Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX века (по уставам 1804 и 1828 года)
статья по истории (8 класс) по теме
В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года привели к этим перестройкам и Россию. Основной причиной реформ был кризис крепостничества в России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)
В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года привели к этим перестройкам и Россию. Основной причиной реформ был кризис крепостничества в России.
1804 г. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» положил начало организации государственной системы начального, среднего, высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народного образования.
Особенностью нового устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием - Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы – дирекции народных училищ.
Прогрессивными чертами устава 1804 года были:
- установление преемственности между приходскими, уездными училищами и гимназиями;
- объявление школ бессословными;
- отказ от изучения Закона Божьего;
- продолжение реформ Петровского времени.
С 1804 года в России была введена государственная система преемственности связанных между собой школ: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), губернские гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Каждое нижестоящее учебное заведение готовило к поступлению в последующее. Обучение во всех школах было объявлено бесплатным. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет (Петербургский с 1819 года), управляющий всеми учебными заведениями на территории округа. Ректор университета имел право вмешиваться в дела гимназий. Директору гимназии подчинялись все уездные училища. Директору уездного училища подчинялись директора приходских училищ.
В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика, риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование.
После Отечественной войны 1812 года. Царское правительство отказалось от устава 1804 года. С 1811 года вводится закон Божий, усиливается сословность и религиозное руководство в образовании. В 1817 году министерство народного просвещения преобразуется в министерство духовных сил и народного образования.
Уже по расписанию 1818 года гимназический курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий. Латинский, немецкий и французский), чистая математика, начало механики, опытная физика, естественная история и рисование. В 1819 году вводилась плата за обучение во всех школах.
Все эти изменения получили ход в «Уставе гимназий и училищ» 1828 года, состоящий в ведении университетов. Этот устав провозгласил принципа православия самодержавия и народности. Новый устав усиливал бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В этих же целях была прервана преемственная связь между уездными училищами и гимназиями. В приходских и уездных училищах, в младших классах гимназий разрешалось применять физические наказания учащихся.
Положительные моменты в новом уставе были: увеличение сроков обучения – курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до семи, увеличение окладов содержания и улучшение положения о пенсиях учителей.
Реакционные гонения на школы усилились после того, как правительству стало известно о влиянии на молодежь тайных организаций декабристов, Николай I объявил, что одной из его причин является деятельность профессоров и учителей. Ввиду того что гимназии и университеты, предназначенные для дворянства, заполнились разночинцами, был проведен ряд мероприятий, затрудняющих проникновение в средние и высшие школы лиц недворянского происхождения.
В 1835 году были ограничены права и автономия университетов. Университеты лишались права руководить школами и создавать учебное общество. Все учебные заведения были переданы в ведение попечителей уездного округа.
Идеологической основой этой школьной политики являлось требование правительства проводить воспитание и образование на началах «православия, самодержавия и народности». Стремясь укрепить путем воспитания расшатывающийся самодержавно-крепостнический строй, царизм упорно прививал подрастающим поколениям православно-религиозное мировоззрение, воспитывал в них преданность самодержавной монархии, убеждение в том, что основой русского народного быта является крепостное право.
В этот период развивалась просветительская деятельность декабристов:
- признание действенным средством распространения грамотности в народе – система взаимного обучения. Было организовано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения»;
- организация школ в своих поместьях. Видные деятели того времени Одоевский, Белинский, Добролюбов.
Одоевским был предложен проект об устройстве школ, где он обосновал идею всеобщего и всестороннего образования. Пропагандировал среди крестьян выступал за общую и народную школу и учительство из народа.
В 1830-е – начале 40-х годов происходит рост школ. Возникает новый тип учебных заведений – училища для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для государственных учреждений.
Необходимость подготовки грамотных мастеровых побудила начальство Александровского завода открыть училище для детей мастеровых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение ин.языкам в системе среднего и высшего образования.
Роль ин.языка в современном мире....
Средняя и высшая школы – как система непрерывного образования и воспитания одаренных детей в области экологического образования
Статья в сборнике ККИДППО...
Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования
«Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности»...
Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)
В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание дека...
Интегрированный урок английского и русского языков «Мир твоих возможностей: высшее образование в России и Норвегии»
Интегрированный урок английского и русского языков "Мир твоих возможностей: высшее образование в России и Норвегии" с элементами игровой технологии, проблемного мышления проводился в рамках межмуницип...
творческий проект на тему «Организация обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
этот материал можно использовать при планировании учебных пятидневных сборах...
ФГОС СОО ( 10 -11 классы) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования(ФГОС С(П)ОО)
Презентация , лекция курсов повышения квалификации по программе " Современный урок: технологии реализации ФГОС". Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании услов...