Урок-суд Екатерина 2
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Судебное заседание по правлению Екатерины 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_zanyatiyu_-_sudu_dlya_8-9_klassov.rar | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия - деловой игры в форме заседания суда присяжных заседателей
для учащихся 8-9 классов
ТЕМА: «К спорам о Екатерине…»
ЦЕЛИ: - обсуждение роли Екатерины II в развитии Российского государства;
- активизация знаний учащихся по деятельности Екатерины II как императрицы;
- обсуждение отношения учащихся к идее возвращения г. Краснодару исторического названия – Екатеринодар;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю и формирование роли губернатора А.Н. Ткачева в популяризации исторической личности Екатерины II и желания у школьников принять активное участие в проекте «Имя Россия».
ОБОРУДОВАНИЕ: мебель для судьи и присяжных, молоток, проектор, мантия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
“Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия”.
Чаадаев П.Я.
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив.
Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице.
И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.
Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы узнать, вспомнить, понять и может быть ответить.
На канале «Россия» вот уже более полугода идёт проект «Имя России», жители нашего государства предлагали и голосовали за множество ярких личностей государства Российского. На данный момент кандидатур осталось всего 12. Одной из кандидатур по заслугам является императрица российская Екатерина II.
Кубань неотъемлемо связана с именем и деятельностью Екатерины II.
(на экране изображение «Жалованной грамоты» черноморскому казачеству) – 4 слайда.
Все вместе мы сегодня постараемся ответить для себя на три основных вопроса:
- Может ли «Именем России» быть Екатерина II?
- Может ли «Именем Кубани» быть Екатерина II?
- Стоит ли возвращать г. Краснодару историческое название – Екатеринодар?
Но отвечать на эти вопросы мы будем не путём простого голосования, а постараемся рассмотреть все стороны деятельности и личности Екатерины II, а, выбранный случайным образом, суд присяжных вынесет вердикт, опираясь на озвученные факты и свидетельства, свой жизненный опыт и здравый смысл.
Выборы суда присяжных.
Итак, начинаем…
II. Основная часть занятия.
Секретарь: - Встать, суд идёт!
Главный судья: - Секретарь, доложите о готовности к процессу.
Секретарь: - Присяжные выбраны, путём открытого голосования назначен старшина присяжных. Свидетели явились, о правилах поведения в суде предупреждены.
Главный судья: Слушается дело о роли Екатерины II, императрицы, в развитии Российского государства и Кубани. Процесс ведёт – судья Стрюк Светлана Александровна. Сторону обвинения представляет прокурор – Алексеенко Александр Алексеевич, сторону защиты – адвокат Бирюк Юлия Олеговна. Прокурор огласите кратко позицию обвинения.
Прокурор: Время правления Екатерины II отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Многие считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию. Свидетели, приглашённые стороной обвинения, постараются убедить уважаемых присяжных заседателей в том, что деятельность Екатерины II не укрепила, а подорвала авторитет Российского государства, что не может позволить ей стать «Именем России» и «Именем Кубани». В вопросе возвращения г. Краснодару исторического названия – Екатеринодар, сторона обвинения постарается доказать нецелесообразность данного мероприятия.
Главный судья: Сторона защиты – огласить своё отношение к позиции рассматриваемого вопроса.
Адвокат: Правление Екатерины II - эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.
Многие видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны. 15-ти летняя девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое происхождение. При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере. Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант, завоёвывать общие симпатии.
Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Трудно сыскать человека, более способного держать в руках народ еще грубый, недавно лишь тронутый просвещением, и обуздать беспокойный двор.
Защита не только готова доказать огромную роль Екатерины II в развитии Российского государства и Кубани, но и убедить суд присяжных в необходимости возвращения к истокам.
Главный судья: Секретарь, пригласите первого свидетеля обвинения.
Секретарь: Приглашается свидетель обвинения – Галкин Евгений Андреевич.
Свидетель обвинения 1: Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало.
Адвокат: Понимая, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. Не кажется ли, именно больше по этой причине, а не из-за жажды власти она это сделала?
Свидетель обвинения 1: Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Это ли не доказательство того, что её честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов.
Главный судья: Спасибо, секретарь пригласите второго свидетеля обвинения.
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения – Трудненко Анатолий Владимирович.
Свидетель обвинения 2: Чтобы придать своему правлению полную законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим императором Иоанном VI, освобождённым по её повелению из Шлиссельбургской крепости. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.
Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный монархический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной власти. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. В правлении Екатерины II политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны.
Адвокат: Созыв Уложенной комиссии давал Екатерине II возможность выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных сословий, разве это не отражает заинтересованности императрицы в нуждах подданных?
Свидетель обвинения 2: Это способствовало укреплению народных иллюзий о «добром царе».
Главный судья: Спасибо, секретарь пригласите следующего свидетели обвинения.
Секретарь: Приглашается свидетель обвинения – Обертун Светлана Андреевна.
Свидетель обвинения 3: При Екатерине II дворянство добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Остальные сословия играли значительно меньшую роль. В 1775 г. была разрушена Запорожская Сечь под предлогом стремления казаков «составить из себя область совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением». Позднее, после новой войны с Турцией, большинство запорожских казаков было переселено на Кубань. Распространив на Украину губернскую реформу, Екатерина в начале 1780-х годов ликвидировала старинное деление на полки и сотни. А в 1783 г. украинским крестьянам было запрещено переходить от одного владельца к другому. Так на Украине было введено крепостное право. Екатерина II боялась казаков, поэтому «даровала» им Кубань.
Адвокат: «…Желая воздать заслугам войска Черноморского (вольной запорожской команде)… Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию с всею землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту - так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли…». Что вы на это ответите?
Свидетель обвинения 3: Под благовидным предлогом она и казаков подальше отправила, границу обезопасила.
Главный судья: Спасибо, секретарь – следующего свидетеля обвинения.
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения – Помелуйко Денис Андреевич.
Свидетель обвинения 4: Вопрос о необходимости переименования г. Краснодара. История собственно Краснодара насчитывает уже более 80 лет. Почти столетие! Трудно в нескольких словах передать все, что происходило с городом за эти десятилетия. Были здесь и радости, и горести. Военный коммунизм, бурные и противоречивые годы нэпа, начало борьбы с разного рода «партийными уклонистами» в 1920-е годы, индустриализация и Большой террор в 1930-е, Великая Отечественная война, оккупация и битва за Кавказ, великий праздник Победы, послевоенное восстановление 1940-е. Более 13 тысяч своих жителей потерял город за полгода фашистского господства. Разрушения были так сильны, что Краснодар вошел в число пятнадцати городов РСФСР, наиболее сильно пострадавших от оккупации. А сколько сил потребовало восстановление города из руин? И все-таки город все выстоял, все пережил. Жители его подчас совершали настоящие чудеса. Трудно поверить, но трамвайные пути с улицы Красной перенесли на улицу Коммунаров в течение одного дня, когда весь город вышел на общегородской воскресник. В этот день было проложено 7500 метров одноколейного трамвайного пути! Впрочем, каждый день в те годы был своеобразным подвигом.
Адвокат: А разве жители города совершали подвиги только благодаря названию?
Прокурор: Протестую, вопрос не корректен.
Главный судья: Протест принимается. Есть ещё вопросы? Спасибо свидетелю, секретарь пригласите свидетеля защиты.
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты – Соколова Мария Васильевна.
Свидетель защиты 1: (на экране фото Екатерины молодой – 2 слайда) Екатерина II родилась 21 апреля 17c29 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. В этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание своего положения и глубокую проницательность. Миловидная принцесса всем при дворе очень понравилась, а сама Елизавета Петровна, по словам одного очевидца этой встречи, была от Екатерины в восхищении. При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере. Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно заболела. Когда её положение казалось безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего православного законоучителя, с которым и беседовала. После выздоровления она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года было совершено её присоединение к православию, причём она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. Обладала недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей.
Прокурор: А как вы можете объяснить факт – с раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться?
Свидетель защиты 1: Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало.
Главный судья: Спасибо, секретарь, пригласите следующего свидетеля.
Секретарь: Приглашается свидетель защиты – Соловьёва Ольга Александровна.
Свидетель защиты 2: (на экране фото Екатерины – 2 слайда) Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.
Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина, как я уже отмечал выше, принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.
Петр III оскорбил ее национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в Манифесте Екатерины.
Прокурор: А как она могла согласовать противоречивые задачи, не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных?
Свидетель защиты 2: Екатерина разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и укрепить его положение в государстве и обществе..
Главный судья: Спасибо, следующий свидетель защиты.
Секретарь: Приглашается свидетель защиты – Кибалко Андрей Алексеевич.
Свидетель защиты 3: (на экране фото Екатерины – 2 слайда) Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного начала, забытого в России со времен земских сборов. Важно отметить и попытку внедрить разделение властей, о чем Екатерина говорила еще в Уложенной комиссии. Екатерина провозгласила: «Государев наместник не есть судья». Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. Губернская реформа значительно увеличила число городов, поскольку ими были объявлены все центры губерний и уездов. Особенно положительно это сказалось на новых губернских городах, где появились многочисленные учреждения, открылись училища и театры, началось гражданское строительство.
Вторую, не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций.
В «Жалованной грамоте дворянства» говорилось о собственности дворянина на имение со всем тем, что в нем находилось. Но прямо о владении душами сказано не было. Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы «городовых обывателей».
Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя.
Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.
Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг; как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе» депутатам Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса», в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.
Прокурор: Не только отмена, но и любое серьезное смягчение крепостного права означали бы для нее неизбежную потерю трона. Как она к этому относилась?
Свидетель защиты 3: Много лет спустя она с искренней горечью вспоминала: «Едва посмеешь сказать, что они(крепостные) такие же люди, как мы, и даже, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями;…когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету…я думаю, не было и двадцати человек, которые по этому предмету мыслили бы гуманно и как люди».
Главный судья: Спасибо, следующий свидетель.
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты – Маркело Марина Вячеславовна.
Свидетель защиты 4: Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорим о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы. Во внешней политике Екатерина II была прямой последовательницей Петра I. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи. Россия при Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трёх разделах Польши и вследствие этого присоединила к себе все русские области кроме Галиции, завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, Западной Украине, Курляндии. Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. С первых же шагов большое и активное участие во внешней политике своего государства принимала сама Екатерина. Ни один серьезный вопрос в этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного ее вмешательства. «Я хочу управлять сама, и пусть знает это Европа!» Как умная женщина, она понимала, что достоинство страны, которой она управляет, и ее собственное достоинство. В своих дипломатических выступлениях она выставляла себя поборницей национальной политики, не отделяя себя от России. « Я императрица России, - писала она по поводу задевшего ее лично притязания датского двора участвовать в опеке над великим князем Павлом Петровичем, - и худо оправдала бы надежды народа, если бы имела низость вручить опеку над моим сыном, наследником русского престола, иностранному государству, которое оскорбило меня и Россию своим необыкновенным поведением». При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатерина очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель преследовала в частности ее собственная переписка с Вольтером, Гриммом, Дидро и другими представителями «Просветительской эпохи». К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение иностранных дипломатов к участию в поездках императрицы по России. Русская дипломатия эпохи Екатерины разрешила задачи, унаследованные ею от XVII века; закреплены были достижения Петра Великого в Прибалтике; воссоединены земли населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на Черном море. Наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских.
Прокурор: Нарушая права Польши как независимой державы, подготовляя ее расчленение, она облекала свои действия в форму защиты свободы польского народа. «Просвещение - это был в восемнадцатом веке лозунг царизма в Европе...»,-говорит Энгельс. Как вы можете это объяснить?
Свидетель защиты 4: Она обладала большим искусством притворства, которое в XVIII веке, как и часто позже, считалось основным качеством дипломата.
Главный судья: Спасибо, есть ещё свидетели?
Секретарь: Приглашается свидетель защиты – Кошель Ольга Юрьевна.
Свидетель защиты 5: (на экране фото строений – 2 слайда) Вторая половина 18 в. явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ.
Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. В 1765 г. возникает Вольное экономическое общество. Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. "Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали" - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Императрица была ласкова и проста в обхождении с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что "поклон спины не ломит". После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и даже пугающим. Теперь при дворе начитанность и образованность были в цене. В результате реформ Екатерины II активизировалась общественная жизнь дворян. В одной из записок она писала: “... не вемь ради кого тружусь, и мои труды и попечение, и горячее к пользе империи радение не будут ли тщетны, понеже вижу, что мое умоположение не могу учинить наследственное”.
Прокурор: Английский посланник Гаррис и Кастера ,известный историк вычислили, во что, обошлись России фавориты Екатерины Второй. Наличными деньгами они получили от неё более 100 миллионов рублей. При тогдашнем русском бюджете, не превышавшем 80 миллионов в год, это была огромная сумма. Стоимость принадлежащих фаворитам земель также была огромна. Ваше мнение?
Свидетель защиты 5: Ко времени вступления Екатерины на российский престол фаворитизм здесь был уже не в новинку: достаточно вспомнить Бирона при Анне Иоанновне или Разумовского при Елизавете Петровне.
Главный судья: Спасибо, свидетели защиты выступили. Перед заключительными речами прокурора и адвоката я хотела бы обратиться к зрителям, может кто – то желает высказаться по существу обсуждаемых вопросов?
Выступления свидетелей – зрителей.
Главный судья: Для поддержания обвинения заключительное слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Тридцать четыре года царствовала Екатерина в России и после своей смерти в 1796 году была провозглашена Екатериной Великой. Для своего же сына и наследника Павла она была кем угодно, но только не великой. В его глазах она несла ответственность за смерть человека, который, как продолжал верить Павел, был его отцом. Её время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Достойна ли она «Имени России», «Имени Кубани», стоит ли возвращать г. Краснодару имя Екатерины – вам решать. Спасибо.
Главный судья: С заключительной речью приглашается адвокат.
Адвокат: (на экране фото памятника Екатерине в г. Краснодаре – 2 слайда) Одно из самых продолжительных в русской истории царствование Екатерины II завершилось в ноябре 1796 г. умерла она неожиданно, не закончив намеченных преобразований и не успев реализовать даже уже готовые законопроекты. Завещать трон внуку в обход сына значило бы для Екатерины отказаться от тех принципов справедливости и законности, которые она декларировала всю жизнь. С другой стороны, императрица отчетливо сознавала, что многие ее начинания после смерти могут быть преданы забвению. В одной из записок она писала: “... не вемь ради кого тружусь, и мои труды и попечение, и горячее к пользе империи радение не будут ли тщетны, понеже вижу, что мое умоположение не могу учинить наследственное”.
Со смертью Екатерины II завершилась целая эпоха русской истории, как бы вобравшая все самое важное в жизни страны в XVIII столетии, начатое петровскими преобразованиями. Завершился важный этап в формировании новой русской культуры, национальной науки, искусства. За три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества. В течение ее царствования выросло два поколения людей, не знавших другого государя, не изведавших массовых репрессий, привыкших к внешнеполитическим победам и стабильности политической жизни. Это были те самые, по удачному выражению историка Н.Я. Эйдельмана, “непоротые поколения” дворян, детям которых предстояло сыграть определяющую роль в судьбах страны в следующем столетии.
“Английский министр при дворе Екатерины, - свидетельствовал П.А. Вяземский, - присутствовавший на ее похоронах, сказал: “On enterre la Russie” (хоронят Россию)”
Действительно, с Екатериной ушла в прошлое Россия XVIII в..
Спасибо.
Главный судья: Уважаемые присяжные заседатели, вы выслушали свидетельства, факты и комментарии по обсуждаемым вопросам. Теперь, опираясь на услышанное, собственный опыт и здравый смысл прошу вас ответить на вопросы, отражённые в опросном листе.
Главный судья: Суд присяжных вынес свой вердикт. Старшина прошу огласить решение.
III. Заключительная часть.
( на экране слайды открытия памятника Екатерине в г. Краснодаре) В 1791 г. канцлер А.А. Безбородко по поручению Екатерины составил перечень достижений её царствования. И таковой был составлен и выглядел весьма солидно. В списке значились 29 губерний устроенных по новому образцу , 144 вновь построенных города, 30 заключенных конвенций и трактатов, 78 одержанных побед, 123 указа "для облегчения народа" и т. д.
Добавим к этому, что у Польши и Турции были отвоёваны земли с населением до 7 млн. человек; а общая численность населения империи увеличилась с 19 млн. человек (1762 г.) до 36 млн. (1796 г.); армия с 162 тыс. человек возросла до 312 тыс.; флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов; сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей; число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс.; увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн. рублей; увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.
Действительно, 34-летнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.
Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.
У Екатерины нельзя отнять той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Пётр. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали её имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Художественная культура при Екатерине
В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой....
Конспект урока Имени святой Екатерины
Конспект урока Имени святой Екатерины. Разработка внеклассного мероприятия, посвященного основанию города Краснодара...
Классный час. Урок гражданственности "Славное имя твоё - Екатерина"
7 декабря весь православный мир отмечает день святой великомученицы Екатерины. День покровительницы Екатеринодара -Краснодара -особое событие для нашего края. С именем Екатерины тесно связано имя вели...
«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...
Урок истории 7 класс "Внешняя политика Екатерины II" (технологическая карта урока)
Разработка урока истории для 7 класса с технологической картой урока...
Конспект урока Правление Екатерины Великой
Цель урока:1. Определить характер внутренней политики Екатерины II;2. Раскрыть значение проводимых Екатериной II преобразований.3. Закрепить и углубить исторические знания учащихся по истории России в...
технологическая карта урока истории "Екатерина II Великая: личность и эпоха".
Урок истории в 8 классе с использованием краеведческого материала....