Нашествие с Востока.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Головчанская Нина Валерьевна

урок истории 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashestvie_s_vostoka.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Нашествие с Востока

ФИО (полностью)

Головчанская Нина Валерьевна

Место работы

МОУ «Факел Социализма СОШ»

Должность

учитель

Предмет

история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Нашествие с Востока, № 44

Базовый учебник

Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2011.

  1. Цель  урока:

Ознакомление с монголо-татарским нашествием, выяснение причин поражения русских городов.

9. Задачи:

- обучающие: выявление причин завоевания Руси монголо-татарами; примеров героизма и мужества русского народа в борьбе с монголо-татарами.

-развивающие: развитие у учащихся  умений работы в группе; работы с картой и дополнительными источниками;

-воспитательные:  воспитание чувства патриотизма и любви к Родине

  1. Тип урока: формирование новых знаний
  2. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный  проектор, атласы


№ п/п

УВЭ

Средства

Методы

Формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивационный

Атлас

Атлас, карта

Презентация, сл.1

Иллюстративный

репродуктивный

 частично-поисковый

Прием знаний

Синтез

Индивид.

Групповая

Групповая

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите?

Таким образом, в  XIII в. начинается вторжение иноземных захватчиков с востока на Русь. (Показаны стрелками). Этими завоевателями являются монголо - татары.

      - Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карты?

«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!»

Так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: И в те дни обрушилась беда на христиан.

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Мы познакомимся с нашествие монголо-татар на Русь.

А что еще нам предстоит выяснить в ходе урока?

 Цель урока:  почему монголо-татары победили Русь? 

А как думаете вы?

Давайте проверим наши предположения в конце урока.

Учащиеся анализируют карты и Представление содержания на вопросы учителя.

Представление содержания на вопросы учителя.

Представление содержания на вопросы учителя.

2.

Формирование новых знаний

Текст (приложение 1)

Карта, презентация

сл.2, 3

текст (приложение 2)

Информационный модуль

Презентация сл.4

Текст (учебник)

Презентация сл.5-15

Текст (приложение 3)

репродуктивный

 частично-поисковый

Анализ

Прием знаний

Анализ

Прием знаний

Индивид.

Инд., групповая

Инд.

Инд., групп.

Инд.

Прочитаете текст и  подумайте  над следующими вопросами:

  1. Какие сведения, приведенные в тексте, для вас новы?
  2. Какой вывод можно сделать на основании этого документа.

Сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.

-  Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков. Как вы думаете, почему?

- Что происходит на территории княжеств? (феодальная раздробленность)

А тем временем из восточных стран стали приходить тревожные вести о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Запад новые кочевники –завоеватели.  К 1227 году были покорены страны.

-  Почему монголы так много воевали?

-  В чем причина их завоевательных походов?

- Каким было монго-татарское войско?

-  А теперь поработаем в роли исследователей и проверим правильность наших предположений.

В 1223 году монголо-татары вторглись в Половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.

        Задание:  Предлагаю открыть учебник на стр. 97. Найти   ответ на вопрос:  Каковы итоги сражения? Почему русские князья потерпели поражение? 

Страшное  поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ни чему не научил.

 

 "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.            

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."

После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук Батый и в 1236 году покорил Волжскую Булгарию, а 1237 году подошел к границам Руси.

О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания: Я предлагаю  прочитать и составить схему завоевательных походов, на основе представленных документов.

Работа с текстом

Представление содержания на вопросы учителя.

Работа учащихся с картой

Строят высказывания в устной форме

участвуют в диалоге

Восприятие информации (информационный модуль)

Работа с текстом представление содержания на вопросы учителя, участвуют в диалоге

Работа с текстом представление содержания на вопросы учителя, участвуют в диалоге

3.

Закрепление изученного материала

Текст (приложение 4)

Практический модуль

Тест (приложение 5)

Применение знаний

Применение знаний

Групповая

Инд.

Подведем итоги нашего исследования. В ходе разговора  мы ответили на главный вопрос нашей темы урока:    

Почему монголо-татары победили Русь?

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий.

Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы избавиться от монголо – татарской зависимости.

Участвуют в диалоге,

в групповом обсуждение,

строят высказывание в устной форме.

Выполняют практический модуль

Работа с тестом

4.

Итог урока

Устный текст (вопросы)

Применение знаний

Инд., групп.

Назовите ключевое слово.  В единстве - сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.

Представление содержания на вопросы учителя

5.

Домашнее задание

Презентация сл.16

Синтез

Групп.

Объясняет задание, дает установку на его выполнение

Принятие и сохранение учебной задачи

6.

Рефлексия

Устный текст (вопросы)

Анализ

Групп.

Предлагает закончить предложения:

  1. На уроке мне понравилось……
  2. На уроке мне не понравилось………потому что…..

Представление содержания на вопросы учителя

  1. Информационный модуль - http://fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html

  1. Практический модуль - http://fcior.edu.ru/card/21628/tataro-mongolskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html

Приложение 1.

  1. Какие сведения, приведенные в тексте, для вас новы?
  2. Какой вывод можно сделать на основании этого документа.

В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").

В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. (по Л.Гумилеву)

Приложение 2.

Войско монголо-татар состояло из легкой и тяжелой конницы, они не подковывали коней, поэтому их шаг был, тих и неслышен. Легкие всадники имели кривую саблю, топор, аркан, копье и 2 лука. У каждого воина 2 колчана по 30 стрел.

Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивали противника под удар главных сил. Воины тяжелой конницы имели копье, меч, железный шлем, кольчугу. У каждого воина было не менее трех лошадей.

Русское войско сильно отличалось от монгольского. Во главе войска стоял князь со своей дружиной. Крестьяне не привлекались к военным действиям. Да и дружина не могла иметь по нескольку лошадей. Из оружия можно выделить щит, меч, копье, секиру.

Приложение 3.

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Ингваревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1238 года подошел к Владимиру. При штурме города применялись пушки и огнеметы (стенобитные орудия и камнеметные машины). Монголы ворвались в город. Жители города попытались укрыться в Софийском (Успенском) соборе, но были сожжены заживо. Юрий Всеволодович попытался собрать войско на реке Сить, но недооценил противника и был разбит в марте 1238 года.После победы на реке Сить монгольские войска устремились к Новгороду их путь держал через город Торжок, но его жители заранее подготовились к схватке противником, однако и он был взят. К концу марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск и этот город по приказу Батыя был сровнен с землей. 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал

орду под своими стенами 50 дней! Батый назвал его «злым городом»

Приложение 4.

                             Почему монголо-татары победили Русь?

     

Монголо-татары                                                                                 Русь

 

Единое, централизованное государство                    феодальная раздробленность

Численное превосходство;                                                    Отсутствие единой армии

Железная дисциплина,                                           Техническая отсталость русских дружин

наступательная тактика;

 разведка;

                         установление монголо-татарского иго

Приложение 5. Тест 

запишите букву, под которой по вашему мнению правильный ответ

  1. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

Половцы                                  Е

Печенеги                        Л

                Византийцы                        М

                Гунны                                О

  1. Битва на реке Калке произошла:

                  31 мая 1322 года          С

                  8 сентября 1237 года        В

                  1 сентября 1322 года        А

                  31 мая 1223 года        Д

  1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

     Мамай                        Е        

Батый                         И

Чингисхан                      Ш

Тохтамыш                      Т

  1. Что не входило в вооружение русского воина?

Меч                        П

      Секира                         Р

       Копье                                С

Лук и стрелы                Н

  1. Первый удар в 1237 году был нанесен по

        Новгородской земле                    Л

        Владимирскому княжеству              А

        Рязанскому Княжеству                С

        Киевскому княжеству                   Б

  1. Евпатий Коловрат выступил на защиту

Владимирского княжества        Р

Киевского княжества                 К

Рязанского княжества                Т

Новгородской земли                Г

  1. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

Торжок                                Е

Рязань                                Ж

Козельск                        В

Владимир                        О

  1. Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами

                   Феодальная раздробленность,                                  С

Отсутствие единой армии                            У

Техническая отсталость русских дружин                И

Христианское вероисповедание                        О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с  историческими документам...

Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

Материал предназначен учителям истории...

Нашествие с Востока

1)      Познакомить  с ходом монгольского нашествия на Русь;2)      Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...

"Нашествие с Востока"

Разработка учебного занятия  по истории России в 6 классе....

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)

Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...