Древние германцы и Римская империя
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок №2. Древние германцы и Римская империя.
Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни древних германцев: образ жизни,, хозяйство, религия.
Ход урока:
1. Организационный момент – сообщение темы урока.
2. Актуализация знаний:
- Какое место занимают средние века во всемирной истории: (века нашей эры, между Древним миром и Новым временем.)
- Источники знаний об истории средних веков: (природные, вещественные, письменные, художественно-изобразительные).
3. Объяснение нового материала:
- Деревни древних германцев.
В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины рек и побережье Балтийского моря.
Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защит от врагов.
- Образ жизни.
С начало главным занятием германцев было разведение скота, они разводили: коров, овец, свиней, кур, гусей. Позже у германцев стало преобладать земледелие. Они вспахивали землю сохой, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов.
Германцы добывали пищу также охотой, рыбной ловлей, собирательством плодов.
Посуду каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но были и специалисты – гончары. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли.
Германцы давно торговали с римлянами. Особенно в их покупке ценился янтарь.
- Семья.
В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Кроме мужа и жены в семью входили престарелые родители, незамужние сестры, в зажиточных семьях – рабы.
Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстили в случае убийства – месть передавалась от одного поколения к другому. Кровавую месть могла заменить уплата большого штрафа.
- Религия.
Древние германцы верили, что вся природа населена сказочными существами: эльфами, карликами, великанами. Над ними царят главные боги.
Отец богов Один (Водан) скачет по нему на восьминогом жеребце.
Валгаллу – повелитель царства убитых (царства мертвых).
Тор (Донар) – бог грома, бури и плодородия.
Германцы не имели храмов, а поклонялись богам в священных рощах, где ставили каменные алтари.
- Знать древних германцев.
Племенем управляло народное собрание, они решали важнейшие дела: объявляли войну, заключали мир, выбирали военных вождей, решали споры между родичами.
В начале эры выделилась – знать – «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племени – герцоги (нем. Ведущий за собой войско).
Во время войны все мужчины, способные носить оружия становились воинами – собирались народные ополчения.
Набеги среди германцев усилили неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили за счет военной добычи и перестали обрабатывать свои участки сами. Знать пользовалась трудом рабов из пленников. Рабу обычно выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. Часть выращенного зерна и скота раб отдавал своему господину.
- Великое переселение народов.
Великое переселение народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.
Толчком к переселению послужило вторжение кочевников из глубин Азии – гуннов. Гунны разгромили племенной союз готов, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров.
В середине века гуннов возглавил Аттила – «бич божий». Вместе с подчиненными он двинулся на галлию, однако около города Труа в 451 году римляне дали гуннам отпор, нанеся им страшное поражение. Вскоре союз гуннов распался.
Ослабевшей Западной Римской империи все труднее было сдерживать натиск варваров, так как население, уставшее от жестокого гнета, непосильных налогов, не сопротивлялось завоевателям. Многие города тогда были разрушены, опустели дороги – торговля замерла.
К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи:
- Вандалы – в Северной Африке;
- Вестготы (западные готы) – в Испании;
- Остготы (восточные готы) – в Италии;
- Франки – в Галлии;
- Англы и Саксы – в Британии.
Германцы создали здесь свои государства.
4. Итоги урока:
- Какую роль в жизни германце играли семья, род, племя.
- Когда и как началось Великое переселение народов.
- Где расселились германцы к началу 6 века. (карта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...
Урок по Истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Жизнь в Римской империи"
Данная разработка урока позволит познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи, а такжеотметить достижения римл...
Древние германцы и Римская империя
презентация...
Древние германцы и Римская империя
6 класс...
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»
Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...
Опорная схема-конспект по теме "Древние германцы и Римская империя"
История средних веков, 6 класс...
Древние германцы и Римская империя
ДрДревние германцы и Римская империяевние германцы и Римская империя...