Рабочая программа для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Федюшкина Лариса Павловна

Рабочая программа для 5 класса с пропедевтическим курсом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii-_5_kl.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.     В основу планирования курса взята авторская  программа : А.А.Вигасин,  Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М. : «Просвещение»,  2009г. 5кл.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

          Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5 классе.

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
  • Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторический источник;
  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит   для изучения истории Древнего мира в 5 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ  формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Планируемые знания и умения

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории древнего мира;  
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

  • уметь
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Кол-во теоретических часов

Кол-во котрольных работ)

самостоятельных работ

1.

Что изучает история

10

9

1

-

2.

Первобытное общество

2

2

-

-

3.

Древний Восток

18

15

1

2

4.

Древняя Греция и эллинистический мир

19

16

1

2

5.

Древний Рим

19

17

1

1

6.

Резерв

2

-

-

-

7.

Итого

70

59

4

5


Календарно-тематическое планирование -  история  Древнего мира -70 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды самостоятельных работ

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

Что изучает наука история. Источники исторических знаний.

10

1.1.

Предмет истории

1ч.

Вводный

Работа с учебником

1.2.

Счет лет в истории

1ч.

комбинированный

Составление таблицы

1.3.

Источники знаний о прошлом

1ч.

комбинированный

Рабочая тетрадь

1.4.

Откуда пошли наши имена

1ч.

практикум

Доп.материал, сообщения

1.5.

Символы государств.

1ч.

комбинированный

Доп.материал,

1.6.

Страны. Города. Поселки.

1ч.

комбинированный

Работа с картой

1.7.

История разных стран и народов.

1ч.

Урок-лекция

Работа с учебником

1.8.

История нашей страны

1ч.

комбинированный

Схема. Работа с картой

1.9.

Символика России

1ч.

Урок-презентация

Доп.материал

1.10.

Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

1ч.

обобщающий

тестирование или контрольный опрос

2.

Первобытное общество

2ч.

2.1.

Первобытные охотники и собиратели

1ч.

Изучение нового

Работа с учебником

2.2.

Первобытные земледельцы и скотоводы

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

3.

Древний Восток

18ч.

3.1.

Государство на берегах Нила

1ч.

комбинированный

Работа с картой

3.2.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

3.3

Жизнь египетского вельможи

1ч.

комбинированный

Работа в группах

3.4.

Военные походы фараонов

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

3.5.

Религия древних египтян

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

3.6.

Искусство Древнего Египта

1ч.

комбинированный

Работа с иллюстрациями

3.7.

Письменность и знания древних египтян

1ч.

комбинированный

Работа в рабочей тетради

3.8.

Древнее Двуречье

1ч.

комбинированный

Работа с картой

3.9.

Древневавилонское царство

1ч.

комбинированный

Работа с картой и учебником

3.10.

Финикийские мореплаватели

1ч.

комбинированный

Работа в тетради

3.11.

Библейские сказания

1ч.

комбинированный

Доп.лит-ра

3.12.

Древнееврейское царство

1ч.

комбинированный

Работа с картой

3.13.

Ассирийская держава

1ч.

комбинированный

Работа с картой

3.14.

Персидская держава «царя царей».

1ч.

комбинированный

Работа с картой

3.15.

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты

1ч.

комбинированный

Работа с картой, учебником, доп. материал

3.16.

Чему учил Конфуций

1ч.

комбинированный

Сообщения

3.17.

Объединение Китая

1ч.

комбинированный

Раб.тетрадь

3.18.

Повторительно-обобщающий урок: «Древний Восток».

1ч.

обобщающий

Тестирование или контрольный опрос

4.

Древняя Греция и эллинистический мир

19ч.

4.1.

 Древнейшая Греция. Греки и Критяне.

1ч.

комбинированный

Работа с картой

4.2.

Микены и Троя

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

4.3.

Поэмы Гомера «Илиада » и «Одиссея».

1ч.

комбинированный

Работа с текстом

4.4.

Религия древних греков

1ч.

Урок-презентация

Доп. Материал

4.5.

Древняя Аттика

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

4.6.

Зарождение демократии в Афинах

1ч.

комбинированный

работа в тетради

4.7.

Древняя Спарта

1ч.

комбинированный

Сравнит. Таблица

4.8.

Греческие колонии

1ч.

комбинированный

Работа с картой

4.9.

Олимпийские игры в древности

1ч.

Урок-презентация

Доп. материал

4.10.

Марафонская битва

1ч.

комбинированный

Работа в тетради

4.11.

Нашествие персидских войск на Элладу

1ч.

комбинированный

Работа с картой

4.12.

В гаванях афинского порта Пириней. В городе богини Афины.

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

4.13.

В афинских школах и гимнасиях

1ч.

комбинированный

Сравнительная таблица

4.14.

В театре Диониса.

1ч.

Урок-исследование

Работа в группах

4.15.

Афинская демократия при Перикле.

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

4.16.

Македонские завоевания в 4 в. До н.э.

1ч.

комбинированный

Работа с картой

4.17.

Поход Александра Македонского на Восток

1ч.

комбинированный

Работа с картой

4.18.

В Александрии Египетской

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

4.19.

Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция и эллинистический мир».

1ч.

обобщающий

Тестироватие

5.

Древний Рим

18 ч.

5.1.

Древнейший Рим

1ч.

комбинированный

Работа с картой

5.2.

Завоевание Римом Италии

1ч.

комбинированный

Работа с картой

5.3.

Устройство Римской Республики

1ч.

Урок-исследование

Работа в группах

5.4.

Войны Рима с Карфагеном

1ч.

комбинированный

Работа с картой

5.5.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1ч.

комбинированный

Работа с картой

5.6.

Рабство в Древнем Риме

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

5.7.

Земельный закон братьев Гракхов

1ч.

комбинированный

Работа в тетради

5.8.

Восстание Спартака

1ч.

комбинированный

Работа с картой, учебником

5.9.

Единовластие Цезаря

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

5.10.

Установление империи

1ч.

комбинированный

Работа с картой, учебником

5.11.

Соседи Римской империи

1ч.

комбинированный

Работа с картой

5.12.

В Риме при императоре Нероне.

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

5.13.

Первые христиане и их учение.

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

5.14.

Расцвет империи во втором веке

1ч.

комбинированный

Работа с картой. Учебником

5.15.

«Вечный город» и его жители.

1ч.

комбинированный

Работа в рабочей тетради

5.16.

Римская империя при Константине

1ч.

комбинированный

Работа с учебником

5.17.

Взятие Рима варварами.

1ч.

комбинированный

Работа в рабочей тетради

5.18.

Повторительно-обобщающий урок: «Древний Рим»

1ч.

обобщение

Контрольная работа

5.19.

Итоговый урок по курсу «История Древнего мира»

1ч.

Итоговое обобщение

тестирование

6.

Резерв учебного времени

2ч.

Основное содержание УЧЕБНОГО КУРСА

Что изучает история.  Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. 

В ходе изучения раздела учащиеся должны уметь:

  • работать со справочным материалом книги;
  • определять век по дате;
  • работать с лентой времени;
  • объяснять понятие – исторический источник;
  • составлять устный рассказ;
  • знать символики современных государств;
  • работать с исторической картой;
  • понимать, что история России – часть всеобщей истории;
  • знать символику России.

История Древнего мира.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

В ходе изучения темы учещиеся должны знать,уметь, понимать:

  • прессказывать текст учебника;
  • сравнивать древнейших и современных людей;
  • называть признаки родовой общины;
  • составлять рассказ по рисунку;
  • уметь называть орудия труда первобытных людей и их главное отличие от животных.

Древний Восток.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия

древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

В ходе изучения раздела учащиеся должны знать, уметь, понимать:

  • читать историческую карту;
  • пересказывать текст учебника и формулировать выводы;
  • распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  • сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян;
  • самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации;
  • анализировать исторический источник;
  • сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;
  • давать ценку различным событиям древнего мира;
  • знать и объяснять следующие термины: земледельцы. ремесленники. Фараон, жрец. Чиновник. Колсница. Храм ы, пирамиды. Клинопись, иероглифы. Долговое рабство. Каситы, варны, конфуцианство.

Древняя Греция и эллинистический мир.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.  

В ходе изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:

  • пересказывать текст учебника;
  • читать историческую карту;
  • характеризовать события и их участников;
  • работать с текстом учебника и иллюстрациями;
  • давать самостоятельную оценку явлениям;
  • анализировать исторический источник;
  • воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;
  • сравнивать различные события;
  • объяснять следующие понятия: Троя, поэма, демос. Знать, демократия. Спартанцы, илоты, спартанское воспитание, торговый флот, палестра, гимнасия, народное собрание, совет пятисот, междоусобные войны, музей.

Древний Рим.

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

В ходе изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:

  • уметь читать историческую карту;
  • оперировать датами;
  • сравнивать исторические явления выделять сходства и отличия;
  • рассказывать содержание иллюстрации;
  • давать самостоятельную оценку событиям и явлениям;
  • составлять рассказ используя текст учебника и иллюстрации;
  • пересказывать текст учебника. Делать выводы;
  • объяснять следующие понятия: республика, плебеи, патриции, галлы, консул, гладиаторы, гладиаторские бое, Колизей, восстание рабов, Спартак, Цезарь, германцы. славяне, христианство,  варвары, готы, семь чудес света.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Видеодиски
  3. Карты по истории «Древнего мира»
  4. Схемы
  5. Презентации
  6. иллюстрации

Дидактический материал:

1. Раздаточный материал

2. Тесты

3. Фрагменты источников

4. Статистические данные

5. Памятки для характеристики исторических событий и деятелей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

комплект для обучающегося:

  1. Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение» 2010 Г.
  2. Репин А.В. «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», Саратов: Лицей 2010 г.   

 Методическая литература для учителя:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений  под ред. Г.А. Леонтьевой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.: ил.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. – 136 с.: ил.
  5. Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2003.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...