Урок – викторина в 8 классе на тему "Россия в ХIХвеке"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Говорухин Иван Владимирович

 

Цель урока: выявить качество зна­ний по основным разделам изученного материала, развивать умение использо­вать их.

Задачи урока: повторить и закре­пить учебный материал; осуществить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование урока: видеотехни­ка; листы с тестами; «черный ящик», линейка, кусок ситцевой ткани, пачка чая, листок с фамилией Аракчеев; репро­дукция картины А.Д.Кившенко «Нико­лай I награждает Сперанского за состав­ление «Свода Законов» (1833); три синие атласные ленты для награждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_viktorina_rossiya_v19v.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – викторина

на тему Россия в ХIХв.

Цель урока: выявить качество знаний по основным разделам изученного материала, развивать умение использовать их.

Задачи урока: повторить и закрепить учебный материал; осуществить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование урока: видеотехника; листы с тестами; «черный ящик», линейка, кусок ситцевой ткани, пачка чая, листок с фамилией Аракчеев; репродукция картины А.Д.Кившенко «Николай I награждает Сперанского за составление «Свода Законов» (1833); три синие атласные ленты для награждения.

План урока

  1. Разминка.
  2. Конкурс «Черный ящик».
  3. Конкурс «Великие люди».
  4. Конкурс «Крылатые выражения».
  5. Конкурс «Юные детективы».
  6. Конкурс «Литературный».
  7. Конкурс «Песенный».
  8. Конкурс «Проверь себя».
  9. Подведение итогов.

1. Соотнесите имя из левой графы таблицы с преобразованием, указанным в правой графе.

Государственные деятели

Преобразования

М.М.Сперанский

Реформа управления

государственными

крестьянами

П.Д.Киселев

Финансовая реформа

А.А.Аракчеев

Кодификация законов

Е.Ф.Канкрин

Учреждение военных поселений

2. В «черном ящике» находятся четыре предмета. С каким лицом или событием они могут быть связаны?

1.        Листок с фамилией человека, на родовом гербе которого начертаны слова: «Без лести предан». (А.А.Аракчеев.)

2.        Этот предмет упоминается в легенде о строительстве Николаевской железной дороги.

(Линейка.)

3.        После Отечественной войны 181.2 г.легкая промышленность начала ускоренно развиваться. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны.
К концу 1820-х гг. Россия перестала ввозить
эту продукцию из-за границы.

(Ситец.)

4.        В первой половине XIX в. этот продукт, родом из Китая, получил    распространение в России.

(Чай.)

3. Демонстрируется репродукции Ф.М. Достоевского, и фотография Казачьей Никольской церкви (1840, г. Омск). Какая связь существует между ними?

4. Вспомните, с какими событиями и именами связано появление следующих выражений.

1.        «Дней Александровых прекрасное начало...» (А.С.Пушкин).

(Восшествие на престол Александра I, начало преобразований.)

2.        «Приехал Кутузов бить французов...» (солдатская поговорка).

(Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армией в Отечественную войну 1812г.)

 3.«Из искры возгорится пламя...»
(Ответ декабристов А.С.Пушкину из Сибири.)

4.«Сфинкс, не разгаданный до гроба...» (П.А.Вяземский).

(Смерть Александра I.)

5.

1.        Прочтите текст и скажите, кто был собеседником Наполеона:

«Высокий, рано облысевший, с умным и печальным выражением на лице, всегда модно, со вкусом одетый, ярый сторонник наполеоновских преобразований, прекрасно знавший Гражданский кодекс».

После беседы с ним Наполеон предложил Александру I: «Не хотели бы вы обменять его на какое-нибудь мое королевство?»

(М.М.Сперанский.)

2.        Единственный раз Георгиевским крестом во время Отечественной войны1812 г. была награждена женщина. Назовите ее имя.

(Надежда Андреевна Дурова (1783—1866), она же штабс-капитан А.А.Александров.)

3.        Перед вами два портрета А.С.Пушкина. Назовите художников — авторов этих портретов.

(О.А.Кипренский, 1827; В.А.Тропинин, 1827.)

3. Демонстрируются репродукции портретов М.И.Кутузова, К.П.Брюллова, М.М.Сперанского, П.С.Нахимова, Н.И.Пирогова, М.И.Глинки, А.А.Иванова, И.Ф.Крузенштерна. Расскажите, чем знамениты эти люди в истории России.

6.        Прочтите фрагмент текста и назовите войну, о которой в нем говорится:

«Грустно... я болен Севастополем... Мученик — Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет».

(Крымская война, 1853—1856.)

7.        Учитель рассказывает об истории одной песни и предлагает назвать ее, а
затем исполнить.

Автор слов этой песни — поэт XIX в. Н.Ф.Щербина (1821-1869). В 1844 г. он написал стихотворение «Моряк», посвященное борьбе греков против турецкого порабощения. Эти стихи композитор А.Гурилев положил на музыку — романс «Поле битвы», ставший популярным в годы Крымской войны. В период русско-японской войны песня уже под другим названием и немного видоизмененная получила всенародное распространение. После революции, Гражданской войны и первых пятилеток оказалась забытой. Честь ее возрождения принадлежит Леониду Утесову.

(«Раскинулось море широко».)

8.        Учащиеся получают листы с вопросами и вариантами ответов, из которых нужно выбрать один — правильный.

1.        Укажите дату Бородинского сражения:

а) 26 августа 1812; в) 8 декабря 1812; б) 13 октября 1812; г) 8 ноября 1812

2.        Кто был инициатором создания военных поселений?

а) М.М. Сперанский; в) А.А.Аракчеев; б) А.Х.Бенкендорф; г) Александр I

3.        Решение Кутузова оставить Москву преследовало цель:

а) сохранить русскую армию; б) спасти Петербург; в) навязать Наполеону зимнюю кампанию; г) вызвать всенародный гнев по отношению к Наполеону

4.        Формированию взглядов декабристов способствовали:

а) Отечественная война 1812 г. и общественный подъем в стране; б) аракчеевщина;

в)        вольнолюбивые  идеи А.Н.Радищева и
А.С.Пушкина; г) стремление прославиться

5.        Укажите основной вид транспорта в России в первой половине XIX в.:

а) авиационный; б)железнодорожный; в) гужевой и водный;

 г) автомобильный

6.        Укажите хронологические рамки Кавказской войны:

а) 1812-1873; в) 1817-1864; б) 1826-1855; г)1853-1856

7.        Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крым
ской войны?

а) Л.Н.Толстой; в) В.В.Вересаев; б) Ф.М.Достоевский; г) В.М.Гаршин

8.        Как называлась государственная идеология, разработанная в годы правления Николая I?

а)   теория   официальной   народности;

б) теория камерализма; в) теория естественного права; г) теория относительности

9.        Каких крестьян касалась реформа,проведенная П.Д.Киселевым?

а) помещичьих; б) государственных; в) крестьян западнорусских губерний; г) удельных

10.        Кто такие западники?

а) религиозная секта; б) представители западноевропейских стран — инвесторов России; в) сторонники развития России по западноевропейскому пути; г) жители западных губерний Российской империи

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — а; 4 — а; 5 — в; 6 - в; 7 - а; 8 - а; 9 - б; 10 - в.

9. По итогам урока все учащиеся получают оценки, а трое, набравшие самый высокий балл, награждаются лентами на фоне репродукции картины А.Д.Кившенко «Николай I награждает Сперанского за составление «Свода Законов» (1833).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина 5 класс

Повторительно-обобщающий урок к первому разделу Истории Древнего мира. Проводится в виде игры....

"ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ РЕНЕССАНСА" урок- викторина 8 класс

увлекательное  путешествие  в  историю  эпохи. захватывающие  сюжеты, интересные  подробности  из  жизни  знаменитых  людей  -  и  все ...

урок-викторина 7 класс

Данное мероприятие позволит провести обзор изученной темы и првести время с пользой и удовольствием....

Байкаловедение интегрированный урок - викторина (6 класс)

НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный ...

Урок-викторина 6 класс (Колесо истории)

Цель урока :привить у учащихся интерес к изучению истории ,способствовать развитию у учащихся стремление к дополнительным знаниям при изучении  Истории Средних веков, приучать детей работать с до...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

Итоговый урок - викторина 5 класс на тему "Древняя Греция"

Задания для итогового урока по теме "Древняя Греция". Материал предназначен для нестандартного проведения контрольной или самостоятельной работы по пройденной главе...