа и примерное планирование курсов новой истории 7-8 классы. Юдовская А.Я., .Ванюшкина Л.М., М., «Просвещение», 2005 год;
- Атлас с комплектом контурных карт.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Поурочное планирование. История России XIX век. Новая история XIX век. 8 класс
Дополнительная литература для учителя:
1. А.Б. Драхлер. Всеобщая история (Вопросы к олимпиаде). - М., «Владос-Пресс», 2002
2. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник \ Ред.-сост. Блохин В.Ф. – Смоленск, 1999.
3. В.П. Бутромеев. Всемирная история в лицах. Новое время.- М.: Олма-Пресс, 2000.-319
4. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Первый период.- М.:Высшая школа, 1986.-351
- Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
- Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Декабристы: биографический справочник. М., 1988.
- Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
- Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984.
- История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
- История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
- История первобытного общества. Эпоха родовой общины. М., 1986.
- История России. М., 1995. Т.1.
- Ключевский В.О. Соч. в 9 т. М., 1989. Т.5.
- Кюстин А. де. Николаевская Россия. М., 1990.
- Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале ХIХ в. М., 1989.
- Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины ХIХ столетия. М., 1990.
- Мультимедийный «Атлас по истории Древнего мира», Компания «Марис Мультимедиа» и «Новый Диск» , 2003
- Новая история. Первый период: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк. 1983.
- Поткина И.В., Сепунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР. 1990. № 4.
- Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.
- Рахматуллин М.А. Император Николай I и семьи декабристов // Отечественная история. 1995. № 6.
- Реформы второй половины ХVIII – ХХ в.: подготовка, проведение, результаты. М., 1989.
- Российские самодержцы. М., 1992.
- Сперанский М.М. Проекты и записки. М., 1958.
- Токарев А.С. Ранние формы религии. М., 1990.
- Томсинов В.А. Светило русской бюрократии (М.М.Сперанский).- М., 1997.
- Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. № 1.
- Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
Основная литература для ученика:
- 400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для школьника). М.: Дрофа, 2000.
- Зуев М.Н. История. Краткий справочник школьника, 5-11 кл. М.: Дрофа, 1997.
- Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история). / Сост. В.Б.Перхавко. - М.: Педагогика 1999.
- Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.-704 с.: ил
- Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.
Дополнительная литература для ученика:
- А.З.Манфред. Наполеон Бонапарт .-Мысль, 1989.-733 стр.
- Дом Романовых М. 1990
- Ишимова А.О История России в рассказах для детей С.-Пб 1992
- Князьков С. Время Петра Великого М. 1999
- Кулагин А.И. Правители России С. 1994
- Кулюгин А.И. Правители России С. 1994
- Павленко Н.И. Петр Первый и его время. Книга для учащихся. М. 1989
- Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси М. 1978
- Под. ред. Ю.Лимонова Россия XIХ века глазами иностранцев М. 1989
- Под. ред. Ю.Лимонова Россия XV - XVI веков глазами иностранцев М. 1989
- Под. ред. Ю.Лимонова Россия XVIII века глазами иностранцев М. 1989
- Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года Петрозаводск. 1995
- Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982
Календарно – тематическое планирование
Дата | № пп | Наименование разделов и тем с указанием вида урока | Кол-во часов | Планируемы результаты УУД | ||||
план | факт | |||||||
Всеобщая история (28 часов) | ||||||||
Становление индустриального общества | 5 | |||||||
1 | 1 | Индустриальная революция. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
2 | 2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
3 | 3 | 1 | ||||||
4 | 4 | Художественная культура XIX в. Семинар. | 1 | |||||
5 | 5 | Либералы, консерваторы, социалисты. Словарный диктант. | 1 | |||||
Строительство новой Европы | 8 | |||||||
6 | 1 | Консульство и образование наполеоновской империи. Входящий контроль. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
7 | 2 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Семинар. | 1 | |||||
8 | 3 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. Комбинированный урок. | 1 | |||||
9 | 4 | Франция Бурбонов и Орлеанов. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
10 | 5 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Комбинированный урок. | 1 | |||||
11 | 6 | Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Лекция. | 1 | |||||
12 | 7 | Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна. Словарный диктант. | 1 | |||||
13 | 8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Строительство новой Европы». Тестирование. | 1 | |||||
Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 4 | |||||||
14 | 1 | Германская империя в конце XIX -начале XX вв. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
15 | 2 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. Комбинированный урок. | 1 | |||||
16 | 3 | Франция: Третья Республика. Комбинированный урок. | 1 | |||||
17 | 4 | Италия. От Австрийской империи к Австро-Венгрии. Словарный диктант. | 1 | |||||
Две Америки | 4 | |||||||
18 | 1 | США в XIX в. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
19 | 2 | США в конце XIX в. Комбинированный урок. | 1 | |||||
20 | 3 | Латинская Америка. Семинар. | 1 | |||||
21 | 4 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Две Америки». Тестирование. | 1 | |||||
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма | 4 | |||||||
22 | 1 | Япония. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
23 | 2 | Китай, сопротивление реформам. Комбинированный урок. | 1 | |||||
24 | 3 | Индия. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
25 | 4 | Африка - континент в эпоху перемен. Комбинированный урок. | 1 | |||||
Международные отношения в конце XIX- начале XX вв. | 3 | |||||||
26 | 1 | Международные отношения. Защита проектов. | 1 | |||||
27 | 2 | Итоговое повторение. Комбинированный урок. | 1 | |||||
28 | 3 | Итоговое повторение. Промежуточный контроль. | 1 | |||||
История России. (40 часов) | ||||||||
Россия в I половине XIX века | 18 | |||||||
1 | 1 | Российская империя в начале XIX века. Вводная лекция | 1 | |||||
2 | 2 | Российская империя в начале XIX века. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
3 | 3 | Внешняя политика России в начале XIX века . комбинированный урок | 1 | |||||
4 | 4 | Внешняя политика России в начале XIX века. Беседа. Работа с историческим документом | 1 | |||||
5 | 5 | Внешняя политика России в начале XIX века. Тестирование. | 1 | |||||
6 | 6 | Россия после войны с Наполеоном. Лекция с элементами беседы | 1 | |||||
7 | 7 | Россия после войны с Наполеоном Словарный диктант | 1 | |||||
8 | 8 | Внутренняя политика Николая I | 1 | |||||
9 | 9 | Внутренняя политика Николая I. Беседа. Работа с историческим документом | 1 | |||||
10 | 10 | Социально-экономическое развитие России при Николае I. Самостоятельная работа по материалу учебника. | 1 | |||||
11 | 11 | Национальная политика Российской империи в первой половине XIX века. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
12 | 12 | Внешняя политика при Николае. Комбинированный урок I | 1 | |||||
13 | 13 | Общественное движение. Семинар | 1 | |||||
14 | 14 | Русская Православная Церковь в первой половине XIX века. Комбинированный урок | 1 | |||||
15 | 15 | Российская культура первой половины XIX века. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
16 | 16 | Российская культура первой половины XIX века. Комбинированный урок | 1 | |||||
17 | 17 | Итоги развития России в первой половине XIX века. Словарный диктант | 1 | |||||
18 | 18 | Россия в первой половине XIX века. Тестирование. | 1 | |||||
Россия во II половине XIX века – начале XX века | 22 | |||||||
19 | 1 | Великие реформы. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
20 | 2 | Великие реформы. Комбинированный урок | 1 | |||||
21 | 3 | Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. Лекция с элементами беседы | 1 | |||||
22 | 4 | Внешняя политика при Александре II. Словарный диктант | 1 | |||||
23 | 5 | Внешняя политика при Александре II. Тестирование | 1 | |||||
24 | 6 | Народничество. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
25 | 7 | Контрреформы 1880-ых гг. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
26 | 8 | Экономическое развитие России в 1880-1890-е годы. Комбинированный урок | 1 | |||||
27 | 9 | Российское государство и общество на рубеже XIX - XX веков. Комбинированный урок | 1 | |||||
28 | 10 | Россия в «концерте» мировых держав. Урок изучения нового материала | 1 | |||||
29 | 11 | Начало правления Николая II - последнего российского императора. Тестирование | 1 | |||||
30 | 12 | Марксистское движение в России. Лекция с элементами беседы | 1 | |||||
31 | 13 | Русская православная церковь во второй половине XIX века. Работа с документом | 1 | |||||
32 | 14 | Российская культура второй половины XIX века. Семинар | 1 | |||||
33 | 15 | Российская культура второй половины XIX века. Итоговый контроль. | 1 | |||||
34 | 16 | Россия во второй половине XIX века. Комбинированный урок | 1 | |||||
35 | 17 | Россия во второй половине XIX века. Словарный диктант | 1 | |||||
36 | 18 | Россия в XIX веке. Защита проектов | 1 | |||||
37 | 19 | Итоговое повторение. Урок - обобщение | 1 | |||||
38 | 20 | Итоговое повторение. Урок - обобщение | 1 | |||||
39 | 21 | Итоговое повторение. Урок - обобщение | 1 | |||||
40 | 22 | Итоговое повторение. Урок - обобщение | 1 | |||||
Всего: | Всеобщая история | 28 часов | ||||||
История России | 40 часов | |||||||
Итого: | 68 часов |
Всеобщая история (28 часов)
Тип занятия | Тема, содержание | № урока |
Защита проектов | Новое время. XIX век. | 26 |
Словарный диктант | Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм, Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия», Радиоактивность, микрочастица, пастеризация, Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм, карикатура, либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм | 5 |
Плебисцит, амнистия, авторитарный, режим, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз, Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира», Финансовая аристократия, луидор, дублон, Антиклерикал, сантим, авторитарный режим, Канцлер, Северо-германский союз, карбонарий, Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш | 12 | |
Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм, Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта, Радикал, коррупция, атташе, Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя | 17 | |
Семинар | Художественная культура XIX в. | 4 |
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 7 | |
Две Америки | 20 | |
Проверочные работы | Входящий контроль | 6 |
Промежуточный контроль | 28 | |
«Строительство Новой Европы» | 13 | |
«Две Америки» | 21 |
История России. (40 часов)
Тип урока | Тема, содержание | № урока |
Защита проектов | Россия в XIX веке | 36 |
Проверочные работы | Итоговый контроль | 33 |
Российская империя в начале XIX века | 5 | |
Россия в первой половине XIX века. | 18 | |
Великие реформы | 23 | |
Развитие России в 1880-1890-е годы | 29 | |
Семинар | Общественное движение. | 13 |
Российская культура второй половины XIX века. | 32 | |
Словарный диктант | дворцовый переворот; «Негласный комитет», министерства, указ о «вольных хлебопашцах», Государственный совет; конституционный проект, сословия, крепостное право, капиталистические отношения, внешняя политика, антифранцузские коалиции, континентальная блокада, -патриотический подъём, отечественная война, генеральное сражение, редуты, партизаны, военные поселения, крепостное право, конституционный проект, тайные общества | 7 |
самодержавие, кодификация законов, кредитные билеты, обязанные крестьяне, государственные крестьяне, волости, сельские общества, тайная полиция, Третье отделение императорской канцелярии, теория официальной народности, сельскохозяйственная (аграрная) страна, мануфактура, фабрика, промышленный переворот, текстильная фабрика, машиностроение, автокефальная церковь, Святейший синод, митрополит, патриарх, Епархия, архиерей, подвижники, пустынь, старец, преподобный, катехизис, канонизация, культура, масонство, образованное общество, золотой век русской культуры, ампир, романс, государственный гимн. | 17 | |
реформа, надел, крепостное право, выкупные платежи, круговая порука, временнообязанные отношения, земства, гласные, городская дума, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, аграрная страна, государственный бюджет, аграрно-индустриальный характер экономики, акционерные общество, таможенный протекционизм, индустрия. | 22 | |
монархическая власть, уезд, сословия, классы, « концерт» мировых держав, « союз трёх императоров», Тройственный союз, Договор перестраховки, военная конвенция, золотое обеспечение, винная монополия, Транссиб, международная конференция по ограничению гонки вооружений, Международный суд, социализм, народничество, марксизм, «передвижники», реализм, импрессионизм, | 33 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА
Зарубежная история
1. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
2. Майн Рид. Всадник без головы.
3. Дж. Фенимор Купер. Прерия.
4. Марк Твен. Приключения Гекльбери Финна. Приключения Тома Сойера.
5. Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Дэвид Копперфильд.
6. Э. Л. Войнич. Овод.
7. А. Стендаль. Ванина Ванини.
8. И. В. Гёте. Фауст.
9. В. Гюго Отверженные.
10. Э. Потье. Интернационал.
11. А. Дюма. Граф Монте-Кристо.
12. К. Маркс. Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии.
13. О. Уальд. Портрет Дориана Грея. Кентервильское привидение.
14. О. де Бальзак. Гобсек. Евгения Гранде.
Отечественная история
15. Ю. Тынянов. Кюхля. Пушкин. Подпоручик Киже. Смерть Вазир-Мухтара.
16. Н. Я. Эйдельман. Прекрасен наш союз. Твой XIX век. Большой Жано. Первый декабрист.
17. А. Гончаров. Фрегат «Паллада».
18. А. Н. Толстой. Детство Никиты.
19. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Хаджи-Мурат.
20. И. С. Тургенев. Бежин луг. Тупейный художник. Левша.
21. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.
22. Л. Кассиль. Кондуит и Швамбрания.
23. К. Чуковский. Серебряный герб.
24. П. А. Кропоткин. Записки революционера.
25. А. И. Деникин. Путь русского офицера.
26. А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом.
27. Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.
28. Э. М. Ремарк. На западном фронте без перемен.
29. М. Горький. Мать.
Россия в первой четверти XIX века
1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
2. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. - М., 1997.
3. Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. - М., 1999.
4. Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001.
5. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.
6. 1812 год в воспоминаниях современников. - М.. 1995.
7. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
Россия во второй четверти XIX века
1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
2. Казиев Шапи. Имам Шамиль. - М., 2001.
3. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. - М., 1990.
4. Шильдер Н.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование. В 2-х тт. - М., 1997.
5. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. - М., 1991.
Россия в правление Александра II
1. Великие реформы в России (1856-1874) (Сборник) под ред. А.Г. Захаровой.- М., 1992.
2. Виноградов В.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. - М., 1978.
3. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни России. - М., 1993.
4. Епанчин Н.А. На службе трёх императоров. Воспоминания. М., 1996.
5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
6. Керсновский А.А. История Русской Армии.- М., 1999.
7. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1998.
8. Ляшенко Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств. - М., 2002.
9. Потто В.А. Кавказская война. - Ставрополь, 1994.
10. Павленко Н. И. Пётр Первый / Н. Павленко. — М.: Молодая гвардия, 1975.
Внутренняя и внешняя политика Александра III
1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 1998.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
3. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. - М., 1991.
4. Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. 1992. № 11-12.
5. Твардовская В.А. Александр III // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...