Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
Орг. момент | Приветствие. Создание положительного настроя на продуктивную работу, проверка готовности учащихся к уроку
| Приветствие учителя. Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
|
| |
Проверка домашнего задания
| - Проверка таблицы «Простые жители и вельможи Др. Египта».
- Предлагает работу по карточкам
- Предлагает работу с отрывком стихотворения.
| Ответ ученика. Остальные слушают, дополняют или исправляют ответ, оценивают ответ, пользуясь памяткой.
Работают по предложенной карточке
Читает отрывок стихотворения, отвечает на вопросы. Остальные учащиеся слушают, дополняют или исправляют ответ при необходимости. | Индивидуальная, фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная, фронтальная | Демонстрируют знания по пройденному материалу, умение оценивать ответ учащегося.
Демонстрируют знания по пройденному материалу
Демонстрируют знания по пройденному материалу ,учатся рассуждать, выделять главное.
|
Изучение новой темы (мотивационный) | Вступительное слово:на прошлых уроках мы говорили о том, что фараон считал всех жителей Египта своими подчиненными. Вот с какими словами обращался фараон к подчиненным перед походом: войска в Азию: «Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным нападением. И только так мы станем сильными». | Слушают
|
|
|
Актуализация знаний
| Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов» (слайд 1). Учитель обращает внимание учащихся на то, что с одной картой «Древний Египет» они уже знакомы и просит сравнить с картой «Военные походы фараонов». Какие новые условные обозначения появились на карте? Учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты). Учитель обращает внимание учащихся на памятку по работе с картой (слайд №2). Демонстрация карты «Военные походы фараонов»
| Учащиеся сравнивают карты и отвечают: 1.стрелки (те, кто не обратил внимания на легенду карты) 2. завоевательные походы фараонов, отмеченные стрелками (те, кто правильно работал с картой). Обращают внимание на памятку и отвечают, что не все обратили внимание на легенду карты.
| Работа с картой. Фронтальная работа
| Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах;
|
Составление плана урока.
| Сегодня на уроке мы будем работать с картой №2. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…( демонстрация слайда 3 с названием темы урока).
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?
Учитель записывает вопросы на доске. Учитель помогает: Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход? Может ли карта рассказать нам, как выглядело войско фараона? С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?
|
Учащиеся отвечают – О военных походах фараонов.
Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся предлагают варианты вопросов (Куда? Зачем? Каковы результаты?)
Учащиеся в тетради
Отвечают – войско, оружие
Отвечают – нет
Отвечают – текст учебника, изображения на стенах египетских пирамид (рисунки), письменные источники. | фронтальная работа.
| формирование навыков построения логической цепочки; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
Физкультминутка
| Учитель предлагает упражнения для глаз, простые двигательные движения | Выполняют упражнения |
|
|
Войско фараона | Основу войска составляли пешие воины. Кто они? Учитель предлагает прочесть первый абзац п.1 учебника стр. 46 и найти ответ на вопрос
Учитель просит рассмотреть рисунок «Египетское войско» (слайд№5)и записать в тетради чем были вооружены пешие воины? Просит показать на иллюстрации у доски. Учитель переходит к следующему слайду. А что изображено на этом рисунке? Как выглядит колесница? Мог ли рядовой воин иметь колесницу?
Учитель предлагает прочесть п.2, начиная со 2 абзаца и выяснить какую роль играла колесница в войске фараона, подобрав ряд глаголов. Учитель предлагает подумать – какую роль играло войско в египетском государстве?
Учитель проводит аналогию с современным государством – какую роль армия играет сегодня в государстве?
Предположите, какой роли в древнем Египте отдавалось большее предпочтение? И почему?
Учитель предлагает, работая в парах с картой и текстом учебника п.3 стр.48, выяснить, куда и зачем направлялось войско фараонов. На основе этого заполнить схему в тетрадях. Учитель обращает внимание учащихся на записи в тетрадях и просит сделать вывод – в чем цель военных походов фараонов?
Учитель предлагает познакомиться с источником «Добыча первого похода» (Слайд №5) и ответить на вопрос Что из захваченного египетскими воинами вам кажется наиболее ценным? Почему?
Учитель предлагает сравнить территорию государства по карте О чем это говорит?
Как вы думаете, как распределялась добыча военных походов? Кому доставалось богатство?
Учитель корректирует ответы учащихся и обращает внимание на название п.5 учебника. |
Читают, находят ответ на вопрос, отвечают – «Каждого 10-го юношу забирали в армию на долгие годы».
Рассматривают рисунок, записывают в тетради: копье, топорик, лук и стрелы, щит. Работа у доски.
Рассматривают рисунок, отвечают, описывают колесницу. Дают аргументированный ответ.
Читают, находят ответ на вопрос, отвечают: мчались, вносили беспорядок в ряды врагов, преследовали врага
Предполагаемый ответ учащихся: совершало военные походы
Учащиеся отвечают – Охраняет границы, защищает
Учащиеся выстраивают предположения
Рассматривают карту, заполняют схему.
Юг | Запад | Северо-восток | Нубия | Ливия | Палестина, Финикия, Сирия |
Работают с источником, делают вывод (пленные)
Сравнивают территории, отмечают, что территория значительно расширилась. Делают вывод
Учащиеся отвечают
Зачитывают вслух название п.5 учебника
|
Индивидуальная работа
Работа с иллюстрацией |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объект, формулирование проблемы, выстраивание логической цепочки, самоопределение, самоконтроль
|
закрепление
| Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог: ЦЕЛЬ ПОХОДОВ
………… …… ………. | Учащиеся работают в тетради. Делают вывод |
| Приведение полученных знаний в систему, выстраивание логической цепочки, самоопределение, самоконтроль |
| Учитель обращает внимание учащихся на слова Тутмоса III перед походом в Азию и просит определить конечную цель военных походов (слайд №7) Учитель просит закончить схему, дописав словосочетание – сильное государство | Учащиеся анализируют, находят ответ.
Учащиеся заканчивают схему |
|
анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах; систематизация знания, выстраивание логической цепочки
|
| Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: Куда? Зачем? Каковы результаты? И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях. Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах). Просит оценить собственные достижения по пройденной теме и заполнить таблицу Я знаю | Я умею | Мне интересно |
|
|
|
Домашнее задание:§9, На оценку «3» знать основные понятия, конспект урока. На оценку «4» выписать результаты походов Что получали? Фараон, Военачальники, Рядовые воины На оценку «5». Напишите эссе: «Поход египетского войска в ____________ ». От лица простого воина. Или фараона, или вельможи, или жителя страны завоевания. Тебе предоставляется право выбора, во-первых, страны завоевания, во-вторых, участника события. Попробуй высказать свое отношение к описываемому событию.
| Учащиеся просматривают записи, отвечают
Выстраивают свою деятельность на уроке
Заполняют схему.
Учащиеся индивидуально выбирают домашнее задание по уровням сложности |
| умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование, контроль, самооценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению, умение структурировать знания
|