Повторительно - обобщающий урок по теме " Древний Египет".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок посвящен повторению и закреплению знаний, понятий по теме " Древний Египет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno_-_oboshchayushchiy_urok_v_5_klasse_drevniy_egipet.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме « Древний Египет»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме « Древний Египет».
Цели повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет»
Задачи:
Образовательные: проверить знания учащихся; выявить пробелы в этих знаниях; повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта ;совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями
Развивающие: продолжать работу над развитием мыслительных операций учащихся; развивать память, мышление, умение делать самостоятельные выводы;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность, чувство ответственности и серьезного отношения к знаниям.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: применение знаний для сохранения исторических и культурных памятников мира.
Личностные: осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного разнообразия мира; уважение к культуре своего народа и других народов, толерантности.
Метапредметные: способность организовать и регулировать свою учебную деятельность, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
Форма урока: урок - игра
Оборудование:
На уроке используется: компьютер, проектор, экран, Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014., набор иллюстраций по истории Древнего Египта, историческая карта.
Основные термины и понятия: Египет, пирамида, дельта, фараон, мумия, Тутмос III, сфинкс, шадуф, папирус, саркофаг,
.Средства обучения:
Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014., набор иллюстраций по истории Древнего Египта, историческая карта.
Опережающее задание:
Класс делится на 3 группы (команды), каждая группа придумывает название, девиз и рисует свою эмблему, а так же выбирает из своего состава капитана. Для капитанов дополнительное домашнее задание – составить рассказ-экскурсию на темы: 1) « В гостях у египетского крестьянина», « В гостях у египетского вельможи»., «Суд Осириса».
Ход урока
- Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Египет”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Египта.
А проходить наш урок будет в форме игры по командам (3 ряда – 3 команды).
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие в древнейшее государство мира – Египет. Это путешествие позволит нам еще раз «встретиться» с жителями этой древней страны, прикоснуться к древней религии и мифологии, научным знаниям и достижениям культуры.
Совершать путешествие мы будем командами, во главе с отважными капитанами, которые постараются привести вас только к победе и преодолеть все трудности на пути. А сейчас капитаны представят нам свои команды
(представление команд).
Началом пути нашего путешествия будет самый известный памятник прошлого, символ Египта – пирамида, поэтому мы с вами шаг за шагом будем подниматься на вершину знаний. На каждом этапе вы будете выполнять довольно сложные задания. Каждый блок пирамиды – это определенное задание- направление маршрута, преодолев которое можно будет приступать к следующему заданию. Первый наш шаг посвящен природе Древнего Египта и занятиям его жителей. Желаю удачи в пути!
1. Работа с картой:
1. На каком материке находится государство Древний Египет?
2.По берегам какой реки расположен Древний Египет?
3. Куда впадает Нил?
4. Как называется место, где Нил впадает в Средиземное море? Почему?
5. Где в Египте располагались плодородные земли, пригодные для земледелия.
6. Покажите территорию Южного и Северного Египта.
7.Какое влияние на жизнь египтян могли оказывать природные условия?
8.Чем могли заниматься жители Древнего Египта.
Работа учащихся с картой.
2.Конкурс “Историческая разминка”
Вопросы для первой команды:
1. Река, протекающая в Египте. (Нил)
2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)
3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)
4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)
5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)
Вопросы для второй команды:
1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)
2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)
3. “Царь богов”, главный бог. (Ра)
4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)
5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)
Вопросы для третьей команды:
1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?
2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)
3. Богиня, жена Осириса. (Исида)
4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)
5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
3.Конкурс «Реставраторы».
В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги? «Рисунок1-Амон - Ра», «Рисунок2- бог Гор», «Рисунок3- бог Себек», «Рисунок4- бог Осирис», «Рисунок5- богиня Тот», «Рисунок6- бог Анубис».
- Анубис – бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала.
- Гор – сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола. .
- Себек – бог воды, обитавший в Ниле, покровитель крокодилов. Изображался с головой крокодила.
4.Тот – бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.
5. Осирис – царь и судья в царстве мертвых.
6.Амон – Ра – бог солнца.
4. Физкультминутка.
1).Заходим в сумерки оазиса и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
5. Конкурс “Попробуй ответить ”
Вопросы для первой команды:
1. В одной из древнеегипетских повестей рассказывается следующее: “Однажды крестьянин, нагрузив ослов продуктами, отправился в город. Но когда он проезжал по земле богатого чиновника, тот загородил крестьянину путь, избил его, отнял ослов и продукты. И пришёл этот крестьянин к фараону с жалобой”. Как поступил фараон? Почему?
2. В чём достоинства и недостатки наёмной армии?
3. Какие ремёсла существовали в Древнем Египте?
Вопросы для второй команды:
1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: “Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно”. Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства?
2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни?
3. Какие науки развивались в Древнем Египте?
Вопросы для третьей команды:
1. В документе сказано: “Подняли люди мятеж против царской власти. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Уничтожены списки, по которым собирали налоги”. О каком событии идёт речь? Чем оно закончилось и почему?
2. Чем древнеегипетская школа похожа на современную, а чем отличается от неё?
3. Как были вооружены египетские воины?
За каждый правильный ответ команда получает три балла.
6.Конкурс капитанов.
7. «Переводчики» с египетского. Учащимся необходимо соотнести слова в левом и правом столбиках таблицы. Ответы записываются на заранее заготовленных учителем бланках
1. Саркофаг | А. Знатный человек, ближайший помощник царя |
2. Вельможа | Б. Сбор в пользу государства |
3. Сфинкс | В. Место впадения реки в море |
4. Иероглиф | Г. Специальный гроб, куда помещали тело покойного |
5. Налоги | Д. Выпуклое изображение на камне |
6. Дельта | Е. Царь в древнем Египте |
7. Рельеф | Ж. Статуя, изображающая льва с головой человека |
8. Фараон | З. Знаки- буквы в Египте |
8.Тест по теме «Древний Египет».
1. Где находится Египет?
а) в северо-восточной части Африки; б) в Центральной Азии; в) в Центральной Африке.
2. Приспособление для полива садов и огородов в Египте
а) рельеф; б) оазис; в) шадуф.
3. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а) папирус; б) древесину; в) хлеб.
4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств; б) союз богов неба и земли; в) царство мертвых и царство живых.
5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
а) из шкур животных; б) из пальмовых листьев; в) из тростника.
6. Как называлась первая столица египетского государства?
а) Мемфис; б) Фивы; в) Атон.
7. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну?
а) жрец б) вельможа в) писец
9. Подведение итогов.
Учитель объявляет результаты игры по командам, отмечает работу отдельных учеников, выставляет оценки.
Заключительное слово учителя:
Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого общества, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.
4. Домашнее задание.
Прочитать параграф № 13.
Литература.
1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 95 с.
2. Волобуев О.В., Шестаков А.В. История древнего мира в художественно-исторических образах. – М.: Просвещение, 1978. – 224 с.
3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
4. История древнего мира и средних веков. 5 – 6 кл.: Справочные материалы / Авт.-сост. Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.
5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя. / Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
6. Школьная энциклопедия “Руссика”. История древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003. – 815 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс
33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"
С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....
Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».
Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».Тип урока: урок обобщения и повторения. Урок № 5 по теме «Древний Египет» в 5 кл. № 22 по курсу «Древнего мира».Форма у...
презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме Древний Египет в форме "своей игры"
эта презентация поможет повторить и закрепить материал по теме в увлекательной форме. также она может быть использована во внеурочной деятельности для проведения увлекательного занятия по истории и ку...
Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".
Цель:образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого,...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Древний Египет"
Методическая разработка и технологическая карта по уроку обобщения "Древний Египет" 5 класс...
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...