Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Черкашина Ирина Павловна

Цель:

образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)

воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого, желанию посещать музеи и читать дополнительную литературу

развивающая – формировать

а) умение работы с тестовым материалом,

б) умение работы с заданиями на поиск соответствия, соотношения, 

в) умение увидеть в путанице изученное понятие,

г) умение определить лишнее понятия в перечне,

д) умение объяснять свои действия,

е) умение находить ответы в учебнике,

ж) умении и навыки работы с интерактивной доской, компьютерными программами

здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)

Форма проведения: игровое занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Цель:

образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)

воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого, желанию посещать музеи и читать дополнительную литературу

развивающая – формировать

а) умение работы с тестовым материалом,

б) умение работы с заданиями на поиск соответствия, соотношения,  

в) умение увидеть в путанице изученное понятие,

г) умение определить лишнее понятия в перечне,

д) умение объяснять свои действия,

е) умение находить ответы в учебнике,

ж) умении и навыки работы с интерактивной доской, компьютерными программами

здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)

Форма проведения: игровое занятие

План:

  1.   Оргмомент
  2. Интеллектуальная игра
  3.  Конкурс «Реставрация»

       4.    Работа с картой «Знаешь ли ты где находится…»

       5.   Своя игра «Древний Египет»

        6.  Выполнение теста (самостоятельная работа)

  7.  Домашнее задание

  8.  Подведение итогов

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг

момент

    5 минут

Ребята, вы любите играть? Сегодня, повторяя только что изученную тему – Какую? (Древний Египет)

Мы будем играть. Как и в любой игре должны быть правила

1. Ведущий – учитель.

2. Не мешать отвечающим, за нарушение порядка – снижение оценки

3. В игре принимают участие все – и те, кто у доски, и те, кто сидит за партой. За занятия посторонними делами - снижение оценки

Принимаем эти правила?

Тогда, вперед знатоки истории Древнего Египта

(на парты кладется файл) Ребята, я прошу пока не трогать файл, он нам пригодится позже)

2. Интел

лектуальная игра

10 мин.

Начнем мы с вами с интеллектуальной игры

«Кто лучше всех знает историю Древнего Египта»

Слайды 1, 2,

Приглашается ученик 1 (слайд)

Им станет тот, кто на с. 53 учебника найдет и назовет имя животного, в облике которого изображен бог Сет, которого побеждает бог Гор (осел)

Ответив на 5 тестовых вопросов правильно, ученик получит «5» Их 4-х вариантов ответа – правильный только 1

1) Всесильный владыка Египта (2 - фараон)

2) Какой город стал столицей объединенного государства (3 – Мемфис)

3) Бронза – это: (2 – сплав олова и меди)

4) Служители богов (1 – жрецы)

5) Самая высокая пирамида (4- Хеопса)

Молодец! (слайд)

Приглашается ученик 2 (слайд)

Им будет тот, кто на с. 55 назовет имя фараона, которому была возведена изображенная пирамида (Хефрен)

Ответив на 5 тестовых вопросов правильно, ученик получит «5» Их 4-х вариантов ответа – правильный только 1

1) Частицы растений и красноватых горных пород (3 - ил)

2) Приспособление для полива садов и огородов (2 – шадуф)

3) Короткое копье называется (4 – дротик)

4) Высушенное и обмотанное тонкими бинтами тело называется (2 – мумия)

5) Как называли знаки письма у египтян (2 - иероглифы)

Умница! (слайд)

Приглашается ученик 3 (слайд)

Им будет ученик, который раньше вспомнит или найдет на стр. 59 музей в Москве, в котором можно увидеть египетские мумии, саркофаги, статуи богов и фараонов (Музей изобразительных искусств)

Вариантов ответа для этого ученика не будет, их надо назвать самому

1) Назовите природные условия, благоприятные для занятия земледелием (Солнце, влага, плодородная почва)

2) Как называется плата в казну части урожая и приплода скота? (налог)

3) Кто такой вельможа? (знатный человек, царский советник, военачальник)

4) В какие страны фараоны ходили в завоевательные походы? (в Нубию, Ливию, Палестину, Сирию, Палестину)

5) Чью гробницу археологи нашли нетронутой? (фараона Тутанхамона)

Молодец, соображаешь (слайд). Вот это память! (слайд)

1 ученик на интерактивной доске отмечает пальцем верные ответы теста, остальные до верного ответа –показывают количество зажатых пальцев

2 ученик на интерактивной доске отмечает пальцем верные ответы теста, остальные до верного ответа –показывают количество зажатых пальцев

3 ученик отвечает, остальные добавляют, если надо и ученик у доски нажимает кнопку для проверки верного ответа

3Конкурс Реставрация .

18 мин.

Теперь обратимся к конкурсу  «Реставрация »

.

В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги? <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>.

Ответы:

  1. Анубис – бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала. <Рисунок1>
  2. Гор – сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола. <Рисунок2>.
  3. Себек – бог воды, обитавший в Ниле, покровитель крокодилов. Изображался с головой крокодила. <Рисунок3>

4.Тот – бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.<Рисунок4>

 ученики фломастером или карандашом   дорисовывают изображения богов

4. Работа с картой «Древний Египет»

10 мин.

«Знаешь ли ты где находится…»

  • Египет
  • Нил
  • Первая столица Древнего Египта
  • Дельта

Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта

Приглашаются ученики

 

ученики последовательно подходят к доске и показывают по карте  

4.Своя игра «Древний Египет»

10 мин

Презентация

Учащиеся отвечают на выбранные вопрсы

5. Тест

 7 мин

А сейчас мы решим задания теста. У вас на парте – файл с заданием. Вытащите по одному листочку в клеточку (остальные должны остаться на месте для других ребят)

Подпишите их. Укажите номер варианта – от окна  - 1, рядом -2. Переверните лист с заданием и положите его посередине.

1 вариант – все нечетные задания (1,3,5,7,9,11)

2 вариант – все четные задания (2,4,6,8,10,12)

На выполнение заданий – 5 минут.

Готовые работы передать учителю

Все учащиеся выполняют тестовые задания

 6.Дом. задан.

5 мин

А теперь разберем домашнее задание

На доске: филворд. Учитель объясняет, как выполнить задание дома. Достаньте из файла по одному маленькому белому листочку (остальные должны остаться для других ребят)

Откройте дневники, запишите домашнее задание: принести филворд, контурную карту и цветные карандаши

Учащиеся слушают правила выполнения домашнего задания и записывают в дневник

7. Итоги урока

 

  2 мин

Подведем итоги урока. Вы показали, что тема Древний Египет вами усвоена, но для лучшего уяснения вам необходимо лучше читать, больше читать, совет учителя – на каникулах посетить Музей изобразительных искусств с родителями или с классом. Все большое спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Древний Египет» (5 класс)

1. Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки;   б) в Центральной Азии;    в) в Центральной Африке.

2. Приспособление для полива садов и огородов в Египте

а) рельеф;                                б) оазис;                                        в) шадуф.

3. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус;                              б) древесину;                               в) хлеб.

4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;  б) союз богов неба и земли; в) царство мертвых и царство живых.

5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных;          б) из пальмовых листьев;           в) из тростника.

6. Как называлась первая столица египетского государства?

а) Мемфис;                           б) Фивы;                                      в) Атон.

7. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну?

а) жрец                                 б) вельможа                                в) писец

8. Сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топориков и клинки:

а) мельхиор                         б) бронза                                    в) лазурит

9. Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы:

а) Хеопс                              б) Тутанхамон                           в) Тутмос

10. Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута в честь фараона:

а) Хеопса                            б) Тутанхамона                        в) Тутмоса

11. Как египтяне называли своего бога Солнца:

а) Ра                     б) Амон                              в) Амон-Ра                      г) употреблялись оба названия

12. Кто из богов, по верованиям древних египтян, вершил суд в царстве мертвых:

а) Анубис                         б) Гор                                                            в) Осирис



Предварительный просмотр:

ФИЛВОРД

Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с темой «Древний Египет». Закрасьте каждое слово своим цветом.

Помните: каждая буква может быть использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали

Ф

А

Р

П

Д

А

М

Д

Е

Л

И

Е

А

А

П

И

Б

З

И

Ь

П

Р

О

Н

С

Р

А

А

С

Т

И

О

Г

Л

Ф

У

С

О

К

А

Р

А

М

И

И

Н

К

С

А

Н

Ш

С

И

Ф

Т

М

У

М

И

А

А

А

Д

А

У

Т

М

О

Я

Л

Д

Р

К

Р

Е

Л

Ь

С

Д

Ы

У

Ш

О

Ф

А

Г

Е

Ф

А

Н

Ф

А

М

П

О

Л

Ь

О

Н

Ь

ФИЛВОРД

Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с темой «Древний Египет». Закрасьте каждое слово своим цветом.

Помните: каждая буква может быть использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали

Ф

А

Р

П

Д

А

М

Д

Е

Л

И

Е

А

А

П

И

Б

З

И

Ь

П

Р

О

Н

С

Р

А

А

С

Т

И

О

Г

Л

Ф

У

С

О

К

А

Р

А

М

И

И

Н

К

С

А

Н

Ш

С

И

Ф

Т

М

У

М

И

А

А

А

Д

А

У

Т

М

О

Я

Л

Д

Р

К

Р

Е

Л

Ь

С

Д

Ы

У

Ш

О

Ф

А

Г

Е

Ф

А

Н

Ф

А

М

П

О

Л

Ь

О

Н

Ь

ФИЛВОРД

Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с темой «Древний Египет». Закрасьте каждое слово своим цветом.

Помните: каждая буква может быть использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали

Ф

А

Р

П

Д

А

М

Д

Е

Л

И

Е

А

А

П

И

Б

З

И

Ь

П

Р

О

Н

С

Р

А

А

С

Т

И

О

Г

Л

Ф

У

С

О

К

А

Р

А

М

И

И

Н

К

С

А

Н

Ш

С

И

Ф

Т

М

У

М

И

А

А

А

Д

А

У

Т

М

О

Я

Л

Д

Р

К

Р

Е

Л

Ь

С

Д

Ы

У

Ш

О

Ф

А

Г

Е

Ф

А

Н

Ф

А

М

П

О

Л

Ь

О

Н

Ь



Подписи к слайдам:

Своя игра«Древний Египет»
Учитель: Двойнишникова Н.О.МАОУ СОШ № 40Г. Улан-УдэРеспублика Бурятия
Правила игры
Каждая команда по очереди выбирает тему и цену вопроса, на обсуждение дается 15 секунд, затем команда дает ответ, а капитан фиксирует в карточке команды, кто заработал баллы. Помощник учителя фиксирует в карточках команды или на доске сумму баллов (+ -) по каждому ответу и в конце тура подводит общий счет команд. Команда, набравшая большую сумму баллов, считается победителем. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижения команды.
Ход игры
Первый турВторой турТретий тур
Первый тур
Египетские женщины
10
20
30
Материалы и вещества
10
20
30
Календари и система мер
10
20
30
Письменность
10
20
30
Иной мир
10
20
30
назад
Египетские женщины10
Именно это было основным видом одежды у египетских женщин
назад
платье
назад
Египетские женщины 20
Эта египетская женщина была женой фараона Эхнатона.
назад
Нефертити
назад
Египетские женщины 30
Эта египетская женщина была коронована как царь, а не как царица
назад
Хатшепсут
назад
Материалы и вещества 10
Из этого вещества изготавливалось большинство оружия в Египте.
назад
Бронза
Материалы и вещества 20
Именно на этом материале египтяне высекали рельефы.
назад
камень
назад
Материалы и вещества 30
Из этого материала египтяне делали небольшие лодки, которые использовали для рыбной ловли.
назад
Тростник-папирус
назад
Календари и система мер 10
Именно из такого количества дней состоял древнеегипетский год.
назад
365
Календари и система мер 20
Столько дней было в египетской неделе.
назад
10
Календари и система мер 30
Именно на столько часов древние египтяне разделили сутки.
назад
На 24 часа
Письменность 10
Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне.
Папирус
назад
назад
Письменность 20
Эти значки египтяне называли «божественная речь»
назад
иероглифы
назад
Письменность 30
Именно этим цветом египтяне писали первое слово абзаца.
назад
Красным цветом
Иной мир 10
Эти сооружения строили древнеегипетские цари, чтобы сохранить свои тела после смерти.
назад
пирамиды-гробницы
назад
Иной мир 20
Так называли гроб, в который клали тело умершего фараона.
назад
Саркофаг
назад
Иной мир 30
На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой – этот предмет .
назад
перо или статуэтка богини правды Маат
назад
Второй тур
Великие ученые
10
20
30
Религия
10
20
30
Военное дело
10
20
30
Образование и искусство
10
20
30
География
10
20
30
назад
Великие учёные 10
Этот английский археолог первым обнаружил гробницу фараона Тутанхамона.
назад
Говард Картер
назад
Великие учёные 20
Этому греческому учёному принадлежат слова: «Египет – это дар Нила»
Геродот
назад
назад
Великие учёные 30
Этот французский ученый впервые расшифровал египетские иероглифы.
назад
Франсуа Шампольон
назад
Религия 10
Этот бог считался у египтян богом плодородия.
Осирис
назад
назад
Религия 20
Этот бог был в Древнем Египте богом пустыни, бури и непогоды.
Сет
назад
назад
Религия 30
Эту богиню – покровительницу женщин и красоты египтяне изображали в виде черной кошки.
Бастет
назад
назад
Военное дело10
Из этих двух родов войск состояло древнеегипетское войско.
назад
Пехота и колесничное войско
Военное дело 20
Именно он был верховным главнокомандующим египетской армии.
Фараон
назад
Военное дело30
Именно таким путем сначала формировалась древнеегипетская армия.
Набором одного из десяти мужчин
назад
Образование и искусство10
Именно в это сворачивали длинные книги из папируса.
Свиток
назад
назад
Образование и искусство 20
Большинство юношей в Древнем Египте стремились получить именно эту профессию
Писец
назад
назад
Образование и искусство 30
Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать лицо человека.
В профиль, т.е боком
назад
назад
География 10
На этом материке находится Египет.
назад
Африка
назад
География 20
Этот город был столицей единого египетского государства.
назад
Мемфис
География 30
Недалеко от этого города солдатами Наполеона Бонапарта был найден знаменитый трехязычный камень, при помощи которого Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов.
назад
Город Розетт-Розеттский камень
назад
Третий тур
Цифры
10
20
30
Животные и боги
10
20
30
Фараоны
10
20
30
Нил
10
20
30
Администрация
10
20
30
назад
Цифры 10
Именно такое количество человек помещалось на древнеегипетской колеснице
2
назад
назад
Цифры 20
Именно такое число порогов находится на Ниле
назад
9
Цифры 30
Именно такое количество ворот вело в царство мертвых
12
назад
Животные и боги 10
В образе этого животного египтяне изображали небо и богиню неба Нут.
назад
коровы
назад
Животные и боги 20
Бог мертвых Анубис часто изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного.
назад
шакала
назад
Животные и боги 30
Древнеегипетский бог Гор на всех рисунках имел вид могучего человека с головой этой птицы.
назад
сокола
назад
Фараоны 10
Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света.
назад
Хеопса
назад
Фараоны 20
Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс. до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию , Сирию, Ливию и др. страны.
назад
Тутмос III
назад
Фараоны 30
Этот фараон прославился тем, что именно его гробницу английский археолог Говард картер нашел абсолютно нетронутой
назад
Тутанхамон
назад
Нил10
Именно это приносил ежегодно Нил в период паводков.
назад
Ил
Нил 20
Эти сооружения строили египтяне, чтобы задержать воду на полях.
назад
Каналы
Нил 30
Именно так называется место в долине Нила, где строились гробницы фараонов.
назад
Долина царей
Администрация 10
Так называли людей, которые вели записи.
назад
Писцы
Администрация 20
Так называли людей, которые служили богу в храмах
назад
Жрецы
назад
Администрация 30
Так называли людей, которые разносили вести во все уголки страны.
назад
Вестники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс

33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».

Тема:  Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».Тип урока: урок обобщения и повторения. Урок № 5  по теме «Древний Египет» в 5 кл. № 22 по курсу «Древнего мира».Форма у...

презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме Древний Египет в форме "своей игры"

эта презентация поможет повторить и закрепить материал по теме в увлекательной форме. также она может быть использована во внеурочной деятельности для проведения увлекательного занятия по истории и ку...

Повторительно - обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Урок посвящен повторению и закреплению знаний, понятий по теме " Древний Египет"....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Древний Египет"

Методическая разработка и технологическая карта по уроку обобщения "Древний Египет" 5 класс...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...