"Страны мира в 1-ой трети XX века" (историческое домино)
методическая разработка по истории по теме
В настоящее время образовательный процесс ставит перед школой и учителями задачи по оптимизации учебно-познавательного процесса. Одной из возможностей такой "оптимизации" считается проведение деловых игр.
Деловые игры сочетают в себе качества игр и учебно-диагностического процесса. В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция её участников.
Игровые действия определяются целевым аспектом игры и задаются ведущим (учителем). Роли участников определяются условиями игры.
Ситуация предложенного "исторического домино" моделируется в соответствии с правилами игры в обычное домино, перенесенными на реальные исторические события, что позволяет увлечь ребят игрой и ненавязчиво, в интересной форме, закрепить и развить полученные на уроках знания. При этом используются следующие психолого-педагогические приоритеты:
1. поведенческая коммуникация;
2. групповое взаимодействие;
3. комплексные знания в группах;
4. иммитация реальной ситуации;
5. функции образования, воспитания, обучения, повторения и т.п. во взаимосвязи;
6. результаты данной игры для дальнейшего учебного процесса.
Все перечисленное делает разработку предметной деловой игры необходимым делом.
Предложенное "историческое домино" может быть использовано на повторительно-обобщающих уроках, как в учреждениях СПО, так и в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_domino.docx | 408.57 КБ |
kartochki-shansy.ppt | 433 КБ |
portrety_k_domino.ppt | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Страны мира в 1-ой трети XX века» (историческое домино).
Цели и задачи урока:
Обучающая – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся об истории стран начала ХХ века; проверить умение оперировать понятиями и общетеоретическим материалом.
Развивающая: научиться доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная: формировать отношения в коллективе, взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве; привить навыки ведения делового спора.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: мультимедийное устройство, с проектируемыми тестами-заданиями; 28 фишек домино; карточки-«шансы», «фора», «штрафные»; портреты исторических деятелей, тексты исторических документов; выставка литературы.
Ход урока
Учащимся предлагается сыграть в домино, но не обычное, а историческое. В игру включены следующие комплексы заданий:
- Монополизм.
- Партии.
- Войны.
- Крупные военачальники.
- Реформаторы.
- Революции.
- Мирные договоры.
- Военные союзы.
Изготовлено 28 фишек. Играется, как и во всякое домино. В данном случае – это усложнённая форма: при выставлении той или иной фишки нужно рассказать историю определённого события или политического деятеля.
Предварительный этап
Учащимся заранее предлагается ознакомиться с вариантами заданий фишек, и сообщаются критерии оценки их ответов.
Крупные военачальники.
- С.О.Макаров.
- Колчак.
- Деникин.
- Чапаев.
- Брусилов.
- Буденный.
Реформаторы:
- Ф.Д.Рузвельт.
- П.А.Столыпин.
- Д.Л.Джордж.
- С.Ю.Витте.
- Гитлер.
- Бисмарк.
Монополизм:
- Синдикат.
- Трест.
- Крупп.
- Картель.
- Концерн.
- Рокфеллер.
Революция:
- Коалиционное правительство.
- Двоевластие.
- Октябрь, 1917.
- Июльский кризис, 1917.
- 1905-1907гг.
- Февраль, 1917г.
Партии:
- Виги, тори.
- Кадеты, октябристы.
- Умеренные республиканцы, радикалы.
- РСДРП.
- Демократы, республиканцы.
- НСДАП.
Мирные договоры. Военные союзы.
- Антанта.
- Портсмут, 1905.
- Пангерманский союз.
- Париж, 1919г.
- Брест, 1918.
- Тройственный союз.
Войны.
- Россия-Япония (1904-1905)
- План Шлифена.
- Западный и Восточный фронты.
- 1914-1918гг.
- Интервенция.
- 1918-1920гг.
Критерии оценки ответа по вопросам исторического домино.
- 1. Крупные военачальники, реформаторы:
- полное имя и даты жизни
- род деятельности
- заслуга в истории
- Монополизм:
- определение
- время образования
- где преобладают, примеры
- Революции:
- дата
- характер
- движущие силы
- итоги
- Партии:
- дата создания
- страна
- чьи интересы выражали
- основные мероприятия
- Военные союзы:
- дата создания
- участники
- цели
- Мирные договоры
- дата подписания
- участники
- условия
- Войны
- хронологические рамки
- основные участники
- причины
- итоги
- Двоевластие, коалиционное правительство
- дата существования
- основные мероприятия
- итоги деятельности
- Кризисы временного правительства:
- причины
- в чём проявился
- итоги
Критерии выставления оценок
«5» - полный ответ с обязательным знанием дат
«3» - неполный ответ
«0» - полное отсутствие знаний по вопросам
«фора» - +2 балла
«штраф» - -1 балл
Основной этап
Правила игры.
- Первую фишку выставляют эксперты.
- Разыгрывается ход между командами (по количеству баллов на кубике – кубик кидается 2а раза).
- Команда выставляет фишку и рассказывает о событии или человеке.
- Если нет фишки «идет на базар» (берут до тех пор, пока не выпадет или не закончатся), если берет, то выставляет и рассказывает, если нет, передает ход соперникам.
- После рассказа – ход соперникам.
- В случае полного ответа – «5» баллов, неполного – «3» балла, отсутствие ответа «0».
- Если «0» при превосходстве противника на «5» баллов дается «фора», за которую можно получить «2» балла и сократить разрыв.
- Можно отходить дублем с 2х сторон, т.о. избавляются от фишек – приближая победу.
- Шум, выкрики – «штраф» - лишение «1» балла.
- Побеждает команда, у которой не остается ни одной фишки.
Литература к уроку.
- История. Среднее специальное образование (ред. П.А.Самыгина). – Р.-на-Д.,2002г.
- А.А.Радугин. Россия в мировой цивилизации. – М.,98г.
- В.В.Артемов. Ю.Н.Лубченков. История отечества. – М.,ACADEMIA,2003г.
- А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. Россия в ХХ веке. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 1997.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История России XX-н.XXIв. Учебник для 9класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2007.
- О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран XX-н.XXI в. Учебник для 9класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2006.
- Сороко-Цюпа О.С. Смирнов В.П. Строганов В.П. Мир в ХХ веке. – М.,2000.
- А.А. Кредер. Новейшая история ХХ век. Учебник для основной школы. – М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1999.
- Проэктор. Мировые войны и судьбы человечества. – М.,84.
Приложение
Приглашение на «Историческое домино»
Команды за работой
Группа товароведов «Меркурий»
Команда «Вечное око» (программисты)
Капитаны отстаивают свои позиции
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индия - крупнейшая развивающая страна мира
Этот урок проводится в форме семинара -игры. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал...
Показатели уровня социально – экономического развития стран мира
Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...
Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно...
Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".
Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...
Многообразие стран мира. Практическая работа «Сравнение и характеристика стран мира».
Создать условия для применения знаний и умений при выполнении практической работы....
Игра по истории Средних веков. "Исторический квиз"
Игра для 6 классов. Подходит для итогового урока, проведения мероприятия между классами или школами....