Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Конспект урока по истории в 5 классе, по учебнику Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_lyudi_drevney_indii._indiyskie_kasty.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной  творческой работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

 Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки.(на экране Слайд №1 – звучит индийская музыка,  на фоне пейзажа движутся анимационные картинки )

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").

- Почему вы так решили?

Учитель: А что вам известно об этой стране? (Ответы детей)

Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии.Индийские касты".(Презентация - слайд №2 ).Запишите тему в тетради.

- Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? С чего мы всегда начинаем изучение истории нового государства?

(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 3)

1Местоположение Индии

2Климат Индии

3Животный и растительный мир Индии

4Занятия жителей Древней Индии

5Верования в Древней Индии. Касты.

А также нам предстоит ответить на вопрос

- Почему греки считали Индию «волшебной сказочной  страной»? (Слайд №4)(на доске все предположения)

Разбирая  все эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом, выполнять задания в рабочей тетради. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. (Слайд №6) (Приложение № 3) Эта схема у каждого из вас лежит на парте. Потом вы  свернете её пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы?

Итак, начинаем.

2.

Изучение нового учебного материала.

Учебная цельПознакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

 Цели и задачи, которые хочет достичь учитель: формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями

Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником,

воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.

Поддерживать интерес учеников к истории.

Предполагаемый результат:

Учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, анализировать как природные условия влияют на занятия людей , знать основные занятия жителей, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с историческими источниками, картой

Формы и методы изложения нового материала:

беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

работа с картой, работа с историческим документом

самостоятель-

ная  работа   обучающихся   по осмыслению и усвоению нового материала;

 работа с текстом

Основные формы и методы организации фронтальной,  индивидуальной деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа по составлению , работа с историческим документом..

Методы стимулирования: похвала, одобрение.

Методы оценивания: самооценка с помощью оценочного листа в группах, отметка.

  • учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

1  Вы знаете, что некоторые страны похожи на геометрические фигуры? Некоторые более прямоугольные, другие округлые, а страна, в которую мы отправляемся - Индия, выглядит, точно  как треугольник.

Для работы нам необходима карта.

-Я показываю на карте у доски, а вы смотрите в учебнике на странице 92.

 Учитель спрашивает учеников:

- Что такое остров и полуостров?

- Чем они отличаются друг от друга?

(учитель поясняет, что полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами).

Теперь давайте посмотрим на карту и найдем остров (ученики называют о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов.Индостан).

- Я показываю их на карте у доски, а вы у себя в учебнике.

(Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.)(записали в таблицу )

- Какое море и океан омывают этот полуостров?

(Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. )

Ребята, посмотрите, на самом деле территория выглядит как треугольник? Площадь Индии почти равна площади Европы.

2. Климат Индии

Учитель: -Ребята, мы уже знаем  где чаще всего селились люди в древности?

(предположения детей – по берегам рек) А почему?(потому что река-это жизнь)

Учитель: - Скажите, а в Индии есть реки? Покажите их на карте?  

Ученики: рассматривают карту, отвечают, я показываю у доски.

Учитель: В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 7). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. (слайд №8)

Сообщение ученика о реках Инд и Ганг

В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил.  Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

-Какие реки вы записали в схему? (Инд и Ганг)

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". (у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 2).

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :"

 Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Давайте вспомним как на карте обозначаются  низменность, горы (слайд 9)

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №10)

-Что мы запишем в схему? (Гималаи)

Сообщение ученика о Гималаях

На северо-востоке Индии расположены горы Гималаи. Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Эти горы защищают страну, от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на земле – Джомолунгма,(слайд 11) чья высота около девяти тысяч метров. В переводе данное название означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и  способствовали  защищенности Индии от нападения врагов? Слайд 12

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний , другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").

Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями. (Презентация, слайд №13).

3  Работа с текстом учебника

Прочитайте п. 2 стр. 91

- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)в словарик слайд 14

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии?

-Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)в учебнике (Слайд 15)

- А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы.

Вася читает, а вы карандашом выделяете название животных в тексте. (Задание всем понятно?) Работаем.

В ветвях деревьев гнездились,

шумели, порхали и пели

Птицы лесные и всюду…           в дикой глуши попадались

То кабан, то шакал, то буйвол,

то рысь, то пантера…

И светлая влага кипела

Множеством рыб, крокодилов и змей…

…и ветви обвивши хвостами,

С криком качались на них обезьяны,

по  сучьям деревьев

Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа по документу.

 - Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?

 - Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

Учитель: Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №16-18. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Но больше всего жители Индии боялись змей,(слайд 19) они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте!»

Не забывайте работать со схемой

 Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

•        заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

•        идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

•        увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

•        впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

•        раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

•        вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

4 Занятия жителей Древней Индии.

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №19). Стр 93

-Чем занимались индийцы? (Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот.)

- Главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №20).

А вы знаете, что если участок земли в Индии хотя бы на год оставить без обработки, то он покрывался зарослями, а через 3-5 лет там вырастал такой лес, что никто не мог догадаться, что здесь жили люди.

Кроме пшеницы и ячменя,(слайд 21) которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я принесла на урок.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке в тканевых мешочках находятся рис, чай, сахар, перец, вата. Учитель  проходит по рядам и предлагает детям взять мешочки и отгадать, что находится в сундучке. Ученики отгадывают на ощупь, по вкусу, по запаху. Совещаются в парах.

Учитель: - Что же я принесла вам сегодня?

                -  Какие у вас есть предположения?

                -  Почему вы так решили?

5В Индии, были священные животные, которых особо почитали-слон, (Он переносил тяжести и участвовал в сражениях, один из главных богов был мудрый  Ганеша - с головой слона. (Слайд 28-29).Особая любовь и почтение к корове.(слайд 30)

-Ребята, как вы думаете почему индийцы с особой любовью относились к корове?

 (Дети предполагают, что она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло.)

-А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.

Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему?  Прочитайте ответ на стр.95. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 95. и зачитайте его.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями  ее жителей  и их религиозными верованиями. По преданию, главный Бог Брахма создал касты из своих частей тела.

Касты – это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)в словарик

Пятиклассники сколько вам лет?(дети отвечают)А если бы вы были в Индии вы бы проходили обряд «упанаяна» Кто-нибудь знает, что это за обряд? Какие будут идеи?

4 кусочка ткани, которые символизируют касты (белая, красная, желтая, черная) на доске

Ребята скажите у кошки могут родится щенки ? Нет, потому что так не бывает.

В Древней Индии люди считали так же, а еще, что все люди  делятся по определенному порядку, который нарушить и изменить просто невозможно.

В Индии каждый человек с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев и слуг. Люди, родившиеся в одной касте никогда в жизни не могли перейти в другую.

 Человек, родители, которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или воином. Дети брахманов становились жрецами, а дети слуг – слугами. У людей разных каст все должно быть непохоже - и дом, и одежда, и еда. Деление на касты произошло очень давно.  А самое интересное , как люди выделили это явление.

У индийцев есть бог Брахма (слайд), которого все почитают и представляют в вот так…  

А все касты произошли из тела Брахмы (учебник страница95-96) Жрецы-брахманы произошли из его рта, поэтому они знают как молиться. Воины вышли из могучих рук Брахмы, поэтому знают как сражаться. Большинство народа-земледельцы, те, кто пашут землю и пасут скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что они возникли из запыленных ступней ног.(на ткани появляются изображения)

Ребята, вы любите приглашать гостей в свой дом? А кого вы приглашаете ?

Вы знаете, в Индии люди тоже приглашали гостей, но не простых. Самыми мудрыми и почтенными считались брахманы, вот их любили приглашать в дом. Как вы думаете для чего? А на самом деле стр 93 (что бы принести жертву)

А вот другая каста – воинов- была очень почитаема, тем, что все цари считали себя именно воинами.

Существовала еще одна каста- «неприкасаемые». Как вы думаете почему их так называли? А на самом деле…

Интересно, что люди из касты «неприкасаемых» не могли жить вместе со всеми, они занимались самой грязной работой.

Ребята, скажите, если бы мы с вами родились в касте неприкасаемых, мы бы возмущались. Нет, почему.

Но, самое интересное, что в Индии все без исключения верили в то, что в какой бы касте ты не родился, если будешь вести себя хорошо, достойно, то в следующей жизни возможно перевоплощение в более высшую касту.

Отметьте касты в схемах и проверьте на слайде.

А теперь самое время узнать, что такое «упанаяна» мальчики могли читать священные тексты, учиться музыке, обращению с оружием и выполнению религиозных обрядов.

3.

Закрепление учебного материала.

Учебная  цель  перед обучающимися:сделают вывод по проблемному вопросу, проверят свои знания в итоговом тесте,   передадут личное отношение к истории Древней Индии.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для правильного вывода по проблемному вопросу, проверить осознанность, полученных знаний.

Формы и методы достижения поставленных целей: беседа, проверочный тест.

Мы с вами изучили историю древней Индии, и теперь вы можете мне сказать:  « Почему греки считали Индию «волшебной сказочной  страной»?

1 благоприятные природные и климатические условия

2 плодородные земли

3 полноводные реки

4защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

5 особая культура.

6 удивительные растения и животные

Закрепляющий индивидуальный тест

1 На какую геометрическую фигуру похожи очертания Индии

2 Долину реки Ганг покрывали густые, труднопроходимые джунгли.

А)верно

Б) неверно

3 Вы попали в джунгли, чем там можно питаться?

4 Во что верили индийцы?

5 Каких животных почитали в Индии (отметьте)

Слон

Черепаха

Корова

Змея

Кошка

6 Каста- это

7 укажите цвет одежды каждого представителя каст:

брахманы        

воины

земледельцы        

слуги

4

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей  

учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Ребята, нам пора возвращаться,  но давайте поднимем цветные паруса. Красный парус – если вам было интересно и всё удалось, жёлтый – было интересно, но что - то не получилось, синий – не узнали ничего интересного.

5.

Задание на дом.

Цель самостоятельной работы обучающихся:

Закрепление знаний, полученных на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель: формировать навыки исследовательской деятельности, творческих способностей учащихся.

1Параграф20- 21 №82, 83, 84,85

2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации по теме Древняя Индия, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по истории Древней Индии, а кто-то может подготовить сообщение о шахматах и индийских цифрах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....