Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока по истории в 5 классе, по учебнику Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_lyudi_drevney_indii._indiyskie_kasty.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. | Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки.(на экране Слайд №1 – звучит индийская музыка, на фоне пейзажа движутся анимационные картинки ) Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия"). - Почему вы так решили? Учитель: А что вам известно об этой стране? (Ответы детей) Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии.Индийские касты".(Презентация - слайд №2 ).Запишите тему в тетради. - Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? С чего мы всегда начинаем изучение истории нового государства? (Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии"). Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 3) 1Местоположение Индии 2Климат Индии 3Животный и растительный мир Индии 4Занятия жителей Древней Индии 5Верования в Древней Индии. Касты. А также нам предстоит ответить на вопрос - Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной»? (Слайд №4)(на доске все предположения) Разбирая все эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом, выполнять задания в рабочей тетради. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. (Слайд №6) (Приложение № 3) Эта схема у каждого из вас лежит на парте. Потом вы свернете её пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы? Итак, начинаем. |
2. | Изучение нового учебного материала. Учебная цельПознакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Цели и задачи, которые хочет достичь учитель: формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства. Поддерживать интерес учеников к истории. Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, анализировать как природные условия влияют на занятия людей , знать основные занятия жителей, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с историческими источниками, картой Формы и методы изложения нового материала: беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; работа с картой, работа с историческим документом самостоятель- ная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала; работа с текстом Основные формы и методы организации фронтальной, индивидуальной деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа по составлению , работа с историческим документом.. Методы стимулирования: похвала, одобрение. Методы оценивания: самооценка с помощью оценочного листа в группах, отметка.
| 1 Вы знаете, что некоторые страны похожи на геометрические фигуры? Некоторые более прямоугольные, другие округлые, а страна, в которую мы отправляемся - Индия, выглядит, точно как треугольник. Для работы нам необходима карта. -Я показываю на карте у доски, а вы смотрите в учебнике на странице 92. Учитель спрашивает учеников: - Что такое остров и полуостров? - Чем они отличаются друг от друга? (учитель поясняет, что полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами). Теперь давайте посмотрим на карту и найдем остров (ученики называют о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов.Индостан). - Я показываю их на карте у доски, а вы у себя в учебнике. (Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.)(записали в таблицу ) - Какое море и океан омывают этот полуостров? (Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. ) Ребята, посмотрите, на самом деле территория выглядит как треугольник? Площадь Индии почти равна площади Европы. 2. Климат Индии Учитель: -Ребята, мы уже знаем где чаще всего селились люди в древности? (предположения детей – по берегам рек) А почему?(потому что река-это жизнь) Учитель: - Скажите, а в Индии есть реки? Покажите их на карте? Ученики: рассматривают карту, отвечают, я показываю у доски. Учитель: В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 7). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. (слайд №8) Сообщение ученика о реках Инд и Ганг В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли. -Какие реки вы записали в схему? (Инд и Ганг) Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". (у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 2). Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :" Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы") Давайте вспомним как на карте обозначаются низменность, горы (слайд 9) Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №10) -Что мы запишем в схему? (Гималаи) Сообщение ученика о Гималаях На северо-востоке Индии расположены горы Гималаи. Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Эти горы защищают страну, от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на земле – Джомолунгма,(слайд 11) чья высота около девяти тысяч метров. В переводе данное название означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и способствовали защищенности Индии от нападения врагов? Слайд 12 Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний , другой - летний:" Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди"). Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями. (Презентация, слайд №13). 3 Работа с текстом учебника Прочитайте п. 2 стр. 91 - Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)в словарик слайд 14 - Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? -Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)в учебнике (Слайд 15) - А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы. Вася читает, а вы карандашом выделяете название животных в тексте. (Задание всем понятно?) Работаем. В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели Птицы лесные и всюду… в дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами, С криком качались на них обезьяны, по сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи… Беседа по документу. - Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях? - Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями) Учитель: Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №16-18. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Но больше всего жители Индии боялись змей,(слайд 19) они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте!» Не забывайте работать со схемой Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её. Физминутка: Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз); • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом); • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). 4 Занятия жителей Древней Индии. Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №19). Стр 93 -Чем занимались индийцы? (Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот.) - Главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №20). А вы знаете, что если участок земли в Индии хотя бы на год оставить без обработки, то он покрывался зарослями, а через 3-5 лет там вырастал такой лес, что никто не мог догадаться, что здесь жили люди. Кроме пшеницы и ячменя,(слайд 21) которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я принесла на урок. Игра "Чудесный сундучок": В сундучке в тканевых мешочках находятся рис, чай, сахар, перец, вата. Учитель проходит по рядам и предлагает детям взять мешочки и отгадать, что находится в сундучке. Ученики отгадывают на ощупь, по вкусу, по запаху. Совещаются в парах. Учитель: - Что же я принесла вам сегодня? - Какие у вас есть предположения? - Почему вы так решили? 5В Индии, были священные животные, которых особо почитали-слон, (Он переносил тяжести и участвовал в сражениях, один из главных богов был мудрый Ганеша - с головой слона. (Слайд 28-29).Особая любовь и почтение к корове.(слайд 30) -Ребята, как вы думаете почему индийцы с особой любовью относились к корове? (Дети предполагают, что она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло.) -А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? Прочитайте ответ на стр.95. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 95. и зачитайте его. Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию, главный Бог Брахма создал касты из своих частей тела. Касты – это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)в словарик Пятиклассники сколько вам лет?(дети отвечают)А если бы вы были в Индии вы бы проходили обряд «упанаяна» Кто-нибудь знает, что это за обряд? Какие будут идеи? 4 кусочка ткани, которые символизируют касты (белая, красная, желтая, черная) на доске Ребята скажите у кошки могут родится щенки ? Нет, потому что так не бывает. В Древней Индии люди считали так же, а еще, что все люди делятся по определенному порядку, который нарушить и изменить просто невозможно. В Индии каждый человек с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев и слуг. Люди, родившиеся в одной касте никогда в жизни не могли перейти в другую. Человек, родители, которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или воином. Дети брахманов становились жрецами, а дети слуг – слугами. У людей разных каст все должно быть непохоже - и дом, и одежда, и еда. Деление на касты произошло очень давно. А самое интересное , как люди выделили это явление. У индийцев есть бог Брахма (слайд), которого все почитают и представляют в вот так… А все касты произошли из тела Брахмы (учебник страница95-96) Жрецы-брахманы произошли из его рта, поэтому они знают как молиться. Воины вышли из могучих рук Брахмы, поэтому знают как сражаться. Большинство народа-земледельцы, те, кто пашут землю и пасут скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что они возникли из запыленных ступней ног.(на ткани появляются изображения) Ребята, вы любите приглашать гостей в свой дом? А кого вы приглашаете ? Вы знаете, в Индии люди тоже приглашали гостей, но не простых. Самыми мудрыми и почтенными считались брахманы, вот их любили приглашать в дом. Как вы думаете для чего? А на самом деле стр 93 (что бы принести жертву) А вот другая каста – воинов- была очень почитаема, тем, что все цари считали себя именно воинами. Существовала еще одна каста- «неприкасаемые». Как вы думаете почему их так называли? А на самом деле… Интересно, что люди из касты «неприкасаемых» не могли жить вместе со всеми, они занимались самой грязной работой. Ребята, скажите, если бы мы с вами родились в касте неприкасаемых, мы бы возмущались. Нет, почему. Но, самое интересное, что в Индии все без исключения верили в то, что в какой бы касте ты не родился, если будешь вести себя хорошо, достойно, то в следующей жизни возможно перевоплощение в более высшую касту. Отметьте касты в схемах и проверьте на слайде. А теперь самое время узнать, что такое «упанаяна» мальчики могли читать священные тексты, учиться музыке, обращению с оружием и выполнению религиозных обрядов. |
3. | Закрепление учебного материала. Учебная цель перед обучающимися:сделают вывод по проблемному вопросу, проверят свои знания в итоговом тесте, передадут личное отношение к истории Древней Индии. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для правильного вывода по проблемному вопросу, проверить осознанность, полученных знаний. Формы и методы достижения поставленных целей: беседа, проверочный тест. | Мы с вами изучили историю древней Индии, и теперь вы можете мне сказать: « Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной»? 1 благоприятные природные и климатические условия 2 плодородные земли 3 полноводные реки 4защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи); 5 особая культура. 6 удивительные растения и животные Закрепляющий индивидуальный тест 1 На какую геометрическую фигуру похожи очертания Индии 2 Долину реки Ганг покрывали густые, труднопроходимые джунгли. А)верно Б) неверно 3 Вы попали в джунгли, чем там можно питаться? 4 Во что верили индийцы? 5 Каких животных почитали в Индии (отметьте) Слон Черепаха Корова Змея Кошка 6 Каста- это 7 укажите цвет одежды каждого представителя каст: брахманы воины земледельцы слуги |
4 | Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности | Ребята, нам пора возвращаться, но давайте поднимем цветные паруса. Красный парус – если вам было интересно и всё удалось, жёлтый – было интересно, но что - то не получилось, синий – не узнали ничего интересного. |
5. | Задание на дом. Цель самостоятельной работы обучающихся: Закрепление знаний, полученных на уроке. Цель, которую хочет достичь учитель: формировать навыки исследовательской деятельности, творческих способностей учащихся. | 1Параграф20- 21 №82, 83, 84,85 2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации по теме Древняя Индия, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по истории Древней Индии, а кто-то может подготовить сообщение о шахматах и индийских цифрах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии». Для работы с учебными модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее установить програм...
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
«Природа и люди Древней Индии»
На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"
Материал по истории Древнего мираКласс: 5 Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....