Проектная деятельность.
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме
Теоретический материал по теме "Организация проектной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_proektnaya_deyatelnost.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата .
В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно- и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые.
Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности.
Проектная деятельность при изучении пропедевтических курсов истории. Большая часть проектов для данного курса по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, его играм, занятиям, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др.
Мною представлен проект «Мое генеалогическое древо».
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).
Цели проекта: формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; знакомство с новыми фактами из истории семьи; выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.); обучение составлению родословного древа или таблицы.
Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация проходила в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступал учащийся, подготовивший проект.
Так в 2008-2009 гг. работа ученика 8 класса Опарина Антона «Генеалогическое древо» на районном конкурсе «Моя родословная» заняла III место.
В своей практике использую «метод проектов», совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему обучающегося путём выполнения им самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов.
Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся.
Проектный метод позволяет не только углубленно изучать материал, но и формировать общеучебные умения, систему научных знаний, мировоззрение.
Непременным условием деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебный проект позволяет школьнику проявиться индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать свои силы, знания, публично показать результаты.
Результаты этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого учащегося.
Несмотря на разнообразие проектов, все они в завершенном виде должны отвечать определённым требованиям:
- Предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с авторской идеей.
- Интерактивность,
- «дружественный интерфейс»,
- продуманная система помощи, подсказок, комментариев.
Сюда же можно отнести требования к дизайну:
- Умелый подбор цветовой гаммы;
- Подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий «читабельность» текста;
- Качество иллюстраций, аудио- и видеофрагментов.
Опираясь на опыт работы над проектами, делаю выводы:
- усиливает учебную мотивацию
- даёт возможность ученику почувствовать себя успешным,
- проектная деятельность учит формулировать проблему, планировать её решение,
- формирует навыки работы с информацией,
Ученик становится активным участником процесса обучения, а поэтому, полученные знания, надолго сохраняются и успешно используются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...