Урок истории в 7 классе по воссоединеню Крыми с Россией
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Фимина Любовь Степеновна

Урок истории в 7 классе, посвящен истории отношений России и Крыма, предпосылки воссоединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vossoedinenie_kryma_s_rossiey.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»

Конспект урока истории в 7 -м классе

«Мы – вместе»

Воссоединение Республики Крым с Российской Федерацией

План-конспект урока

истории  разработан

учителем истории

и обществознания

Фиминой Любовью

Степановной

Сыктывкар — 2014 год

Конспект урока истории «Мы - вместе»

Воссоединение Республики Крым с Российской Федерацией

Урок разработан в рамках технологического проекта  «Мы - вместе» на основании письма Министерства образования Республики Коми от 02.04.2014 № 02-42/00-109

Цель урока: способствовать осознанию учащимися историческую обусловленность  вхождения Крыма в состав России и важности этого события для каждого жителя России.

Задачи урока:

Образовательные:

универсальные: тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя; формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового развивать способности к самоанализу.

специальные: способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи,  обобщать факты, анализировать их.

Развивающие:

расширять культурный кругозор, обращаясь к фактам жизни знаменитых соотечественников,

Воспитательные:

формировать уважительное отношение к героическому прошлому России и гордость за её настоящее.

Тип урока: урок открытия новых знаний и закрепления умений и навыков.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Оборудование:

мультимедийная установка и проектор для презентации слайдов;

раздаточный материал; учебник.

1.  Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. На столах у вас лежит  раздаточный материал (рабочие листы), который будет необходим на уроке. Запишите число. Начнем наш урок с записи  даты, которую вы видите на слайде в ваших тетрадях.

Слайд №1.  Дата вхождения Крыма в состав России.

18 марта 2014 года

Назовите мне знаменательное событие, которое произошло в этот день .

-День вхождения Крыма в состав России.

Слайд №2.  Подписания договора.

Именно в этот  день был подписан договор между Россией и Республикой Крым.

Москва.18 марта. (INTERFAX.RU)  – Во вторник в Москве был подписан договор между Россией и Республикой Крым о принятии полуострова в состав РФ и образовании новых российских субъектов. Подпись под документом поставили президент России Владимир Путин, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, глава совета министров республики Сергей Аксенов и "народный мэр" Севастополя Алексей Чалый.

Комментарий учителя. Это историческое событие произошло в результате прошедшего в Крыму референдума о вхождении в состав России.

Слайд № 3. Референдум в Крыму.

Что такое референдум?

- Всенародное голосование по вопросам государственного значения.

А теперь посмотрите на слайд с другой датой. Дата вам уже знакома. Что это за дата?

Слайд №4.  Дата 1783 год.

1783 год

Что произошло в этот год?  (8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России.)

Слайд №5. Дата 8 апреля 1783 год.

8 апреля 1783 года – Манифест Екатерины II   о  присоединении Крыма

Мы проходили с вами это событие при изучении темы «Внешняя политика России в эпоху Екатерины II». Вспомним об этом событии.

Сообщение ученика.

«8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) влилась в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На первых порах обустройством российского Крыма ведал князь Потемкин, получивший титул «Таврического». В 1783 году население Крыма насчитывало 60 тыс. человек, занятых преимущественно скотоводством (крымские татары). Вместе с тем под российской юрисдикцией начало расти русское, а также греческое население из числа отставных солдат. Приезжают осваивать новые земли болгары и немцы. В 1787 году императрица Екатерина совершила свое знаменитое путешествие в Крым».

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Слайд № 6. Екатерина II посещает Крым.

Слайд №7.  Потёмкин Таврический

Обратимся к распечатке на ваших партах. Прочтите отрывок из Манифеста Екатерины II.

«В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия  Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую»

Как вы понимаете  слова из документа « в руках наших бывший»?

- Крымские земли уже были в составе русских земель.

В 988 году здесь принимает крещение русский князь Владимир. После разгрома Хазарии Святославом хазарская часть Крыма переходит под власть русского Тмутараканского княжества. Это вы изучали в 6 классе.

А теперь вернёмся к нашим  двум датам

Слайд №6.

1783-  ?  - 2014

2.  Актуализация и фиксирование затруднения (Создание учителем проблемной ситуации).

Как вы думаете,  почему между этими датами стоит  знак вопроса,  и почему мы говорим о вхождении Крыма в состав России,  если это уже происходило? (варианты ответа учеников)

3. Выявление места и причины затруднения

Вам сейчас сложно ответить  на этот вопрос,  так как мы ещё  не изучали этот период. Трудно самим разобраться, почему именно сейчас народ Крыма принял такое решение.

Но мы постараемся в этих  вопросах разобраться на нашем уроке.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать, что повлияло на выбор жителей Крыма, какими историческими политическими событиями  это было обусловлено).

Сформулируйте тему урока.

Слайд № 7.Тема урока.

Учащиеся предлагают различные варианты темы. Учитель их подводит к теме

Воссоединение Республики Крым с Российской Федерацией

Ученики записывают тему в тетрадь.

Чем отличается от присоединения?

-это добровольное вхождение.

Эта тема не была предусмотрена нашей программой. Как вы думаете, почему мы сегодня её с вами изучаем?

Это очень важное событие произошло на наших глазах и это уже стало частью нашей истории.

Определите задачи на урок, что вы должны сделать, узнать. Какие вы используете средства?

- узнать, что было с Крымом после вхождения в состав России в 18 веке

- почему Крым оказался в составе Украины

- почему именно сейчас жители Крыма приняли такое решение ?

Как вы   будете работать?

- будем работать с текстами документов  в парах.

5. Реализация построенного проекта.

Мы уже почитали с вами один документ – это Манифест Екатерины II.

Сейчас обратимся к ещё одному документу. На ваших партах распечатки с отрывком из обращения Президента России В.В.Путина к Федеральному собранию (нашему парламенту) Российской Федерации  от 18.03.2014.

Слайд №8. Портрет Путина.

Работа с текстом документа.

«Уважаемые друзья, сегодня мы собрались по вопросу, который имеет …  историческое значение для всех нас. 16 марта в Крыму состоялся референдум, он прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами.

В голосовании приняло участие более 82 процентов избирателей. Более 96 процентов высказалось за воссоединение с Россией. Цифры предельно убедительные.

Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России.

В Крыму буквально всё пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. (…) В Крыму – могилы русских солдат, мужеством которых Крым в 1783 году был взят под Российскую державу. Крым – это Севастополь, город-легенда, город великой судьбы, город-крепость и Родина русского черноморского военного флота. ..Каждое из этих мест свято для нас, это символы русской воинской славы и невиданной доблести.

А в 1954 году последовало решение о передаче в  состав Украины   Крымской области, заодно передали и Севастополь, хотя он был тогда союзного подчинения.

Крым вдруг оказался уже в другом государстве, вот тогда уже Россия почувствовала, что её даже не просто обокрали, а ограбили.

Русские, как и другие граждане Украины, страдали от постоянного политического и государственного кризиса, который сотрясает Украину уже более 20 лет.

«В сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые переживала наша страна в течение ХХ века».

http://www.kremlin.ru/news/20603

Прочитайте документ  и,  работая в парах, ответьте на вопросы в конце документа.

Как в  Обращении президента даётся объяснение решению народа Крыма войти в состав  России?

- общая история, общая слава

-сложная политическая ситуация, кризис на Украине.

Какое известное вам историческое событие  упомянуто в документе?

- Крещение князя Владимира

Почему для России так важен  город Севастополь?

Город – Родина черноморского флота.

Когда и как Крым оказался в составе Украины?

- в 1954 году был передан  Украине.

Что побудило жителей Крыма именно сейчас принять такое решение?

- кризис на Украине.

Дополним информацию, которую вы узнали из документа, краткими историческими справками.

Сообщение ученика о крещении князя Владимира

Князь Владимир хотел жениться на византийской принцессе,  и император Византии дал ему согласие, но потом передумал. Возмущённый этим обманом, князь Владимир в этот критический момент действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 году на центр византийских владений в Крыму – Корсунь (Херсонес). Осада прекрасно укрепленного города была очень трудной и продолжалась несколько месяцев. В конце концов,  Корсунь, благодаря предательству, пала. С крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела с прикрепленной запиской, в которой говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, находившийся за крепостными стенами. Стрела была пущена от имени некоего священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекрыли его. Осаждённые города, изнемогающие от жажды,  сдались на милость победителя. Взяв главный опорный пункт византийцев в Крыму, князь подчинил себе также бывшие владения «царя руссов» Олега в Таматархе и Керчи. Таким образом,  Владимир стал первым русским князем, который стал распоряжаться судьбами русского Тмутараканского княжества и посадил на престол в Тмутаракани одного из своих сыновей. Здесь – в  Корсуни (Херсонесе),   Владимир принял Крещение.

http://www.abc-people.com/shop/vladimir_prince.htm#004

Слайд №9. Древний Херсонес.

Слайд №10. Крещение князя Владимира.

Сообщение ученика о Севастополе.

Черноморский флот был основан в 1783 году после присоединения к Российской империи Крыма. Первым пунктом его базирования стала Ахтиарская бухта, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова. Здесь был заложен город Севастополь.

Во время русско-турецких войн под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова Черноморский флот за 2,5 года плавания не потерял ни одного корабля, одержав ряд блестящих побед, в частности, взяв штурмом французские укрепления на острове Корфу.

Во время Крымской войны 1853—1856 гг. эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте (18 ноября 1853 года), разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней доблестно сражались на бастионах города.

http://ru.wikipedia.org/

Слайд №11. Севастополь – Родина Черноморского флота.

Информация учителя о событиях 1954 года.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вернемся к  событиям, о  которых вы сейчас узнали. Как они все между собой связаны?

- История отношений России и Крыма

Достаточно ли это для обоснования  причин вхождения Крыма в состав России?

Как вы думаете, что ещё было необходимо, чтобы это воссоединение произошло?

Воля народа – жителей Крыма.

Найдите в обращении президента, какой  процент от участников референдума   проголосовал за  воссоединение с Россией?

 96% голосовавших!

Это очень убедительная цифра. Она подтверждает, что воссоединение Крыма с Россией было желанием  большинства его жителей.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведем итог урока.

Обратимся к теме нашего урока «Воссоединение Республики Крым с Российской Федерацией»

Как вы считаете,  с какой целью я дала этот урок?

- Это важное событие для истории нашей страны и нам нужно знать, как и почему это произошло.

Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы поставили цель узнать об исторических предпосылках этого великого события и о политических причинах, которые привели к необходимости проведения референдума в Крыму.

Удалось ли реализовать цели урока? (да)

Можем ли мы в этой теме поставить точку?

Точка в этой теме поставить мы не можем. Нам ещё предстоит её изучать  в курсе истории  России в 20 веке, но на сегодняшний день мы с вами получили необходимую историческую информацию  для осмысления этого события.

Вы свидетели той тяжёлой обстановки, которая сейчас происходит на Украине. Здесь даже политикам сложно давать прогнозы. Обратимся ещё раз к тексту  Обращения Президента.

Завершим наш урок его словами:

«Мы хотим, чтобы на землю Украины пришли мир и согласие, и вместе с другими странами готовы оказывать этому всемерное содействие и поддержку. Но только сами граждане Украины в состоянии навести порядок в собственном доме».

Слайд №12. «Мы – вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку в рамках акции "Мы вместе" в честь воссоединения Крыма с Россией

Ресурс содержит подробный сценарий урока и презентацию...

Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

Конференция "С Россией навсегда!" (к годовщине воссоединения Крыма с Россией)

Конференция посвящена годовщине присоединения Крыма к Российской Федерации. Структура конференции - Крым во времена Екатерины 2 и Потемкина, события Майдана 2014 года, референдум в Крыму и изменения в...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного годовщине воссоединения Крыма с Россией: «Крым и Россия – вместе навсегда».

18 марта 2018 г. исполняется 4 года, с того памятного дня, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федера...

Методическая разработка тематического урока "Крымская весна", посвящённого Дню воссоединения Крыма с Россией

Тематический урок " Крымская весна" посвящён Дню воссоединения Крыма с Россией проводится в форме классного часа....

«Крым и Россия». Сценарий открытого урока в рамках акции «Мы вместе» в честь воссоединения Крыма с Россией

Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо!Крым ждал чуда, его жители верили, что оно свершится, они многое сделали для того, чтобы это чудо стало явью, реальностью, и мы им в этом помогли, п...