Сценарий внеклассного мероприятия "Песня в солдатской шинели", посвященного Дню Победы
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества. 

Пропагандировать песен военных лет и стихотворений военной тематики.

Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, презентация к стихотворениям с картинами боев и сражений, видео презентация о Великой Отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_v_soldatskoy_shineli._stsenariy.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Вед.1  

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем празднике «Песня в солдатской шинели». Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымлённым дорогам войны до победного её окончания. Она помогала народу выстоять и победить.

Вед.2  

Прошли годы, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их, прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен-истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Вед 1.  

Привезли солдата в медсанбат,

Врач сказал: «не доживёт до ночи».

«Мне бы песню…», - прошептал солдат:

«Я до песен с давних лет охочий…»

Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело,

И, сестра, усталая сестра

До рассвета над солдатом пела.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

Вед.2  

19 апреля 1943 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк» с подзаголовком «Песня», а нот не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты. Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Песню «Огонёк» с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста – Михаил Исаковский, а музыка – народная.

Вед 1.

 Песня «Огонёк» прозвучит в исполнении _____

Вед. 2

Стихотворение  Юрия  Пестерева
«Выстраданное счастье» читает ________
Над синей речкой, в переулке Малом,
В далёком прошлом, на краю села,
Где зорька красной ягодкой пылала,
Маруся мужа преданно ждала.

Солдат бесстрашно на войне великой
Сражался за победу до конца,
Когда упал в кровавой схватке с криком, 
Жена присела на ступень крыльца.

Я помню день, как в хату похоронку
Принёс почтарь Игнат, как он молчал...
Прокралось горе в тихую сторонку.
Вползла под сердце чёрная печаль.

Маруся зарыдала в одночасье,
Но с горем пополам пришла в себя:
"А может, пуля не убила счастье?
А может, всё напутала судьба?"

Маруся снова в поле рожь косила,
А с фронта Ваню всё равно ждала.
Откуда баба находила силы?
Как выстоять родимая смогла?

В лихие годы духом не упала,
Ждала, когда метелица мела, 
Ждала, как чудо в переулке Малом,
Не только в хате на краю села.

И выстрадала счастье молодушка, 
Пришёл войной израненный солдат.
И пил солдат вино "из медной кружки",
Скупой слезой туманя горький взгляд.

Пришёл домой солдат под голос меди,
Есть на двоих с Марусей пара ног...
Звучал на всю округу марш Победы,
Встречая кавалера орденов.

...Маруся мыла мужа в жаркой бане,
Чтоб смыть следы войны и отстрадать,
"Поддай ещё!" - кричал упрямо Ваня.
Лилась с полока божья Благодать

Вед. 1

Стихотворение «На Невском замерло движение…» Роберта Рождественского читает _______________

На Невском замерло движение...
Не ночью, нет-средь бела дня .
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла-
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем...

А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
-Кусочек этот бы тогда-
И сына б я не потеряла.

-Кусочек этот бы тогда...
Кусочек этот бы тогда...
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах...

А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок.
Лежащий здесь...у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь...
Кто бросил Хлеб-тот отнял жизнь.

Кто предал Хлеб?
Его вину суду погибших предаю.
Священный ленинградский Хлеб-
Сто двадцать пять священных граммов-

Лежит в музее под стеклом,
Свидетель мужества по праву...
На Невском замерло движенье...
Седая мать, печаль храня,
Кусок израненного Хлеба
В руках натруженных несла.

 Вед.2  

Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской дружбе, о верности, о коротких минутах славы. Они учили людей стойкости и ненависти к врагу. Они поднимали настроение солдат, помогали легче переносить разлуку с близкими, вселяя веру в победу.

Вед. 1

Дорогие друзья, сейчас на сцену выйдет __________. Песня, которую она выбрала для фестиваля, настолько искренняя и пронзительная, что многие принимают ее за песню, написанную в годы войны.

Вед. 2

Но она написана в 2011 году. Песня увидела свет в 2012 году благодаря группе “Герои”. Группа “Герои” решила написать строки  в память о минувших днях, но авторы  посмотрели на победу с другой стороны — они описали совсем юных мальчиков, которые только несколько дней назад попрощались со школой и встречали рассвет вместе со своими одноклассниками, а сегодня они уже полноценные солдаты, еще пока не знающие всей жути войны и не державшие в руках автомат. У них еще пока новые, не испачканные кровью и землей гимнастерки, с собой письмо от мамы, в которое самый родной человек вложил все свои мысли, переживания и молитву за своего сына, который вынужден так быстро повзрослеть.

Вед. 1  

Авторы песни призывают человечество помнить имена тех героев, которые бросили все: семью, работу, любимых жен, родителей и отправились на фронт, чтобы большая счастливая семья, любимая работа была у следующих поколений. Чтобы у них была возможность построить такую жизнь, о которой они мечтают.

Вед. 2

Про «закаты алые» поет ________

Вед. 1 

Стихотворение  Анны  Гайдамак «СБЕЖАЛ МАЛЬЧИШКА НА ВОЙНУ» читает _____________



Мальчишка, рыжий, конопатый,
Сбежал из дома на войну.
Он мстить пошёл за гибель брата -
Двенадцать было пацану.

На крыше гулкого вагона
Он ехал в зарево войны.
На запад мчались эшелоны,
Чтоб защитить покой страны.
На незнакомом полустанке
Остановился эшелон,
И вдруг донёсся голос:
- Танки!
От взрыва вздыбился вагон.
Надрывный голос паровоза
Перрон задымленный пронзал,
Как будто всей земле угроза.
А он один на помощь звал.
Смешалось всё в одно мгновенье -
Огонь и смерть со всех сторон,
И ниоткуда нет спасенья,
Полуживых предсмертный стон.
От эшелона с полустанком
Остался пепел лишь и дым,
Ушли вперёд куда-то танки,
А он, мальчишечка, один...
Один... И что же делать дальше?
Вернуться может быть домой?..
Не страшно ли тебе, мой мальчик,
Ведь ты здесь встретился с войной?
Ты мал ещё держать винтовку,
Идти в атаку на "ура".
В домашних играх был ты ловкий,
Но здесь другая, брат, "игра" -
"Игра" со смертью постоянно,
А враг силён, ты это знай.
К Москве он рвётся неустанно -
И весь в огне передний край.
Но разве нашего мальчишку
Возможно этим напугать?
Он будет мстить за брата Мишку:
Так воспитала его мать.

Прорвали танки оборону,
Не удержал их батальон,
И на исходе все патроны,
Утих последний чей-то стон.
Через разбитый полустанок
Вёл командир своих бойцов.
Не знал никто, что с ними станет,
Где взять приказы из штабов.
И ко всему не раз готовый,
Вдруг растерялся командир:
Пред ним стоял пацан суровый.
Среди пожарища... один...
И в ту минуту понял каждый,
Что, коль мальчишки рвутся в бой,
Вдвойне фашист уже не страшен,
Хоть он мальчишка, но какой!
С тем командиром наш мальчишка
Встречал Победу майским днём,
Он отомстил за брата Мишку!
Такими вот и мир спасён…

Вед. 2 

Стихотворение «ВЕЧЕР 44-го» исполнит __________

Хмурый неуютный зимний вечер.
Шёл уже четвёртый год войны.
У окна, накинув шаль на плечи,
Мать ждала, когда придут сыны.
Старший был высокий и плечистый,
Инженер, закончил институт,
Только собирался пожениться,
Утром просыпается и тут –
Левитан суровым басом скорбным
Словно громом поразил страну:
Без предупрежденья, вероломно,
Гитлер ночью развязал войну.
Сын вскочил: сапог, другой, притопнул,
От буханки хлеба отломил,
«Мать, я скоро!» – крикнул, дверью хлопнул…
И удар дверной в ушах застыл…
Дни, недели, месяцы бежали,
От него всё нет и нет вестей.
Месяцы морщины умножали,
А от сына нету новостей…
Младшенький, подросток конопатый,
Был смышлёный, судя по всему.
И боясь, что убежит за братом,
Строгий мать запрет дала ему.
Но мальчишеское сердце рвётся, рвётся,
И однажды мать, придя домой,
Думала, что сердце разорвётся:
Дом пахнул с порога тишиной.
Сердце хрустнуло, как ветка у берёзы,
Шёл уж ей шестой десяток лет,
И стекали горестные слёзы,
На подушке оставляя след…

Вед. 1

Удивительна судьба песни «Синий платочек». Перед самой войной в Москву прибыл польский джаз. Среди музыкальных новинок поляки привезли «Синий платочек». Именно тогда Клавдия Шульженко его услышала впервые. «Музыка понравилась, а слова так себе, - вспоминала она позже , – слишком банальные».

Вед. 2

И вот однажды она пела для тех, кто работал «На дороге жизни», возил хлеб в блокадный Ленинград. Пела ночью. Тогда и подошел к певице лейтенант Михаил Максимов и предложил листок с сочиненными им стихами на музыку «Синенького платочка». Стихи сразу понравились Шульженко. С тех пор не было ни одного концерта певицы, в котором бы не звучала эта песня. Эта песня дошла с боями до Берлина.

Вед. 1

 Песню «Синий платочек» исполняет ____________

Вед. 2

Стихотворение «Сороковые» Давида Самойлова читает _________

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Вед.1

Наступил страшный 1941 год, который отметился началом жестокой войны, ставшей потрясением и тяжелейшим испытанием для советских людей, от мала до велика вставших на защиту своей Родины. На фронте солдаты героически сражались с коварным врагом, а в тылу женщины и дети совершали трудовые подвиги, чтобы обеспечить армию всем необходимым. В то тяжёлое для страны время композиторы и поэты активно создавали произведения, которые поднимали моральный дух бойцов и тружеников тыла, и конечно же, не оставалось в стороне и народное творчество.

Вед.2

В этом источнике мудрости широкое распространение получили так называемые песни переделки, то есть на известные мелодии сочинялись тексты с насущной для того времени военной тематикой. Вот и мелодия старинной шахтёрской песни «Коногон» "ушла на фронт". Её мотив лёг в основу многих фольклорных переделок у представителей различных родов войск. В каждой из них описывались подвиги героев лётчиков, матросов, партизан, ракетчиков, десантников, однако самой известной стала версия о танкистах.

Вед.1

Популяризации песни «На поле танки грохотали», хорошо поспособствовал замечательный советский писатель Виктор Курочкин. С текстом песни можно было познакомиться в его повести «На войне как на войне», опубликованной в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Это произведение не осталось без внимания кинематографистов и в 1968 году на студии «Ленфильм» режиссёром Виктором Трегубовичем по нему был снят одноимённый фильм, в котором песню о погибших танкистах поёт, находясь на отдыхе в крестьянской хате, экипаж самоходной артиллерийской установки. Кинолента, не только правдиво, но и с юмором повествующая о героических военных буднях, сразу завоевала любовь зрителей и потому звучащая в нём трогательная баллада в исполнении замечательных актёров Федора Одинокова, Олега Борисова и Виктора Павлова запала людям глубоко в душу.

Вед.2

А сейчас песня «На поле танки грохотали» прозвучит в исполнении __________

Вед. 1

Стихотворение «Баллада о красках» Роберта Рождественского читает _______

Был он рыжим, как из рыжиков рагу.
Рыжим,  словно апельсины на снегу.
Мать шутила,  мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила…»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным,  будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она,  говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом,  в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь  и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила,  не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей.  Повезло ей!  Повезло!—
Оба сына воротилися в село.
Оба сына. Оба-двое.  Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось…
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы — смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.

Вед. 2 Стихотворение «Русская берёза» Марии Костынюк читает _____

Здесь небо с землёю смешались когда-то,
Горела земля, канонада гремела.
Здесь все до единого пали солдаты,
Лишь чудом берёзка одна уцелела.

Огнём опалило листочки и ветки,
Осколки и пули изранили тело.
Вокруг догорали берёзки-соседки,
Но жизнь сохранить ей судьба захотела.

Осталась одна на высоком пригорке,
Открыта ветрам и бушующим грозам.
Смотреть на неё и светло мне и горько,
До боли, до стона родная берёза!

Как русская женщина лиха хватила,
Но каждой весной распускала листочки.
В ней русская гордость и русская сила!
И вот подрастают красавицы дочки.

Стоит обелиск у берёзы корявой...
У горла комок и горячие слёзы.
Им вечная память и вечная слава:
Погибшим героям и русской берёзе.

Вед.2  

Память – в каждом сердце. Память – от поколения к поколению. Не проходит и года, чтобы на экране не появился новый фильм о событиях военных лет.  Драма Василия Аксенова под названием «Московская сага» - это история семьи известного московского хирурга, профессора Бориса Никитича Градова. Рассказ начинается с 1925 года и ведёт читателя с героями саги через войну, Победу и послевоенное восстановление страны. Композитор Александр Журбин   написал музыку к песне «Тучи в голубом»   специально для фильма. Текст принадлежит перу Петра Синявского. Он известен, прежде всего, как детский автор, но также пишет стихи и музыку для театра и кино, часто вместе  с Журбиным. Мотивы песенного текста восходят к первоисточнику - роману В. Аксенова, где упоминаются стихи про "тучи в голубом".

Вед. 1  

Песню «Тучи в голубом» исполнят ________

Вед. 2

Стихотворение Эдуарда Асадова — «Помните» читает _________

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: — Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена… А если неженатый,
То девчонка — лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем — невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля…
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.

И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица…

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.

На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!

И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас

Вед.1 

Стихотворение «Бессмертный полк» исполняет ________
Военных лет затихло эхо где-то,
Сражений гул под мирным небом смолк,
Но в День Победы с фотографий и портретов
Герои смотрят – наш Бессмертный полк.

Здесь генералы, офицеры с рядовыми…
Им салютует русская земля,
Сыны и дочери и павшие с живыми
У стен проходят древнего Кремля,

По площадям, по улицам России –
Плечом к плечу – с потомками в строю.
Их подвиг помним, поимённо не забыли,
Погибших всех, - за Родину в бою.

Колонны, словно реки, - бесконечны,
Поднялись сёла, встали города,
В Бессмертный полк зачислены навечно,
Солдата слава не померкнет никогда:

На Волге Сталинградская твердыня,
Блокадный Ленинград и Курская дуга,
Знамёна красные поднятые в Берлине,
Парад Победы, майская Москва…

Освободители! – пусть знает правду каждый,
И даже если гул сражений смолк,
На страже рубежей стоит отважно
Защитник-воин – наш Бессмертный полк.

Хор исполняет попурри.

Ведущий 2

Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный песням  в солдатской шинели, посвященный памяти тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Но есть память, которой не будет конца, - это ваша память, ребята. Помните о погибших.  Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает и что все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым и делать счастливыми других. А это в наших с вами  силах.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины, посвященного Дню Победы. Тема: "Сороковые, роковые..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для проведения заочной исторической викторины среди обучающихся школы с 1 по 11 класс (вопросы и задания представлены разного уровня слож...

Сценарий конкурса чтецов «Родную землю отстояли», посвященного Дню Победы.

Цель: познакомить с историческими  фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспит...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Бессмертный полк», посвященной Дню Победы для 5-11 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции ориентирован на учащихся 5-11 классов. Ученики рассказывают истории о судьбах и подвигах своих прадедов - участниках Великой Отечественной войны. (Для напис...

Сценарий общешкольного смотра строя и песни, посвященного Дню Победы

Это традиционное и любимое всеми учениками и уителями мероприятие, приуроченное ко Дню Победы...

Сценарий праздника "Поклонимся великим тем годам...", посвященный Дню Победы в ВОВ.

Сценарий праздника "Поклонимся великим тем годам...", посвященный Дню Победы в ВОВ....