О фарфоре, керамике и деревянной посуде урок по истории 6 класс (VIII вид)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Урок посвящен изучению видов посуды из различных материалов, истории создания посуды. Входит в раздел "История вещей. Занятия человека на Земле" учебника Мир истории 6 класс И.М.Бгажноковой, Л.В. Смирновой для коррекционных школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istoriya_6_klass.docx | 508.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов
План -конспект урока
по истории 6 класс VIII вид
« О керамике, фарфоре и деревянной посуде».
Подготовила: Федюнина Т.В.
учитель истории
Октябрьский 2014г.
Тема: О керамике, фарфоре и деревянной посуде.
Цель:
- формирование у воспитанников представления о посуде из керамики, дерева и фарфора; способах изготовления и материалах;
Задачи:
Образовательные: Дать понятие о керамической, фарфоровой, деревянной посуде,
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать речь воспитанников посредством ввода новых слов;
- развивать связь восприятия с прошлым опытом на основе выполнения заданий на узнавание и называние предметов;
- формировать смысловую память на основе запоминания связанной по смыслу информации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
- воспитывать взаимоконтроль и взаимооценку.
Основные знания:
Глазурь – специальный сплав для покрытия изделий из глины
Керамика – в переводе с древнегреческого обозначает глину прошедшую обжиг.
Фарфор – белая глина, вид тонкой керамики.
Береста – верхний слой коры березы.
Основные термины и понятия: фарфор, керамика, глазурь, береста
Тип урока: сообщение новых знаний
Оформление: презентация, наглядность, выставка посуды
Ход урока:
- Орг.момент. (Слайд №1)
Учитель – Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Татьяна Владимировна. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир истории.
А в дорогу мы с вами возьмем хорошее настроение! Посмотрите друг на друга, на гостей и улыбнитесь!
А теперь посмотрите на меня и подарите свои улыбки мне!
Я желаю вам, что бы это путешествие прошло с пользой для вас.
Слушайте, смотрите, запоминайте, ни минуты не теряйте!
II Актуализация знаний (фронтальная работа):
Работа с карточками:
У вас на парте лежит карточка №1. Посмотрите внимательно и ответьте - что изображено на картинке ?
- Название предмета.
По очереди закрепите эти карточки на доске и назовите свой предмет.
(Выходят к доске и озвучивают свой ответ.)
- Как вы думаете, как одним словом можно назвать эти предметы?(Посуда)
- Молодцы, ребята, правильно!. Все эти предметы относятся к посуде. ( вывешиваю карточку Посуда)
- Как вы думаете, для чего людям нужна посуда? - Правильно, молоды!
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
(К. Нефёдова)
III.Сообщение темы и цели урока:
- А кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?
(предполагаемые ответы детей)
Итак, сегодня у нас очень интересная тема. Мы с вами совершим путешествие в другие страны, узнаем, как человек создавал посуду из разных материалов.
- А как вы сами, ребята, думаете, из чего можно изготовить посуду? (Правильно, вся посуда у нас может быть....
Коллаж Виды посуды (слайд2)
Посмотрите, пожалуйста на слайд.
Здесь представлены виды материалов из которых изготавливается посуда. Мы будем рассматривать верхнюю строчку.
- Прочитайте, пожалуйста, тему урока « О керамике, фарфоре и деревянной посуде» (тема урока на доске)
- На этом уроке мы с вами должны научиться узнавать и различать посуду из керамики, фарфора и дерева. У вас на партах лежат карточки с вопросами, на которые мы будем отвечать сразу, по ходу моего рассказа. Это будет ваш справочный материал. Слушайте внимательно!
IV. Изучение нового материала:
- Рассказ учителя.
Посуда — обобщенное название предметов быта, используемых для приготовления, приема и хранения пищи. В древности слова «посуда» еще не было, появилось слово «посуда» только 400 лет назад.
Запишите первый ответ на вопрос в карточке.
А наше путешествие мы начнем со знакомства с глиняной посудой.
Слайд 3 «Первобытные люди научились делать посуду из глины»
Учитель: Глиняная посуда была придумана в древности - 6-7 тысяч лет назад. Первая посуда не была такой ровной и красивой, какую мы с вами можем видеть сегодня.
Слайд 4 «Глиняная посуда»
Рассматриваем глиняный горшок
Какой он на ощупь?
Тяжелый или легкий?
Какой на вид (красивый или некрасивый)
Позже оказалось, что не каждая глина подойдет для изготовления посуды.
- Поэтому со временем люди догадались добавлять в глину другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название — керамика. В Древней Греции искусство изготовления керамической посуды достигло необычайного расцвета.
Слайд 5 «Древнегреческая керамика»
Керамика — это глина с добавками и прошедшая обжиг и покрытая глазурью.
Глазурь –это специальный сплав для покрытия изделий из глины
Слайд 6 «Керамика».
- Показываю керамику.
- Рассматриваем посуду ( Керамическая посуда))
- Какая она на ощупь?
- Тяжелая или легкая?
- Какая на вид (красивый или некрасивый)
- Чем отличается от первого горшка?
Есть разные сорта глин. В Китае добывают глину из которой можно производить фарфор для художественной посуды (чашек, тарелок, чайных сервизов).
Слайд 7 «Китайский фарфор»
Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины.
По сравнению с простой глиной, фарфор очень молод, ему около 1700 лет.
Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе.
Слайд 8 «Китайский фарфор».
V.Физминутка для глаз
Под весенние напевы
Глазки вправо, глазки влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
А теперь на раз – глаза закрой, на два - открой…
Посмотри перед собой.
Спасибо!
Продолжим наше путешествие.
В Европе долгое время искали секрет изготовления фарфора.
И вот независимо друг от друга, в разных странах были сделаны открытия. В Германии в 1709 г. немецкий алхимик Бетгер открыл секрет белой глины.
Слайд 9 Бетгер
Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году но создать свой фарфор не получилось.
Это удалось только в 1748 году русскому мастеру Дмитрию Ивановичу Виноградову. С того времени в России началось производство фарфора.
Слайд 10- 11 Виноградов Д.И.
- Учитель: Давайте посчитаем сколько лет русскому фарфору?
2014г. – 1748г. = 266 лет
Молодцы! Продолжаем дальше наше путешествие!
Слайд 12-13. Октябрьский фарфоровый завод.
В городе Октябрьский тоже есть свой фарфоровый завод по изготовлению посуды Он был основан в 1963 году. С 2007 года завод производит посуду для дома, сервизы, сувенирную продукцию и профессиональную посуду.
Но так как в окрестностях города нет своей белой глины, все компоненты для фарфора привозят из Германии.
Если вы посмотрите посмотрите на донышко посуды, то вы увидите фирменный знак фарфорового завода, его клеймо.
- Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш фарфор.
- Рассматриваем изделия из фарфора.
VI. Физкультминутка - Прежде чем мы отправимся дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Прошу вас сесть за парты и мы вновь продолжаем наше путешествие.
Слайд 14 «Деревянная посуда»
Наряду с глиняной посудой развивалось изготовление посуды из дерева. Древесина, так же как и глина, была доступным природным материалом . Ее использовали люди, жившие в лесных районах, особенно славянские племена — древние предки украинцев, белорусов, русских. В России до сих пор любят простые, удобные деревянные изделия: ложки, миски, черпаки, бочки, солонки, ковши, блюда и др. Деревянная посуда была пригодна почти для всех продуктов. В ней держали сыпучие продукты, а также масло, молоко, мед. В такой посуде продукты долго и хорошо хранились.
Прежде чем заняться изготовлением посуды, мастера изучали свойства разных пород деревьев. Самым подходящим для посуды деревом стала липа.
- Рассматриваем деревянную посуду. Как выглядит?
Иногда деревянную посуду украшали красивой росписью, часто выполнявшую, кроме декоративных, еще и защитные функции.
Слайд 15 Хохлома
У жителей Русского Севера была распространена плетеная посуда из берёсты. Из нее плели корзины, дорожные солонки , предметы быта.
Береста - верхний белый слой коры берёзы.
Слайд 16 « Берестяная посуда»
Слайд 17. (словарная работа).
Все мы живем в Башкортостане.
- Как вы думаете, какая посуда была наиболее распространена в нашей республике?
Слайд 18 «Башкирская деревянная посуда»
- Да, у жителей Башкортостана в древности также была распространена деревянная посуда. Для её изготовления использовалась древесина, кора, береста. Наиболее часто использовалась посуда из дерева : чаши, ковши, кадки, чаны. Их и теперь можно изредка увидеть в некоторых башкирских аулах. Деревянные изделия находили самое разнообразное применение в быту. В них хранили муку, зерно, держали топлёный жир, солонину и другие припасы, перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для теста и хлебов, ведра для воды и другие предметы.
- Вы посмотрели слайд. Чем чаще всего украшали свою посуду башкиры?( резным орнаментом)
Сегодня мы пользуемся разными видами посуды. На современной кухне есть и фарфоровая, и металлическая , и стеклянная, и пластмассовая, бумажная посуда. Встречается деревянная посуда и керамическая посуда, украшенная орнаментом. Правда, используем ее мы сейчас нечасто, в основном в декоративных целях, как сувениры. Таким образом мы сохраняем культурные традиции своей родины.
Слайд 19. «Современная посуда» слайд вся посуда на кухне.
VII. А теперь давайте проверим как вы поняли сегодняшнюю тему.
Закрепление:
Карточки.
Задание: Соедини правильно (Проверка в парах )
Русь керамика
Китай дерево
Древняя Греция фарфор
А сейчас мы немного поиграем. «Игра с перекидыванием мяча»
Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из глины - глиняная
Посуда из дерева
Посуда из фарфора
Посуда из керамики
Посуда из берёсты — берестяная
Карточка «Керамика» (Взаимопроверка в парах)
Керамика какая? Подчеркни правильное слово
Гладкая, холодная, тяжелая, красивая, шершавая, мягкая, колючая, блестящая, горячая, некрасивая
Ответы проверьте на слайде
Слайд 20 Керамика (Проверка)
VIII. Подведение итогов: Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем наше сегодняшнее путешествие в прошлое.. В дальнейшем мы продолжим изучение истории посуды. Сегодня мы рассматривали лишь небольшую ее часть.
IX. Д.З. Разгадать кроссворд . (сложный и простой уровень)
Чтобы разгадать кроссворд вам нужно поработать немного самостоятельно.
Итог урока: комментарии, оценивание.
Слайд 21. (Тайна китайского фарфора)
X. Рефлексия.
А сейчас прошу вас оценить урок. Если вам понравился урок и вы узнали много нового и полезного - , выберите красную кружку счастья, если не очень — зеленую.
Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили
Спасибо за урок! (Слайд 22)
Кроссворд «Посуда»
2 | |||||
1 | 5 | ||||
6 | |||||
3 | 4 | ||||
- Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.
2. Он пыхтит, как паровоз
Важно кверху держит нос.
Прошумит, закипятится –
Пригласит чайку напиться.
3. Купили новенькое,
Такое кругленькое,
А все в дырках.
4. Не бык, но бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.
5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.
6. На голове пуговка,
Одна рука, да и та на спине.
Кроссворд «Посуда»
2 | |||||
1 | 5 | ||||
6 | |||||
3 | 4 | ||||
- Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.
2. Он пыхтит, как паровоз
Важно кверху держит нос.Прошумит, закипятится –
Пригласит чайку напиться.
3. Купили новенькое,
Такое кругленькое,
А все в дырках.
4. Не бык, но бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.
5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.
6. На голове пуговка,
Одна рука, да и та на спине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация сопровождение к уроку математики, 1 класс, VIII вида
Презентация к уроку - путешествие по станциям. Коррекционные задания, взятые из различных источников, авторы которых не были указаны. В приложении контрольная работа за I четверть в ...
Конспект урока в 3 классе VIII вида "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"
Закрепление изученного материала. Урок - сказка....
Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).
Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7 класса; интеллект-карта...
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
Конспект урока географии, 5 класс, VIII вид. Тема: "РАСТЕНИЯ ЛЕСА".
Данный урок формирует у обучающихся знания о предметах и явлениях лесной зоны, лесах лиственных, хвойных, смешанных. Расскрывает значение леса для жизни растений и животных, взаимосвязь природного соо...
Конспект урока письма 1 класс (VIII вид)
Тема урока: " Повторение и закрепление пройденного материала"...
Презентация к уроку СБО 6 класс VIII вид
Презентация к уроку СБО 6 класс VIII вид по теме: "Продовольственный магазин. Покупка продуктов" предназначена для учащихся коррекционных школ надомного обучения, обучающихся по индивидуальному образо...