О фарфоре, керамике и деревянной посуде урок по истории 6 класс (VIII вид)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Федюнина Татьяна Владимировна

Урок  посвящен изучению  видов посуды из различных материалов, истории создания посуды.   Входит в раздел "История вещей. Занятия человека на Земле" учебника Мир истории  6 класс И.М.Бгажноковой, Л.В. Смирновой для коррекционных школ  VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istoriya_6_klass.docx508.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов

 План -конспект урока

по истории 6 класс  VIII вид

 « О керамике, фарфоре и деревянной посуде».

Подготовила: Федюнина Т.В.

учитель истории

Октябрьский 2014г.

Тема: О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

Цель:

  •  формирование у воспитанников представления  о посуде из  керамики, дерева и фарфора; способах изготовления  и материалах;

Задачи:

     Образовательные:  Дать понятие о керамической, фарфоровой, деревянной посуде,

Коррекционно-развивающие:

  •  Корригировать и развивать речь воспитанников посредством ввода новых слов;
  • развивать связь восприятия  с прошлым опытом на основе выполнения заданий на   узнавание и называние предметов;
  • формировать смысловую  память  на основе запоминания связанной по смыслу информации.

        Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
  • воспитывать взаимоконтроль  и взаимооценку.

Основные знания:  

Глазурь – специальный сплав для покрытия изделий  из глины

Керамика – в переводе с древнегреческого  обозначает  глину прошедшую обжиг.

Фарфор – белая глина, вид   тонкой керамики.

Береста – верхний слой коры березы.

Основные термины и понятия: фарфор, керамика, глазурь, береста

Тип урока: сообщение новых знаний

Оформление: презентация, наглядность, выставка посуды

 

                                                     

                 

                                    

                          

                                             

Ход урока:

                  

  1. Орг.момент. (Слайд №1)

Учитель –  Здравствуйте, ребята!  

Меня зовут Татьяна Владимировна.  Сегодня  мы с вами отправимся в  путешествие в мир истории.

А в дорогу мы с вами возьмем хорошее настроение! Посмотрите  друг на друга, на гостей  и улыбнитесь!

 А теперь посмотрите на меня и подарите свои улыбки мне!

Я желаю вам, что бы  это  путешествие  прошло с пользой для вас.

Слушайте, смотрите, запоминайте, ни минуты не теряйте!

II  Актуализация знаний (фронтальная работа):

Работа с карточками:

У вас на парте лежит карточка №1. Посмотрите внимательно и ответьте -  что изображено на картинке ?

  1. Название предмета.

 По очереди закрепите эти карточки на доске и назовите свой предмет.

(Выходят  к доске и  озвучивают свой ответ.)

- Как вы думаете, как одним словом можно назвать эти предметы?(Посуда)

  • Молодцы, ребята, правильно!. Все эти предметы относятся к посуде. ( вывешиваю карточку Посуда)
  • Как вы думаете, для чего людям нужна посуда? - Правильно, молоды!

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень  худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят,  жарят и пекут!

 (К. Нефёдова)


III.
Сообщение темы и цели урока:

- А кто догадался, о чем  сегодня  будем говорить на уроке?

(предполагаемые ответы детей)

Итак, сегодня у нас очень интересная тема.  Мы с вами совершим путешествие в  другие  страны,  узнаем, как  человек создавал посуду из разных материалов.

- А как вы сами, ребята, думаете, из чего можно изготовить посуду? (Правильно, вся посуда у нас может быть....

Коллаж  Виды посуды (слайд2)

Посмотрите, пожалуйста на слайд.

Здесь  представлены виды  материалов из которых изготавливается посуда. Мы будем  рассматривать верхнюю строчку.

- Прочитайте, пожалуйста, тему урока « О керамике, фарфоре и деревянной посуде» (тема урока на доске)

-  На этом уроке мы с вами  должны  научиться  узнавать и различать посуду из керамики, фарфора и дерева.   У вас на партах лежат карточки  с вопросами, на которые  мы будем отвечать сразу, по ходу моего рассказа. Это будет ваш справочный материал. Слушайте внимательно!

    IV. Изучение нового материала:                                  

  • Рассказ учителя.

     Посуда — обобщенное название предметов быта, используемых для приготовления, приема и хранения пищи. В древности слова «посуда» еще не было, появилось слово «посуда» только  400 лет назад.

 Запишите первый ответ на вопрос в карточке.  

А наше путешествие  мы начнем со знакомства  с глиняной посудой.

Слайд  3 «Первобытные люди научились делать посуду из глины»

Учитель:   Глиняная посуда была придумана в древности  - 6-7 тысяч лет назад. Первая  посуда не была   такой ровной и  красивой, какую мы с вами можем видеть сегодня.  

Слайд   4 «Глиняная посуда»

Рассматриваем глиняный горшок

Какой он  на ощупь?

Тяжелый или легкий?

Какой на вид (красивый или некрасивый)

Позже оказалось, что не каждая глина  подойдет для изготовления посуды.

- Поэтому со временем  люди догадались добавлять в глину  другие вещества для крепости и красивого цвета,  и такой материал получил название — керамика. В Древней Греции    искусство изготовления  керамической  посуды достигло  необычайного расцвета.

Слайд  5 «Древнегреческая керамика»

Керамика — это глина с добавками и прошедшая обжиг и покрытая глазурью.

Глазурь –это специальный сплав для покрытия изделий  из глины

Слайд 6  «Керамика».

-   Показываю  керамику.

  • Рассматриваем посуду  (  Керамическая посуда))
  • Какая она на ощупь?
  • Тяжелая или легкая?
  • Какая на вид (красивый или некрасивый)
  • Чем  отличается от  первого горшка?

Есть разные  сорта глин. В Китае добывают глину из которой можно    производить фарфор для художественной посуды (чашек, тарелок, чайных сервизов).

Слайд 7  «Китайский фарфор»

Фарфор, фарфоровая посуда -  это посуда из белой глины.

  По сравнению с простой глиной,  фарфор  очень молод, ему около 1700 лет.

Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще  в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе.  

Слайд  8 «Китайский фарфор».

 V.Физминутка  для глаз

Под весенние напевы

Глазки вправо, глазки  влево.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

 А теперь на раз – глаза закрой, на два - открой…

Посмотри перед собой.

 Спасибо!  

Продолжим наше путешествие.

 В Европе  долгое время искали секрет изготовления фарфора.

И вот независимо друг от друга, в разных странах были сделаны  открытия. В Германии  в 1709 г.  немецкий алхимик Бетгер  открыл секрет белой глины.  

Слайд   9 Бетгер

     Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году но  создать свой фарфор не получилось.

 Это удалось только в 1748 году  русскому мастеру Дмитрию Ивановичу Виноградову. С того времени в России началось производство фарфора.

 Слайд   10- 11  Виноградов Д.И.

-  Учитель: Давайте посчитаем сколько лет русскому фарфору?

 2014г. – 1748г. = 266 лет

Молодцы! Продолжаем дальше наше путешествие!

Слайд 12-13.  Октябрьский фарфоровый завод.

В городе Октябрьский тоже есть свой фарфоровый завод по изготовлению посуды Он был основан в 1963 году.  С 2007 года завод производит посуду для дома, сервизы, сувенирную продукцию и профессиональную посуду.

Но так как в окрестностях города нет  своей белой глины, все компоненты для фарфора привозят из Германии.

Если вы посмотрите посмотрите на донышко посуды, то вы увидите  фирменный знак   фарфорового завода,  его клеймо.

- Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш фарфор.

- Рассматриваем изделия из фарфора.

VI. Физкультминутка - Прежде чем мы отправимся дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)

 Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.  
(наклоны вперед и назад)  

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Прошу вас сесть за парты и мы вновь продолжаем наше путешествие.

                                           

 

Слайд 14 «Деревянная посуда»

 Наряду с глиняной посудой   развивалось  изготовление посуды из дерева.  Древесина, так же как и глина, была доступным  природным материалом . Ее использовали люди, жившие в лесных районах, особенно  славянские племена — древние  предки украинцев, белорусов, русских. В России до сих пор любят  простые, удобные деревянные изделия: ложки, миски, черпаки, бочки, солонки, ковши, блюда и др. Деревянная посуда была  пригодна  почти для всех продуктов. В ней держали сыпучие продукты, а также масло, молоко, мед. В такой посуде  продукты долго и хорошо хранились.

     Прежде чем заняться изготовлением посуды, мастера изучали  свойства  разных пород деревьев. Самым подходящим для посуды деревом  стала липа.

- Рассматриваем  деревянную посуду. Как выглядит?

     Иногда деревянную посуду  украшали  красивой росписью, часто выполнявшую, кроме декоративных, еще  и защитные функции.

Слайд 15 Хохлома

     У жителей Русского Севера была распространена  плетеная посуда из берёсты. Из нее плели  корзины,  дорожные солонки ,  предметы быта.

Береста -  верхний  белый слой  коры берёзы.

 Слайд 16  « Берестяная посуда»

 Слайд 17. (словарная работа).

 Все мы живем в Башкортостане.

- Как вы думаете, какая посуда была  наиболее распространена в нашей республике?

Слайд  18 «Башкирская деревянная посуда»

  • Да, у жителей Башкортостана   в древности также была распространена деревянная посуда.   Для её изготовления использовалась древесина, кора, береста. Наиболее  часто   использовалась  посуда из дерева : чаши, ковши, кадки,  чаны. Их и теперь можно изредка увидеть в некоторых башкирских аулах. Деревянные изделия находили самое разнообразное применение в быту. В них хранили муку, зерно, держали топлёный жир, солонину и другие припасы, перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для теста и хлебов, ведра для воды и другие предметы.

-  Вы посмотрели слайд. Чем чаще всего украшали свою посуду башкиры?( резным орнаментом)

Сегодня мы пользуемся  разными видами посуды.  На современной кухне есть и фарфоровая, и металлическая , и стеклянная,  и пластмассовая, бумажная   посуда. Встречается  деревянная посуда и керамическая посуда, украшенная  орнаментом.  Правда, используем ее  мы сейчас  нечасто,  в  основном  в декоративных целях, как сувениры. Таким образом мы сохраняем культурные   традиции своей родины.

Слайд 19. «Современная посуда» слайд вся посуда на кухне.

VII. А теперь  давайте проверим как вы поняли  сегодняшнюю тему.

Закрепление:

Карточки.

Задание:  Соедини   правильно  (Проверка  в парах )

Русь                                      керамика

Китай                                    дерево

Древняя Греция                   фарфор

А сейчас мы немного поиграем. «Игра с перекидыванием мяча»

Посуда из  стекла  - стеклянная

Посуда из  глины - глиняная

Посуда из дерева

Посуда из фарфора

Посуда из керамики

Посуда из берёсты — берестяная

 Карточка «Керамика»  (Взаимопроверка в парах)

Керамика какая?  Подчеркни правильное слово

Гладкая, холодная, тяжелая,  красивая, шершавая,  мягкая, колючая, блестящая, горячая, некрасивая

Ответы  проверьте на слайде

Слайд 20 Керамика (Проверка)

VIII. Подведение итогов:  Наш урок подходит к концу.  Мы заканчиваем наше  сегодняшнее путешествие в прошлое.. В дальнейшем мы  продолжим изучение  истории посуды.  Сегодня  мы рассматривали лишь небольшую ее часть.  

  IX.  Д.З.  Разгадать кроссворд . (сложный и простой уровень)

Чтобы разгадать кроссворд вам нужно поработать немного самостоятельно.

 Итог урока:  комментарии, оценивание.

Слайд 21.   (Тайна китайского фарфора)

X. Рефлексия.

 А сейчас  прошу вас оценить урок. Если вам понравился урок и вы узнали много нового и полезного - , выберите  красную кружку счастья, если не очень — зеленую.

Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили

Спасибо за урок! (Слайд 22)

 

           


Кроссворд   «Посуда»

2

1

5

6

3

4

  1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.

2.        Он пыхтит, как паровоз

Важно кверху держит нос.

Прошумит, закипятится –

Пригласит чайку напиться.

3.        Купили новенькое,

Такое кругленькое,

А все в дырках.

4.        Не бык, но бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

5.        Круглое блюдо, на нем лебедя несут.

6.        На голове пуговка,

Одна рука, да и та на спине.

Кроссворд   «Посуда»

                                                                                       

2

1

5

6

3

4

                                         

  1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.

2.        Он пыхтит, как паровоз

Важно кверху держит нос.Прошумит, закипятится –                                                            

Пригласит чайку напиться.

3.        Купили новенькое,

Такое кругленькое,

А все в дырках.                                                              

4.        Не бык, но бодает,

Не ест, а еду хватает.                                                                           

Что схватит, отдает,   

Сам в угол идет.                                                                              

5.        Круглое блюдо, на нем лебедя несут.                                                                                                

                                                                                                                                     

                                                                                                                             

6.        На голове пуговка,

Одна рука, да и та на спине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация сопровождение к уроку математики, 1 класс, VIII вида

Презентация к уроку - путешествие по станциям. Коррекционные  задания, взятые из различных источников, авторы которых не были указаны. В  приложении контрольная работа за I  четверть в ...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

Конспект урока географии, 5 класс, VIII вид. Тема: "РАСТЕНИЯ ЛЕСА".

Данный урок формирует у обучающихся знания о предметах и явлениях лесной зоны, лесах лиственных, хвойных, смешанных. Расскрывает значение леса для жизни растений и животных, взаимосвязь природного соо...

Конспект урока письма 1 класс (VIII вид)

Тема урока: " Повторение и закрепление пройденного материала"...

Презентация к уроку СБО 6 класс VIII вид

Презентация к уроку СБО 6 класс VIII вид по теме: "Продовольственный магазин. Покупка продуктов" предназначена для учащихся коррекционных школ надомного обучения, обучающихся по индивидуальному образо...