Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Цель: - знать и понимать события отечественной истории;
- воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Задачи:
- систематизировать и углубить знания по истории Великой Отечественной войны;
- формировать активную жизненную позицию гражданина России ;
- вызвать интерес к песням военных лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-viktorina.doc | 76.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»
Цель: - знать и понимать события отечественной истории;
- воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Задачи:
- систематизировать и углубить знания по истории Великой Отечественной войны;
- формировать активную жизненную позицию гражданина России ;
- вызвать интерес к песням военных лет.
Форма урока: урок - викторина
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, синтезатор .
(Данный урок проводился в 9-х классах в рамках подготовки к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и был подготовлен учителем истории Воронцовой Н.С и учителем музыки Климовой Е.П. и сопровождается электронной презентацией.)
Ход мероприятия.
Ведущий 1: На рассвете 22 июня 1941года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза.
В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. (слайд 1-3)
Звучит песня А. Александрова «Священная война» (фрагмент)(1)
Ведущий 2: Эта песня родилась в первые дни войны…Назовите ее. (слайд4)
Дети узнают звучащую песню.
Ведущий1: Где была одержана первая победа Советских войск в ходе Великой Отечественной войны ?(слайд5)
(под Москвой в декабре 1941 года)
Ведущий 1: Развернувшиеся зимой 1941/42 г. наступательные операции советских войск под Москвой и на других участках советско-германского фронта имели огромное, поистине историческое значение. Разгромив и отбросив противника на 150–400 км, Красная Армия устранила непосредственную угрозу столице. (слайд6)
Вопрос к аудитории : В битве под Москвой принимала участие дивизия генерала Доватора . К какому роду войск принадлежит эта дивизия? (слайд7-8)
(кавалерия)
Учитель с группой детей под синтезатор исполняет фрагмент песни «Медаль за оборону Сталинграда » (слайд 9) Ведущий 1: Следующим этапом в ходе Великой Отечественной войны стало величайшее сражение второй мировой войны – знаменитая Сталинградская битва. Началась битва 19 ноября 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. (слайд 10 )
Ведущий 2: Зимой и весной 1943 года наступление под Сталинградом переросло в общее стратегическое наступление, продолжавшееся до конца марта. Противник был отброшен на 600-700км. И был вынужден перебрасывать на советско-германский фронт части с запада. И хотя в ходе боев советским войскам пришлось вновь оставить Харьков и Белгород, но вернуть себе стратегическую инициативу противник уже не мог.
Вопрос к аудитории: (слайд11)
- Как называлась наступательная операция советских войск под Сталинградом?
(«Уран»)
-Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?
(200 дней и ночей)
-Какой праздник был учрежден 19 ноября 1942 года в честь контрнаступления под Сталинградом?
(День артиллерии)
Звучит песня Г. Пономаренко «Растет в Волгограде березка»(2)
Ведущий2: (слайд12-13) О каком дереве говорится в песне Г.Пономаренко посвященной нашему городу?
(о березе)
Ведущий1: (слайд14) Какое событие лета 1943 года является завершением коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
(Курская битва)
Звучит песня «В лесу прифронтовом» (3)
Ведущий 2: После ожесточенных сражений зимой 1942/43 гг. на советско-германском фронте наступило затишье. Воюющие стороны извлекали уроки из прошедших боев, намечали планы дальнейших действий. Войска пополнялись людьми и техникой, накапливали резервы, производили перегруппировки. Линия фронта к началу летне-осенней кампании 1943 года проходила от Баренцева моря к Ладожскому озеру, далее по реке Свирь к Ленинграду и далее на юг; у Великих Лук она поворачивала на юго-восток и в районе Курска образовывала огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение вражеских войск. (слайд 15)
Ведущий1: Немецко-фашистское командование пришло к выводу, что самым удобным участком для нанесения удара, является выступ в районе Курска, получивший название Курской дуги. Разработку плана наступательной операции гитлеровское командование завершило в первой половине апреля. Он получил условное название “Цитадель”. (слайд16)
Вопрос к аудитории: (слайд 17)
-Как называется деревня, в районе которой происходило величайшее танковое сражение?
(Прохоровка)
Ведущий 1: С 18 по 22 августа войскам степного фронта пришлось вести тяжелые бои. Ломая ожесточенное сопротивление противника, они к исходу 22 августа охватили Харьков с запада и востока. В ночь на 23 августа начался решительный штурм города. Утром после упорных боев Харьков, этот крупнейший центр на юге страны, был освобожден. Пятьдесят дней продолжалась Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны.(слайд 18)
Звучит песня М.Блантера «Катюша»(4)
Ведущий 2: Какое женское имя объединяет песню и грозное оружие, которого панически боялись фашисты? (слайд19)
(Катюша)
Ведущий1:За какую реку, находящуюся на территории Украины, велись ожесточенные бои? (слайд 20)
(Днепр)
Звучит фрагмент «Песни о Днепре»(5)
Ведущий 1: Потерпев сокрушительное поражение в Курской битве, потеряв летом 1943 года множество танков и самолетов, гитлеровское командование спасало свои армии отходом за Днепр. Гитлеровские солдаты подписывали клятву – не пустить советских солдат за Днепр. Так Гитлер и его генералы надеялись обрести передышку, чтобы собрать силы, способные остановить Красную Армию. (слайд 21)
Ведущий2: С июля по декабрь 1943 года противник потерял в боях c нашими войсками свыше 1 миллиона 400 тысяч человек. С ноября 1942 года по декабрь 1943 года советские войска продвинулись на запад в середине фронта на 500 километров, а на южном крыле – на 1300. Конечно же, у противника и должно было возникнуть ощущение надвигающихся на него «гигантских волн океана». С самого начала 1944 года Красная Армия двинется «дальше и дальше, опрокидывая на своем пути все преграды». (слайд 22-23)
Звучит фрагмент песни «В землянке»(6)
Ведущий2: Какой музыкальный инструмент упоминается в популярной среди фронтовиков песне «В землянке»? (слайд24)
(гармонь)
Ведущий1: Еще одна страница Великой Отечественной войны - оборона Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Шестнадцать месяцев осаждали Ленинград фашистские захватчики. Они рассчитывали жестокой блокадой задушить его. Ежедневно смерть уносила тысячи жизней. Героические защитники Ленинграда с невиданной стойкостью переносили огромные трудности. Вся страна помогала им и готовила прорыв блокады. (слайд25)
Ведущий2: 12 января 1943г., после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная армия Волховского фронта. После семидневных ожесточённых боёв советские войска освободили город Шлиссельбург и ряд других населенных пунктов, превращенных врагом в мощные узлы сопротивления. 18 января войска советских фронтов соединились в районах рабочих поселков №1 и №5. Блокада Ленинграда была прорвана.
Ведущий 1: Сражения под Ленинградом и прорыв блокады в январе 1943г. намного улучшили положение города. И все же он оставался еще фронтовым городом. Враг стоял у его стен и подвергал систематическим налетам авиации и обстрелу из тяжелых орудий. В результате погибло большое количество человек, около 17 тысяч. (слайд26-27)
Ведущий2: В результате этих событий, 27 января 1944 года, 900 дневная блокада Ленинграда была снята окончательно, а советские войска и силы флота нанесли тяжелое поражение группе армий “Север” и отбросили ее на 220-280 км на запад. Вся страна гордилась этой победой.
Вопрос к аудитории : (слайд 28)
-Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?
(900 дней и ночей)
-Как называлась дорога, связывающая город с Большой землей?
(дорога Жизни)
Звучит фрагмент песни А.Новикова «Дороги»(7)
Ведущий2: Дороги войны… В какой песне композитора А. Новикова они были воспеты? (слайд29)
(«Дороги»)
Звучит фрагмент песни «Последний бой»(8)
Ведущий1:Завершающий удар Советской Армии по фашистской Германии был нанесен в период с 16 апреля по 8 мая 1945 г. войсками 1-го Белорусского, 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов с рубежа рек Одера и Нейсе по группам немецких армий “Висла” и “Центр”, прикрывавших Берлин с востока и юго-востока. Удар советских войск был неожиданным и ошеломляющим.(слайд 30)
Ведущий2: Бои за овладение непосредственно Берлином развернулись с 21 апреля. Советские войска, имевшие опыт ведения городских боев уверенно продвигались к сердцу фашизма, центру Берлина – Рейхстагу. Фашисты, как зверь загнанный в угол метались и оказывали ожесточенное сопротивление, но советские воины, этаж за этажом, улица за улицей сужали кольцо. Итак, в 14 часов 25 минут четырнадцатого апреля над Рейхстагом взвилось красное Знамя Победы. 2-го мая Берлин пал. (слайд31-32)
Вопрос к аудитории: (слайд33-34)
-На каком здании было водружено знамя Победы?
(Рейхстаг)
-Когда был подписан акт о полной капитуляции фашистской Германии?
( 8 мая 1945года)
-Кем был подписан акт о капитуляции Германии со стороны Советского Союза?
(Маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым)
Звучит «Марш» (9)
Ведущий1: В честь ознаменования Победы над фашистской Германией 24 июня 1945 в Москве состоялся легендарный первый Парад Победы. В тот дождливый день на Красной площади столица чествовала победителей фашизма. Командовал парадом маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, а принимал –маршал Г.К.Жуков.
В первом Параде Победы было задействовано ~40 000 человек . (слайд35-38)
Звучит фрагмент песни «День Победы»(10)
Ведущий2: К какой годовщине Великой победы была написана песня Д. Тухманова на слова В.Харитонова «День Победы»? (слайд 39)
(к 30-летию Победы)
Ведущий2: На этом наша викторина окончена.
Звучит песня «День Победы» (слайды40-44).
Ведущий1: Спасибо всем, кто принял участие в нашей викторине.
(сувенирами награждаются самые активные участники викторины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока мужества, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.
День Победы – один из самых знаменательных дней в истории Великого русского Государства. Это день памяти и скорби всех участников Великой...
Доклад об исследовательской деятельности учащейся 11а класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Тазетдиновой Регины на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.» Автор: Нугуманова Раушания Кадимовна Учитель истори
на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.»...
События, предшествовавшие Великой отечественной войне 1941-1945г.
События, предшествовавшие Великой отечественной войне 1941-1945г.Началом Второй мировой войны стало нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Война начинала бушевать то в одном, то в другом г...
Мой дед, Комаров Иван Егорович, участник Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.
В материалах содержатся наградные листы, воинский путь сельского паренька от 1940г. до1946г....
"Урок мужества",посвящённый 75-летию начала Великой Отечественной Войны 1941-1945г.
Урок посвящён началу Великой Отечественной Войны, 22 июня 1941 года,75-летию этой скорбной даты, в стихах рассказывается о детских судьбах,о городе Ростове-на-Дону,показано видео клипы разбитого Росто...
Исследовательская работа «История памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»
Исследовательская работа «История памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»...
Окружной конкурс «Великая Отечественная война 1941-1945г.г. в истории моей семьи»
Окружной конкурс «Великая Отечественная война 1941-1945г.г. в истории моей семьи» (Профсоюзная организация сотрудников)...