Урок "Причины победы большевиков в гражданской войне"
методическая разработка по истории (9, 11 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по теме "Гражданская война" с применением кейс-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prichiny_pobedy_bolshevikov_v_grazhd.voyne_.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка участника конкурса «Петербургский урок» Технологическая карта урока | |||
Выполнила: В.В. Копланова, учитель истории и обществознания гимназии № 402 Колпинского района | |||
Тема: Причины победы большевиков в гражданской войне. | |||
Цели: Подвести учащихся к пониманию причин исхода гражданской войны | |||
Задачи: Организовать работу с различными видами источников Выявить цели и тактику различных сил в гражданской войне Оценить шансы на победу каждой из сторон Выявить причины победы большевиков Дать нравственную оценку событий гражданской войны. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |
Межпредметные связи: литература, обществознание, ИКСПб, МХК | |||
Ресурсы урока: фрагменты документов, мультимедийная презентация, видеофрагменты, музыкальные фрагменты | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Используемый ресурс урока | |
Мотивация познавательной деятельности | |||
Предлагает познакомиться с фрагментом фильма «Зеленый фургон» (Пролог к фильму) Какой исторический период отражен в фильме? Какую ситуацию описывают авторы фильма? Предлагает вспомнить содержание понятия «гражданская война», охарактеризовать отличия гражданской войны от прочих | Знакомятся с фрагментом Называют период – революционный процесс 1917 года, гражданская война, иностранная интервенция Дают определение понятию. | Видеофрагмент Мультимедийная презентация, слайд «определения понятия» | |
Актуализация необходимых знаний | |||
Организует актуализацию знаний о расстановке сил в гражданской войне и о победителях в ней. Подводит учеников к формулировке темы урока | Вместе с учителем называют три силы в гражданской войне, говорят о победе большевиков Формулируют тему урока, определяют цель и задачи работы на уроке. | Мультимедийная презентация, слайд «Три силы в войне» Презентация в рабочем режиме заполняется совместно с учениками На слайде появляется цель: Выявить причины победы большевиков в гражданской войне. Задачи: выявить цели и задачи противоборствующих сторон, их стратегию и тактику | |
Организация познавательной деятельности | |||
Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Организует работу в группах по темам:
Знакомит с алгоритмом работы в группе. | Работают в группах с пакетом документов по предложенному вопросу. Самостоятельно- познавательная деятельность учащихся, работа с кейсами. 1) организационная часть- 2-3 мин. Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Учащиеся знакомятся с содержанием полученных материалов и распределяют обязанности в группе. |
| |
Учитель консультирует учащихся, оказывает помощь при распределении ролей. Организует отчеты групп. Выступает в роли тайм-кипера и модератора Учитель оценивает наиболее удачные ответы отдельных учеников. | Выполнение учащимися заданий Выступает каждая группа. Формат выступления: Аргументированное резюме по материалам Ответы на вопросы учащихся других групп и учителя | Кинофрагменты, предваряющие или завершающие выступления групп [5]
| |
Подведение итогов работы групп | |||
Учитель организует совместное подведение итогов работы групп. Записи в тетради: Просчеты противников большевиков Что необходимо было предпринять белому движению, что избежать поражения? Какова роль третьей силы в гражданской войне? Дополнительные вопросы для итоговой беседы 1) Существовала ли реальная возможность для победы белых в сложившейся ситуации? 2) Какие уроки из Гражданской войны могли извлечь для себя красные и белые? | Составляют совместно резюме, возможно оформление в виде таблицы[2], (просчет – рекомендация) | Презентация в рабочем режиме, на слайде выводятся сформулированные тезисы резюме. | |
Оценивание работы групп | |||
Учитель организует оценивание работы учащихся по итогам урока. | Группы выявляют учащихся, которые внесли вклад в успешную работу группы Группы оценивают свою работу | Слайд: Критерии эффективности работы группы[5]: полнота и глубина проработки информации; оригинальность представления; участие каждого в подготовке и представлении результатов. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||
Учитель организует рефлексию: Кто может поделиться своим открытием, сделанным сегодня на уроке? Какие ваши вопросы остались без ответа? Какова общая оценка итогов гражданской войны? | Учащиеся беседуют по предложенным вопросам | ||
Музыкальный финал. Создание эмоционального настроя для выполнения д/з. Два фрагмента песни «Слушай, товарищ! - «белый» и «красный» | |||
Домашнее задание. Написать сочинение - рассуждение на одну из предложенных тем:
|
Примерное содержание записей в тетрадях:
Просчеты противников большевиков
1. Не сумели договориться о единой программе и организовать согласованные военные действия.
2. Не смогли предложить альтернативную большевикам аграрную программу, удовлетворяющую интересам крестьянства; выступали за отмену Декрета о земле и возвращение земли прежним владельцам, восстановив тем самым против себя огромные массы крестьянства.
3. Их национальная политика, проводимая под лозунгом «единой и неделимой России» не соответствовала политическому моменту.
4. Нежелание лидеров Белого движения сотрудничать с либералами и умеренными социалистами сузило их социально-политическую базу.
5. Карательные экспедиции, погромы, массовые репрессии и расстрелы вызвали недовольство населения вплоть до вооруженного сопротивления
6. Сотрудничество с западными странами, стремившимися расчленить Россию, рассматривалось народом как предательство национальных интересов.
Что необходимо было предпринять белому движению, что избежать поражения?
- Попытаться объединить силы для борьбы с большевизмом; сплотить вокруг себя все антибольшевистские силы, в том числе и социалистов.
- Предложить народу более радикальный проект решения аграрного вопроса, уделив при этом внимание земельному голоду крестьян.
- Отказаться от таких средств борьбы, как массовый террор, направленный против сторонников большевизма и крестьянства.
- Пересмотреть национальную программу.
Использованные источники
- Деникин А.И. Очерки русской смуты. — Париж, 1921.
- 2. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.
- Страницы истории гражданской войны. М., Просвещение. 1992 г.
- Хрестоматия по истории СССР 1917- 1975 г. М.. 1991 г.
- Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930 – х гг.: Пособие для учителя. Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.Д.Кораблева. М., 1988
Интернет-ресурсы:
- http://kildushkin.ucoz.ru/load/klassnye_chasy/dokument_reshenie_agrarnogo_voprosa_v_proektakh_belykh/4-1-0-21
- http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/index.html
- http://www.krimoved-library.ru/books/krim-pri-vrangele2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Гражданско-патриотический фотокросс «БЛАГОДАРНОСТЬ» в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне
Юность, готовь фотоаппарат!Наш фотокросс посвящен празднику Победы.А это значит, мы фотографируем лица, улыбки, ленты, улицы, шарики, первые листики на деревьях.Мы фотографируем на...
Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....
Сценарий музыкальной гражданско-патриотической постановки "Симфония Мужества", посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Участники: учащиеся 8-11 классов принимают участие в постановке, которая демонстрируется учащимся 5-7 классов, педагогический коллектив,ветераны ВОВ.Место проведения: Актовый залДевиз постановки: «С п...
Образовательный проект «Формирование патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей школьников в рамках участия в мероприятиях, посвященных подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному развитию и воспитанию детей отводится в современном обществе первостепенная роль, особенно в рамках реализации Указ Президента Российской Федераци...
Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана
ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...