ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок проект в 11 классе .
Цели урока:1) Раскрыть политические отношения в годы гражданской войны;
2)Определить причины, сущность и следствия экономических отношений;
3)Охарактеризовать международный аспект гражданской войны;
4)Проанализировав собранный материал,определить роль нашего Балашовского края в гражданской войне.
Учащиеся делятся на 4 группы: социологи, политологи; экономисты; международники; краеведы.
Каждая группа раскрывает одну из целей. В конце урока складывается целостная картина причин поражения белого движения.
Учащиеся высказывают своё отношение к войне и ее последствиям, оценивают себя и одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_prichiny_porazheniya_belogo_dvizheniya_v_grazhdanskoy_voyne.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ
В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Урок-проект
Цели урока:
1. Через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор и других, выяснить причины победы большевиков в гражданской войне.
2. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи (промежуточные), искать пути их решения, корректировать деятельность.
3. Понять, что трагедия гражданской войны учит нас, в первую очередь, отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа «осчастливить» народ.
Оборудование: 1. Карта «Гражданская война в 1918-1922 гг.».
2. Выставка книг.
3. Плакаты, карикатуры.
Эпиграф: «…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…
…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему... Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война».
Б. Васильев.
1. Вступительное слово учителя.
Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.
Однако гражданская война – это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.
И вот сегодня, спустя девять с лишним десятилетий, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской? И как это не огорчительно, оказывается, не так много. История хранит еще немало «белых пятен», малоизвестных страниц. Долгие годы отдельные темы гражданской войны были просто запретными. Документы, способные внести ясность в те или иные проблемы, находились «за семью замками» в различных спецхранах, спецфондах. Начатый процесс рассекречивания дает возможность историкам, опираясь на подлинные материалы, раскрывать малоизвестные страницы истории. Надеемся, что в недалеком будущем мы будем знать всю правду о событиях гражданской войны. Мне, хотелось, чтобы сегодняшний урок стал одним из шагов в этом направлении.
То, что происходило в наше время на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льется, мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь… Выходит, и в наши дни, как и несколько десятилетий назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примерял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918-1920 годов учит нас, в первую очередь, отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа «осчастливить» народ.
Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции Советская Россия победила в гражданской войне.
2. Проектируя сегодняшний урок, мы выделили 4 микроцели и определили группы, которые должны подготовить отчеты, каким образом им удалось достичь поставленных целей.
1 группа- Раскрыть политические отношения в годы
(политики, социологи) гражданской войны
2 группа- Определить причины, сущность и следствия
(экономисты) экономических отношений.
3 группа- Охарактеризовать международный аспект
(международники) гражданской войны.
4 группа- Проанализировав собранный материал, определить
(краеведы) роль нашего края в гражданской войне.
3. Группы представляют проекты своих отчетов.
4. Учитель: Итак, мы рассмотрели с вами ряд проблем и выяснили, что существует множество фактов, которые в сумме определили благоприятный для Советской России исход в гражданской войне. Какие же это причины?
5. Учащиеся, опираясь на факты, выделяют ряд причин.
1. Прежде всего, это интеллигенция, хотя и с оговорками, поддержала социалистическую революцию в начальной стадии, уничтожающей консервативные устои России.
2. Белое движение было малочисленно, так как не могло опереться на главную силу России – крестьянство.
3. Советской власти удалось организовать гигантскую военную силу путем насильственной мобилизации, политической обработке призванных.
4.Отсутствие необходимых специалистов, гражданских администраторов, компетентных политических советников было причиной того, что необходимые реформы, прежде всего, аграрная, не были проведены белыми.
5. Важным условием победы большевиков явилось также движение интернационалистов в Европе и Америке.
6. Между белогвардейскими армиями не было согласованности.
7. Внутри белого движения существовали политический расхождения.
8. Иностранная интервенция, поддерживающая белое движение, оттолкнула от него многих сторонников.
Таким образом, объективные и субъективные факторы в 1918-1922 г. оказались в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход гражданской войны.
6. Подведение итогов урока, оценка предложенных проектов учащимися и учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.
Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
Революция и Гражданская война в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"
Урок по роману "Белая гвардия" даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при...
11 класс "Белые и красные: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922 г.г."
Технологическая карта урока...
Реферат "Гражданская война глазами лидеров Белого движения"
В реферате рассмотрены вопросы, связанные с возникновением и этапами становления Белого движения, цели, идеология, структура и состав Белого движения, лидеры Белого движения, причины краха Белого движ...
Урок "Причины победы большевиков в гражданской войне"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Гражданская война" с применением кейс-технологии...
«Героическая оборона Севастополя. Причины поражения, итоги и последствия Крымской войны».
1. В ходе актуализации знаний выявить причины и повод к войне, основные противоречия, проявившиеся в ходе войны, силы сторон, этапы войны, основные события I этапа и нача...