Урок – викторина в 8 классе на тему "Россия в ХIХвеке"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Цель урока: выявить качество знаний по основным разделам изученного материала, развивать умение использовать их.
Задачи урока: повторить и закрепить учебный материал; осуществить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование урока: видеотехника; листы с тестами; «черный ящик», линейка, кусок ситцевой ткани, пачка чая, листок с фамилией Аракчеев; репродукция картины А.Д.Кившенко «Николай I награждает Сперанского за составление «Свода Законов» (1833); три синие атласные ленты для награждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_viktorina_rossiya_v19v.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – викторина
на тему Россия в ХIХв.
Цель урока: выявить качество знаний по основным разделам изученного материала, развивать умение использовать их.
Задачи урока: повторить и закрепить учебный материал; осуществить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование урока: видеотехника; листы с тестами; «черный ящик», линейка, кусок ситцевой ткани, пачка чая, листок с фамилией Аракчеев; репродукция картины А.Д.Кившенко «Николай I награждает Сперанского за составление «Свода Законов» (1833); три синие атласные ленты для награждения.
План урока
- Разминка.
- Конкурс «Черный ящик».
- Конкурс «Великие люди».
- Конкурс «Крылатые выражения».
- Конкурс «Юные детективы».
- Конкурс «Литературный».
- Конкурс «Песенный».
- Конкурс «Проверь себя».
- Подведение итогов.
1. Соотнесите имя из левой графы таблицы с преобразованием, указанным в правой графе.
Государственные деятели | Преобразования |
М.М.Сперанский | Реформа управления государственными крестьянами |
П.Д.Киселев | Финансовая реформа |
А.А.Аракчеев | Кодификация законов |
Е.Ф.Канкрин | Учреждение военных поселений |
2. В «черном ящике» находятся четыре предмета. С каким лицом или событием они могут быть связаны?
1. Листок с фамилией человека, на родовом гербе которого начертаны слова: «Без лести предан». (А.А.Аракчеев.)
2. Этот предмет упоминается в легенде о строительстве Николаевской железной дороги.
(Линейка.)
3. После Отечественной войны 181.2 г.легкая промышленность начала ускоренно развиваться. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны.
К концу 1820-х гг. Россия перестала ввозить эту продукцию из-за границы.
(Ситец.)
4. В первой половине XIX в. этот продукт, родом из Китая, получил распространение в России.
(Чай.)
3. Демонстрируется репродукции Ф.М. Достоевского, и фотография Казачьей Никольской церкви (1840, г. Омск). Какая связь существует между ними?
4. Вспомните, с какими событиями и именами связано появление следующих выражений.
1. «Дней Александровых прекрасное начало...» (А.С.Пушкин).
(Восшествие на престол Александра I, начало преобразований.)
2. «Приехал Кутузов бить французов...» (солдатская поговорка).
(Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армией в Отечественную войну 1812г.)
3.«Из искры возгорится пламя...»
(Ответ декабристов А.С.Пушкину из Сибири.)
4.«Сфинкс, не разгаданный до гроба...» (П.А.Вяземский).
(Смерть Александра I.)
5.
1. Прочтите текст и скажите, кто был собеседником Наполеона:
«Высокий, рано облысевший, с умным и печальным выражением на лице, всегда модно, со вкусом одетый, ярый сторонник наполеоновских преобразований, прекрасно знавший Гражданский кодекс».
После беседы с ним Наполеон предложил Александру I: «Не хотели бы вы обменять его на какое-нибудь мое королевство?»
(М.М.Сперанский.)
2. Единственный раз Георгиевским крестом во время Отечественной войны1812 г. была награждена женщина. Назовите ее имя.
(Надежда Андреевна Дурова (1783—1866), она же штабс-капитан А.А.Александров.)
3. Перед вами два портрета А.С.Пушкина. Назовите художников — авторов этих портретов.
(О.А.Кипренский, 1827; В.А.Тропинин, 1827.)
3. Демонстрируются репродукции портретов М.И.Кутузова, К.П.Брюллова, М.М.Сперанского, П.С.Нахимова, Н.И.Пирогова, М.И.Глинки, А.А.Иванова, И.Ф.Крузенштерна. Расскажите, чем знамениты эти люди в истории России.
6. Прочтите фрагмент текста и назовите войну, о которой в нем говорится:
«Грустно... я болен Севастополем... Мученик — Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет».
(Крымская война, 1853—1856.)
7. Учитель рассказывает об истории одной песни и предлагает назвать ее, а
затем исполнить.
Автор слов этой песни — поэт XIX в. Н.Ф.Щербина (1821-1869). В 1844 г. он написал стихотворение «Моряк», посвященное борьбе греков против турецкого порабощения. Эти стихи композитор А.Гурилев положил на музыку — романс «Поле битвы», ставший популярным в годы Крымской войны. В период русско-японской войны песня уже под другим названием и немного видоизмененная получила всенародное распространение. После революции, Гражданской войны и первых пятилеток оказалась забытой. Честь ее возрождения принадлежит Леониду Утесову.
(«Раскинулось море широко».)
8. Учащиеся получают листы с вопросами и вариантами ответов, из которых нужно выбрать один — правильный.
1. Укажите дату Бородинского сражения:
а) 26 августа 1812; в) 8 декабря 1812; б) 13 октября 1812; г) 8 ноября 1812
2. Кто был инициатором создания военных поселений?
а) М.М. Сперанский; в) А.А.Аракчеев; б) А.Х.Бенкендорф; г) Александр I
3. Решение Кутузова оставить Москву преследовало цель:
а) сохранить русскую армию; б) спасти Петербург; в) навязать Наполеону зимнюю кампанию; г) вызвать всенародный гнев по отношению к Наполеону
4. Формированию взглядов декабристов способствовали:
а) Отечественная война 1812 г. и общественный подъем в стране; б) аракчеевщина;
в) вольнолюбивые идеи А.Н.Радищева и
А.С.Пушкина; г) стремление прославиться
5. Укажите основной вид транспорта в России в первой половине XIX в.:
а) авиационный; б)железнодорожный; в) гужевой и водный;
г) автомобильный
6. Укажите хронологические рамки Кавказской войны:
а) 1812-1873; в) 1817-1864; б) 1826-1855; г)1853-1856
7. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крым
ской войны?
а) Л.Н.Толстой; в) В.В.Вересаев; б) Ф.М.Достоевский; г) В.М.Гаршин
8. Как называлась государственная идеология, разработанная в годы правления Николая I?
а) теория официальной народности;
б) теория камерализма; в) теория естественного права; г) теория относительности
9. Каких крестьян касалась реформа,проведенная П.Д.Киселевым?
а) помещичьих; б) государственных; в) крестьян западнорусских губерний; г) удельных
10. Кто такие западники?
а) религиозная секта; б) представители западноевропейских стран — инвесторов России; в) сторонники развития России по западноевропейскому пути; г) жители западных губерний Российской империи
Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — а; 4 — а; 5 — в; 6 - в; 7 - а; 8 - а; 9 - б; 10 - в.
9. По итогам урока все учащиеся получают оценки, а трое, набравшие самый высокий балл, награждаются лентами на фоне репродукции картины А.Д.Кившенко «Николай I награждает Сперанского за составление «Свода Законов» (1833).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина 5 класс
Повторительно-обобщающий урок к первому разделу Истории Древнего мира. Проводится в виде игры....
"ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ РЕНЕССАНСА" урок- викторина 8 класс
увлекательное путешествие в историю эпохи. захватывающие сюжеты, интересные подробности из жизни знаменитых людей - и все ...
урок-викторина 7 класс
Данное мероприятие позволит провести обзор изученной темы и првести время с пользой и удовольствием....
Байкаловедение интегрированный урок - викторина (6 класс)
НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный ...
Урок-викторина 6 класс (Колесо истории)
Цель урока :привить у учащихся интерес к изучению истории ,способствовать развитию у учащихся стремление к дополнительным знаниям при изучении Истории Средних веков, приучать детей работать с до...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”
Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...
Итоговый урок - викторина 5 класс на тему "Древняя Греция"
Задания для итогового урока по теме "Древняя Греция". Материал предназначен для нестандартного проведения контрольной или самостоятельной работы по пройденной главе...