Конспект урока "Устройство Римской империи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Конспект урока по истории для 5 класса по теме "Устройство Римской империи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Устройство римской империи.

Цели урока.

  1. Познакомить учащихся  с устройством римской республики;
  2. Выяснить, какова роль Сената в Риме;
  3. Познакомиться с устройством войска;

Оборудование: карта «Древней Италии», учебник.

Основные понятия: Сенат, плебеи, патриции, консул, легион, легионеры.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Актуализация знаний учащихся по теме древний рим.

А) Подготовка устного ответа по карточке.

1. В честь кого город получил такое название?

2. Какие занятия существовали у древних римлян?

3. Какая система управления у них была?

Б) Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова

А) Италия расположена на ( 1…….) полуострове. Слово «Италия» переводится как «страна (2…). Легендарного основателя Рима зовут (3….). Существует легенда, что его вместе с братом вскормила  (4…..) Потомки основателей Рима называли себя  (5…), что « имеющие (6….)

( телят, Ромул, патриции, Апеннинском, отцов, волчица).

  1. Переход к изучению новой темы.

Итак закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до н.э. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточенная борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой.

-Как вы думаете, из-за чего они воевали?

1) уравнять в правах патрициев и плебеев

2) снять долговую кабалу ( 326 г. До н.э)

3) получить доступ к общегосударственным землям.

Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Раздавались звуки трубы, и жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.

-А есть ли у вас предложения, как проходило голосование?

-Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин).

Народное собрание.( Высшая власть)

Консул

На 1 год

Консул

На 1 год

-Каковы функции  функции консулов?

1) Проводить наборы в войско

2) созывали Народное собрание

3) предлагали новые законы

4) могли отменить распоряжения друг друга

2.Сенат и его роль.

Работа с историческим источником.

Что касается сената, то в его власти находятся прежде всего казна, и он владеет всяким приход, равно как и всяким расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производятся с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равны образом все преступления, совершаемые в пределах и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговоры, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведет сенат. Ведению сената подлежат также все случаи, когда  требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить Равным образом, от сената зависит во всех подробностях, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему.  Таким образом, государство представляется сенатом. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела римлян решаются сенатом.

-Какой властью обладал сенат?

1. ведал казной.

2. выдавали постановление

3.следили за расследованиями

4. разрешали споры

5.вел переговоры с другими государствами

Т.О мы выяснили, что сенат ни перед кем не отчитывался в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

3.Римское войско.

Работа в группах .Переставьте буквы в словах так чтобы получилось:

1-я группа Боеспособное войско, которое делилось на- «ГОНЕЛИ» (легион)

2-я группа Основную массу воинов называли «ЛГРИЕОНЕРЫ» (легионеры)

3-я группа Основную массу воинов составляли « ЗЕЛЕДЕМЛЦЫЬ»

Карточка 1.

  1. Опишите, как строились римляне перед боем.

Карточка 2.

1.Раскажите о ведении военной тактике.

Карточка 3

1.Что оказывалось самым страшным для врага –писал римский историк Тит Ливий.

Видеофрагмент.

Вопросы группам.

Закрепление изученного материала.

Игра « Крестики-нолики»: Х-верно; О-неверно

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  1. Для выбора консулов граждане собирались на Марсовом поле
  2. Оба консула в Риме обладали равноправной властью
  3. Для выборов народных трибунов граждане часто собирались на Форуме
  4. Все консулы пожизненно становились сенаторами
  5. Сенат отчитывался перед гражданами за свои действия
  6. Римское войско делилось на легионы
  7. Перед боем римляне строились в три линии
  8. Первыми бой начинали самые опытные воины
  9. Римляне строили хорошо укрепленный лагерь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Римская империя при Константине.

Урок истории в 5 классе....

Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов

Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов...

Урок истории в 5 классе по теме: "Римская империя при Константине".

Урок истории в 5 классе по теме: "Римская империя при Константине".Цель урока:    1. Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о...

Древние германцы и Римская империя

Конспект урока для 6 класса -ИСТОРИЯ...

Конспект урок истории 6 класс.Границы Священной Римской Империи

План урока.I. Проблема урока:Какое значение имела немецкая колонизация для восточных соседей Германии?II. Поиск решения проблемы:1. Германские земли.Примерный вывод по проблеме: Священная Римская импе...