Фестиваль "Песня в шинели", посвященный 9 Мая.
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Материал для проведения внеклассного или внешкольного мероприятия. Для учащихся 9-11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_v_shineli_stsenariy.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль «Песня в шинели», посвященный Дню Победы.

Подготовлен и проведен: Скрынник М.В. (учитель истории)

Техническое обеспечение: Легостаева Е.А. (зам. директора по ИТ)

Цель:  воспитание патриотических чувств у школьников.

Задачи:

- формирование у учащихся любви к Родине;

- готовность укреплять основы общества и государства;

- развитие творческих способностей у детей.

Для воевавших война никогда не кончается.

                                                                                         Курцио Малапарте.

Человека можно уничтожить, но нельзя победить.

                                                                                       Эрнест Хеменгуэй.

Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление.

                                                                                       Виктор Гюго.

Разум человека – это просто разум. Разум Человечества – это мир.

                                                                               Роберт Рождественский.

 Каково бы ни было наше сегодня, мир – это наше завтра!

СЦЕНАРИЙ.

Слайды к композиции «Русь» выступление 7 класса «А»

В 1. В истории нашей страны много войн.  Еще со времен основания русского государства совершались неоднократные попытки захватить, поработить нашу землю.

В 2.  22 июня 1941 года началась пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной войны. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто пережил все тяготы и горести этих лет.

В1: Дорогие, ребята, уважаемые  гости, приближается   великая святая дата для всего нашего народа - 9 мая  - День Победы!

В2: Вот уже 67 лет отделяет нас от той памятной  даты, от тех грозных лет, когда окончилась Великая Отечественная война, когда наш народ совершил неоценимый ратный подвиг и отстоял свою родную землю.

В1: Мы гордимся этой Великой Победой, нашим народом, победившим войну.

В2: Никогда не забудем мы слезы, боль и горечь утрат, нанесенных войной.

В1: Памяти павшим и живым героям ВОВ мы посвящаем наш фестиваль инсценированной военно-патриотической песни «Песня в шинели».

В1. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

 В1: То грустная, то вольная, как ветер,

       То грозная, зовущая на бой,

       Подруга-песня! Нет нигде на свете

       Другой такой подруги дорогой,

В2: С тобой рождались, жили, умирали,

       В тебе народ всю душу открывал…

       Тебя в походах деды запевали

       И сыновьям отец передавал.

 Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

В 1 С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

В2. В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, более шестидесяти лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.  

Звучит финал песни «Священная война».

В1. Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

В2. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

5 «А» класс: « Солдаты, в путь, в путь, в путь…»

 В 1. Знали люди, что война — это пропасть, это гибель…  Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

В 2. Письма  простые, наивные, но, сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату.

8 А» «Ах, война, что ты сделала подлая»

В 1.  Если вспомнить военные фильмы, то в каждом из них поют песни солдаты, матросы, танкисты, партизаны, летчики. У каждого, пришедшего с войны была своя песня. И у каждой песни своя история…

В 2. Песня «Смуглянка»  была частью сюиты, написанной композитором Новиковым и поэтом  Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны.. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был потерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами.

В 1. Впервые ансамбль спел песню в 1944 году. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.

7 «Б»  «Смуглянка»

В1. 
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

В 2. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

10 «А»  «Путь-дорожка, фронтовая»

В1.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить…
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.

В 2. Жить… Жить чтобы победить, чтобы отстоять свою землю, свою свободу. И каждый бой для солдат был как последний…

9 «А» «Последний бой, он трудный самый...»

В 1. Женщина  и война… Это "соединение” переворачивает все смыслы, заставляет изменить привычное восприятие реальности. Зло в этом случае вдруг приобретает такой вселенский размах, что, кажется, будто в мире вовсе не было и нет добра, и что именно жестокость является правдой жизни.

В 2. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще - ждать мужчин, уходивших на войну. Образ женщины несет с собой тепло и уют, нежность и покой а, главное, он несет с собой любовь, без которой немыслимо для человека счастье. Именно за любовь и счастье должны сражаться настоящие мужчины, и именно необходимость защиты дома, женщин и детей способна хотя бы отчасти оправдать войну… Если гибель солдата - это подвиг во имя жизни, то гибель женщины - это гибель самой жизни.

6 «А»  «Зинка»

В 1.

Это имя — как гром и как град:

Петербург, Петроград, Ленинград.

Заложенный Петром 1 в 1703 году на болотистом берегу Невы, он стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это девятисотдневная блокада. В кольце оказалось около 3 миллионов человек. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и заставят ленинградцев сдаться.

В 2. Блокадников, тех, кто помнит сами дни блокады, осталось уже очень мало, в основном те, кто были детьми. Многие из них рассказывают об этом крайне редко, часто отказываются совсем. Извиняются, но не могут. Очень тяжело. Для послевоенного поколения блокада — больная  тема… Нам, родившимся много позже войны, многого уже не понять, ничего подобного не пережить.

9 «Б» . Ленинградские мальчики.

В комнате -  двенадцать  человек,
  Спим, к печурке  сдвинулись  поближе.
  Если  рядом -  стужа, холод, снег,
  Поселившись вместе, легче  выжить.
  И  с утра, когда  метель опять
  Штору  через  щель  в  окне  колышет,
  Я, проснувшись, перед  тем, как  встать,
  Вслушиваюсь – все ли  дышат ?

 

5 «Б»  «Им было всего лишь двенадцать»

В 1. Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удается никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию.

В2.  Так же, как и нет меры цинизму,  жестокости  и бесчеловечности тех планов, которые вынашивали фашисты. Одним из них был «План  „Ост“». Он был разделён на два — «Малый план» и «Большой план». Малый план предстояло провести во время войны. На Большом плане немецкое правительство хотело сосредоточиться после войны. План предусмотрел различный процент германизации для покорённых славянских и других народов. «Негерманизированные» должны были быть выселены в Западную Сибирь или подвергнуты физическому уничтожению. Исполнение плана должно было гарантировать, что завоёванные территории приобрели бы безвозвратно немецкий характер. Всем хорошо известны концлагеря Освенцим, Майданек, Треблинка, Бухенвальд.  

8 «Б» «Бухенвальдский набат»

В 1. В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что  имеем, мы обязаны тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, невозможно было выжить.

В 2.

Помните!
Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда -
Помните!

Покуда сердца стучатся -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, Помните!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

В 1. Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время — какое счастье, какая радость!

В 2. Испытало нас время свинцом и огнем, 
Стали нервы железу под стать. 
Победим. И вернемся. И радость вернем. 
И сумеем за все наверстать. 
Неспроста к нам приходят неясные сны 
Про счастливый и солнечный край. 
После долгих напастей недружной весны 
Ждет и нас ослепительный май. 
А. Сурков, 1942 г.

Поразительно пророчество поэта Суркова, написавшего эти строки в 1942 году: нас ждал «ослепительный май» — победный май 1945 года. Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. 

6 «А» «Майский вальс»

В 1. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

В 2.  А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.  Спасибо всем, кто принял участие в нашем фестивале. Всех нас, друзья, с наступающим  великим праздником -  Днем Победы!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга

194362, СПб, п. Парголово, Осиновая Роща, Школьный переулок, дом 1

 Согласовано                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по ВР                                          Директор ГБОУ  школы № 471

Газизова Е.В.                                                       Сидорова И.В.  

___________________                                        _______________________

Сценарий

Фестиваль «Песня в шинели», посвященный Дню Победы.

Цель:  воспитание патриотических чувств у школьников.

Задачи:

- формирование у учащихся любви к Родине;

- готовность укреплять основы общества и государства;

- развитие творческих способностей у детей.

Разработан, подготовлен и проведен: Скрынник М.В. (учитель истории)

Техническое обеспечение: Легостаева Е.А. (зам. директора по ИТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»"

Цели урока:- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представ...

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района  слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...

Фестиваль "Песня в шинели", посвященный 9 Мая.

Материал для проведения внеклассного или внешкольного мероприятия. Для учащихся 9-11 класса....

Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».

Урок  литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....

Сценарий конкурса патриотической песни, посвященного 73-й годовщине Великой Победы, "Песня в военной шинели"

Сценарий общешкольного мероприятия будет полезен классным руководителям, учителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительгого образования. Материал предназначен для учащихся 5 - 11 классов....

Общешкольное мероприятие, посвященное Дню Победы "Песни в солдатской шинели"

Данное мероприятие посвящено военной песне. Каждый класс готовил одну песню. Это дало возможность сплочить всю школу, привлечь всех детей. Ведущая знакомила всех присутствующих с историей создания дан...

Сценарий внеклассного мероприятия "Песня в солдатской шинели", посвященного Дню Победы

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи: Развивать интерес обучающихся к...